РОЛЬ УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА НОВЫЕ ФГОС
Узбекова А.А. учитель технологии
МОУ Калиновская СОШ, 2014г.
Современный учитель технологии должен быть подготовлен к работе в новых условиях, в условиях реализации ФГОС НОО, ФГОС ООО и ФГОС средней школы – основных нормативных документов в образовании на сегодняшний день.
Сегодня учитель должен быть компетентностным человеком, отвечающий всем требованиям современной действительности.
Компетентности в области постановки целей и задач педагогической деятельности
- Умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся.
- Умение перевести тему урока в педагогическую задачу.
- Умение вовлечь обучающихся в процесс формулирования целей и задач. (пример)
Умение вовлечь учащихся в процесс формулирования целей и задач
- Умеет вовлечь обучающихся в процесс формулирования целей и задач урока.
- Предлагает обучающимся назвать результаты деятельности на уроке и способы их достижения.
- Предлагает учащимся самостоятельно сформулировать цель урока в соответствии с изучаемой темой.
- Спрашивает как обучающиеся поняли цели и задачи урока.
- Обучающиеся принимают участие в формулировании целей и задач урока.
Компетентность в предмете преподавания
- Хорошо знает предмет.
- Рабочая программа по предмету построена с учетом межпредметных связей.
- При подготовке к уроку использует дополнительные материалы(медиа ресурсы).
- В процессе формирования новых знаний опирается на знания обучающихся, полученные ими ранее при изучении других предметов.
- Добивается высоких результатов по преподаваемому предмету.
Н.Г. Абъетанова
Для того чтобы достичь высоких результатов в обучении и воспитании каждого ученика, учитель должен владеть новым содержанием, новыми методами работы, осознавать свое место в образовательном процессе.
Учитель уже не является единственным источником правильных знаний, а его мнение существует на уроке наряду с мнениями учащихся.
Оцените уровень своей готовности к работе по новым ФГОС.
ТАБЛИЦА ЗАТРУДНЕНИЙ УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО
В опросе приняли участие:
- учителя с педстажем работы до 5 лет - 15 человек.
- учителя с педстажем работы до 10 лет - 20 человек.
- учителя с педстажем работы до 20 лет – 25 человек.
- учителя с педстажем работы свыше 20 лет - 46 человек.
Элементы педагогической деятельности
Трудно
Степень затруднения
Знание содержания современных УМК по технологии
Составление рабочей программы к УМК
5/17
Не трудно
33%/37%
7/25
8/27
Календарно-тематическое планирование в соответствии с ФГОС ООО
Легко
46.6%/54.3%
9/32
7/21
Осуществление планирования целей урока в соответствии с ФГОС ООО
2/2
53.3%/58.7%
46.6%/45.6%
1/
Логическое построение урока
13.3%/
60%/69.5%
9/33
5/11
5/22
60%71.7%
6.6%/
1/3
33%/24%
6/12
4.3%
33%/47.8%
6/14
6.6%/
/1
40%/26%
/2.1%
40%/30.4%
4/10
6.5%
26.6%/
21.7%
Н.Г. Абъетанова
Создание положительной психологической атмосферы урока с учѐтом возрастных особенностей обучающихся
Использование современных педагогических технологий, согласно ФГОС ООО
3/3
9/32
8/30
Использование разнообразных форм организации работы на уроке в рамках системно-деятельностного подхода
20%/6.5%
3/11
60%/69.5%
3/13
Умение формирования мотивации учения у обучающихся
53.3%/65.2%
6/21
20%/24%
4/17
9/22
20%/28.2%
4/3
40%/45.6%
7/21
60%/47.8%
/3
26.6%/6.5%
26.6%/37%
46.6%/45.6%
/8
/6.5%
/17.4%
Системное формирование умений и навыков у обучающихся
8/22
Создание условий для достижения всеми обучающимися запланированных результатов освоения образовательной программы:- предметных- метапредметных- личностных
53.3%/47.8%
7/23
Реализация в предметном преподавании междисциплинарных программ: - формирование универсальных учебных действий - формирование ИКТ- компетентности обучающихся - основы учебно-исследовательской и проектной деятельности- основы смыслового чтения и работа с текстом
13/41
2/5
Формирование у учащихся УУД:
13/40
86.6%/89.1%
0/1
46.6%/50%
/4.6%
0/0
86.6%/86.9%
2/6
13.3%/33.3%
личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных
10/32
13.3%/13%
0/0
66.6%/69.5%
5/12
33.3%/26%
0/2
0/4.3%
Использование различных форм оценивания деятельности учащихся.
8/20
Формирование навыков самооценки и рефлексии у обучающихся
53.3%/43.4%
6/21
Использование современного оборудования на уроке
10/30
40%/45.6%
1/5
6/22
Работа с одаренными детьми и работа с обучающимися с низким уровнем обученности
5/15
66.6%/65.2%
6.6%/10.8%
6/16
0/1
40%/47.8%
5/22
Умение спланировать внеурочную деятельность по предмету. Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся
33.3%/32.6%
7/20
9/20
4/2
40%/34.7%
33.3%/47.8%
0/4.6%
26.6%/4.3%
60%/43.4%
0/10
46.6%/43.4%
8/21
0/21.7%
53.3%/
0/5
45.6%
0/10.8%
Н.Г. Абъетанова
Примерная структура каждого типа урока по ФГОС
1. Структура урока усвоения новых знаний;
2. Структура урока комплексного применения знаний и умений;
3.Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)
4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений;
5. Структура урока контроля знаний и умений
6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков.
7. Структура комбинированного урока.
Программа по технологии (5-8 (9) классы) /Н.В.Синица, П.С.Самородский,2013)
- Программа по технологии для 5-8 (9) классов ОУ подготовлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.
- Программа реализована в предметной линии учебников «Технология» для 5-8 (9) классов (универсальная линия), подготовленных авторами в развитие учебников, созданных под руководством В.Д.Симоненко и изданных Издательским центром «Вентана-Граф».
- Входит в систему учебно-методических комплектов «Алгоритм успеха».
- Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, информации, объектов природной среды.
Технология изучается по двум направлениям:
- Технологии ведения дома
- Индустриальные технологии
- Каждый компонент программы включает в себя основные теоретические сведения и практические работы. При этом предполагается, что изучение материала, связанного с практическими работами, предваряется освоением обучающимися необходимого минимума теоретических сведений с опорой на лабораторные исследования, выполнение школьниками творческих и проектных работ.
- В разделе «Проектирование и изготовление изделий» указаны часы для изучения теоретических сведений, практическая работа над проектом проводится параллельно с изучаемой темой, совпадающей с темой проекта
- .
Анализ образовательных потребностей обучающихся и аргументация распределения количества часов по направлениям программы
- С учетом интересов обучающихся;
- возможностей ОУ и материально-технической базы;
- наличия методического и дидактического обеспечения;
- особенностями 5-6-х классов в 2014-15 учебном году (неделимые по гендерному признаку).
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ