СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ролевая игра как средство развития коммуникативной компетенции на урок английского языка для детей младшего школьного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ведущим видом деятельности у младшего школьного возраста является игра. Ролевая игра может служить как одним из способов развития комм

Просмотр содержимого документа
«Ролевая игра как средство развития коммуникативной компетенции на урок английского языка для детей младшего школьного возраста»

Ролевая игра как средство развития коммуникативной компетенции

на уроке английского языка у детей младшего школьного возраста

Гаврильева Марианна Филипповна

учитель английского языка, МОБУ СОШ №32, г. Якутск


Аннотация: в данной работе представлено ролевая игра как можно развить коммуникативную компетенцию у детей младшего школьного возраста на уроке английского языка.

Ключевые слова: ролевая игра, игра, коммуникативная компетенция, младший школьный возраст.


В наше время изучение английского языка стало актуальным. Прежде всего, это связано с востребованностью английского языка, как в повседневном, так и в деловом общении. Английский язык является официальным языком и признан во многих странах.

Одной из наиболее важных и сложных проблем современной методики является обучение устному общению на английском языке. Эта проблема является основной задачей обучения английскому языку и нам необходимо создавать условия для развития коммуникативной компетенции начиная с младшего школьного возраста для преодоления которых можно использовать ролевые игры.

Игра является эффективным средством обучения иностранному языку, так как доступна учащимся всех возрастных групп. Игра максимально приближается к естественной коммуникации и этим способствует развитию навыков и умений общения на иностранном языке, так как по своей сути игра моделирует и воспроизводит конкретную практическую деятельность. В том числе, игра формирует психологическую готовность к общению, этим способствуя преодолению барьера немоты. Кроме того, в процессе игры происходит активное запоминание слов, выражений и правильных грамматических конструкций [2, 4].

Блестящий исследователь игры Д.Б. Эльконин полагает, что игра социально по своей природе и непосредственному насыщению и спроецирована на отражение мира взрослых. Называя игру «арифметикой социальных отношений», Д.Б. Эльконин трактует игру как деятельность, возникшую на определенном этапе, как одну из ведущих форм развитие психических функций и способов познания ребенком мира взрослых [1, 10].

Следует отметить, что К.Д. Ушинский, Дж.Селли и К. Бюллер рассматривали игру как проявление воображения или фантазии, а А.И. Сикорский и Дж.Дьюи связывали игру с развитием мышления. Суммируя их взгляды, становится ясно, что игра – это сплав определенных способностей, которые можно представить следующим образом: восприятие + память + мышление + воображение [1, 10].

Игры помогают снять скованность, особенно если исключить из них элемент соревнования или свести его к минимуму. Застенчивый или слабый ученик почувствует себя более уверенно и будет участвовать в игре активнее, если цель игры - просто повеселиться, а не считать очки и выигрывать. Хотя элемент соревнования часто оживляет и повышает активность, именно он создает большое психологическое давление на учеников, они бояться не справиться с заданием, что выводит из игры застенчивых и отстающих [5, 12].

Использование игровых моментов на уроке – очень эффективный метод обучения, позволяющий повысить мотивацию, снизить утомляемость и в то же время увеличить темп ведения урока [1, 57].

В настоящее время большой интерес вызывает использование ролевых игр на уроке иностранного языка для моделирования реальной ситуации общения. Именно роль и органически связанные с ней действия представляют собой основную единицу развитой формы игры. В ней в нерасторжимом единстве представлены аффективно - мотивационная и операционно - техническая стороны деятельности [1, 58].

Важно отметить, что ролевая игра может использоваться при обучении иностранному языку школьников любого возраста. И поскольку игра остается в младшем школьном возрасте пока еще ведущей формой деятельности ребенка, то с ее помощью следует обучать детей иностранному языку. Тем самым повышается мотивация школьников к изучению иностранного языка [3, 81-89].

Целью ролевой игры является осуществляемая деятельность, так как именно игра, мотив лежат в содержании деятельности, а не вне ее. Являясь моделью межличностного общения, ролевая игра вызывает потребность в общении на иностранном языке. И именно в этой позиции она выполняет мотивационно - побудительную функцию [1, 65].

Ролевая игра обеспечивает обучающую функцию, поскольку она в значительной степени определяет выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение учащихся в различных речевых ситуациях. Воспитательная функция ролевой игры заключается в том, что именно в ролевых играх воспитываются дисциплина, взаимопомощь, активность, готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в определенных условиях [1, 66].

Ролевая игра формирует школьников способность играть роль другого человека, увидеть себя с позиции партнера по общению. Она ориентирует учащихся на планирование собственного речевого поведения и поведения собеседника, развивает умение контролировать свои поступки, давать объективную оценку поступкам другим. Таким образом, ролевая игра выполняет ориентирующую функцию [1, 66].

Компенсаторная функция ролевой игры проявляется в том, что именно игра разрешается противоречие между потребностью действия операции. Дети стремятся к общению, и ролевая игра дает им возможность реализовать свое стремление [1, 67].

Ролевые игры способствуют формированию следующих умений:

- принять и исполнить роль;

- ориентироваться в ролях партнеров;

- выбирать языковые средства в соответствии с ситуацией;

- проводить и отстаивать свою точку зрения;

- склоняться к компромиссу;

- предусматривать конфликт и находить пути для его устранения;

- формулировать проблему и предлагать пути ее решения;

- менять тактику своего поведения;

- владеть стратегией общения (уместно употреблять речевые и этикетные формулы; знать формулы обращений; уметь выражать благодарность, просьбу, согласие, возражение и.т.д.) [2, 217 - 218].

Основное назначение предмета "Иностранный язык" состоит в формировании коммуникативной компетенции, т. е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка [5, 5].

Для того, чтобы выявить уровень коммуникативной компетенции мы провели опытно-экспериментальную работу на базе Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения "Хадарская средняя общеобразовательная школа имени С.Д.Флегонтова" Чурапчинского района среди учащихся 4 классов. При выявлении был использован метод беседы, в процессе которой фиксировались проблемы сформированности коммуникативных умений у младших школьников и на основании проведения данной беседы было выявлено 3 уровня сформированности диалогических умений у учащихся данного класса.

Высокий: умение свободно вступать в беседу; речь эмоционально окрашена; умение всегда правильно организовать свою речь (грамматически, лексически и фонетически); умение быстро и правильно реагировать на реплики оппонента.

Средний: не всегда свободно вступает в беседу; речь не всегда свободно вступает в беседу; речь не всегда эмоционально окрашена; в плане лексики, грамматики, фонетики;

не всегда быстро и правильно реагирует на реплики оппонентов.

Низкий: не умеет свободно вступать в беседу; речь эмоционально не окрашена; неточности в плане организации речи; не всегда быстро и правильно реагирует на реплики оппонента.


На основании проведения беседы были выведены следующие показатели: 15% учащихся владеют коммуникативной компетенцией на высоком уровне; 45 % учащихся владеют коммуникативной компетенцией на среднем уровне; 40% учащихся владеют коммуникативной компетенцией на низком уровне.

Для проведения практической работы была выбрана система работы по формированию коммуникативной компетенцией учащихся младшего школьного возраста с использованием ролевых игр.

В программе ролевая игра включает в себя элементы и драматизации, и «симуляции». Следовательно, ролевую игру можно рассматривать как универсальную форму организации общения на уроке. Она обладает большими обучающими возможностями.

Уроки - ролевые игры мы разделили по мере возрастания их сложности на три группы:

1. Имитационные игры, направленные на имитацию определенной жизненной ситуации.

2. Ситуационные игры, связанные с решением какой – либо узкой, конкретной проблемы – жизненной ситуации.

3. Условные игры, посвященные разрешению, например, учебных конфликтов и т.д.

Формы проведения ролевых игр в виде воображаемого путешествия, соревнования, уроки - сказки, уроки – сюрпризы.

В конце опытного обучения была проведена повторная беседа с учащимися, которая показала следующие показатели уровня сформированности коммуникативной компетенции учащихся 4 классов: 45% учащихся владеют коммуникативной компетенцией на высоком уровне; 55 % учащихся владеют коммуникативной компетенцией на среднем уровне; 0 % учащихся владеют коммуникативной компетенцией на низком уровне.

Таким образом, младший школьный возраст является наиболее оптимальным в усвоении иностранного языка, а ролевая игра является одним из средств развитии коммуникативной компетенции.

Включение игр в процесс обучения обеспечивает возможность языковой практики, предлагает контекст и условия, при которых язык используется в полном объеме как лингвистическое явление и средство общения, выступает инструментом диагностики как для учителя, так и для ученика, освещая встречающиеся трудности, развивает творческие способности мышления.

Кроме того, что игры обладают огромной методологической ценностью, они просто интересны как учителю, так и ученику. Знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными. Следовательно, в играх, чтобы достичь лучшего результата, необходимо сочетать знание языка, психологию и методику преподавания.

Литература

1. Конышева А. В. Игровой метод в обучении иностранному языку //СПб.: Каро. – 2006. – С. 192.

2. Красюк Н. И. Увлекательные уроки английского языка в школе . Н. И. Красюк. - Ростов н/Д: Феникс, 2011. 251 с.

3. Матрон Е.Д. Модели сюжетной ролевой игры на уроке при работе с газетой// Иностранные языки в школе.- 1990.- №2.-258с.

4. Рогова Г. В. Методика обучения иностранному языку. 1-4 классы: пособие для учителей и студентов пед. вузов /Г.В. Рогова, И.Н. Верещагина, Н.В. Языкова. - 4-е изд., дораб. - М.: Прсвещение, 2008. - 223с.

5. Стайнберг Д. 110 игр на уроках английского языка //М: АСТ–Астрель. – 2004.