СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Роль воспитателя в развитии сюжетно -ролевой игры детей старшего дошкольного возраста»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Роль воспитателя в развитии сюжетно -ролевой игры детей старшего дошкольного возраста. 

Просмотр содержимого документа
««Роль воспитателя в развитии сюжетно -ролевой игры детей старшего дошкольного возраста»»

Доклад «Роль воспитателя в развитии сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста» (Слайд 1)

Все помнят мультсериал «Маша и медведь», где главная героиня бегает за Медведем и кричит: «Поиграй со мною! Поиграй со мною!» По замыслу авторов, видимо, медведь являет собой образ воспитателя, не желающего играть с ребенком.
А между тем с введением ФГОС детский сад возрождает свои добрые традиции, прежде всего, возвращается игра как ведущий вид деятельности. « Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, предполагают… построение вариативного развивающего образования… через поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства» (п.3.2.5.)
Психолого-педагогические исследования детской игры показывают: стоит ребенку появиться на свет, как его учат. Чему угодно: считать, читать, различать те или иные геометрические фигуры… Результат очевиден – дети лишаются детства и естественного развития. Конечно, без обучения не обойтись, но его место – второе, на первом должна стоять игра.
Слайд 2 По мнению В.М. Григорьева, современные дети «стали играть не меньше, а хуже». В настоящее время, при отсутствии дворов, старших сестер и братьев, кто, как не воспитатель, должен познакомить детей с интересными играми?! Общепринятым стало утверждение “Необходимо учить детей играть” И педагог учит: задает тему, строит игру, распределяет роли, развивает сюжет, оценивает действия детей. Таким образом, самостоятельность, инициатива и творчество детей вытесняются слишком прямым воздействием взрослого. В группе появляется четко подобранный для каждой игры комплект атрибутов, обыгранный с педагогом сценарий, дети воспроизводят его, внося лишь небольшие коррективы. Такие игры перестают вызывать интерес у детей.
Как же сделать так, чтобы дети играли с удовольствием и, при этом, игра выполняла свои обучающие и развивающие функции?
Успешность сюжетно – ролевой игры зависит от организационной деятельности педагога. 
Ведь все знают: чтобы учить детей читать, считать, лепить, рисовать, воспитатель сам должен уметь все это делать. Неграмотному человеку даже не придет в голову учить грамоте другого. Не может и воспитатель научить детей играть, если сам не владеет игровой «грамотой», игровой культурой.
Воспитатель должен уметь вовремя принять предложения детей в процессе игры, продолжить по смыслу игровое действие ребенка, ввести нового персонажа, достроить, развернуть предложенное ребенком событие, свободно оперировать элементами игровых сюжетов — событиями, персонажами (ролями), их действиями, уметь с детьми каждого возраста развертывать сюжеты, само строение которых облегчает усвоение ребенком новых игровых способов, умений.
Процесс руководства сюжетно-ролевой игрой должен быть построен так, чтобы формирование игровых умений и навыков органически сочеталось с обучением и воспитанием, в том числе и трудовым. Исходя из этого, можно выделить три группы методов:
Слайд 3. I группа методов связана с обогащением детей знаниями, впечатлениями, представлениями об окружающей жизни. К ним можно отнести наблюдения, экскурсии, встречи с людьми разных профессий; чтение произведений художественной литературы; беседу – рассказ с использованием иллюстраций, фотографий, картин, репродукций; инсценировки литературных произведений; этические беседы, презентации, участие детей в проектах.
Слайд 4. II группа методов. Методы, способствующие становлению и развитию игровой деятельности. Среди них важное место занимает непосредственное участие воспитателя в творческой игре, исполнение ведущей или второстепенной роли. Кроме того педагог помогает детям в реализации знаний, полученных на занятиях, путем предложений, напоминаний, советов, подбора игрового материала, беседы – разговора по поводу замысла игры, распределение ролей, подведения итогов.
Слайд 4. III группа методов связана с обучением детей конструированию из строительного материала, обыгрыванию построек и изготовлению игрушек. Это совместное с детьми конструирование построек, рассматривание образца воспитателя, показ приемов конструирования, использование фотографий детских построек, схем и рисунков построек.
Слайд 5. Н. Я. Михайленко и Н. А. Короткова сформулировали принципы организации сюжетно – ролевой игры в ДОУ.
1. Воспитатель должен играть вместе с детьми. При этом он занимает позицию умеющего интересно играть эмоционального партнера, с которым ребенок чувствует себя на равных, ощущает себя вне оценок, проявляет инициативу.
2. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу открывали и усваивали новый, более сложный способ ее построения.
3. Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому или сверстнику.
Рассмотрим некоторые приемы на примере игры «КОСМОС» в старшей группе.
Но сначала я предлагаю вам рассмотреть ситуацию, описанную Даниил Борисович Элькониным.
Анализ ситуации (Экспериментальная ситуация, описанная Д. Б. Элькониным) 
«Воспитатель подготовительной группы организовала для детей экскурсию в зоопарк, в ходе которой знакомила ребят с разными животными – с их внешним видом, повадками, образом жизни т.д. По окончании экскурсии она побеседовала с детьми о тех животных, которых они наблюдали в зоопарке, ввела в группу игрушки этих животных, ожидая, что они начнут играть в «Зоопарк». Однако дети ни в первый, ни в последующие дни в запланированную воспитателем игру не играли. 
Тогда воспитатель повторила экскурсию в тот же зоопарк. Но в ходе второй экскурсии она знакомила детей не только с животными, но и с деятельностью сотрудников зоопарка: кассир продает билеты, контролер их проверяет и пропускает посетителей, сотрудники, которые осуществляют кормление и уход за животными, ветеринар лечит заболевших животных, ставит им прививки, экскурсовод рассказывает посетителям о животных и т.д. В этот же день дети организовали игру в «Зоопарк» в группе Постепенно в игру вводились новые персонажи, усложнялся сюжет» 

- Как вы думаете, почему игры не получилось после первой экскурсии?
Первая — это сфера предметов (вещей), как природных, так и созданных руками человека; вторая—сфера деятельности людей и их отношений. 
На развитие сюжета игры решающее влияние оказывает расширение у ребенка представлений об окружающей действительности. Однако не всякое ознакомление с окружающим побуждает ребенка к игре. Например, наблюдение за растениями, явлениями природы, животными, транспортом, машинами развивают у детей представления об окружающем, но существенно не влияют на развитие игры. Ролевая игра возникает и развивается, прежде всего, в том случае, когда в центре ознакомления с окружающей действительностью стоит человек, его деятельность, поступки, отношения (человек ухаживает за животными, кормит их, лечит; заботится о других людях, управляет транспортом и т.п.) 
Слайд 6. Поэтому на подготовительном этапе мы старались больше беседовать об игровых действиях каждой роли возвращаемся к сюжетно ролевой игре космос.
- капитан корабля - набирает команду, отдаёт приказы на борту, держит связь с инструктором по полёту, общается с репортёрами;
- космонавты – летят в космос, выполняют приказы капитана корабля, выходят на связь с Землёй, участвуют в конференции;
- инструктор по полёту – руководит полётом с космодрома;
- инопланетяне – наблюдают за действиями космонавтов, входят с ними в контакт, ведут переговоры на непонятном языке, один или несколько инопланетян летят на космодром вместе с космонавтами;
- репортёры – ведут репортаж, общаются с космонавтами, участвуют в конференции;
- мед. персонал – проводят мед. обследование команды корабля и инопланетян;
- родственники – провожают и встречают космонавтов, организуют концерт, участвуют в репортажах.
- бортинженер – внимательно следит за показаниями приборов пульта управления полётом и стыковки.
- диспетчер – принимает информацию с космоса и передаёт на корабль.
Немаловажную роль играет обогащение речи детей ролевыми диалогами.
Например:
Руководитель полета Капитан корабля
- Космонавты, занять свои места! - Есть занять свои места!
- Пристегнуть ремни! - Есть пристегнуть ремни!
- Экипаж к полету в космос готов? - Экипаж готов к полету в космос!
- Внимание! До пуска осталось 5 минут. 5-4-3-2-1 Пуск! - Есть «пуск»! 2 минуты - полет нормальный! 5 минут – полет нормальный!
- Внимание! Внимание! Доложите, что вы видите.
У воспитателя всегда должны быть наготове несколько вариантов развития игры: поломка корабля, заболел космонавт, выход в открытый космос, встреча с инопланетянами.
На каждом этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу открывали и усваивали новый, более сложный способ ее построения.
К пяти годам у детей сформированы такие способы построения сюжетно – ролевой игры, как условное действие с игрушками, ролевое поведение.

В игре на тему «Космос» пространство для фантазии безгранично. Выйдя прогуляться по планете, с нами могут произойти встречи с неземными существами, удивительные приключения. Игра продолжается 15-20 минут. Воспитатель должен вести игру эмоционально. В таких играх присутствуют и наблюдатели, которые частично усваивают умения. От сказочных сюжетов можно перейти к реальным событиям из жизни. Полученные умения ребенок использует в самостоятельных играх, делая их согласованными и разнообразными.
Очень важно правильно закончить игру. Ряд исследователей проблем детской игры придерживаются мнения, что педагогическая ценность игры в значительной мере зависит от обеспечения возможности «доиграть», то есть не прерывать игру до тех пор, пока задача не будет разрешена (корабль «приплыл» в порт, космонавты «приземлились» и т. д.). В противном случае у детей остается чувство неудовлетворенности, неразрешимого напряжения, которое может препятствовать формированию ценных нравственных мотивов и свести на нет все положительные воздействия игры на личность.
Нельзя забывать про последний этап – оценка игры. Узнать мнение детей: что понравилось, что нет. Как будем играть в следующий раз.
Так, возвращаясь из космического путешествия, нас встречают журналисты. Расспрашивают нас о том, что интересного мы видели, как наше самочувствие и т.п.  Если ребенок организовал игру на определенный сюжет, значит, полученные представления оказались яркими, вызвали эмоциональный отклик. Значит, вы все сделали правильно!

 Надежда Константиновна Крупская подчеркивала большое значение игры в воспитании ребенка. Слайд 7 « Для детей  игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для  них – труд, игра для них –  серьезная форма воспитания. Игра – способ познания окружающего». Спасибо за внимание!!! Слайд8



© 2018 402 4