СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль учителя в условиях внедрения ФГОС.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Какая же роль отводится учителю в образовании нового поколения? Попробуем разобраться в данной статье.

Просмотр содержимого документа
«Роль учителя в условиях внедрения ФГОС.»

Учитель в условиях внедрения ФГОС ООО.

Аннотация

В статье рассматривается образование на современном этапе развития. Идея в том, что учитель является главной составляющей в процессе образования. Дается сравнительная характеристика основных изменений в традиционной деятельности педагога, работающего по ФГОС. Раскрываются требования, которым должен соответствовать современный учитель.

В настоящее время каждое образовательное учреждение старается шагать в ногу со временем. Этого требует современное общество, которому необходимы высокообразованные личности, которые способны занять высокое место в жизни. Духовное и физическое здоровые человека, эрудированность и целеустремленность в современном обществе способны развить только школы нового поколения.

Целью современного образования становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя, а именно способность научить учиться. ФГОС основного общего образования ориентирован на результат – развитие личности ребенка в процессе образовательной деятельности. Отсюда следует, что можно определить цель профессиональной деятельности учителя – создание условий для формирования и развития каждого обучающегося как нравственной, компетентностной личности средствами образовательной деятельности

Внедрение ФГОС в общеобразовательную школу не может проходить без трудностей. И первой из них становится подготовка учителя к работе в новом режиме, формирование его педагогической и философской позиции, коммуникативной, методологической, методической и других компетенций. Работая по новым стандартам, учитель должен перестроиться на технологии развивающего, проектной и исследовательской деятельности, личностно - ориентированного обучения, использовать технологии уровневой дифференциации, обучения на основе системно–деятельностного подхода, информационно-коммуникационные технологии, интерактивные методы и активные формы обучения. И это не всегда просто сделать.

Изменения в обществе и в образовании предъявляют новые требования к современному учителю. Постепенно преодолевается привычный авторитарный стиль общения между учителем и учеником. Характер отношений между участниками образовательного процесса играет важную роль. Положительный характер отношений стимулирует познавательную деятельность обучающихся, повышает её результативность. Учитель на уроке должен сочетать требовательность к обучающимся с проявлением педагогического такта, уважения.

В настоящее время учитель выступает в роли наставника, занимает позицию куратора. Ученик же из пассивного слушателя превращается в активного участника образовательного процесса. Используя таблицу, рассмотрим характеристику основных изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС.

Предмет изменений


Традиционная деятельность учителя


Деятельность учителя, работающего по ФГОС


Подготовка к уроку


учитель пользуется строго структурированным конспектом урока

учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приёмов обучения


при подготовке к уроку использует учебник и методические рекомендации

при подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет – ресурсы, материалы коллег, обменивается материалами с коллегами

Объяснение, закрепление учебного материала

большое количество времени занимает речь учителя

самостоятельная деятельность обучающихся (более половины урока)

Главная цель учителя на уроке


успеть выполнить всё, что запланировано

организовать деятельность обучающихся:

- по поиску и обработке информации;

- обобщению способов действия;

- постановке учебной проблемы и т.д.

Материал урока


Материал однотипный, практически не отражает различные источники получения информации и не стимулирует к самообразованию


Материал разного типа, вида и формы; имеется специальный вид материала: справочно-информационный и самообразовательный

Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей)


Формулировки:

- решите

- спишите

- сравните

- найдите

- выпишите

- выполните и т. д.


Формулировки:

- проанализируйте

- докажите (объясните)

- сравните, выразите символом, создайте схему или модель

- продолжите, обобщите (сделайте вывод)

- выберите решение или способ решения

- исследуйте, оцените

- измените, придумайте и т. д.

Продуктивные задания – главное средство достижения результата образования


Форма урока


Преимущественно фронтальная


Преимущественная групповая и/ или индивидуальная;

нестандартное ведение уроков

Учитель ведёт урок в параллельном классе

урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами преподавателями вузов)

урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся

Взаимодействие с родителями обучающихся


происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс;

информированность родителей обучающихся

родители имеют возможность участвовать в образовательном процессе;

общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета

Образовательная среда


создаётся учителем

создаётся обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации)

Результаты обучения


предметные результаты;

отсутствие портфолио обучающегося;

основная оценка – оценка учителя;

важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ


не только предметные результаты, но и личностные и метапредметные;

создание портфолио;

ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки;

учёт динамики результатов обучения детей относительно самих себя;

оценка промежуточных результатов обучения

Таким образом, модель эффективного учителя соответствует следующим характеристикам:

- планирование и организация учебного процесса

- управление классом

- осуществление эффективного преподавания

- личностные качества учителя

- контроль качества и оценка потенциальных возможностей учащихся

- профессионализм.

Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – это и есть главные задачи, без которых новые  требования   ФГОС  к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать. Современной школе нужны компетентные, инициативные учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, знающие свой предмет. Задача педагога – стать самостоятельными, помочь учащимся найти себя в будущем, творческими и уверенными в себе людьми. 

 Смена парадигмы от знаниецентристской к компетентностному образованию предъявляет серьезные требования к учителю. Основная функция - управление процессом обучения, воспитания, развития и формирования школьников. Концепция непрерывного образования педагога новой формации, разработанная Министерством образования и науки РФ, предполагает, что в современной школе должен работать учитель нового типа – профессионал, исследователь, творец. А это возможно только в условиях систематического, непрерывного повышения профессионального мастерства, саморазвития, самосовершенствования. Одной из важнейших характеристик нового педагогического профессионализма современного учителя признаются его рефлексивные компетенции, способность к обобщению и распространению собственного опыта.

Литература

  1. Ривкин Е. Ю. Профессиональная деятельность учителя в период перехода на ФГОС основного общего образования. Теория и технологии /Е. Ю. Ривкин. – Волгоград: Учитель, 2015.

  2. Заруцкая Т. П. Новые требования к профессиональной компетентности педагогов в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты. (http://nsportal.ru/sites/default/files/2012/04/14/rabota_na_konferencii.docx).

  3. Иванов А. Работа школы в условиях введения ФГОС основного образования // Управление школой. 2013. № 1.

  4. Курганский С. Психологический портрет учителя //Управление школой. 2015. № 1.

  5. Н. В. Ширшина Мастер – класс как современная форма аттестации в условиях реализации ФГОС. Алгоритм технологии, модели и примеры проведения, критерии качества / Волгоград, 2014.