Просмотр содержимого документа
«Роль взрослого в психическом развитии ребенка с интеллектуальными нарушениями»
Роль взрослого в психическом развитии ребенка с нарушением интеллекта
Презентацию подготовила Асланова Алина
Так ли важен взрослый человек в жизни ребенка с нарушением интеллекта?
- Ошибочным образом роль взрослого человека и семьи игнорируется в вопросах психического развития ребенка с нарушением интеллекта. Между тем, связь уровня адаптации с выраженностью отклонения в развитии ребенка значительно опосредована характером внутрисемейных отношений. Именно эти отношения - один из важнейших факторов социально-бытовой и эмоциональной адаптации умственно отсталых детей, подростков, взрослых.
- Фактически любой ребенок в первую очередь обучается и воспитывается именно в семейной среде, потому важно понимать, что взрослый человек, член семьи ребенка должен также обладать хотя бы базовым рядом знаний, умений и навыков, необходимых для дальнейшей коррекционной работы и психического развития ребенка.
Виды взаимоотношений в семье
Известный американский педиатр Бенджамин Спок, рассматривая семьи, имеющие проблемных детей, выделяет следующие виды отношений родителей к своему ребенку:
- 1. Стыдятся странностей своего ребенка, излишне оберегают его.
- 2. Ошибочно считают себя виновными в состоянии ребенка, настаивают на проведении самых неразумных методов «лечения», которые только расстраивают ребенка, но не приносят ему никакой пользы.
- 3. Постепенно делают вывод о безнадежности состояния ребенка, отказывают в проявлении к нему каких-либо знаков внимания, любви.
- 4. Не замечают проблем в развитии ребенка и доказывают себе и всему миру, что он ничуть не хуже других.
- 5. Воспринимают ребенка естественно, позволяют бывать ему везде, не обращая внимания на взгляды и замечания.
Характеристика семьи с ребенком с нарушением интеллекта
Семьи, воспитывающие детей с нарушением психического развития, характеризуются определенными признаками:
• родители испытывают нервно-психическую и физическую нагрузку, усталость, напряжение, тревогу и неуверенность в отношении будущего ребенка;
• личностные проявления и поведение ребенка не отвечают ожиданиям родителей, и, как следствие, вызывают у них раздражение, горечь, неудовлетворенность;
• семейные взаимоотношения нарушаются и искажаются;
• возникающие проблемы затрагивают не только внутрисемейные взаимоотношения, но и приводят к изменениям в ее ближайшем окружении; родители стараются скрыть факт нарушения психического развития у ребенка и наблюдения его психиатром от друзей и знакомых, соответственно круг внесемейного функционирования сужается.
• «особый психологический конфликт» возникает в семье как результат столкновения с общественным мнением, не всегда адекватно оценивающим усилия родителей по воспитанию и лечению такого ребенка.
Качества родителей
- — иметь веру в жизнь, внутреннее спокойствие, чтобы не заражать своей тревогой детей;
- — строить свои отношения к ребенку на успешности, что определяется родительской верой в его силы и возможности;
- — четко знать, что ребенок не может вырасти без атмосферы похвалы;
- — развивать самостоятельность своего ребенка и поэтому для его же блага (по возможности) сокращать постепенно свою помощь ему до минимума.
- — быть внимательным, неравнодушным к своему ребенку.
Что можно посоветовать взрослым?
- Важно, чтобы оба родителя сохраняли спокойствие, выдержку, силы, эмоциональную стабильность. Нервное истощение определенно негативно скажется на атмосфере в семье и, как следствие, окажет прямое воздействие и на психическое развитие ребенка.
- Отец и мать должны в равной степени вносить свой вклад в воспитание и обучение ребенка.
- Необходимо уметь радоваться даже самым, казалось бы, незначительным достижениям ребенка. То, что кажется нам в бытовой жизни элементарным, требует от ребенка с нарушением интеллекта огромных усилий и работы над собой.
- Вместе с поощрением должны присутствовать требования и разумная твердость. Задача взрослого человека – не избаловать ребенка.
- Нельзя ограждать ребенка от социума, ограничивать его общение. Нельзя стесняться ребенка.