СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

От теории к практике: особенности конструирования современного урока

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основным элементом системы деятельности педагога является образовательная деятельность, а ее ведущей организационной формой – урок. Е.Ю.Ривкин в своем пособии «Профессиональная деятельность учителя в период перехода на ФГОС основного общего образования. Теория и технологии» определяет урок как «управляемый (следовательно, целенаправленный, мотивированный, планируемый, организационно обеспеченный, корректируемый), ресурсообеспеченный системный процесс совместной деятельности учителя и обучающихся по достижению запрограммированного диагностируемого образовательного результата, определенного образовательной программой».

Сегодня концепция ФГОС, общедидактические принципы, позиции системно-деятельностного и компетентностного подходов определяют особую систему требований  уроку. По Е.Ю.Ривкину она включает в себя целеполагание, мотивацию, практическую значимость знаний и способов деятельности, отбор содержания, интегративность знаний, построение каждого этапа урока, использование разнообразных эффективных приемов организации результативной образовательной деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, подведение итогов каждого этапа урока обучающимися, наличие блоков самостоятельной работы по получению знаний, парной или групповой работы, системы самоконтроля и взаимоконтроля, качественную положительную оценку деятельности обучающихся, в связи с последними рекомендациями Минобрнауки – минимизация и вариативность домашнего задания и, наконец, обеспечение психологического комфорта и условий здоровьесбережения на уроке.

Придя в школу с огромным багажом университетской методики, я старалась применить ее максимально всю. И это было моей ошибкой: стремясь к новым, активным формам обучения, я подчас не учитывала возможности учащихся и чрезмерно перегружала урок. Дети могут устать от обилия информации и потерять интерес к тому, что делает учитель. К тому ж мне казалось, что подготовка учителя  уроку сводится к составлению конспекта, где нужно отразить цели, основные этапы урока и содержание учебного материала. На практике же я поняла, что должна не просто написать объемный конспект, который регламентирует мою деятельность как учителя,  а смоделировать деятельность обучающихся, направленную на достижение запланированных результатов, получение качественных знаний.

При подготовке к уроку я для себя продумываю, как будет осуществляться моя деятельность и деятельность моих учеников, каких результатов я хочу добиться, следуя программе, планирую предметные, метапредметные и личностные результаты.  При работе стараюсь не делать основной акцент на учебник, в котором порой много избыточной информации,  а опираюсь на содержание образовательной программы, стараюсь привлекать дополнительную литературу по предмету.

Для себя определила, что важно уметь построить процесс получения знаний с опорой на уже имеющиеся знания у обучающихся. Поэтому часто с детьми заполняем в начале и в конце урока  маркировочную таблицу («знаю, хочу узнать, узнал»). Например, при изучении темы «Периодическая система Д.И.Менделеева», дети в начале урока заполняют первый столбик таблицы. Среди предложенных ими вариантов может быть упоминание о самом ученом, о каком-то уже известном элементе таблицы (происходит некое подобие мозгового штурма, где дети, не стесняясь своих мыслей, могут написать предположения). Далее дети заполняют второй столбец «хочу узнать». Варианты тоже могут быть разные – от «узнать, какие еще элементы присутствуют в таблице» до «как были открыты элементы» (формулируются цели и задачи на урок, происходит мотивация учащихся). Третий столбец заполняется в конце урока, предполагая подведение итога и рефлексию. Преподаваемые мною предметы позволяют использовать разнообразные источники информации, дидактические материалы (наглядные пособия, таблицы, диаграммы, ЭОР, натуральные объекты, препараты), проводить опыты.

Со стороны учителя требуется огромная работа при подготовке к уроку. Очень важно сочетать разные виды учебной деятельности  во время занятия: слово учителя, самостоятельная работа с учебником, работа с карточками, тесты, работа в группах и др. Перемена вида деятельности в сочетании с тренировками  и занятостью на переменах дают большой эффект.

      На своих уроках  я использую разные виды разгрузки, как психологической так и физической, чтобы ослабить давление  на организм детей. Это способствует смене психологического  настроя, вместо боязни урока, учителя – дружеское взаимопонимание.

Формы проведения урока разные – комбинированный урок, урок – лекция, урок – семинар, урок самостоятельного получения знаний, урок – беседа, урок  повторения или обобщения  знаний.  При этом старюсь, чтобы вышеуказанные формы проведения уроков соответствовали современным требованиям: тему и цели урока помогают формулировать дети, они же определяют задачи урока, планируют способы достижения цели, осуществляют  действия по намеченному плану, контроль, формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, дают оценку деятельности по её результатам. То есть, ведущую роль на своих уроках я отвожу детям, за собой оставляю роль куратора и наставника.

Основным своим преимуществом в работе по новым образовательным стандартам я считаю молодость. Мне легче, чем более старшим поколениям учителей перестроиться на новые рельсы. Я легко отхожу от университетской методики и учусь реализовывать стандарт на практике, все новое мне не чуждо и воспринимается мной как закономерность развития информационного общества, требующего от людей умения добывать информацию. Как рекомендуют новые стандарты образования   на своих уроках я преследую цель «научить учиться», стремлюсь к тому, чтобы каждый мой урок вызывал у детей искренний интерес. Чтобы никто из детей не старался остаться незамеченным на уроке, а наоборот, стал его активным участником. Только правильно смоделировав урок, я могу добиться положительных результатов.

Список используемой литературы

  1. Агафонова С.В. Суть изменений современного урока с введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [электронный ресурс] // /nachalnaya-shkola/materialy-mo/sut-izmeneniy-sovremennogo-uroka-s-vvedeniem-federalnogo
  2. Гришова, Е.А. Современный урок в условиях введения ФГОС нового поколения [Электронный ресурс] / Е. А. Гришова // /images/1/1f/Гришова_Е._А.,_Горобец_М._А..
  3. Иванова М.Ю. Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС [электронный ресурс] // /nachalnaya-shkola/materialy-mo/trebovaniya-k-sovremennomu-uroku-v-usloviyah-vvedeniya-fgos
  4. Утякаева Ф.А. Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС [электронный ресурс] // /shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/trebovaniya-k-sovremennomu-uroku-v-usloviyah
  5. Хабарова В.В. Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС [электронный ресурс] // /metod_kop_doc/metod_nedelya/Habarova.pdf
  6. Ривкин Е.Ю. «Профессиональная деятельность учителя в период перехода на ФГОС основного общего образования. Теория и технологии», Волгоград, «Учитель», 2015 г.

Просмотр содержимого документа
«От теории к практике: особенности конструирования современного урока»

Особенности конструирования  современного урока       Обрывалина Оксана Александровна учитель химии и биологии МБОУ «Баженовская СШ» Саргатского муниципального района Омской области

Особенности конструирования современного урока  

Обрывалина Оксана Александровна

учитель химии и биологии

МБОУ «Баженовская СШ»

Саргатского муниципального

района Омской области

 Основным элементом системы деятельности педагога является образовательная деятельность, а ее ведущей организационной формой – урок.  По Е.Ю.Ривкину урок – управляемый, ресурсообеспеченный системный процесс совместной деятельности учителя и обучающихся по достижению запрограммированного диагностируемого образовательного результата, определенного образовательной программой

Основным элементом системы деятельности педагога является образовательная деятельность, а ее ведущей организационной формой – урок.

По Е.Ю.Ривкину урок – управляемый, ресурсообеспеченный системный процесс совместной деятельности учителя и обучающихся по достижению запрограммированного диагностируемого образовательного результата, определенного образовательной программой

Требования к уроку: Целенаправленность Мотивация Практическая значимость знаний и способов деятельности  Отбор содержания  Интегративность знаний  Построение каждого этапа урока  Использование разнообразных эффективных приемов организации результативной образовательной деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся Подведение итогов каждого этапа урока обучающимися Наличие блоков самостоятельной работы по получению знаний, парной или групповой работы Системы самоконтроля и взаимоконтроля Качественную положительную оценку деятельности обучающихся

Требования к уроку:

  • Целенаправленность
  • Мотивация
  • Практическая значимость знаний и способов деятельности
  • Отбор содержания
  • Интегративность знаний
  • Построение каждого этапа урока
  • Использование разнообразных эффективных приемов организации результативной образовательной деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся
  • Подведение итогов каждого этапа урока обучающимися
  • Наличие блоков самостоятельной работы по получению знаний, парной или групповой работы
  • Системы самоконтроля и взаимоконтроля
  • Качественную положительную оценку деятельности обучающихся
 При подготовке к уроку я продумываю, как будет осуществляться моя деятельность и деятельность моих учеников, каких результатов я хочу добиться, следуя программе, планирую предметные, метапредметные и личностные результаты. При работе стараюсь не делать основной акцент на учебник, в котором порой много избыточной информации, а опираюсь на содержание образовательной программы, стараюсь привлекать дополнительную литературу по предмету .

При подготовке к уроку я продумываю, как будет осуществляться моя деятельность и деятельность моих учеников, каких результатов я хочу добиться, следуя программе, планирую предметные, метапредметные и личностные результаты. При работе стараюсь не делать основной акцент на учебник, в котором порой много избыточной информации, а опираюсь на содержание образовательной программы, стараюсь привлекать дополнительную литературу по предмету .

 Важно уметь построить процесс получения знаний с опорой на уже имеющиеся знания у обучающихся

Важно уметь построить процесс получения знаний с опорой на уже имеющиеся знания у обучающихся

Маркировочная таблица Знаю Хочу узнать ? Узнал ? ?

Маркировочная таблица

Знаю

Хочу узнать

?

Узнал

?

?

  Преподаваемые мною предметы позволяют использовать разнообразные источники информации, дидактические материалы (наглядные пособия, таблицы, диаграммы, ЭОР, натуральные объекты, препараты), проводить опыты.

Преподаваемые мною предметы позволяют использовать разнообразные источники информации, дидактические материалы (наглядные пособия, таблицы, диаграммы, ЭОР, натуральные объекты, препараты), проводить опыты.

На своих уроках я использую разные виды разгрузки, как психологическую так и физическую, чтобы ослабить давление на организм детей.

На своих уроках я использую разные виды разгрузки, как психологическую так и физическую, чтобы ослабить давление на организм детей.

Формы урока: комбинированный урок урок – лекция урок – семинар урок самостоятельного получения знаний урок – беседа урок повторения или обобщения знаний

Формы урока:

  • комбинированный урок
  • урок – лекция
  • урок – семинар
  • урок самостоятельного получения знаний
  • урок – беседа
  • урок повторения или обобщения знаний
 Основным своим преимуществом в работе по новым образовательным стандартам я считаю молодость. Мне легче, чем более старшим поколениям учителей перестроиться на новые рельсы. Я легко отхожу от университетской методики и учусь реализовывать стандарт на практике, все новое мне не чуждо и воспринимается мной как закономерность развития информационного общества, требующего от людей умения добывать информацию.

Основным своим преимуществом в работе по новым образовательным стандартам я считаю молодость. Мне легче, чем более старшим поколениям учителей перестроиться на новые рельсы. Я легко отхожу от университетской методики и учусь реализовывать стандарт на практике, все новое мне не чуждо и воспринимается мной как закономерность развития информационного общества, требующего от людей умения добывать информацию.

 Как рекомендуют новые стандарты образования на своих уроках я преследую цель «научить учиться», стремлюсь к тому, чтобы каждый мой урок вызывал у детей искренний интерес. Чтобы никто из детей не старался остаться незамеченным на уроке, а наоборот, стал его активным участником. Только правильно смоделировав урок, я могу добиться положительных результатов.

Как рекомендуют новые стандарты образования на своих уроках я преследую цель «научить учиться», стремлюсь к тому, чтобы каждый мой урок вызывал у детей искренний интерес. Чтобы никто из детей не старался остаться незамеченным на уроке, а наоборот, стал его активным участником. Только правильно смоделировав урок, я могу добиться положительных результатов.

Список используемой литературы   Агафонова С.В. Суть изменений современного урока с введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [электронный ресурс] // /nachalnaya-shkola/materialy-mo/sut-izmeneniy-sovremennogo-uroka-s-vvedeniem-federalnogo Гришова, Е.А. Современный урок в условиях введения ФГОС нового поколения [Электронный ресурс]  / Е. А. Гришова // /images/1/1f/Гришова_Е._А.,_Горобец_М._А.. Иванова М.Ю. Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС [электронный ресурс] // /nachalnaya-shkola/materialy-mo/trebovaniya-k-sovremennomu-uroku-v-usloviyah-vvedeniya-fgos Утякаева Ф.А. Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС [электронный ресурс] // /shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/trebovaniya-k-sovremennomu-uroku-v-usloviyah Хабарова В.В. Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС [электронный ресурс] // /metod_kop_doc/metod_nedelya/Habarova.pdf Ривкин Е.Ю. «Профессиональная деятельность учителя в период перехода на ФГОС основного общего образования. Теория и технологии», Волгоград, «Учитель», 2015 г.

Список используемой литературы

  • Агафонова С.В. Суть изменений современного урока с введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [электронный ресурс] // /nachalnaya-shkola/materialy-mo/sut-izmeneniy-sovremennogo-uroka-s-vvedeniem-federalnogo
  • Гришова, Е.А. Современный урок в условиях введения ФГОС нового поколения [Электронный ресурс] / Е. А. Гришова // /images/1/1f/Гришова_Е._А.,_Горобец_М._А..
  • Иванова М.Ю. Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС [электронный ресурс] // /nachalnaya-shkola/materialy-mo/trebovaniya-k-sovremennomu-uroku-v-usloviyah-vvedeniya-fgos
  • Утякаева Ф.А. Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС [электронный ресурс] // /shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/trebovaniya-k-sovremennomu-uroku-v-usloviyah
  • Хабарова В.В. Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС [электронный ресурс] // /metod_kop_doc/metod_nedelya/Habarova.pdf
  • Ривкин Е.Ю. «Профессиональная деятельность учителя в период перехода на ФГОС основного общего образования. Теория и технологии», Волгоград, «Учитель», 2015 г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!