СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ролевая игра как средство повышения познавательного интереса учащихся на уроках английского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья познакомит вас с понятием "ролевая игра". Мотивационную готовность к речевым действиям вызывают именно ролевые игры. Так как ролевое общение реализуется в форме игровой деятельности, создается непринужденная психологическая обстановка и исчезает психологический барьер. Ролевая игра- один из наиболее эффективных приёмов реализации коммуникативного метода в обучении иностранному языку.

Просмотр содержимого документа
«Ролевая игра как средство повышения познавательного интереса учащихся на уроках английского языка»

Ролевая игра как средство повышения познавательного интереса учащихся на уроках английского языка

«Человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет».

(Ф. Шиллер)

Одной из ведущих целей обучения английскому языку как иностранному является чисто практическая, обеспечивающая должный уровень коммуникативных умений и навыков.

Для того чтобы ученик мог уверенно чувствовать себя в реальной жизненной ситуации, он и на уроке должен быть поставлен в такие условия, при которых с помощью языка он смог бы решить нужные для себя проблемы.

Находясь вне среды изучаемого языка, учителю приходится моделировать иноязычное общение в условиях урока.

Задача учителя – создание такой атмосферы на уроке, при которой ученики не боялись бы высказывать свои суждения на иностранном языке, а также в постановке таких заданий, которые стимулировали бы их желание, а иногда просто ставили бы перед необходимостью говорить на уроке.

Мотивационную готовность к речевым действиям вызывают у учащихся ролевые игры. Интересные, удачно подобранные роли оказывают побуждающие к общению действия. Так как ролевое общение реализуется в форме игровой деятельности, создается непринужденная обстановка, исчезает психологический барьер, снимается эмоциональная напряженность. Принятые роли позволяют устранять такие факторы, как стеснение, страх, скованность, тревожность.

Большинство учащихся, особенно дети 9–10 лет, легко вступают в общение, радуются любым ролям, охотно выступают в качестве партнеров учителя.

Учащиеся 7–9-х классов уже труднее вовлекаются в общение, требуют более бережного подхода при распределении заданий, ролей, партнеров. Важная учебная задача на этом этапе – научить ситуативно обусловленному общению.

На старшем этапе (10–11-е классы) на первый план выдвигается реально мотивированное общение, отражающее устойчивые интересы, сформировавшиеся потребности.

На тематику старшего этапа хорошо ложатся ситуации, моделирующие всякого рода конференции, пресс - конференции, международные симпозиумы, форумы и т.п. Интерес старшеклассников к проблемам современности позволяет организовать общение в связи с предложенными дискуссионными вопросами и не требует опоры на воображаемые ситуации.

Ролевая игра имеет ряд преимуществ перед другими видами деятельности на уроке:

  • она создает модель общения,

  • в ней переплетаются речевое и неречевое поведение,

  • создаются комфортные условия для обучающихся,

  • возникает мотивация для общения,

  • игра учит партнерству и сотрудничеству.

Таким образом, ролевая игра обладает большими возможностями в практическом, образовательном и воспитательном отношениях. 

Чаще всего в учебном процессе используются умеренно-контролируемая ролевая игра, свободная и сценарная ролевые игры.

Умеренно контролируемая ролевая игра - ролевая игра, при подготовке к которой участники получают общее описание своих ролей, на основе которого готовят свое индивидуальное ролевое задание. Проблема заключается в том, что особенности ролевого поведения известны только самому исполнителю. Остальным участникам важно догадаться, какой линии поведения следует их партнер, и принять соответствующее решение о собственной реакции.

Свободная ролевая игра – это ролевая игра, при подготовке к которой учащиеся получают обстоятельства общения. Эта игра служит формированию индивидуальных и групповых навыков самостоятельной работы по предмету. Учащиеся должны не только самостоятельно определить тему и разработать сценарий игры, но и подобрать соответствующий материал, произвести поиск информации, используя рекомендуемую литературу.

При работе с художественными текстами используется сценарная игра. При подготовке к сценарной игре учащиеся разрабатывают программу, сценарий под руководством учителя. Они подбирают языковое содержание определенных ролей в режиме индивидуальной, парной или групповой работы. В ходе подготовки к сценарной ролевой игре формируются навыки коллективной учебной деятельности по созданию ее сценария, определению проблемных ситуаций, поиску дополнительной информации по теме.

Для того чтобы интерес к ролевым играм не уменьшался, а подготовка к ним не становилась алгоритмическим упражнением, типы ролевых игр рекомендуется чередовать.

В заключение, хочется отметить, что ролевая игра - один из наиболее эффективных приемов реализации коммуникативного принципа в обучении иностранному языку. Таким образом, игры положительно влияют на формирование познавательных интересов, способствуют осознанному освоению иностранного языка. Они содействуют развитию таких качеств, как самостоятельность, инициативность, воспитанию чувства коллективизма. Учащиеся активно, увлеченно работают, помогают друг другу, внимательно слушают своих товарищей; учитель лишь управляет учебной деятельностью.