УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА. 3 КЛАСС ОС «Школа 2100»
Автор: Бунеев Р.Н.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ
Тема: Роль знаков препинания в письменной речи. Запятая в предложениях с однородными членами.
Цель: – Развитие умений устанавливать соответствие предложений с однородными членами и графических схем, составлять предложения с опорой
на схемы.
– Развитие умений ставить или не ставить запятую в предложениях с однородными членами с опорой на схемы предложений.
Планируемые предметные результаты:
- уметьвоспроизводить правило, работать со схемами;
- обосновывать постановку знаков препинания, находить в тексте союзы;
- правильно определять грамматическую основу предложения и второстепенные члены предложения.
Универсальные учебные действия:
- уметь "читать" схемы;
- ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
-принимать и сохранять учебную задачу;
- строить сообщение в устной форме;
- находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос.
Личностные результаты:
Формирование ориентации:
- на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
- на понимание причин успехов в учебе.
Характеристика деятельности детей:
- выполнять задания по определению связи между однородными членами;
- исправлять ошибки в употреблении однородных членов.
Тип урока: комбинированный урок.
Оборудование. Проектор, экран, презентация, интерактивная доска, система голосования, задания к уроку.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формирование УУД |
Ι. Мотивация на учебную деятельность | ИД (интер.доска)– 1
Прозвенел звонок весёлый Все готовы? Всё готово? Мы, сейчас, не отдыхаем, Мы, работать начинаем. ИД -2 Девиз урока: «Внимательно слушайте - и всё услышите! Внимательно смотрите – и всё увидите! Думайте – и всё обязательно поймёте!» - Объясните смысл пословицы. -Какую установку вы дадите себе? Я надеюсь, что сегодня на уроке у нас это с вами получится. | Ответы детей. Внимательно слушать, смотреть и думать. | Л: Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
II. Актуализация знаний. | - Какую большую тему вы сейчас изучаете на уроках русского языка? Индивидуальная работа: 1.Словарные слова – 2 чел 2.Тест (см. «Приложение») – 4 чел Фронтальная работа: На экране появляется слово ПРЕДЛОЖЕНИЕ - Что вы знаете о предложении? На экране появляется слово ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ - Что вы знаете об однородных членах http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ec54dd6f-140e-409d-9428-bef6cd009e6c/%5BNS-RUS_3-31%5D_%5BTQ_077%5D.swf – однородные члены ПРОВЕРКА ИНД.РАБОТЫ (по эталону) - Оцените свою работу – Откройте тетрадь. Запишите число, Классная работа. Минутка чистописания: и, а, но, или - О чем-то могут рассказать вам эти записи? | «Предложение»
- Предложение состоит из слов и выражает законченную мысль. - По цели предложения бывают повествовательные, вопросительные, побудительные. - По интонации: восклицательные, невосклицательные - Предложения бывают распространенные, нераспространенные
- Члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и связаны с одним и тем же членом предложения, называются однородными. - Однородные члены не зависят друг от друга. - Однородными могут быть как главные, так и второстепенные члены предложения. - Однородные члены произносятся с особой интонацией перечисления. Эта интонация связывает однородные члены.
(Дети затрудняются ответить) | Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 6. Ориентироваться на развороте учебника. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. |
III.Формулирование проблемы. | - Сегодня на уроке мы продолжим работать с предложением. - Чуть позже вы сами мне назовете тему урока, а сейчас мы будем работать в группах. (5мин) ПРОВЕРКА ПРОПУСТИТЕ 2 СТРОЧКИ (для записи темы урока) Поделитесь своими наблюдениями Выступление групп. Выступление 1 группы Представитель группы выходит и записывает предложение, разбирает и комментирует, выставляет схему.(Запись предложения на доске и в тетрадях.) Света положила в портфель учебники, тетради, дневник, пенал. - Проанализируйте схемы. Что вы заметили? Сделайте вывод. – Сформулируйте тему урока. Запишите в тетради.(СЛАЙД ) - Сформулируйте цель урока. - Как соединены однородные члены предложения? -Как вы думаете, какую роль выполняет запятая в предложении? Допишите тему урока (СЛАЙД ) Выступление 2 группы Представитель группы выходит и записывает предложение, разбирает и комментирует, выставляет схему.(Запись предложения на доске и в тетрадях.) На уроках математики ребята решают примеры и задачи. - Проанализируйте схемы. Что вы заметили? Сделайте вывод. слайд http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2fbe80fb-8b3f-4024-be2d-032e3636e181/%5BNS-RUS_3-31%5D_%5BTQ_079%5D.swf- схемы однородных членов Давайте сравним ваш вывод с выводом автора на стр.163 Выступление 3 группы (аналогично) В марте бывает снег или дождь. - Проанализируйте схемы. Что вы заметили? слайд Выступление 4 группы (аналогично) На столе лежит запасной карандаш, а не ручка. Выступление 5 группы (аналогично) Миша вышел в школу очень рано, но опоздал. |
Задание 1- 5 группам. (см. ПРИЛОЖЕНИЕ)
ВЫВОД 1:Между однородными членами, соединенными интонацией перечисления ставиться запятая. ( , ) , , )
«Однородные члены предложения» (Записываю на первой половине доски) - находить однородные члены предложения; - учиться расставлять знаки препинания между однородными членами.
Интонацией перечисления Разделяет однородные члены предложения «Роль запятой» (Записываю на второй половине доски)
ВЫВОД 2: Между двумя однородными членами, соединёнными союзом и запятая не ставится.
( и )
ВЫВОД 3: Между однородными членами, соединёнными союзом ИЛИ, не ставится запятая. ( или )
ВЫВОД 4: Между однородными членами, соединёнными союзом А, ставится запятая. ( , а )
ВЫВОД 5: Между однородными членами, соединёнными союзом НО, ставится запятая. ( , но ) | К: 1 Умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 2. Умение оформлять свои мысли в устной форме. 3. Умение работать в группе. П: Умение представлять информацию в виде схемы |
IV.Развитие умений | Индивид.работа.(в группе) http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ed46d73d-d5d6-4a0f-bee2-c95653c32630/%5BNS-RUS_3-31%5D_%5BIG_080%5D.swf Упр 429 – по заданию(1ряд -1схема, 2 ряд- 2 схема, 3 ряд – схема) Показываю схему, а ребята называют соответствующее предложение. 1 схема – 3 предложение 2 схема – 1 предложение 3 схема – 2 предложение
ПРОВЕРКА ИНД РАБ. Беседа о роли знаков препинания. 2. - Давайте еще раз посмотрим на все схемы и вспомним, как соединены однородные члены предложения? - Какую роль выполняет знак препинания? – А почему этот знак так называется – знак препинания? Подберите однокоренные слова (запинаться, запинка). Это своеобразные остановки, паузы в речи.
2. Ребята, однажды мальчик Петя ушел на вокзал и оставил записку. «Я встречаю сестру отца мать товарища». -Кого встречает Петя? Сколько человек? -Что же нужно было знать Пете? -Когда между однородными членами ставится запятая?
- Какую еще роль выполняет запятая? Давайте сравним ваше предположение и вывод автора. стр. 162 - чтение текста вслух. | Ребята работают за компьютером. Проверка на доске. - Интонацией перечисления или с помощью союзов и, а, но, или Роль запятой. Разделяет однородныечлены предложения Выслушиваются разные варианты. Роль запятой. Помогает выразить мысль и понять смысл Разделяет однородные члены предложения | |
Закрепление | - Упр. 430 Самостоятельная запись предложений в парах. Коллективная проверка (от каждой пары ученик читает свои варианты, объясняют постановку запятых или их отсутствие). | | |
Итог урока | – Какая была цель урока? – Что помогало в достижении этой цели? (Работа со схемами однородных членов.) - Вернитесь к минутке чистописания, что обозначают эти записи? ГОЛОСОВАНИЕ | | |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Задание 1 группы.
Прочитайте предложение, найдите однородные члены предложения, назовите союзы, сделайте вывод. К предложению сделайте схему.
Света положила в портфель учебники, тетради, дневник, пенал.
Задание 2 группы.
Прочитайте предложение, найдите однородные члены предложения, назовите союзы, сделайте вывод. К предложению сделайте схему.
На уроках математики ребята решают примеры и задачи.
Задание 3 группы.
Прочитайте предложения, найдите однородные члены предложения, назовите союзы, сделайте вывод. К предложению сделайте схему.
В марте бывает снег или дождь.
Задание 4 группы.
Прочитайте предложения, найдите однородные члены предложения, назовите союзы, сделайте вывод. К предложению сделайте схему.
На столе лежит запасной карандаш, а не ручка.
Задание 5 группы.
Прочитайте предложения, найдите однородные члены предложения, назовите союзы, сделайте вывод. К каждому предложению сделайте схему.
Миша вышел в школу очень рано, но опоздал.
Приложение 2
1.Отметь предложения с однородными членами.
а)Шляпа лежала на комоде.
б)Вдруг позади что-то плюхнулось и упало на пол.
в)Они обернулись и увидели на полу шляпу.
2.Какие члены предложения могут быть однородными?
а)главные и второстепенные члены
б)только главные члены.
в)только второстепенные члены.
3.Отметь предложения с однородными подлежащими.
а)Успокоился и затих ночной лес.
б)Под камнем замерла ящерица.
в)Задумчиво глядят в воду берёзы и ивы.
4.Какие члены предложения являются однородными в данном предложении?
Качели были мокрыми и холодными от дождя.
а) подлежащее б)второстепенные в) сказуемые