Основным элементом системы деятельности педагога является образовательная деятельность, а ее ведущей организационной формой – урок. Е.Ю.Ривкин в своем пособии «Профессиональная деятельность учителя в период перехода на ФГОС основного общего образования. Теория и технологии» определяет урок как «управляемый (следовательно, целенаправленный, мотивированный, планируемый, организационно обеспеченный, корректируемый), ресурсообеспеченный системный процесс совместной деятельности учителя и обучающихся по достижению запрограммированного диагностируемого образовательного результата, определенного образовательной программой».
Сегодня концепция ФГОС, общедидактические принципы, позиции системно-деятельностного и компетентностного подходов определяют особую систему требований уроку. По Е.Ю.Ривкину она включает в себя целеполагание, мотивацию, практическую значимость знаний и способов деятельности, отбор содержания, интегративность знаний, построение каждого этапа урока, использование разнообразных эффективных приемов организации результативной образовательной деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, подведение итогов каждого этапа урока обучающимися, наличие блоков самостоятельной работы по получению знаний, парной или групповой работы, системы самоконтроля и взаимоконтроля, качественную положительную оценку деятельности обучающихся, в связи с последними рекомендациями Минобрнауки – минимизация и вариативность домашнего задания и, наконец, обеспечение психологического комфорта и условий здоровьесбережения на уроке.
Придя в школу с огромным багажом университетской методики, я старалась применить ее максимально всю. И это было моей ошибкой: стремясь к новым, активным формам обучения, я подчас не учитывала возможности учащихся и чрезмерно перегружала урок. Дети могут устать от обилия информации и потерять интерес к тому, что делает учитель. К тому ж мне казалось, что подготовка учителя уроку сводится к составлению конспекта, где нужно отразить цели, основные этапы урока и содержание учебного материала. На практике же я поняла, что должна не просто написать объемный конспект, который регламентирует мою деятельность как учителя, а смоделировать деятельность обучающихся, направленную на достижение запланированных результатов, получение качественных знаний.
При подготовке к уроку я для себя продумываю, как будет осуществляться моя деятельность и деятельность моих учеников, каких результатов я хочу добиться, следуя программе, планирую предметные, метапредметные и личностные результаты. При работе стараюсь не делать основной акцент на учебник, в котором порой много избыточной информации, а опираюсь на содержание образовательной программы, стараюсь привлекать дополнительную литературу по предмету.
Для себя определила, что важно уметь построить процесс получения знаний с опорой на уже имеющиеся знания у обучающихся. Поэтому часто с детьми заполняем в начале и в конце урока маркировочную таблицу («знаю, хочу узнать, узнал»). Например, при изучении темы «Периодическая система Д.И.Менделеева», дети в начале урока заполняют первый столбик таблицы. Среди предложенных ими вариантов может быть упоминание о самом ученом, о каком-то уже известном элементе таблицы (происходит некое подобие мозгового штурма, где дети, не стесняясь своих мыслей, могут написать предположения). Далее дети заполняют второй столбец «хочу узнать». Варианты тоже могут быть разные – от «узнать, какие еще элементы присутствуют в таблице» до «как были открыты элементы» (формулируются цели и задачи на урок, происходит мотивация учащихся). Третий столбец заполняется в конце урока, предполагая подведение итога и рефлексию. Преподаваемые мною предметы позволяют использовать разнообразные источники информации, дидактические материалы (наглядные пособия, таблицы, диаграммы, ЭОР, натуральные объекты, препараты), проводить опыты.
Со стороны учителя требуется огромная работа при подготовке к уроку. Очень важно сочетать разные виды учебной деятельности во время занятия: слово учителя, самостоятельная работа с учебником, работа с карточками, тесты, работа в группах и др. Перемена вида деятельности в сочетании с тренировками и занятостью на переменах дают большой эффект.
На своих уроках я использую разные виды разгрузки, как психологической так и физической, чтобы ослабить давление на организм детей. Это способствует смене психологического настроя, вместо боязни урока, учителя – дружеское взаимопонимание.
Формы проведения урока разные – комбинированный урок, урок – лекция, урок – семинар, урок самостоятельного получения знаний, урок – беседа, урок повторения или обобщения знаний. При этом старюсь, чтобы вышеуказанные формы проведения уроков соответствовали современным требованиям: тему и цели урока помогают формулировать дети, они же определяют задачи урока, планируют способы достижения цели, осуществляют действия по намеченному плану, контроль, формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, дают оценку деятельности по её результатам. То есть, ведущую роль на своих уроках я отвожу детям, за собой оставляю роль куратора и наставника.
Основным своим преимуществом в работе по новым образовательным стандартам я считаю молодость. Мне легче, чем более старшим поколениям учителей перестроиться на новые рельсы. Я легко отхожу от университетской методики и учусь реализовывать стандарт на практике, все новое мне не чуждо и воспринимается мной как закономерность развития информационного общества, требующего от людей умения добывать информацию. Как рекомендуют новые стандарты образования на своих уроках я преследую цель «научить учиться», стремлюсь к тому, чтобы каждый мой урок вызывал у детей искренний интерес. Чтобы никто из детей не старался остаться незамеченным на уроке, а наоборот, стал его активным участником. Только правильно смоделировав урок, я могу добиться положительных результатов.
Список используемой литературы
- Агафонова С.В. Суть изменений современного урока с введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [электронный ресурс] // /nachalnaya-shkola/materialy-mo/sut-izmeneniy-sovremennogo-uroka-s-vvedeniem-federalnogo
- Гришова, Е.А. Современный урок в условиях введения ФГОС нового поколения [Электронный ресурс] / Е. А. Гришова // /images/1/1f/Гришова_Е._А.,_Горобец_М._А..
- Иванова М.Ю. Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС [электронный ресурс] // /nachalnaya-shkola/materialy-mo/trebovaniya-k-sovremennomu-uroku-v-usloviyah-vvedeniya-fgos
- Утякаева Ф.А. Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС [электронный ресурс] // /shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/trebovaniya-k-sovremennomu-uroku-v-usloviyah
- Хабарова В.В. Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС [электронный ресурс] // /metod_kop_doc/metod_nedelya/Habarova.pdf
- Ривкин Е.Ю. «Профессиональная деятельность учителя в период перехода на ФГОС основного общего образования. Теория и технологии», Волгоград, «Учитель», 2015 г.
Просмотр содержимого документа
«От теории к практике: особенности конструирования современного урока»
Особенности конструирования современного урока
Обрывалина Оксана Александровна
учитель химии и биологии
МБОУ «Баженовская СШ»
Саргатского муниципального
района Омской области
Основным элементом системы деятельности педагога является образовательная деятельность, а ее ведущей организационной формой – урок.
По Е.Ю.Ривкину урок – управляемый, ресурсообеспеченный системный процесс совместной деятельности учителя и обучающихся по достижению запрограммированного диагностируемого образовательного результата, определенного образовательной программой
Требования к уроку:
- Целенаправленность
- Мотивация
- Практическая значимость знаний и способов деятельности
- Отбор содержания
- Интегративность знаний
- Построение каждого этапа урока
- Использование разнообразных эффективных приемов организации результативной образовательной деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся
- Подведение итогов каждого этапа урока обучающимися
- Наличие блоков самостоятельной работы по получению знаний, парной или групповой работы
- Системы самоконтроля и взаимоконтроля
- Качественную положительную оценку деятельности обучающихся
При подготовке к уроку я продумываю, как будет осуществляться моя деятельность и деятельность моих учеников, каких результатов я хочу добиться, следуя программе, планирую предметные, метапредметные и личностные результаты. При работе стараюсь не делать основной акцент на учебник, в котором порой много избыточной информации, а опираюсь на содержание образовательной программы, стараюсь привлекать дополнительную литературу по предмету .
Важно уметь построить процесс получения знаний с опорой на уже имеющиеся знания у обучающихся
Маркировочная таблица
Знаю
Хочу узнать
?
Узнал
?
?
Преподаваемые мною предметы позволяют использовать разнообразные источники информации, дидактические материалы (наглядные пособия, таблицы, диаграммы, ЭОР, натуральные объекты, препараты), проводить опыты.
На своих уроках я использую разные виды разгрузки, как психологическую так и физическую, чтобы ослабить давление на организм детей.
Формы урока:
- комбинированный урок
- урок – лекция
- урок – семинар
- урок самостоятельного получения знаний
- урок – беседа
- урок повторения или обобщения знаний
Основным своим преимуществом в работе по новым образовательным стандартам я считаю молодость. Мне легче, чем более старшим поколениям учителей перестроиться на новые рельсы. Я легко отхожу от университетской методики и учусь реализовывать стандарт на практике, все новое мне не чуждо и воспринимается мной как закономерность развития информационного общества, требующего от людей умения добывать информацию.
Как рекомендуют новые стандарты образования на своих уроках я преследую цель «научить учиться», стремлюсь к тому, чтобы каждый мой урок вызывал у детей искренний интерес. Чтобы никто из детей не старался остаться незамеченным на уроке, а наоборот, стал его активным участником. Только правильно смоделировав урок, я могу добиться положительных результатов.
Список используемой литературы
- Агафонова С.В. Суть изменений современного урока с введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [электронный ресурс] // /nachalnaya-shkola/materialy-mo/sut-izmeneniy-sovremennogo-uroka-s-vvedeniem-federalnogo
- Гришова, Е.А. Современный урок в условиях введения ФГОС нового поколения [Электронный ресурс] / Е. А. Гришова // /images/1/1f/Гришова_Е._А.,_Горобец_М._А..
- Иванова М.Ю. Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС [электронный ресурс] // /nachalnaya-shkola/materialy-mo/trebovaniya-k-sovremennomu-uroku-v-usloviyah-vvedeniya-fgos
- Утякаева Ф.А. Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС [электронный ресурс] // /shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/trebovaniya-k-sovremennomu-uroku-v-usloviyah
- Хабарова В.В. Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС [электронный ресурс] // /metod_kop_doc/metod_nedelya/Habarova.pdf
- Ривкин Е.Ю. «Профессиональная деятельность учителя в период перехода на ФГОС основного общего образования. Теория и технологии», Волгоград, «Учитель», 2015 г.