СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль зрения в жизни ребёнка

Нажмите, чтобы узнать подробности

С раннего дошкольного возраста у детей, имеющих зрительную патологию, необходимо воспитывать  понимание роли зрения в их жизни.

Просмотр содержимого документа
«Роль зрения в жизни ребёнка»

Роль зрения в жизни ребёнка

Роль зрения в жизни ребёнка

С раннего дошкольного возраста у детей, имеющих зрительную патологию, необходимо воспитывать понимание роли зрения в их жизни. С этой целью, начиная с младшей группы, тифлопедагог и воспитатели дают детям представление о том, что они могут узнать об окружающем мире с помощью глаз. Делается это на примере конкретных, понятных детям ситуаций из их жизни. Объясняют, что глазами они видят своих родителей, бабушек и дедушек, других взрослых и детей; видят все, что находится в группе (мебель, игрушки, цветы) и на участке детского сада (веранда, песочница, качели) и т.д.
  • С раннего дошкольного возраста у детей, имеющих зрительную патологию, необходимо воспитывать понимание роли зрения в их жизни. С этой целью, начиная с младшей группы, тифлопедагог и воспитатели дают детям представление о том, что они могут узнать об окружающем мире с помощью глаз. Делается это на примере конкретных, понятных детям ситуаций из их жизни.
  • Объясняют, что глазами они видят своих родителей, бабушек и дедушек, других взрослых и детей; видят все, что находится в группе (мебель, игрушки, цветы) и на участке детского сада (веранда, песочница, качели) и т.д.
Проводят игровые упражнения, в которых дети знакомятся с назначением глаз, с их ролью в познании окружающего мира. Например, такие: «Посмотри на воспитательницу. Расскажи, что она делает» «Посмотри на другого ребенка. Расскажи, во что он одет» «Посмотри на игрушку. Расскажи о ней» «Найди глазами игрушку, которую я назову»  «Посмотри вокруг себя. Расскажи, что видишь» «Посмотри вокруг себя. Найди глазами игрушки красного (желтого, синего, зеленого и т.д.) цвета. Назови их» «Посмотрите друг на друга. Назовите цвет глаз своего товарища» и т.п.
  • Проводят игровые упражнения, в которых дети знакомятся с назначением глаз, с их ролью в познании окружающего мира. Например, такие:
  • «Посмотри на воспитательницу. Расскажи, что она делает»
  • «Посмотри на другого ребенка. Расскажи, во что он одет»
  • «Посмотри на игрушку. Расскажи о ней»
  • «Найди глазами игрушку, которую я назову»
  • «Посмотри вокруг себя. Расскажи, что видишь»
  • «Посмотри вокруг себя. Найди глазами игрушки красного (желтого, синего, зеленого и т.д.) цвета. Назови их»
  • «Посмотрите друг на друга. Назовите цвет глаз своего товарища» и т.п.
Детям объясняют, что способность глаз видеть окружающие предметы и все, что происходит вокруг, называют зрением. Постепенно (в старшей и подготовительной группах) этот термин включается в активный словарь детей. На специальных коррекционно-развивающих занятиях у детей формируют представление о глазах, как об органе, с помощью которого можно многое узнать о любом предмете и явлении. Так, на занятии тифлопедагога по развитию зрительного восприятия в процессе обучения детей зрительному обследованию они познают возможности увидеть цвет, форму, величину предмета, его строение, определяют с помощью зрения, из чего предмет сделан, для чего он нужен и т.д.
  • Детям объясняют, что способность глаз видеть окружающие предметы и все, что происходит вокруг, называют зрением. Постепенно (в старшей и подготовительной группах) этот термин включается в активный словарь детей.
  • На специальных коррекционно-развивающих занятиях у детей формируют представление о глазах, как об органе, с помощью которого можно многое узнать о любом предмете и явлении.
  • Так, на занятии тифлопедагога по развитию зрительного восприятия в процессе обучения детей зрительному обследованию они познают возможности увидеть цвет, форму, величину предмета, его строение, определяют с помощью зрения, из чего предмет сделан, для чего он нужен и т.д.
Полученные детьми знания закрепляются и совершенствуются в их повседневной жизни в детском саду: в играх, на прогулке и в другие режимные моменты. Педагоги демонстрируют детям, что зрение необходимо не только для узнавания игрушек, предметов, людей, но и для того, чтобы правильно выбрать направление своего передвижения, сохранять и менять его в процессе передвижения.
  • Полученные детьми знания закрепляются и совершенствуются в их повседневной жизни в детском саду: в играх, на прогулке и в другие режимные моменты.
  • Педагоги демонстрируют детям, что зрение необходимо не только для узнавания игрушек, предметов, людей, но и для того, чтобы правильно выбрать направление своего передвижения, сохранять и менять его в процессе передвижения.
ПРОВОДЯТ ТАКИЕ ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ:  «Проследи взглядом путь до игрушки» (до домика, до веранды) «Иди от одной игрушки до другой» «Пройди от двери до шкафа с игрушками» «Посмотри внимательно. Выбери самый короткий (самый длинный) путь до домика» и т.д.

ПРОВОДЯТ ТАКИЕ ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ:

  • «Проследи взглядом путь до игрушки» (до домика, до веранды)
  • «Иди от одной игрушки до другой»
  • «Пройди от двери до шкафа с игрушками»
  • «Посмотри внимательно. Выбери самый короткий (самый длинный) путь до домика» и т.д.
Детей учат также использовать зрение для контроля за своими действиями с игрушками, предметами, во время осуществления различных элементарных операций по самообслуживанию, во время дежурства по столовой, в уголке природы и т.п. С этой целью проводят следующие игровые упражнения: «Выполни задание с открытыми, с закрытыми глазами» «Собери матрешку с открытыми глазами, с закрытыми глазами» «Следи за своими действиями глазами»  «Расскажи, что делают твои руки, как им помогают глаза».
  • Детей учат также использовать зрение для контроля за своими действиями с игрушками, предметами, во время осуществления различных элементарных операций по самообслуживанию, во время дежурства по столовой, в уголке природы и т.п.
  • С этой целью проводят следующие игровые упражнения:
  • «Выполни задание с открытыми, с закрытыми глазами»
  • «Собери матрешку с открытыми глазами, с закрытыми глазами»
  • «Следи за своими действиями глазами»
  • «Расскажи, что делают твои руки, как им помогают глаза».
В подобных упражнениях детям наглядно демонстрируют, какую роль играет зрение в правильном и быстром выполнении различных заданий. «Если хочешь, чтобы у тебя получилось красиво, следи внимательно глазами за тем, что делают твои руки», - такую установку дает педагог.  Постепенно дети начинают осознавать необходимость зрительно контролировать свои действия. В процессе выполнения всех упражнений тифлопедагог или воспитатель предлагают детям последовательно и четко описать свои действия.
  • В подобных упражнениях детям наглядно демонстрируют, какую роль играет зрение в правильном и быстром выполнении различных заданий.
  • «Если хочешь, чтобы у тебя получилось красиво, следи внимательно глазами за тем, что делают твои руки», - такую установку дает педагог.
  • Постепенно дети начинают осознавать необходимость зрительно контролировать свои действия.
  • В процессе выполнения всех упражнений тифлопедагог или воспитатель предлагают детям последовательно и четко описать свои действия.
Например, ребенка просят объяснить, как он сумел быстро найти названную педагогом игрушку, быстро и красиво накрыть на стол, правильно выбрать нужное направление движения и т.д. Установка педагога на использование зрительного контроля активизирует зрительное внимание детей, а даваемые ими словесные описания закрепляют зрительные образы, делают их конкретными и запоминающимися. Необходимо сформировать у детей понимание роли зрения в общении между людьми. Детям объясняют, что зрение дает им информацию о внешнем облике друг друга (какого цвета глаза и волосы, какой формы нос и т.д.).
  • Например, ребенка просят объяснить, как он сумел быстро найти названную педагогом игрушку, быстро и красиво накрыть на стол, правильно выбрать нужное направление движения и т.д.
  • Установка педагога на использование зрительного контроля активизирует зрительное внимание детей, а даваемые ими словесные описания закрепляют зрительные образы, делают их конкретными и запоминающимися.
  • Необходимо сформировать у детей понимание роли зрения в общении между людьми. Детям объясняют, что зрение дает им информацию о внешнем облике друг друга (какого цвета глаза и волосы, какой формы нос и т.д.).
Зрение не только позволяет увидеть все хорошее, красивое, но и помогает увидеть недостатки во внешнем облике друг друга. С помощью зрения можно догадаться (если посмотреть на другого человека внимательно), какое у него настроение (веселое, грустное или задумчивое), понять отношение взрослых (родителей, воспитателей, и др.) к тебе, к тому, как ты себя ведешь. Об этом свидетельствует ласковый, сердитый или удивленный взгляд, приподнятые вверх брови, нахмуренное или улыбающееся лицо и т.д.
  • Зрение не только позволяет увидеть все хорошее, красивое, но и помогает увидеть недостатки во внешнем облике друг друга.
  • С помощью зрения можно догадаться (если посмотреть на другого человека внимательно), какое у него настроение (веселое, грустное или задумчивое), понять отношение взрослых (родителей, воспитателей, и др.) к тебе, к тому, как ты себя ведешь.
  • Об этом свидетельствует ласковый, сердитый или удивленный взгляд, приподнятые вверх брови, нахмуренное или улыбающееся лицо и т.д.
Все это тифлопедагог и воспитатели демонстрируют детям, упражняют их в изображении различных эмоций и состояний и в «чтении» эмоциональных состояний друг друга и окружающих взрослых. Дети учатся этому в таких игровых упражнениях: «Узнай мое настроение», «Догадайся, как взрослый относится к тому, что ты делаешь» и т.д.
  • Все это тифлопедагог и воспитатели демонстрируют детям, упражняют их в изображении различных эмоций и состояний и в «чтении» эмоциональных состояний друг друга и окружающих взрослых.
  • Дети учатся этому в таких игровых упражнениях:
  • «Узнай мое настроение»,
  • «Догадайся, как взрослый относится к тому, что ты делаешь» и т.д.
В результате такой целенаправленной работы дети постепенно начинают осознавать, что глаза – очень важный орган, который помогает многое узнать об окружающем мире, увидеть его красоту и многообразие, понять окружающих людей и то, что они делают; глаза помогают быстрее, точнее и красивее выполнять различные действия с игрушками и предметами, лучше выполнять задания на занятиях, быстро и аккуратно одевать и раздеваться и т.д. Представления детей о роли зрения в их жизни постоянно закрепляются в различных игровых упражнения, например: «Расскажи, что можно узнать о внешнем облике человека с помощью зрения»;
  • В результате такой целенаправленной работы дети постепенно начинают осознавать, что глаза – очень важный орган, который помогает многое узнать об окружающем мире, увидеть его красоту и многообразие, понять окружающих людей и то, что они делают; глаза помогают быстрее, точнее и красивее выполнять различные действия с игрушками и предметами, лучше выполнять задания на занятиях, быстро и аккуратно одевать и раздеваться и т.д.
  • Представления детей о роли зрения в их жизни постоянно закрепляются в различных игровых упражнения, например:
  • «Расскажи, что можно узнать о внешнем облике человека с помощью зрения»;
«Расскажи, что можно узнать о настроении человека с помощью зрения»,  «Что можно узнать об окружающем мире с помощью зрения?» и т.п. Проводятся игры с использованием натуральных предметов, игрушек и иллюстративного материала, например, по типу «Лото», «Домино», когда дети подбирают картинки в соответствии с поставленной перед ними задачей. Важно, чтобы дети понимали, что из-за нарушения зрения они не могут получать об окружающем полноценную информацию.
  • «Расскажи, что можно узнать о настроении человека с помощью зрения»,
  • «Что можно узнать об окружающем мире с помощью зрения?» и т.п.
  • Проводятся игры с использованием натуральных предметов, игрушек и иллюстративного материала, например, по типу «Лото», «Домино», когда дети подбирают картинки в соответствии с поставленной перед ними задачей.
  • Важно, чтобы дети понимали, что из-за нарушения зрения они не могут получать об окружающем полноценную информацию.
Педагог предлагает детям рассмотреть игрушку или какой-то предмет (близко и на расстоянии), посмотреть в окно и т.п. - сначала в очках, а затем без очков. Ребенка просят рассказать, что он увидел. Педагог задает ему уточняющие, наводящие на правильный ответ вопросы, его внимание обращается на то, что в очках он смог увидеть, различить, выделить больше признаков предмета, чем без очков. В очках он видит предмет, расположенный на некотором расстоянии от него, четко, в ярких тонах, со всеми деталями. Без очков удаленный предмет либо вовсе не воспринимается, либо воспринимается нечетко, контур его размыт, многие детали выпадают, трудно определить пространственное расположение частей и т.д.
  • Педагог предлагает детям рассмотреть игрушку или какой-то предмет (близко и на расстоянии), посмотреть в окно и т.п. - сначала в очках, а затем без очков. Ребенка просят рассказать, что он увидел. Педагог задает ему уточняющие, наводящие на правильный ответ вопросы, его внимание обращается на то, что в очках он смог увидеть, различить, выделить больше признаков предмета, чем без очков. В очках он видит предмет, расположенный на некотором расстоянии от него, четко, в ярких тонах, со всеми деталями. Без очков удаленный предмет либо вовсе не воспринимается, либо воспринимается нечетко, контур его размыт, многие детали выпадают, трудно определить пространственное расположение частей и т.д.
Педагог предлагает ребенку вспомнить и назвать те признаки предмета, которые он не увидел или увидел плохо без очков. Ребенок делает вывод: «В очках видно лучше. В очках можно больше узнать о предмете или о том, что происходит далеко от тебя». Таким образом, детей подводят к пониманию назначения очков и необходимости их носить. Слабовидящим детям и слепым, имеющим остаточное зрение, объясняют, что очки не только позволяют им лучше видеть сейчас, но и помогают сохранить зрение.
  • Педагог предлагает ребенку вспомнить и назвать те признаки предмета, которые он не увидел или увидел плохо без очков. Ребенок делает вывод: «В очках видно лучше. В очках можно больше узнать о предмете или о том, что происходит далеко от тебя».
  • Таким образом, детей подводят к пониманию назначения очков и необходимости их носить.
  • Слабовидящим детям и слепым, имеющим остаточное зрение, объясняют, что очки не только позволяют им лучше видеть сейчас, но и помогают сохранить зрение.
Детям с амблиопией и косоглазием говорят о том, что в результате их занятий на аппаратах, правильного ношения очков и окклюдоров их зрение восстанавливается, и они смогут через некоторое время обходиться без очков. Дети начинают осознанно относиться к процессу лечения, охотно участвуют в нем, стараются как можно лучше выполнять указания медсестры-ортоптистки. Это позволяет быстрее добиваться улучшения состояния зрительных функций, восстановлению нарушенного зрения.
  • Детям с амблиопией и косоглазием говорят о том, что в результате их занятий на аппаратах, правильного ношения очков и окклюдоров их зрение восстанавливается, и они смогут через некоторое время обходиться без очков.
  • Дети начинают осознанно относиться к процессу лечения, охотно участвуют в нем, стараются как можно лучше выполнять указания медсестры-ортоптистки. Это позволяет быстрее добиваться улучшения состояния зрительных функций, восстановлению нарушенного зрения.
Использованная литература: Гигиена детей и подростков \под ред. Г.Н.Сердюковской и А.Г.Сухарева. – М.: Медицина, 1986. Базарный В.Ф. Зрение у детей: проблемы развития. - Новосибирск: Наука СО, 1991. Подколзина Е.Н. Некоторые особенности коррекционного обучения детей с нарушением зрения // Дефектология.2001-№2.

Использованная литература:

Гигиена детей и подростков \под ред. Г.Н.Сердюковской и А.Г.Сухарева. – М.: Медицина, 1986.

Базарный В.Ф. Зрение у детей: проблемы развития. - Новосибирск: Наука СО, 1991.

Подколзина Е.Н. Некоторые особенности коррекционного обучения детей с нарушением зрения // Дефектология.2001-№2.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!