Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького
«Роль вебинаров « Методика обучения решению текстовых задач, основанная на УУД моделирования » и « Умение задавать вопрос или Главный секрет эффективного урока (на основе системы развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова) » в моем профессиональном росте»
Выполнила: ст-ка 20П-5 гр. отделения «Преподавание в начальных классах» Селиванова Екатерина
Красноярск, 2022
«Методика обучения решению текстовых задач, основанная на УУД моделирования»
- Докладчик: Э. И. Александрова.
- Ссылка для доступа: https://youtu.be/mZdyS1SAVdE
Текстовая задача – есть описание некоторой ситуации на естественном языке с требованиями дать количественную характеристику какого-либо компонента этой ситуации, установить наличие и отсутствие некоторого отношения между его компонентами или определить вид этого описания.
Условие
Требование
Проблемы современного образования
- ! Решение задач – это поиск способа, с помощью которого обучающийся может найти ответ !
- Обучающийся пытается манипулировать действиями при решении ТЗ, чтобы подобрать ответ , который у него не получился.
Актуальность
- Как правильно работать с текстовой задачей?
- Какие существуют этапы работы с текстовой задачей?
- В чем особенность каждого этапа?
- Какие проблемы существуют с пониманием текста задачи?
Отличия методики работы над задачей в системе РО и в традиционном подходе
- В системе РО – алгебраический способ решения текстовых задач: составляют выражение, подставляют числа и выполняют вычисления, то есть идут от выражения к действиям;
- в традиционном подходе – арифметический способ решения текстовых задач: составляют выражение после решения задачи, то есть переходят от действий к выражению.
Процесс решения текстовой задачи
Этапы решения ТЗ
I этап – перевод условия задачи в графическую модель (схему).
Схема не требует:
- специальных чертежных инструментов;
- точного соблюдения заданных отношений.
Процесс решения текстовой задачи
II этап – преобразование одной графической модели в другую *.
* данный этап может быть пропущен, если необходимости в преобразовании нет
Процесс решения текстовой задачи
III этап – составление буквенно-знаковой модели (формулы), то есть составление уравнения .
IV этап – решение составленного уравнения *.
* данный этап может совпасть с предыдущим, если обучающийся записывает уравнение сразу в форме решения: Х= (выражение)
Процесс решения текстовой задачи
Этапы I, II, III, IV – основные:
им отводится значительное место в обучении, т.к. одной из основных задач обучения математике в целом и решению задач в частности является формирование способности к математическому моделированию и переходу от одной модели к другой (и наоборот).
Процесс решения текстовой задачи
V этап – подбор вместо букв подходящих чисел .
Подходящие с трех точек зрения:
- сюжета задачи;
- выполнимости арифметического действия;
- умения успешно оперировать с подобранными числами.
Задания на придумывание вместо букв таких чисел, с которыми обучающийся умеет оперировать, дает возможность сделать всех успешными , закрепить или приобрести умения , которые позже станут основанием знаний .
Процесс решения текстовой задачи
VI этап – выполнение необходимых вычислений , требующих последовательного выполнения арифметических действия с числами .
VII этап – возвращение к условию задачи для получения ответа на ее вопрос , т.к. необходимо проверить, получен ли ответ на вопрос задачи.
Применение:
- Использование буквенных значений при решении задачи.
Советы коллегам:
- Текст задачи должен читать учитель , а не ученик (учитель делает правильные паузы, чтобы дети параллельно рисовали схему).
- Использовать ролевую игру: дети объясняют что-то учителю, доказывают ему.
«Ошибки правил русского языка в математике – это значит не незнание детей, а лишь то, что они не успевают подумать». «Если вы хотите научить ребенка, то перестаньте обращать на аккуратность в его тетради».
«Умение задавать вопрос или Главный секрет эффективного урока (на основе системы развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова)»
- Докладчик: Тютина Е.В.
- Ссылка для доступа: https://youtu.be/AUXCH56xYxk
Эффективный урок
Развитие мышления ребенка
Решение педагогических задач и достижение поставленной цели
Удержание познавательного интереса, мотивации и возможности открытия и познания
Актуальность
- Как правильно задавать вопросы для продуктивной работы на уроке?
- Какие вопросы не стоит задавать обучающимся?
Проблемы
Роль постановочного вопроса на открытии нового знания.
Контролирующая роль вопроса – не очень эффективно, так как этого мало, вопрос имеет огромный потенциал на уроке.
Вопросы, задаваемые самими учениками.
Полезное
Важные цитаты:
- «Современный урок – это продуктивный урок, где в соотношении находятся результат, усилия и время».
- «Вопросы – это мостики, с помощью которых учитель прокладывает путь со ступеньки на ступеньку».