Роль учителя - наставника в адаптации и становлении молодого педагога
Обучаюсь делая, делаю обучаясь.
Ян Амос Коменский - чешский педагог-гуманист,
основоположник научной педагогики, классно-урочной системы.
Изменения, происходящие в нашем обществе в последние годы, резко повлияли на ситуацию в сфере педагогической науки и образования. На современном этапе педагогическое общество располагает рядом нормативно-правовых документов, регламентирующих функционирование и развитие системы образования в Российской Федерации, а также организацию воспитательно-образовательного процесса в образовательных учреждениях разного уровня и профиля. Основные принципы образовательной политики в России, определенные в Законе РФ «Об образовании», раскрыты в Национальной доктрине образования в РФ до 2025 года, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
Принципиальное отличие нового стандарта в том, что в его основу положены не предметные, а ценностные ориентиры. В качестве ключевого понятия современного образования выдвигается понятие компетенций, а формирование компетенций заявлено в качестве одной из главных целей профессионального обучения.
В нашей школе многие годы существовала и существует традиция наставничества, когда официально или неофициально за каждым молодым специалистом закрепляется опытный педагог. Его задача – сопровождение в период адаптации, ознакомление со спецификой работы педагогического коллектива, преподавания конкретной дисциплины, включение молодого педагога в процесс профессионального становления.1 Задача наставника - заинтересовать и помочь молодому учителю реализовать себя, развивать его личностные качества, коммуникативные умения, совершенствовать методологическую базу, развивать управленческие умения.
Любой человек, начинающий свой путь в профессии, испытывает затруднения вследствие отсутствия опыта. Большие затруднения испытывает и молодой учитель, пришедший в школу из стен вуза.
Во-первых, как недавний выпускник вуза, молодой специалист не сразу может почувствовать себя не школяром – студентом, а профессионалом, т.к. его сознание должно фактически моментально перестроится, особенно это сложно, когда разница в возрасте новоиспечённого учителя и учащегося оказывается совсем небольшой.
Во-вторых, он не имеет ни малейшего представления о том, с кем ему придется работать, а среди учащихся, родителей встречаются люди разные. Родители чаще всего скептически, с большим недоверием относятся к молодым педагогам, особенно если они гораздо старше его. Да и сам молодой педагог может испытывать затруднения в работе с родителями, давая советы по педагогическому воспитанию детей.
В-третьих, молодой специалист даже не представляет с каким количеством документации ему придётся работать, как правильно грамотно её оформлять, оказывается недостаточно подготовленным в нормативно-правовых вопросах.
Таким образом, возникает проблема - несоответствия между желанием молодого педагога работать, творить, экспериментировать, нести светлое и разумное и социальными запросами общества.2
Молодому учителю очень важно быть уверенным в своих знаниях, чувствовать себя профессионалом, он должен быть максимально адаптирован на рабочем месте. Задача наставника - помочь молодому учителю успешно справляться со своими должностными обязанностями, преодолеть недостатки практического опыта. Очень важно быть рядом с молодым учителем в тот момент, когда он еще не умеет удерживать внимание учеников в течение всего урока, когда он не знает, как реагировать в случае неадекватного поведения ученика, как правильно отобрать материал для урока и какие методические приемы использовать, чтобы дети поняли его. Наставник поможет учителю справиться с этими проблемами и сохранить уверенность в себе, а значит и удовлетворенность работой в школе. Потребность наставничества сформировалась как результат развития современного общества, требующего усвоения огромного количества знаний. Эти знания должны быть систематизированы с позиций формирования цивилизационного подхода, что требует от учителя хорошей профессиональной подготовки, умения выстраивать отношения сотрудничества с учащимися. Это приходит с опытом, но время для его накопления должно быть сокращено максимально. Желание работать в связке наставник – молодой педагог, взаимодействовать должно быть обоюдным стремлением с обеих сторон, только в этом случае можно достичь успеха. Русский философ Михаил Михайлович Бахтин писал: «Истина не рождается и не находится в голове отдельного человека, она рождается между людьми, совместно ищущими истину в процессе их диалогического общения».
На первом этапе обычно проводится диагностика, которая в нашем случае показала высокий уровень общительности, организованности, интеллигентности, направленности на предмет, коммуникативности. Молодой специалист Елизавет Дмитриевна Нагорная владеет методикой обучения, ориентируется в основных образовательных системах и имеет хорошие знания по теории предмета.
Следующий шаг в совместной работе была разработка индивидуального плана профессионального развития. Совместно с администрацией школы была составлена программа совместных действий по адаптации молодого специалиста к своей новой роли в качестве преподавателя, определена последовательность шагов для решения выявленных проблем.
Были изучены ФГОС, проанализирована основная и дополнительная литература, определена роль ИКТ в системе преподавания, разработаны планы своей деятельности по разработке элементов УМК.
С целью организации поддержки и методической помощи было составлено планирование по следующим направлениям:
Работа по предмету | Воспитательная работа | Работа с нормативной документацией |
Изучение ФГОС ООО, рабочих программ по предметам, календарно-тематического планирования. Оказание помощи в разработке поурочных планов (технологических карт). Взаимопосещение уроков с последующим анализом. | Изучение плана воспитательной работы школы, составление плана воспитательной работы класса. Консультации по вопросу возрастных особенностей младших школьников. | Изучение нормативно – правовой базы школы (должностная инструкция учителя, календарный учебный график, учебный план, ООП ООО, план работы школы на 2018-2019 уч. год), Практическое занятие «Ведение школьной документации» (классный журнал, личные дела учащихся, журналы инструктажей, ученические тетради, дневники)» |
Диагностика профессиональных затруднений молодого специалиста, диагностика пробелов в теоретических знаниях Посещение уроков, оказание методической помощи. Оказание помощи в выборе методической темы по самообразованию. Практическое занятие: «Как работать с ученическими тетрадями». | Практическое занятие: «Организация работы с родителями. Тематика родительских собраний. Беседа с родителями». Совместная разработка программы внеурочной деятельности, календарного планирования. Совместная разработка планов-конспектов занятий по внеурочной деятельности, внеклассного мероприятия. | |
Занятие: «Современный урок и его организация. Использование современных педагогических технологий». Занятие: «Способы контроля учебных успехов учащихся (комплексные работы, портфолио). Виды диагностики результатов обученности». | Занятие: «Методика проведения классного часа, внеклассного мероприятия» | Практикум: «Обучение составлению отчетности по окончанию четверти» Изучение положения о текущем и итоговом контроле за знаниями учащихся. |
Практикум «Формы и методы работы на уроке. Система опроса учащихся» | | Составление аналитических справок. |
Практикум: «Организация работы с мотивированными и неуспевающими учащимися» Оказание помощи в подготовке учащихся к ОГЭ | Индивидуальные беседы с родителями | |
Практикум: «Домашнее задание: как, сколько, когда» | Трудная ситуация на занятии и ваш выход из неё; Анализ педагогических ситуаций. Анализ различных стилей педагогического общения (авторитарный, либерально-попустительский, демократический). Структура педагогических воздействий (организующее, оценивающее, дисциплинирующее) | Изучение нормативных документов школы по ведению профессионального портфолио. |
Внедрение молодым специалистом результатов деятельности по самообразованию в практику своей работы Анкетирование: Профессиональные затруднения. Анкетирование: Оценка собственного квалификационного уровня молодым специалистом. | | |
Совместная подготовка и отбор дидактического материала для уроков и занятий | Оказание помощи в составлении анализа воспитательной работы за год. | |
Участие молодого специалиста в общешкольных мероприятиях, семинарах, совещаниях, конкурсах и т. д. | | |
Моя задача – познакомить молодого учителя с организацией образовательного процесса и документацией: планами и программами, классным журналом и работой с ним (как и когда выставлять отметки ученикам, как записывать тему урока), оказать всестороннюю помощь молодому специалисту в решении возникающих в процессе работы проблем.
Вместе с молодым учителем мы пишем рабочие программы на учебный год, планируем внеурочную деятельность по предмету; составляем индивидуальный план адаптации, мероприятия по введению в должность, работы и задания в рамках профессиональной деятельности, участие в мероприятиях. 3
Одной из важнейших задач является подготовка современного урока в условиях ФГОС, осуществление индивидуального и дифференцированного подхода в процессе обучения, использование на уроках современных образовательных технологий.4 Но здесь, вероятно, уже наставникам впору учиться у молодых педагогов.
Наставничество стимулирует потребности молодого педагога в самосовершенствовании, способствует его профессиональной и личностной самореализации. Эффективность системы наставничества помогает руководителям образовательных учреждений, педагогам-наставникам быстро и качественно решать задачи профессионального становления молодых учителей, включать их в проектирование своего развития, оказывать им помощь в самоорганизации, самоанализе своего развития, повышать их профессиональную компетентность. В процессе наставничества затрагиваются интересы трех субъектов взаимодействия: молодого педагога, учителя — наставника и школы. И как итог взаимной их работы и сотрудничества, молодой педагог получает знания, развивает навыки и умения, компетентности, повышает свой профессиональный уровень и способности; развивает собственную профессиональную карьеру; учится выстраивать конструктивные отношения с наставником, коллегами; приобретает информацию о деятельности организации, в которой он работает. Учитель — наставник развивает свои профессиональные качества; методические, методологические, психолого — педагогические, информационные. Образовательное учреждение повышает культурный и профессиональный уровень подготовки кадров; улучшаются взаимоотношения между коллегами5
1 Сидоров Евгений Fлександрович. Роль учителя-наставника в становлении начинающего педагога//https://solncesvet.ru/rol-uchitelya-nastavnika-v-stanovleni/
2 Нижиндаева Н.Г. Роль учителя-наставника в становлении молодого педагога.// Выступление на семинаре муниципальной творческой лаборатории молодых педагогов «Школа молодого учителя как фактор развития предметного образования»
3 Н. Б. Жарикова. Роль наставника в адаптации молодого педагога в школе
4 Роль наставника в преподавании истории в школе. Евдокимова Татьяна Ивановна, заместитель директора по НР// http://открытыйурок.рф/статьи/211989/
5 Щипунова Н. Н. Организация наставничества в школе с молодыми педагогами // Молодой ученый. — 2016. — №6. — С. 845-847. — URL https://moluch.ru/archive/110/26995/ (дата обращения: 13.02.2019).