СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ролевая игра как средство формирования диалогической речи на уроках иностранного языка

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дедуктивный и индуктивный пути обучения диалогической речи.

Просмотр содержимого документа
«Ролевая игра как средство формирования диалогической речи на уроках иностранного языка»

Ролевая игра как средство формирования

диалогической речи на уроках иностранного языка

Емельянова Наталия Ивановна

МБОУ Видновская СОШ №5 с УИОП, г. Видное, Московская область

В методике преподавания иностранных языков сложились два пути обучения диалогической речи – дедуктивный и индуктивный.

При дедуктивном методе обучение начинается с целого диалогического образца, рассматриваемого в качестве структурно-интонационного эталона для построения ему подобных диалогических единств. Обучение начинается с того, что диалог прослушивается целиком, заучивается наизусть, затем происходит варьирование его лексического наполнения.

Сторонники такого метода ссылаются на то, что в естественных условиях ребенок усваивает систему языка «сверху вниз»: от крупных интонационно-синтаксических блоков к их элементам, развитие идет путем вычленения элементов из целого, принадлежность к целому облегчает припоминание и т.п. Это ведет к его механическому заучиванию и ограничивает возможности свободного разговора в новых условиях. Опора на аналогию играет большую роль на нижнем уровне развития умений, при формировании первичных умений, и здесь эталонный диалог может сыграть свою роль, не для заучивания, а как образец для подражания.

Второй метод – индуктивный – предполагает путь от усвоения элементов диалога к самостоятельному ведению их в новый диалог на основе учебно-речевой ситуации. С первых же шагов он направляет на обучение взаимодействию, лежащему в основе диалогической речи и становлению речевых умений и навыков.



Упражнения в обучении диалогической речи

В зависимости от вида ситуации, положенной в основу обучения, речевые упражнения делятся на две группы, каждая из которых обеспечивает формирование определенной ступени в обучении диалогической речи.

В качестве первой ступени рассматривается обучение диалогу, на основе микроситуации. Учащихся нужно научить не только реагировать на опорную реплику, но и подавать ее, начинать разговор, опираясь на обстановку или поставленную учителем цель. Начало разговора представляет особую трудность для учащихся, так как требует умения самостоятельно находить предмет разговора. Диалог может начинаться с сообщения, вопроса, побуждения. Поэтому микроситуации следует подбирать таким образом, чтобы тренировать учащихся в каждом виде опорных реплик.

В младших классах отрабатывается более легкое начало разговора – вопрос или побуждение. На среднем этапе – сообщение. Опорная реплика должна соответствовать ситуации, быть обоснованной, побуждать собеседника высказывать ответные суждения.

Эти задачи решаются с помощью упражнений на основе макроситуаций, которые включают следующие этапы:

1) постановку задачи; коллективное составление диалога под руководством преподавателя.

2) ведение диалога с учителем или самостоятельное ведение диалогов учащимися;

3) прослушивание с целью сравнения диалога на основе данной ситуации или близкой к ней в исполнении носителей языка.

Все упражнения должны быть:

- целенаправленными и мотивированными.

- посильными по объему;

- учитывать постепенное нарастание языковых трудностей;

- апеллировать к разным видам памяти, восприятия и мышления;

Для активизации деятельности учащихся в формировании навыков диалогической речи используется учебный прием - ролевая игра. Участникам ролевых игр необходимо вести себя так, как если бы все происходило в реальной жизни. Участники игры должны концентрировать свое внимание как на использовании единиц иностранного языка в целях коммуникации, так и на их закреплении.

Примеры ролевой игры.

Учитель предлагает разыграть диалоги о поездке в Америку, чтобы закрепить лексико-грамматические структуры. Учащиеся готовили диалоги в процессе проектной работы в течение недели. 

Teacher: In order to repeat Present Perfect and other tenses let’s act out some dialogues about your visit to America.

Dialogue 1.

P1: Hello! I have not seen you for ages.

P2: Oh, I have been on a wonderful journey! I travelled to Washington and then had a voyage by sea.

P1: Fantastic! Did you go there with your parents?

P2: With Mum and Dad. I left Moscow for Washington by plane.

P1: Did you like it?

P2: Yes, our flight was very nice. I had a comfortable seat by the window.

P1: Did you change anywhere?

P2: Oh, no. We were lucky. It was a through plane.

P1: When did you arrive?

P2: At midnight. We took a taxi and went straight to the hotel .Come and see me some day. I’ll show you the video.

P1: Thanks. I will.

Dialogue 2.

P1: Hi, Jack! You look so fresh and sun-tanned. How was your trip to Florida?

P2: My vacation was fantastic! I think I had the time of my life!

P1: Who did you go with? Did you go there alone?

P2: With my aunt.

P1: How long did you stay there? Was it a nice hotel?

P2: I stayed for a couple of weeks. The accommodation and meal in a 5 star hotel were just perfect.

P1: What did you do there?

P2: I went to sandy beaches and swam every day.

P1: I hope to go to Florida some day too.

P2: Then be ready to spend a fortune there.

Dialogue 3.

Passport control.

P1: Can I see your ticket to Washington and passport?

P2: Certainly, there you are.

P1: Did you pack your bag yourself?

P2: Yes!

P1: What have you got in your suitcase?

P2: Only private things.

P1: Do you have anything to declare?

P2: No, I just have these duty free items that I bought.

P1: Would you like a window or an aisle seat?

P2: Window seat. What time will we be boarding?

P1: We begin boarding at 7.

P1: There is a lot of nerves before flying.

P2: You know air flight is the safest form to travel. Please, try to relax.

Dialogue 4.

On board the plane.

P1: Would you like to order any duty free goods?

P2: Yes, please. I’d like this French bottle of perfume.

P1: Seventy US dollars.

P2: Can I pay by credit card?

P1: Yes, all credit cards are accepted. Is there anything else you’d like sir?

P2: I’d like these sun glasses.

P1: Yes, their price are a hundred thirty five US dollars. Can I have your credit card please?

P2: Sure.

P1: Thank you. The total price bill comes to 205 US dollars. Please wait while I collect your duty free goods.

Подведение итогов.

Учитель оценивает диалоги, объясняет домашнее задание и заканчивает урок.

I evaluate progress in your phonic skills and intonation. The logic presentation of dialogues was up to the mark. You did your best.

I think the lesson was efficient and we can feel a sense of achievement.