Роль уроков химии
в развитии читательской грамотности обучающихся.
М.В. Грудина
МОУ средняя общеобразовательная школа № 2
г. Малоярославца имени А.Н. Радищева
Мне хотелось бы начать наш разговор с притчи. Называется она «Чайная церемония»: Сегодня изучите обряд чайной церемонии, – сказал учитель и дал своим
ученикам свиток, в котором были описаны тонкости чайной церемонии.
Ученики погрузились в чтение, а учитель ушел в парк и сидел там весь день.
Ученики успели обсудить и выучить все, что было записано на свитке.
Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они узнали.
Белый журавль моет голову – это значит, прополощи чайник кипятком, – с гордостью сказал первый ученик.
Бодхисаттва входит во дворец, – это значит, положи чай в чайник, – добавил второй.
Струя греет чайник, – это значит, кипящей водой залей чайник, – подхватил третий.
Так ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной
церемонии.
Только последний ученик ничего не сказал.
Он взял чайник, заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и
напоил учителя чаем.
Твой рассказ был лучшим, – похвалил учитель последнего ученика. Ты порадовал меня вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило: «Говори не о том, что прочел, а о том, что понял».
Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, – заметил кто-то.
Практические дела всегда говорят громче, чем слова, – ответил учитель.
Притча «Чайная церемония» - о знаниях и применении их на деле, говоря
современным языком о «функциональной грамотности школьников». Самый банальный вопрос — чему должны обучать в школе? Самый очевидный ответ — знаниям. Ученик должен выучить и понять определенный набор правил языка, исторических фактов, физических законов, математических формул и так далее. Одна из важнейших задач, стоящих перед педагогами, формирование функционально грамотных людей.
Я хочу остановиться на одной из составляющих функциональной грамотности – читательской. Есть стереотипное мнение, что читательская грамотность должна развиваться в основном на уроках русского языка и литературы. Нет, важно формировать читательскую грамотность на любых предметах, и сейчас многие учителя – предметники понимают это.
Тест PISA обнаружил низкий уровень готовности 15– 16-летних выпускников основной школы к использованию текстов для решения широкого круга бытовых, социальных и образовательных задач. 22% 15-летних учащихся России, по данным PISA-2018, не достигают порогового уровня читательской грамотности: они не в состоянии ориентироваться с помощью текстов даже в привычных бытовых ситуациях. Поэтому учитель должен учить извлекать, интерпретировать, использовать текстовую информацию. Какие же формы работы можно применять на уроках химии для формирования читательской грамотности? Я расскажу о тех, которые использую на своих уроках.
Читательская грамотность состоит из системы следующих взаимодополняющих аспектов:
- понимание текста на уровне фактической информации, данной в тексте;
- оценка языка, стиля, жанра;
- ориентация в тексте; преобразование данных от частных явлений к обобщенным;
- формулирование основных идей и выводов;
- общее понимание текста; размышления о содержании и оценка, соотнесение с внетекстовой информацией.
Наши учащиеся могут найти в тексте ответ, по ключевым словам, т.е. не обязательно понимать тот фрагмент текста, который служит ответом на вопрос, достаточно его процитировать. Все сложнее, если нельзя найти ответ по ключевым словам вопроса, а нужно вычленить из контекста фрагмент текста (содержащий избыточную информацию), содержащий ответ на вопрос. Для максимально точного и полного понимания информации учебника использую такой прием работы, как чтение учебно - познавательных текстов. Тексты химического содержания:
• Тексты с описанием различных химических явлений или процессов, наблюдаемых в
природе или в повседневной жизни.
• Тексты с описанием наблюдения или опыта по одному из разделов школьного курса
химии.
• Тексты, содержащие информацию о химических факторах загрязнения окружающей
среды или их воздействии на живые организмы и человека.
• Тексты общекультурного содержания
• Сюжетная текстовая задача
Что проверяют:
• понимание информации, имеющейся в тексте;
• понимание смысла химических терминов, использующихся в тексте;
• умение выделить описанное в тексте явление или его признаки;
• умение объяснить описанное явление при помощи имеющихся знаний.
Где встречаем такую форму заданий: ГИА, ВПР
Следующее затруднение у учащихся вызывает работа с не сплошными текстами, где необходимо объединить информацию вербальную и графическую. Форма работы с текстом, которую я использую, является составление схем. Схемы можно использовать на стадиях осмысления нового материала и рефлексии. Очень эффективно составление схем при изучении таких тем как «Строение атома», «Классификация веществ и химических реакций», «Типы изомерии», «Виды полимеров» и т.д. Такая форма работы формирует такие мыслительные операции, как синтез и анализ. Еще одна форма развития читательской грамотности – это составление и заполнение таблиц. Слабым ученикам можно предложить восстановить данные в таблице по информации из текста. При этом происходит работа над формированием основных понятий и определений. Данный прием можно использовать по схеме: текст - таблица или рисунок - таблица. Это помогает учащимся переводить информацию из одной знаковой системы в другую, систематизировать и обобщить информацию, по характерным признакам, явлениям. В качестве закрепления и осмысления материала по большой теме или блоку можно предложить ребятам составить кроссворд или тест. Эту работу можно выполнять как на уроке, и задать на дом, дав больше времени на ее выполнение. Такая форма работы формирует такие умения, как анализ, синтез, поиск и отбор нужной информации. При этом учащиеся могут использовать дополнительные источники информации по данной теме.
Одним из самых трудных, для учащихся, являются задания на умение применять полученные знания в контексте повседневной жизни. В решении этой проблемы помогают ситуационные задачи. Выполнение этих заданий требует от учащихся умения выделять главное, работать с предложенной информацией - анализировать ее, систематизировать, обобщать и делать выводы. Следовательно, данный вид задач способствует развитию читательской грамотности и является диагностикой читательской грамотности учащегося.
В заключении можно с уверенностью сказать, что формирование читательской грамотности – залог успешного обучения современного школьника. Уровень читательской компетенции учащегося в определённой степени влияет на его самоопределение и реализацию интеллектуального потенциала, а это позволяет получить выпускника, который будет уметь искать информацию и понимать ее, сможет преобразовывать, интерпретировать и оценивать.