Ролевая игра как средство формирования
диалогической речи на уроках иностранного языка
Емельянова Наталия Ивановна
МБОУ Видновская СОШ №5 с УИОП, г. Видное, Московская область
В методике преподавания иностранных языков сложились два пути обучения диалогической речи – дедуктивный и индуктивный.
При дедуктивном методе обучение начинается с целого диалогического образца, рассматриваемого в качестве структурно-интонационного эталона для построения ему подобных диалогических единств. Обучение начинается с того, что диалог прослушивается целиком, заучивается наизусть, затем происходит варьирование его лексического наполнения.
Сторонники такого метода ссылаются на то, что в естественных условиях ребенок усваивает систему языка «сверху вниз»: от крупных интонационно-синтаксических блоков к их элементам, развитие идет путем вычленения элементов из целого, принадлежность к целому облегчает припоминание и т.п. Это ведет к его механическому заучиванию и ограничивает возможности свободного разговора в новых условиях. Опора на аналогию играет большую роль на нижнем уровне развития умений, при формировании первичных умений, и здесь эталонный диалог может сыграть свою роль, не для заучивания, а как образец для подражания.
Второй метод – индуктивный – предполагает путь от усвоения элементов диалога к самостоятельному ведению их в новый диалог на основе учебно-речевой ситуации. С первых же шагов он направляет на обучение взаимодействию, лежащему в основе диалогической речи и становлению речевых умений и навыков.
Упражнения в обучении диалогической речи
В зависимости от вида ситуации, положенной в основу обучения, речевые упражнения делятся на две группы, каждая из которых обеспечивает формирование определенной ступени в обучении диалогической речи.
В качестве первой ступени рассматривается обучение диалогу, на основе микроситуации. Учащихся нужно научить не только реагировать на опорную реплику, но и подавать ее, начинать разговор, опираясь на обстановку или поставленную учителем цель. Начало разговора представляет особую трудность для учащихся, так как требует умения самостоятельно находить предмет разговора. Диалог может начинаться с сообщения, вопроса, побуждения. Поэтому микроситуации следует подбирать таким образом, чтобы тренировать учащихся в каждом виде опорных реплик.
В младших классах отрабатывается более легкое начало разговора – вопрос или побуждение. На среднем этапе – сообщение. Опорная реплика должна соответствовать ситуации, быть обоснованной, побуждать собеседника высказывать ответные суждения.
Эти задачи решаются с помощью упражнений на основе макроситуаций, которые включают следующие этапы:
1) постановку задачи; коллективное составление диалога под руководством преподавателя.
2) ведение диалога с учителем или самостоятельное ведение диалогов учащимися;
3) прослушивание с целью сравнения диалога на основе данной ситуации или близкой к ней в исполнении носителей языка.
Все упражнения должны быть:
- целенаправленными и мотивированными.
- посильными по объему;
- учитывать постепенное нарастание языковых трудностей;
- апеллировать к разным видам памяти, восприятия и мышления;
Для активизации деятельности учащихся в формировании навыков диалогической речи используется учебный прием - ролевая игра. Участникам ролевых игр необходимо вести себя так, как если бы все происходило в реальной жизни. Участники игры должны концентрировать свое внимание как на использовании единиц иностранного языка в целях коммуникации, так и на их закреплении.
Примеры ролевой игры.
Учитель предлагает разыграть диалоги о поездке в Америку, чтобы закрепить лексико-грамматические структуры. Учащиеся готовили диалоги в процессе проектной работы в течение недели.
Teacher: In order to repeat Present Perfect and other tenses let’s act out some dialogues about your visit to America.
Dialogue 1.
P1: Hello! I have not seen you for ages.
P2: Oh, I have been on a wonderful journey! I travelled to Washington and then had a voyage by sea.
P1: Fantastic! Did you go there with your parents?
P2: With Mum and Dad. I left Moscow for Washington by plane.
P1: Did you like it?
P2: Yes, our flight was very nice. I had a comfortable seat by the window.
P1: Did you change anywhere?
P2: Oh, no. We were lucky. It was a through plane.
P1: When did you arrive?
P2: At midnight. We took a taxi and went straight to the hotel .Come and see me some day. I’ll show you the video.
P1: Thanks. I will.
Dialogue 2.
P1: Hi, Jack! You look so fresh and sun-tanned. How was your trip to Florida?
P2: My vacation was fantastic! I think I had the time of my life!
P1: Who did you go with? Did you go there alone?
P2: With my aunt.
P1: How long did you stay there? Was it a nice hotel?
P2: I stayed for a couple of weeks. The accommodation and meal in a 5 star hotel were just perfect.
P1: What did you do there?
P2: I went to sandy beaches and swam every day.
P1: I hope to go to Florida some day too.
P2: Then be ready to spend a fortune there.
Dialogue 3.
Passport control.
P1: Can I see your ticket to Washington and passport?
P2: Certainly, there you are.
P1: Did you pack your bag yourself?
P2: Yes!
P1: What have you got in your suitcase?
P2: Only private things.
P1: Do you have anything to declare?
P2: No, I just have these duty free items that I bought.
P1: Would you like a window or an aisle seat?
P2: Window seat. What time will we be boarding?
P1: We begin boarding at 7.
P1: There is a lot of nerves before flying.
P2: You know air flight is the safest form to travel. Please, try to relax.
Dialogue 4.
On board the plane.
P1: Would you like to order any duty free goods?
P2: Yes, please. I’d like this French bottle of perfume.
P1: Seventy US dollars.
P2: Can I pay by credit card?
P1: Yes, all credit cards are accepted. Is there anything else you’d like sir?
P2: I’d like these sun glasses.
P1: Yes, their price are a hundred thirty five US dollars. Can I have your credit card please?
P2: Sure.
P1: Thank you. The total price bill comes to 205 US dollars. Please wait while I collect your duty free goods.
Подведение итогов.
Учитель оценивает диалоги, объясняет домашнее задание и заканчивает урок.
I evaluate progress in your phonic skills and intonation. The logic presentation of dialogues was up to the mark. You did your best.
I think the lesson was efficient and we can feel a sense of achievement.