СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль ууд в достижении качественных результатов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выделяется 4 вида универсальных учебных действий:

  • личностные (личностное, профессиональ­ное, жизненное самоопределение; смыслообразование; нравственно-этическая ориентация);
  • регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция,оценка, саморегуляция);
  • познавательные (общеучебные универ­сальные действия; логические универсальные действия; постановка и решение проблемы);
  • коммуникативные (учёт позиции собесед­ника или партнёра по деятельности; действия, направленные на кооперацию, сотрудничество; коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии).

Коммуникативные действия последней груп­пы включают две подгруппы умений: • умения строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми — в парах, группах, командах; • умения коммуникации — работать с ин­формацией, выражать свои мысли в устной и письменной форме, слушать и читать с по­ниманием. Условия формирования универсальных учебных действий Формировать умения необходимо за счёт ре­гулярной, распределённой во времени дея­тельной включённости в специально органи­зованные ситуации

(на уроках английского языка и в рамках внеурочной работы). Формирование познавательных универсальных учебных действий связано с содержанием английского языка, способами и логикой преобразования учебного материала. Становле­ние же личностных, регулятивных и ком­муникативных действий идёт в основном через различные ситуации и процедуры взаимодействия участников образовательно­го процесса, использование специальных методов и форм организации учебной рабо­ты учащихся. Регулятивные универсальные учебные дей­ствия формируются в процессе их много­кратного выполнения: вначале под непо­средственным руководством учителя, потом  в коллективной деятельности с другими учащимися, а затем самостоятельно. Осо­бое внимание нужно уделить рефлексивно­му развитию учащихся, обеспечив смену позиций и разный взгляд на свою дея­тельность.

Нужно дать возможность ре­бёнку не только учиться и быть в позиций «ученика», но и возможность учить друго­го — быть в позиции «учителя». Для формирования умений коммуникации (являющихся подгруппой коммуникатив­ных умений) необходимо регулярно:

  • включать каждого учащегося в специ­ально организованные ситуации коммуникации, когда он должен слушать, читать, излагать определённые вопросы письменно или устно;
  • обеспечить рефлексию учащимся его действий в коммуникации с другими людьми, в частности, осознание им связи между умениями коммуникации и успешностью действий;
  • ставить перед учащимся дальнейшие образовательные задачи по развитию умений коммуникации в соответствии с результатами рефлексии.

КЛАССИФИКАЦИЯ

универсальных учебных действий учащихся основной школы Учебно-управленческие умения

  1. Определять индивидуально и коллективно учебные задачи для индивидуальной и коллективной деятельности.
  2. Определять наиболее рациональную последовательность действий по индивидуаль­ному выполнению учебной задачи.
  3. Определять наиболее рациональную последовательность действий по коллектив­ному выполнению учебной задачи.
  4. Определять наиболее рациональную последовательность и объем выполнения домашней учебной работы в режиме дня.
  5. Ставить общие и частные цели самообразовательной деятельности.
  6. Адаптировать основные правила гигиены учебного труда под собственные индиви­дуальные особенности.
  7. Владеть различными средствами самоконтроля с учетом специфики изучаемого предмета.
  8. Самостоятельно оценивать свою учебную деятельность посредством сравнения с деятельностью других учеников, с собственной деятельностью в прошлом, с установ­ленными нормами.
  9. Оценивать деятельность одноклассников посредством сравнения с установленными нормами, с их деятельностью в прошлом.
  10. Определять проблемы собственной учебной деятельности и устанавливать их при­чины.
  11. Вносить необходимые изменения в содержание, объем учебной задачи, в после­довательность и время ее выполнения.

Учебно-информационные умения 1. Умения работать с письменными текстами.

  1. Бегло, сознательно, правильно с соблюдением необходимой меры выразительности читать художественные, научно-популярные, публицистические и официально- деловые тексты.
  2. Использовать в соответствии с учебной задачей следующие виды чтения: сплошное, выборочное, беглое, сканирование; аналитическое, комментированное; по ролям; предварительное, повторное.
  3. Самостоятельно подготовиться к выразительному чтению незнакомого художественного, публицистического, научно-популярного текстов.
  4. Составлять сложный план письменного текста.
  5. Составлять на основании письменного текста таблицы, схемы, графики.
  6. Составлять тезисы письменного текста.
  7. Составлять конспекты письменного текста.
  8. Составлять аннотацию письменного текста.
  9. Осуществлять пометки, выписки, цитирование письменного текста.
  10. Составлять рецензию на письменный текст.
  11. Составлять реферат по определенной форме.
  12. Осуществлять библиографическое описание книги, подготовленной несколькими авторами, статьи в журнале, статьи в сборнике, многотомного издания.
  13. Грамотно, индивидуальным почерком, не противоречащим общепринятому начертанию букв, списывать и писать под диктовку тексты.
  14. Создавать тексты различных типов.
  15. Владеть различными видами изложения текста.

2. Умения работать с устными текстами.

  1. Догадываться о значении незнакомых слов или оборотов речи по контексту.
  2. Составлять сложный план устного текста.
  3. Составлять на основе устного текста таблицы, схемы, графики.
  4. Составлять тезисы устного текста.
  5. Составлять конспект устного текста.
  6. Осуществлять цитирование устного текста.
  7. Составлять рецензию устного текста.
  8. Составлять доклад.
  9. Взаимодействовать в различных организационных формах диалога и полилога: планирование совместных действий, обсуждение процесса и результатов деятельности, интервью, дискуссии и полемики.

3. Умения работать с реальными объектами как источниками информации. 3.1. Самостоятельно осуществлять наблюдение в соответствии со следующим алгоритмом:

  1. Определение цели наблюдения.
  2. Выбор объекта наблюдения.
  3. Выбор способов достижения цели наблюдения.
  4. Выбор способа регистрации полученной информации.
  5. Обработка и интерпретация полученной информации.
  6. Самостоятельно использовать различные виды наблюдения (структурированное, неструктурированное; полевое, лабораторное).
  7. Определять, исходя из учебной задачи, необходимость использования непосред­ственного или опосредованного наблюдения.
  8. Определять, исходя из учебной задачи, необходимость использования наблюдения или эксперимента.
  9. Самостоятельно формировать программу эксперимента, включающую: цель, объ­ект и предмет эксперимента, гипотезу, способы и условия подтверждения гипотезы, способы регистрации процесса и результатов эксперимента, обработки и интерпрета­ции полученной информации.
  10. Самостоятельно оформлять отчет, включающий описание процесса экспери­ментальной работы, ее результаты и выводы о подтверждении (опровержении) ги­потезы.
  11. Использовать, исходя из учебной задачи, различные виды моделирования: физическое, аналоговое, интуитивное, знаковое.

Учебно-логические умения 1. Анализ и синтез.

  1. Определять объект анализа и синтеза, отграничивая вещь или процесс от других вещей или процессов.
  2. Определять аспект анализа и синтеза, устанавливая точку зрения, с которой будут определяться существенные признаки изучаемого объекта.
  3. Определять компоненты объекта (составляющие части) в соответствии с установленным аспектом анализа и синтеза.
  4. Осуществлять качественное и количественное описание компонентов объекта.
  5. Определять пространственные отношения компонентов объекта, устанавливая связи, порожденные существованием компонентов один подле другого.
  6. Определять временные отношения компонентов объекта, устанавливая связи, порожденные существованием компонентов один после другого.
  7. Определять функциональные отношения компонентов объекта, устанавливая связи назначений, ролей, которые выполняют компоненты по отношению друг к другу и ко всему объекту, и прежде всего связи субординации и координации.
  8. Определять причинно-следственные отношения компонентов объекта, устанавливая, какими компонентами данный компонент порожден или изменен и какие компо­ненты данным компонентом порождены или изменены.
  9. Определять отношения объекта с другими объектами.
  10. Определять свойства объекта, устанавливая свойства, порожденные взаимосвя­зью компонентов, но им не принадлежащие.
  11. Определять существенные признаки объекта.

2. Сравнение.

  1. Определять объекты сравнения, отграничивая вещи и процессы от других вещей и процессов.
  2. Определять аспект сравнения объектов, устанавливая точку зрения, с которой будут сопоставляться существенные признаки объектов.
  3. Выполнять неполное однолинейное сравнение, устанавливая либо только сходство, либо только различие по одному аспекту.
  4. Выполнять неполное комплексное сравнение, устанавливая либо только сходство, либо только различие по нескольким аспектам.
  5. Выполнять полное однолинейное сравнение, одновременно устанавливая сходство и различие объектов по одному аспекту.
  6. Выполнять полное комплексное сравнение, одновременно устанавливая сходство и различие объектов по нескольким аспектам.
  7. Выполнять сравнение по аналогии (из сходства объектов в некоторых признаках делать предположение об их сходстве в других признаках).

3. Обобщение и классификация.

  1. Осуществлять индуктивное обобщение (от единичного достоверного к общему вероятностному), определяя общие существенные признаки двух и более объектов и фиксируя их в форме понятия или суждения.
  2. Осуществлять дедуктивное обобщение (подведение единичного достоверного под общее достоверное), актуализируя понятие или суждение и отождествляя с ним соот­ветствующие существенные признаки одного и более объектов.
  3. Осуществлять классификацию, разделяя род (класс) на виды (подклассы) на ос­нове установления признаков объектов, составляющих род.

4. Определение понятий.

  1. Различать объем и содержание понятий: определяемые объекты и совокупность их существенных признаков.
  2. Различать родовое и видовое понятия.
  3. Осуществлять родовидовое определение понятий (находить ближайший род объ­ектов определяемого понятия и их отличительные существенные признаки).

5. Доказательство и опровержение. 5.1. Различать компоненты доказательства: тезис, аргументы, форму доказательства.

  1. Осуществлять прямое индуктивное доказательство (непосредственно выводить истинность общего тезиса из аргументов, являющихся менее общими суждениями).
  2. Осуществлять прямое дедуктивное доказательство (непосредственно выводить  истинность тезиса из аргументов, являющихся более общими суждениями).
  3. Осуществлять косвенное апагогическое доказательство (доказательство "от  противоречащего"), устанавливая истинность тезиса посредством доказательства ложности противоречащей ему мысли (антитезиса).
  4. Осуществлять косвенное разделительное доказательство (метод исключения),  последовательно исключая из полностью исчерпывающей совокупности альтернативные мысли, кроме одной, которая является доказываемым тезисом.
  5. Осуществлять опровержение тезиса посредством выведения из него ложных  следствий ("сведение к абсурду").
  6. Осуществлять опровержение тезиса посредством установления истинности анти­тезиса.
  7. Осуществлять опровержение аргументов.
  8. Осуществлять опровержение связи аргументов и тезиса.

6. Определение и решение проблем.

  1. Определять проблемы, устанавливая несоответствие между желаемым и действительным.
  2. Определять для решения проблем новую функцию объекта, устанавливая новое значение, роль, обязанность, сферу деятельности.
  3. Осуществлять перенос знаний, умений в новую ситуацию для решения проблем.
  4. Комбинировать известные средства для нового решения проблем.
  5. Формулировать гипотезу по решению проблем.

 

Рекомендации учителю по формированию универсальных учебных действий

1.     Для развития умения оценивать свою работу школьники вместе с учителем разрабатывают алгоритм оценивания своего задания. Учитель не сравнивает учеников между собой, а показывает достижения ребенка по сравнению с его вчерашними достижениями.

2.     Учитель привлекает школьников к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни.

3.     Учитель обучает школьников приемам работы в группах. Они вместе с учителем исследуют, как можно прийти к единому решению в работе в группах, анализируют учебные конфликты и находят совместно пути их решения.

4.     Учитель на уроке уделяет большое внимание самопроверке школьниками своих работ, обучая их, как можно найти и исправить ошибку. За ошибки не наказывают, объясняя, что все учатся на ошибках.

5.     Учитель, создавая проблемную ситуацию, обнаруживая противоречивость или недостаточность знаний, вместе с учениками определяет цель урока.

6.     Учитель включает школьников в открытие новых знаний.

7.     Учитель учит школьников тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией: перессказу, составлению плана, знакомит с разными источниками, используемыми для поиска информации. Ученики овладевают способами эффективного запоминания. В ходе учебной деятельности развиваются память и логические операции мышления школьников.

8.     Педагог использует проектные формы работы на уроке и во внеурочной деятельности.

9.     Учитель объясняет, за что была поставлена та или иная отметка, учит школьников оценивать работу по определенным критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки. Согласно этим критериям учеников учат оценивать и свою работу.

10.                       Учитель учит школьника ставить цели и искать пути их достижения, а также варианты решения возникающих проблем. Перед началом решения составляется совместный план действий.

11.                       Учитель учит разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других.

12.                       Учитель и ученик общаются с позиции сотрудничества, педагог показывает, как распределять роли и обязанности, работая в коллективе. При этом педагог активно включает каждого школьника в учебный процесс, а также поощряет учебное сотрудничество между учениками.

13.                       Учитель и ученики вместе решают возникающие учебные проблемы. Школьникам дается возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных.

14.                       Учитель учит школьников планировать свою работу и свой досуг.

Просмотр содержимого документа
«роль ууд в достижении качественных результатов»

Развитие ууд и их роль в достижении качественных результатов учителя




Название

Развитие ууд и их роль в достижении качественных результатов учителя

Дата конвертации

19.10.2013

Размер

127.71 Kb.

Тип

Программа


скачать



1. /Кузнецова В.П/Документ Microsoft Word.doc
2. /Кузнецова В.П/Контрольная работа. 6 класс..docx
3. /Кузнецова В.П/СООБЩЕНИЕ ТЕСТЫ.doc

Развитие ууд и их роль в достижении качественных результатов учителя
Контрольная работа по теме: «Корень» для учащихся 6-х классов. Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: «Корень»
«Тесты и их применение на различных этапах урока»




Развитие УУД и их роль в достижении качественных результатов учителя


Подготовил:

учитель биологии

I категории

МОБУ "СОШ №15"

Кузнецова В.П.


Оренбург 2012 г.

Цель образования, в соответствии с новыми образовательными стандартами, - развитие личности учащегося на основе освоения им универсальных способов деятельности. Главными показателями, критериями обучения становятся надпредметные способности, качества, умения. В связи с этим на каждой ступени обучения должна быть разработана программа формирования универсальных учебных действий как составная часть основной образовательной программы. Механизмы формирования УУД могут быть различными.

Опыт показывает, что традиционный урок в массовой практике с большим трудом поддается инновационным изменениям. Ожидать, что после объявления новых образовательных целей и задач предметное преподавание массово перейдет от установки «ученики должны знать» к установке «ученикам надо освоить универсальные способы деятельности и научиться делать», было бы наивно. Перед предметниками стоит задача разобраться в УУД, перечень которых приведен в стандартах, конкретизировать их с учетом специфики своего предмета и контингента учащихся, продумать механизмы (формы, методы, приемы) формирования тех или иных УУД в работе с учащимися.

В соответствии с Федеральными го­сударственными образовательными стандартами начального и основ­ного общего образования, утверж­дёнными приказами Министерства образования и науки России от 06.10.2009 № 373 и от 17.12.2010 № 1897, компонентом основной образовательной программы школы должна стать программа формиро­вания универсальных учебных действий.

Программа формирования универ­сальных учебных действий отража­ется в рабочих программах всех учебных предметов и в программе организации внеурочной воспита­тельной работы.

Под универсальными учебными действиями идеологами стандарта нового поколения понимается, в широком смыс­ле, умение учиться, а в узком — сово­купность способов действий, обеспечива­ющих самостоятельное усвоение новых; знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Универсальные учебные действия дают учащимся возможность самостоятельно учиться, ставить учебные цели, искать и использовать способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности, а тем са­мым обеспечивают успешное усвоение знаний, формирование умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Выделяется четыре вида универсальных учебных действий:


  • личностные (личностное, профессиональ­ное, жизненное самоопределение; смыслообразование; нравственно-этическая ориентация);


  • регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция,оценка, саморегуляция);


  • познавательные (общеучебные универ­сальные действия; логические универсальные действия; постановка и решение проблемы);


  • коммуникативные (учёт позиции собесед­ника или партнёра по деятельности; действия, направленные на кооперацию, сотрудничество; коммуникативно-речевые действия,
    служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии).


Коммуникативные действия последней груп­пы включают две подгруппы умений:

• умения строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми — в парах, группах, командах;

• умения коммуникации — работать с ин­формацией, выражать свои мысли в устной и письменной форме, слушать и читать с по­ниманием.

Условия формирования универсальных учебных действий

Формировать умения необходимо за счёт ре­гулярной, распределённой во времени дея­тельной включённости в специально органи­зованные ситуации (на всех учебных предме­тах и в рамках внеурочной работы).

Формирование познавательных универсальных учебных действий связано с содержанием учебных предметов, способами и логикой пре- образования учебного материала. Становле­ние же личностных, регулятивных и ком­муникативных действий идёт в основном через различные ситуации и процедуры взаимодействия участников образовательно­го процесса, использование специальных методов и форм организации учебной рабо­ты учащихся.

Регулятивные универсальные учебные дей­ствия формируются в процессе их много­кратного выполнения: вначале под непо­средственным руководством учителя, noToiv в коллективной деятельности с другими учащимися, а затем самостоятельно. Осо­бое внимание нужно уделить рефлексивно­му развитию учащихся, обеспечив смену позиций и разный взгляд на свою дея­тельность. Нужно дать возможность ре­бёнку не только учиться и быть в позиций «ученика», но и возможность учить друго­го — быть в позиции «учителя».

Для формирования умений коммуникации (являющихся подгруппой коммуникатив­ных умений) необходимо регулярно:


  • включать каждого учащегося в специ­ально организованные ситуации коммуникации, когда он должен слушать, читать, излагать определённые вопросы письменно или устно;


  • обеспечить рефлексию учащимся его действий в коммуникации с другими людьми, в частности, осознание им связи между умениями коммуникации и успешностью действий;


  • ставить перед учащимся дальнейшие образовательные задачи по развитию умений коммуникации в соответствии с результатами рефлексии.



КЛАССИФИКАЦИЯ универсальных учебных действий учащихся основной школы

Учебно-управленческие умения


  1. Определять индивидуально и коллективно учебные задачи для индивидуальной и коллективной деятельности.


  2. Определять наиболее рациональную последовательность действий по индивидуаль­ному выполнению учебной задачи.


  3. Определять наиболее рациональную последовательность действий по коллектив­ному выполнению учебной задачи.


  4. Определять наиболее рациональную последовательность и объем выполнения домашней учебной работы в режиме дня.


  5. Ставить общие и частные цели самообразовательной деятельности.


  6. Адаптировать основные правила гигиены учебного труда под собственные индиви­дуальные особенности.


  7. Владеть различными средствами самоконтроля с учетом специфики изучаемого предмета.


  8. Самостоятельно оценивать свою учебную деятельность посредством сравнения с деятельностью других учеников, с собственной деятельностью в прошлом, с установ­ленными нормами.


  9. Оценивать деятельность одноклассников посредством сравнения с установленными нормами, с их деятельностью в прошлом.


  1. Определять проблемы собственной учебной деятельности и устанавливать их при­чины.


  2. Вносить необходимые изменения в содержание, объем учебной задачи, в после­довательность и время ее выполнения.




Учебно-информационные умения

1. Умения работать с письменными текстами.


  1. Бегло, сознательно, правильно с соблюдением необходимой меры выразительности читать художественные, научно-популярные, публицистические и официально-
    деловые тексты.


  2. Использовать в соответствии с учебной задачей следующие виды чтения: сплошное, выборочное, беглое, сканирование; аналитическое, комментированное; по ролям;
    предварительное, повторное.


  3. Самостоятельно подготовиться к выразительному чтению незнакомого художественного, публицистического, научно-популярного текстов.


  4. Составлять сложный план письменного текста.


  5. Составлять на основании письменного текста таблицы, схемы, графики.


  6. Составлять тезисы письменного текста.


  7. Составлять конспекты письменного текста.


  8. Составлять аннотацию письменного текста.


  9. Осуществлять пометки, выписки, цитирование письменного текста.





  1. Составлять рецензию на письменный текст.


  2. Составлять реферат по определенной форме.


  3. Осуществлять библиографическое описание книги, подготовленной несколькими
    авторами, статьи в журнале, статьи в сборнике, многотомного издания.


  4. Грамотно, индивидуальным почерком, не противоречащим общепринятому начертанию букв, списывать и писать под диктовку тексты.


  5. Создавать тексты различных типов.


  6. Владеть различными видами изложения текста.


2. Умения работать с устными текстами.


  1. Догадываться о значении незнакомых слов или оборотов речи по контексту.


  2. Составлять сложный план устного текста.


  3. Составлять на основе устного текста таблицы, схемы, графики.


  4. Составлять тезисы устного текста.


  1. Составлять конспект устного текста.


  2. Осуществлять цитирование устного текста.


  3. Составлять рецензию устного текста.


  4. Составлять доклад.


  5. Взаимодействовать в различных организационных формах диалога и полилога:
    планирование совместных действий, обсуждение процесса и результатов деятельности,
    интервью, дискуссии и полемики.



3. Умения работать с реальными объектами как источниками информации.

3.1. Самостоятельно осуществлять наблюдение в соответствии со следующим алгоритмом:


  1. Определение цели наблюдения.


  2. Выбор объекта наблюдения.


  3. Выбор способов достижения цели наблюдения.


  4. Выбор способа регистрации полученной информации.


  5. Обработка и интерпретация полученной информации.


  1. Самостоятельно использовать различные виды наблюдения (структурированное,
    неструктурированное; полевое, лабораторное).


  2. Определять, исходя из учебной задачи, необходимость использования непосред­ственного или опосредованного наблюдения.


  3. Определять, исходя из учебной задачи, необходимость использования наблюдения
    или эксперимента.


  4. Самостоятельно формировать программу эксперимента, включающую: цель, объ­ект и предмет эксперимента, гипотезу, способы и условия подтверждения гипотезы,
    способы регистрации процесса и результатов эксперимента, обработки и интерпрета­ции полученной информации.


  5. Самостоятельно оформлять отчет, включающий описание процесса экспери­ментальной работы, ее результаты и выводы о подтверждении (опровержении) ги­потезы.


  6. Использовать, исходя из учебной задачи, различные виды моделирования: физическое, аналоговое, интуитивное, знаковое.



Учебно-логические умения

1. Анализ и синтез.


  1. Определять объект анализа и синтеза, отграничивая вещь или процесс от других
    вещей или процессов.


  2. Определять аспект анализа и синтеза, устанавливая точку зрения, с которой будут
    определяться существенные признаки изучаемого объекта.


  3. Определять компоненты объекта (составляющие части) в соответствии с установленным аспектом анализа и синтеза.


  1. Осуществлять качественное и количественное описание компонентов объекта.


  2. Определять пространственные отношения компонентов объекта, устанавливая
    связи, порожденные существованием компонентов один подле другого.


  3. Определять временные отношения компонентов объекта, устанавливая связи,
    порожденные существованием компонентов один после другого.


  4. Определять функциональные отношения компонентов объекта, устанавливая
    связи назначений, ролей, которые выполняют компоненты по отношению друг к другу
    и ко всему объекту, и прежде всего связи субординации и координации.


  1. Определять причинно-следственные отношения компонентов объекта, устанавливая, какими компонентами данный компонент порожден или изменен и какие компо­ненты данным компонентом порождены или изменены.


  2. Определять отношения объекта с другими объектами.


  1. Определять свойства объекта, устанавливая свойства, порожденные взаимосвя­зью компонентов, но им не принадлежащие.


  2. Определять существенные признаки объекта.


2. Сравнение.


  1. Определять объекты сравнения, отграничивая вещи и процессы от других вещей и процессов.


  2. Определять аспект сравнения объектов, устанавливая точку зрения, с которой будут сопоставляться существенные признаки объектов.


  3. Выполнять неполное однолинейное сравнение, устанавливая либо только сходство, либо только различие по одному аспекту.


  4. Выполнять неполное комплексное сравнение, устанавливая либо только сходство, либо только различие по нескольким аспектам.


  5. Выполнять полное однолинейное сравнение, одновременно устанавливая сходство и различие объектов по одному аспекту.


  6. Выполнять полное комплексное сравнение, одновременно устанавливая сходство и различие объектов по нескольким аспектам.


  7. Выполнять сравнение по аналогии (из сходства объектов в некоторых признаках делать предположение об их сходстве в других признаках).


3. Обобщение и классификация.


  1. Осуществлять индуктивное обобщение (от единичного достоверного к общему вероятностному), определяя общие существенные признаки двух и более объектов и фиксируя их в форме понятия или суждения.


  2. Осуществлять дедуктивное обобщение (подведение единичного достоверного под общее достоверное), актуализируя понятие или суждение и отождествляя с ним соот­ветствующие существенные признаки одного и более объектов.


  3. Осуществлять классификацию, разделяя род (класс) на виды (подклассы) на ос­нове установления признаков объектов, составляющих род.


4. Определение понятий.


  1. Различать объем и содержание понятий: определяемые объекты и совокупность их существенных признаков.


  2. Различать родовое и видовое понятия.


  3. Осуществлять родовидовое определение понятий (находить ближайший род объ­ектов определяемого понятия и их отличительные существенные признаки).


5. Доказательство и опровержение.

5.1. Различать компоненты доказательства: тезис, аргументы, форму доказательства.


  1. Осуществлять прямое индуктивное доказательство (непосредственно выводить
    истинность общего тезиса из аргументов, являющихся менее общими суждениями).


  2. Осуществлять прямое дедуктивное доказательство (непосредственно выводить
    истинность тезиса из аргументов, являющихся более общими суждениями).


  3. Осуществлять косвенное апагогическое доказательство (доказательство "от
    противоречащего"), устанавливая истинность тезиса посредством доказательства ложности противоречащей ему мысли (антитезиса).


  4. Осуществлять косвенное разделительное доказательство (метод исключения),
    последовательно исключая из полностью исчерпывающей совокупности альтернативные мысли, кроме одной, которая является доказываемым тезисом.


  5. Осуществлять опровержение тезиса посредством выведения из него ложных
    следствий ("сведение к абсурду").


  6. Осуществлять опровержение тезиса посредством установления истинности анти­
    тезиса.


  7. Осуществлять опровержение аргументов.


  8. Осуществлять опровержение связи аргументов и тезиса.


6. Определение и решение проблем.


  1. Определять проблемы, устанавливая несоответствие между желаемым и действительным.


  2. Определять для решения проблем новую функцию объекта, устанавливая новое
    значение, роль, обязанность, сферу деятельности.


  3. Осуществлять перенос знаний, умений в новую ситуацию для решения проблем.


  4. Комбинировать известные средства для нового решения проблем.


  5. Формулировать гипотезу по решению проблем.



Рекомендации

учителю по формированию универсальных учебных действий


  1. Для развития умения оценивать свою работу школьники вместе с учителем разрабатывают алгоритм оценивания своего задания. Учитель не сравнивает учеников между собой, а показывает достижения ребенка по сравнению с его вчерашними достижениями.


  2. Учитель привлекает школьников к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни.


  3. Учитель обучает школьников приемам работы в группах. Они вместе с учителем исследуют, как можно прийти к единому решению в работе в группах, анализируют учебные конфликты и находят совместно пути их решения.


  4. Учитель на уроке уделяет большое внимание самопроверке школьниками своих работ, обучая их, как можно найти и исправить ошибку. За ошибки не наказывают, объясняя, что все учатся на ошибках.


  5. Учитель, создавая проблемную ситуацию, обнаруживая противоречивость или недостаточность знаний, вместе с учениками определяет цель урока.


  6. Учитель включает школьников в открытие новых знаний.


  7. Учитель учит школьников тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией: пересказу, составлению плана, знакомит с разными источниками, используемыми для поиска информации. Ученики овладевают способами эффективного запоминания. В ходе учебной деятельности развиваются память и логические операции мышления школьников.


  8. Педагог использует проектные формы работы на уроке и во внеурочной деятельности.


  9. Учитель объясняет, за что была поставлена та или иная отметка, учит школьников оценивать работу по определенным критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки. Согласно этим критериям учеников учат оценивать и свою работу.


  10. Учитель учит школьника ставить цели и искать пути их достижения, а также варианты решения возникающих проблем. Перед началом решения составляется совместный план действий.


  11. Учитель учит разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других.


  12. Учитель и ученик общаются с позиции сотрудничества, педагог показывает, как распределять роли и обязанности, работая в коллективе. При этом педагог активно включает каждого школьника в учебный процесс, а также поощряет учебное сотрудничество между учениками.


  13. Учитель и ученики вместе решают возникающие учебные проблемы. Школьникам дается возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных.


  14. Учитель учит школьников планировать свою работу и свой досуг.

Похожие:

Виды ууд функции ууд
Формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, жизненного оптимизма, готовности к преодолению трудностей

«изучение индивидуальных особенностей личности спортсменов вольной борьбы»
Для борца в достижении спортивных результатов важную роль играют не только хорошие физические качества и владение техникой вольной...

Методическое погружение в содержание фгос ноо: формирование и развитие регулятивных ууд
Он был продолжением предыдущего совместного заседания школьного и городского методических объединений учителей начальных классов....

Мбоу «Новичихинская средняя общеобразовательная школа»
Сравнение результатов испытаний мёда в фбу «Алтайского цсм» полученных качественных характеристик

Согласовано Утверждено
Оу в повышении качества образовательного и воспитательного процесса, в развитии творческой активности и инициативы, в достижении...

Предметных результатов является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач в рамках изучаемого учебного материала с использованием познавательных, регулятивных, коммуникативных ууд. Формирование метапредметных
Метод проектов как средство достижения личностных, предметных и метапредметных ууд

Циклограмма диагностики ууд
Ууд, которая составлена с учетом возрастных особенностей учащихся начальной школы. Циклограмма отражает распределение диагностических...

Документы
1. /КТП с УУД/КТП ИЗО с УУД последнее.doc
2. /КТП...

Отчет о работе общественного объединения
Немалую роль в достижении этого играет созданный в школе «Наркопост», в работу которого вовлечены учащиеся и педагоги школы. «Наркопост»...

Образовательная программа школы является стратегическим и тактическим нормативным управленческим документом, определяющим содержание образования и особенности организации учебно-воспитательного процесса на 2013-2014 гг
Реализация образовательной программы обеспечивает достижение наиболее эффективных и качественных результатов обучения, воспитания...







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!