Учитель в условиях внедрения ФГОС ООО.
Аннотация
В статье рассматривается образование на современном этапе развития. Идея в том, что учитель является главной составляющей в процессе образования. Дается сравнительная характеристика основных изменений в традиционной деятельности педагога, работающего по ФГОС. Раскрываются требования, которым должен соответствовать современный учитель.
В настоящее время каждое образовательное учреждение старается шагать в ногу со временем. Этого требует современное общество, которому необходимы высокообразованные личности, которые способны занять высокое место в жизни. Духовное и физическое здоровые человека, эрудированность и целеустремленность в современном обществе способны развить только школы нового поколения.
Целью современного образования становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя, а именно способность научить учиться. ФГОС основного общего образования ориентирован на результат – развитие личности ребенка в процессе образовательной деятельности. Отсюда следует, что можно определить цель профессиональной деятельности учителя – создание условий для формирования и развития каждого обучающегося как нравственной, компетентностной личности средствами образовательной деятельности
Внедрение ФГОС в общеобразовательную школу не может проходить без трудностей. И первой из них становится подготовка учителя к работе в новом режиме, формирование его педагогической и философской позиции, коммуникативной, методологической, методической и других компетенций. Работая по новым стандартам, учитель должен перестроиться на технологии развивающего, проектной и исследовательской деятельности, личностно - ориентированного обучения, использовать технологии уровневой дифференциации, обучения на основе системно–деятельностного подхода, информационно-коммуникационные технологии, интерактивные методы и активные формы обучения. И это не всегда просто сделать.
Изменения в обществе и в образовании предъявляют новые требования к современному учителю. Постепенно преодолевается привычный авторитарный стиль общения между учителем и учеником. Характер отношений между участниками образовательного процесса играет важную роль. Положительный характер отношений стимулирует познавательную деятельность обучающихся, повышает её результативность. Учитель на уроке должен сочетать требовательность к обучающимся с проявлением педагогического такта, уважения.
В настоящее время учитель выступает в роли наставника, занимает позицию куратора. Ученик же из пассивного слушателя превращается в активного участника образовательного процесса. Используя таблицу, рассмотрим характеристику основных изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС.
Предмет изменений | Традиционная деятельность учителя | Деятельность учителя, работающего по ФГОС |
Подготовка к уроку | учитель пользуется строго структурированным конспектом урока | учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приёмов обучения |
| при подготовке к уроку использует учебник и методические рекомендации | при подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет – ресурсы, материалы коллег, обменивается материалами с коллегами |
Объяснение, закрепление учебного материала | большое количество времени занимает речь учителя | самостоятельная деятельность обучающихся (более половины урока) |
Главная цель учителя на уроке | успеть выполнить всё, что запланировано | организовать деятельность обучающихся: - по поиску и обработке информации; - обобщению способов действия; - постановке учебной проблемы и т.д. |
Материал урока | Материал однотипный, практически не отражает различные источники получения информации и не стимулирует к самообразованию | Материал разного типа, вида и формы; имеется специальный вид материала: справочно-информационный и самообразовательный |
Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей) | Формулировки: - решите - спишите - сравните - найдите - выпишите - выполните и т. д. | Формулировки: - проанализируйте - докажите (объясните) - сравните, выразите символом, создайте схему или модель - продолжите, обобщите (сделайте вывод) - выберите решение или способ решения - исследуйте, оцените - измените, придумайте и т. д. Продуктивные задания – главное средство достижения результата образования |
Форма урока | Преимущественно фронтальная | Преимущественная групповая и/ или индивидуальная; нестандартное ведение уроков |
Учитель ведёт урок в параллельном классе | урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами преподавателями вузов) | урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся |
Взаимодействие с родителями обучающихся | происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс; информированность родителей обучающихся | родители имеют возможность участвовать в образовательном процессе; общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета |
Образовательная среда | создаётся учителем | создаётся обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации) |
Результаты обучения | предметные результаты; отсутствие портфолио обучающегося; основная оценка – оценка учителя; важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ | не только предметные результаты, но и личностные и метапредметные; создание портфолио; ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки; учёт динамики результатов обучения детей относительно самих себя; оценка промежуточных результатов обучения |
Таким образом, модель эффективного учителя соответствует следующим характеристикам:
- планирование и организация учебного процесса
- управление классом
- осуществление эффективного преподавания
- личностные качества учителя
- контроль качества и оценка потенциальных возможностей учащихся
- профессионализм.
Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – это и есть главные задачи, без которых новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать. Современной школе нужны компетентные, инициативные учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, знающие свой предмет. Задача педагога – стать самостоятельными, помочь учащимся найти себя в будущем, творческими и уверенными в себе людьми.
Смена парадигмы от знаниецентристской к компетентностному образованию предъявляет серьезные требования к учителю. Основная функция - управление процессом обучения, воспитания, развития и формирования школьников. Концепция непрерывного образования педагога новой формации, разработанная Министерством образования и науки РФ, предполагает, что в современной школе должен работать учитель нового типа – профессионал, исследователь, творец. А это возможно только в условиях систематического, непрерывного повышения профессионального мастерства, саморазвития, самосовершенствования. Одной из важнейших характеристик нового педагогического профессионализма современного учителя признаются его рефлексивные компетенции, способность к обобщению и распространению собственного опыта.
Литература
Ривкин Е. Ю. Профессиональная деятельность учителя в период перехода на ФГОС основного общего образования. Теория и технологии /Е. Ю. Ривкин. – Волгоград: Учитель, 2015.
Заруцкая Т. П. Новые требования к профессиональной компетентности педагогов в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты. (http://nsportal.ru/sites/default/files/2012/04/14/rabota_na_konferencii.docx).
Иванов А. Работа школы в условиях введения ФГОС основного образования // Управление школой. 2013. № 1.
Курганский С. Психологический портрет учителя //Управление школой. 2015. № 1.
Н. В. Ширшина Мастер – класс как современная форма аттестации в условиях реализации ФГОС. Алгоритм технологии, модели и примеры проведения, критерии качества / Волгоград, 2014.