Просмотр содержимого документа
«Роль учителя в проектной деятельности»
Роль учителя в
проектной деятельности
Проектно – исследовательская деятельность это один из методов, направленный на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствующий развитию творческих способностей и логического мышления, объединяющий знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщающий к конкретным жизненно важным проблемам.
Исследовательская деятельность способствует формированию следующих универсальных учебных действий
- проводить анализ наблюдаемых объектов и выполнять описание наблюдений;
- классифицировать объекты (выделять существенные признаки объекта или последовательности объектов, устанавливать основание классификации или делать выбор основания);
- обобщать и находить закономерности;
- конструировать объекты.
Цель – исследования
- приобретение обучающимися функционального навыка исследования как универсального способа получения новых прочных знаний ;
- развитие способности к исследовательскому типу мышления;
- активизации личностной позиции обучающегося в образовательном процессе.
Проектно-исследовательская технология может быть реализована как на уроке , так и во внеурочной деятельности
Практическое значение использование проектно-исследовательской технологии во внеурочной деятельности
- ребята приобщаются к миру науки, приобретают навыки исследовательской работы;
- у учащихся появляется возможность наиболее интересные из работ опубликовать в научных сборниках и периодической печати;
- есть возможность представить свои работы для участия в городских и международных конкурсах, конференциях и семинарах;
- работая в тесном контакте с научными консультантами, учащиеся имеют возможность познакомиться с вузами города, выбрать свой профессиональный путь.
УЧЕНИК НАУЧИТСЯ, УЧЕНИК ПОЛУЧИТ ВОЗМОЖНОСТЬ
- Ставить проблему и аргументировать ее актуальность.
- Формулировать гипотезу исследования и раскрывать замысел – сущность будущей деятельности.
- Планировать исследовательские работы и выбирать необходимый инструментарий.
- Собственно проводить исследование с обязательным поэтапным контролем и коррекцией результатов работ.
- Оформлять результаты учебно-исследовательской деятельности как конечного продукта.
- Представлять результаты исследования широкому кругу заинтересованных лиц для обсуждения и возможного дальнейшего практического использования.
- Проводить самооценку хода и результатов работы.
- Четко формулировать цели группы и позволять ее участникам проявлять инициативу для достижения этих целей.
- Оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели.
- Обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе.
- Устанавливать с партнерами отношения взаимопонимания.
- Обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.
- Адекватно реагировать на нужды других.
ПО КОЛИЧЕСТВУ УЧАСТНИКОВ
ПО ДОМИНИРУЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- исследовательский
- информационный
- творческий
- социальный
- ролевой, игровой
- прикладной
- комплексный
- индивидуальный
- парный
- групповой
- коллективный
ТИПОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ
ПО ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ РАБОТЫ
ПО ПРЕДМЕТНОМУ СОДЕРЖАНИЮ
- монопроект (выполняется в рамках одной предметной области)
- межпредметный (в рамках нескольких предметных областей)
- надпредметный (на материале, не входящем в школьную программу)
- мини-проект
- краткосрочный
- недельный
- долгосрочный
Роль учителя:
источников информации;
- Сам является источником;
- Координирует весь процесс;
- Поощряет учеников;
- Поддерживает непрерывную
обратную связь для успешной
работы учеников над
проектом.
Учитель
- энтузиаст
- специалист
- консультант
- руководитель
- «человек, который задает вопросы»
- координатор
- эксперт
Степень самостоятельности при выполнении проекта
- возрастные особенности;
- индивидуальные особенности;
- предыдущий опыт;
- сложность проблемы;
- коммуникабельность.
Что делать учителю
- составить план работы;
- ознакомиться с методами исследования проблемы и данными науки по этому вопросу;
- создать положительную мотивацию к работе учащихся;
- совместно с учащимися участвовать в анализе проблем по теме проектной работы;
- осуществлять промежуточный контроль и коррекцию выполняемой учеником работы;
Что делать учителю
- выработать критерии оценки проектной деятельности учащихся;
- составить нормы и требования по оформлению работы;
- разработать примерные критерии оценки выступления докладчиков по защите проекта;
- составить положения методического подхода к проектной деятельности;
- составить с учащимися список тем для проектной деятельности.
Введение в педагогические технологии элементов исследовательской и проектной деятельности учащихся позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать, школьнику учиться, направлять его познавательную деятельность .
Спасибо за
внимание !