СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль учителя начальных классов в формировании мышления у учащихся первого класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

методические рекомендации по развитию мышления у первоклашек

Просмотр содержимого документа
«Роль учителя начальных классов в формировании мышления у учащихся первого класса»



Роль учителя начальных классов в формировании мышления у

учащихся первого класса

Мышление – это высшая ступень человеческого познания, процесс отражения в мозге окружающего реального мира, основанный на двух различных психофизиологических механизмах: образования и непрерывного пополнения запаса понятий, представлений и вывода новых суждений и умозаключений. При формировании любых форм мышления у детей нам учителям необходимо учитывать психологические особенности каждого конкретного возраста.

С приходом ребёнка в школу меняется его образ жизни и ведущей деятельностью становится учёба. В связи с этим происходит перестройка познавательных процессов. Развитие мышления характеризуется переходом от наглядно- образного мышления к словесно- логическому и рассуждающем мышлению на уровне конкретных понятий. Начинает формироваться конкретно- предметное общение, это когда задачи решаются с помощью существующего реального объекта. В этот же период жизни , в 7-8 лет, меняется и весь психологический облик ребёнка, преобразуется его личность, познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения. Включение в новую социальную среду, начало освоения учебной деятельности требуют от ребёнка качественно нового развития и организации всех психических процессов ( восприятия ,внимания, памяти, мышления), более высокой способности к управлению своим поведением.

Интенсивно развивается в процессе обучения мышление. Ученик постепенно учится выделять существенные свойства и признаки предметов и явлений, что даёт возможность делать первые обобщения. На этой основе у ребёнка постепенно начинает формироваться элементарные научные понятия .Мышление первоклассника отвечает следующим критериям:

  • Ребёнок решает мыслительные задачи, представляя их условия, мышление становится предметным;

  • Детские вопросы выступают показателем развития любознательности и говорят о критическом мышлении;

  • Появляется новое соотношение умственной и практической деятельности, когда практические действия возникают на основе предварительного рассуждения; возрастает планомерность мышления;



  • Возникает попытка объяснить явления и процессы;



  • Складываются предпосылки таких качеств, как самостоятельность, пытливость, гибкость мышления;



  • Мышление совершается в обобщениях .Оно всегда идёт от единичного к общему и от общего к единичному.





В связи с этим велика роль учителя начальных классов в формировании мышления первоклассников, так как мышление теснейшим образом связана с действием. Ребёнок познаёт действительность ,воздействуя на неё, начинает понимать мир и пытается его изменить его. Мышление не просто сопровождается действием или действие – мышлением; действие – это первичная форма существования мышления. Первичный вид мышления- это мышление в действии и действием, мышление, которое совершается в действии и в действии выявляется. Наилучшим образом формируются мыслительные процессы на уроках математики.

Первый класс- стадия конкретных операций. Конкретное мышление опирается на наглядные образы и представления. Общее положение понятно только тогда, когда оно конкретизируется посредством частных примеров. Формируется мышление через анализ, внутренний план действий, рефлексию.

Для формирования мышления первоклассников необходимо выявление уровня развития мышления на данном этапе возрастного развития. Содержательная информация об уровне умственного развития школьника, его индивидуальных особенностей познавательной деятельности, качества ума необходимы учителю для следующих целей: осуществления индивидуального подхода в развитии мышления, подбора заданий, наиболее эффективно влияющих на мыслительную деятельность; организации совместной с родителями деятельности по совершенствованию качеств мышления школьников; выявления наиболее умственно одарённых детей.

Чтобы правильно оценить уровень сформированности мыслительной деятельности первоклассника, необходимо исходить из современных данных о мышлении как о разных способах решения задач: обобщённом и необобщённом. Обобщённый способ отличается тогда. Когда задача решается не только для данного частного случая, но и для всех однородных. Оценить уровень развития мышления помогут логические задачи следующего типа;

  1. Толя веселее, чем Катя. Катя веселее, чем Алик. Кто веселее всех?

  2. Саша сильнее, чем Вера. Вера сильнее, чем Лиза. Кто сильнее всех?

  3. Миша темнее , чем Коля. Миша светлее, чем Вова. Кто темнее всех?

Надо отметить, что первоклассники решают такие задачи с удовольствием. Такие задачи – хороший инструмент для развития мышления. Кроме того используются анализ- приёмы:

  1. Сравнить различные предметы;

  2. Найти общие черты предметов;

  3. Найти различия в предметах

  4. Найти самое важное в рассказе

  5. Пересказать рассказ от имени героя.

Развитие рефлексии после выполненного задания заключается в беседе с детьми: « Что ты делаешь?, Почему ты делаешь именно так?, Почему его действия правильные?, Расскажи, чтобы всем было понятно,».

То есть приучать разъяснять и обосновывать свои действия как можно более развёрнуто. Учителю необходимо ставить первоклассника в ситуацию размышления, формировать у детей представления о последствиях каждого действия. Учить анализировать свою работу, не указывать ребёнку на ошибку. а самому искать где, почему, как исправить.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!