Роль внутришкольного контроля в совершенствовании управления образовательным процессом.
В начале учебного года я поставила перед собой следующие цели:
Создание максимально благоприятных условий для формирования мотивации учения, развития учебных интересов, умений средствами внеклассной работы.
Воспитание уважительного отношения к старшему поколению, национальным традициям и обычаям своего народа, формирующим высокую духовность школьников.
Воспитание сознательного отношения к сохранению собственного здоровья, стремления к выполнению режима дня, правильному питанию, привычки регулярно заниматься спортом.
Формирование норм поведения, необходимых учащимся в быту, в общении со сверстниками, в семье, общественных местах, природе.
Для успешной реализации данных целей необходим контроль.
Основные методы контроля это –
- наблюдение;
- анализ (разбор и выявление причин, определение тенденций развития);
- беседа;
- изучение документации;
- анкетирование.
В качестве основных объектов внутришкольного контроля я выделила следующие: успеваемость, посещаемость, воспитательный процесс, психологическое состояние классного коллектива.
Успеваемость в классе составляет 96%. Контролировать успеваемость в первую очередь позволяет изучение документации (классного журнала, дневников учащихся). Своевременное выставление оценок в дневник позволяет приобрести союзников в лице родителей, заинтересованных в успеваемости детей, что обеспечивает более плодотворную подготовку домашних заданий и стабильную успеваемость.
Посещаемость учебных занятий в 2016-2017 учебном году в среднем составила 89%. В сентябре и октябре 2016-2017 учебного года – 92%. Пропусков без уважительной причины в классе нет. Посещаемость контролируется мною в соответствии со школьным локальным актом. Большинство родителей предупреждает об отсутствии детей в школе, иначе после первого урока причину отсутствия выясняю я.
Воспитательная работа в классе ведётся по различным направлениям: нравственному, эстетическому, героико-патриотическому, физкультурно-оздоровительному, трудовому. В своей работе использую тематические классные часы «Мир во мне, и я в мире», «Мой друг – светофор!», «Турнир вежливости», «Нарисуй свое настроение», «По страницам журнала «Золотой ключик», «В мире чисел», «О бережливости», «Своими руками», «Я – гражданин» и другие. Активно участвуем в общешкольных мероприятиях. Контроль за продуктивностью воспитательного процесса в классе важен, так как позволяет отследить, насколько дети учтивы, вежливы, доброжелательны по отношению друг к другу и окружающим, достаточно ли у них знаний о правилах поведения в различных ситуациях, культуре своего здоровья, личной гигиене, правилах дорожного движения и т. д. Отдельные учащиеся класса требуют особого внимания с ними я провожу индивидуальные беседы, привлекаю в проведение спортивных мероприятий, участию в школьных акциях. Успешное достижение воспитательных целей невозможно без деятельной помощи со стороны родителей в классе создан родительский комитет, который активно функционирует. Родители – мои первые помощники в организации жизни класса.
Психологическое состояние коллектива можно отследить посредством анкетирования. Часто на первый взгляд благополучные дети имеют много скрытых проблем. В 5 классе в начале учебного года испытывали трудности: в общении с одноклассниками 22% учащихся, в общении с учителями - 4,4 %. Испытывали страх самовыражения 30% учащихся. Были дезодаптированы 16%. К концу 6 класса трудности: в общении с одноклассниками остались у 16% учащихся, в общении с учителями - 4,4 %. Страх самовыражения остался у 16% учащихся, проблемы с адаптацией у 4%, эти результаты, позволяют сделать вывод, что наблюдается положительная динамика.
Возможно, улучшению психологического климата способствовало то, что в нашем коллективе существует свой внутренний контроль, который проявляет себя, во-первых, через коллективный контроль
В классе функционирует самоуправление. Сформированы группы по 2-3 человека. У каждой группы свои обязанности, такие как организация дежурства в классе, контроль за ведением дневников, внешним видом и т.д. В конце четверти обсуждается плодотворность работы данных групп и меняется их состав.
Во-вторых, действенную помощь оказывает нам взаимоконтроль. Следует отметить, что именно такой контроль у нас обычно проходит в бурных дискуссиях по поводу успеваемости или школьной формы, и именно он позволяет в короткие сроки устранить те или иные недочеты.
Но, самым сложным, на мой взгляд, является самоконтроль. В классе существует негласное правило: прежде чем критиковать другого посмотри на себя.
Увидеть недостатки в своей работе, найти правильные пути их решения нам помогает административный контроль в форме персонального, тематического, классно-обобщающего.
Контроль необходим, так как именно он помогает выявить те или иные проблемы в жизни ребёнка в школе, оказать ему необходимое содействие и помочь в их решении.
Хвалите детей за их успехи, помогайте преодолеть неудачи, так как самое страшное для них – человеческое равнодушие.