Просмотр содержимого документа
«Роль внеурочной деятельности, системы дополнительного образования в воспитании обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Эффективность реализации ДОП.»
Роль внеурочной деятельности, системы дополнительного образования в воспитании обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Эффективность реализации ДОП.
Выполнила: учитель-дефектолог Устьянова С.В.
Выступление на педсовете.
26.03.2019
Дополнительная общеразвивающая программа художественно -эстетической направленности
Цель данной программы:
- раскрыть и развить потенциальные способности, заложенные в ребенке с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Содержание внеурочной деятельности
Изобразительная деятельность должна быть социально значима, т.е. оно должна практически готовить учащихся к социализации в общество;
Изобразительная деятельность используется:
- для коррекции психофизических недостатков умственно отсталых детей;
- способствует формированию нравственных качеств личности ребенка.
- Социокультурная реабилитация играет особую роль в учебном процессе, учитывая возможность ее позитивного воздействия как на отдельные навыки и свойства личности (мелкая моторика, коммуникативные навыки и др.) так и на личность в целом.
- Таким образом, в процессе формирования личности ребенка социокультурное направление реабилитации занимает ведущее место.
Существуют различные техники работы с умственно отсталыми детьми, в том числе, изодеятельность.
- изодеятельность как метод изменения мироощущения человека позволяет выразить эмоции и иные состояния.
- Работа по изодеятельности предполагает широкое применение различных изобразительных материалов.
- Вместе с красками, карандашами, восковыми мелками часто использую пластилин, песок, крупы, косточки, скорлупу, карандашную стружку, ватные палочки, фольгу, цветную бумагу и другое.
Пластилинография
Цель: развитие мелкой и крупной моторики, формирование усидчивости, как элемент стабильности поведенческих реакций, коррекция эмоционально-волевой сферы , формирование тактильных способностей.
Аппликация
из элементов цветной бумаги
Цель: развитие мелкой моторики, пространственной ориентации, цветовой гаммы, формирование навыка восприятия геометрических фигур.
Песочная терапия
Цель: коррекция поведенческих реакций, через восстановление эмоционально-волевой сферы и снятия общего напряжения в рамках тактильного восприятия.
Папье-маше
Цель: формирование умений и навыков в конструировании изделий, развитие творческого мышления, точности движений и мелкой моторики пальцев, развитие эстетического восприятия, воспитание художественного вкуса.
«Один рисунок стоит тысячи слов».
Эта восточная мудрость, пожалуй, наиболее точно отражает основную идею арт-терапии. Изобразительное творчество можно назвать универсальным средством визуального общения. Посредствам ее реализуется богатый, исцеляющий потенциал спонтанной художественной деятельности, происходят позитивные изменения в интеллектуальном, эмоциональном и индивидуально-личностном развитии человека.
Выводы
Применение элементов методик артдеятельности в коррекционной работе с детьми с ТМНР вызывает у них положительные эмоции, помогает преодолевать апатию, тревожность, безынициативность.