Ролевая игра как средство развития коммуникативной компетенции
на уроке английского языка у детей младшего школьного возраста
Гаврильева Марианна Филипповна
учитель английского языка, МОБУ СОШ №32, г. Якутск
Аннотация: в данной работе представлено ролевая игра как можно развить коммуникативную компетенцию у детей младшего школьного возраста на уроке английского языка.
Ключевые слова: ролевая игра, игра, коммуникативная компетенция, младший школьный возраст.
В наше время изучение английского языка стало актуальным. Прежде всего, это связано с востребованностью английского языка, как в повседневном, так и в деловом общении. Английский язык является официальным языком и признан во многих странах.
Одной из наиболее важных и сложных проблем современной методики является обучение устному общению на английском языке. Эта проблема является основной задачей обучения английскому языку и нам необходимо создавать условия для развития коммуникативной компетенции начиная с младшего школьного возраста для преодоления которых можно использовать ролевые игры.
Игра является эффективным средством обучения иностранному языку, так как доступна учащимся всех возрастных групп. Игра максимально приближается к естественной коммуникации и этим способствует развитию навыков и умений общения на иностранном языке, так как по своей сути игра моделирует и воспроизводит конкретную практическую деятельность. В том числе, игра формирует психологическую готовность к общению, этим способствуя преодолению барьера немоты. Кроме того, в процессе игры происходит активное запоминание слов, выражений и правильных грамматических конструкций [2, 4].
Блестящий исследователь игры Д.Б. Эльконин полагает, что игра социально по своей природе и непосредственному насыщению и спроецирована на отражение мира взрослых. Называя игру «арифметикой социальных отношений», Д.Б. Эльконин трактует игру как деятельность, возникшую на определенном этапе, как одну из ведущих форм развитие психических функций и способов познания ребенком мира взрослых [1, 10].
Следует отметить, что К.Д. Ушинский, Дж.Селли и К. Бюллер рассматривали игру как проявление воображения или фантазии, а А.И. Сикорский и Дж.Дьюи связывали игру с развитием мышления. Суммируя их взгляды, становится ясно, что игра – это сплав определенных способностей, которые можно представить следующим образом: восприятие + память + мышление + воображение [1, 10].
Игры помогают снять скованность, особенно если исключить из них элемент соревнования или свести его к минимуму. Застенчивый или слабый ученик почувствует себя более уверенно и будет участвовать в игре активнее, если цель игры - просто повеселиться, а не считать очки и выигрывать. Хотя элемент соревнования часто оживляет и повышает активность, именно он создает большое психологическое давление на учеников, они бояться не справиться с заданием, что выводит из игры застенчивых и отстающих [5, 12].
Использование игровых моментов на уроке – очень эффективный метод обучения, позволяющий повысить мотивацию, снизить утомляемость и в то же время увеличить темп ведения урока [1, 57].
В настоящее время большой интерес вызывает использование ролевых игр на уроке иностранного языка для моделирования реальной ситуации общения. Именно роль и органически связанные с ней действия представляют собой основную единицу развитой формы игры. В ней в нерасторжимом единстве представлены аффективно - мотивационная и операционно - техническая стороны деятельности [1, 58].
Важно отметить, что ролевая игра может использоваться при обучении иностранному языку школьников любого возраста. И поскольку игра остается в младшем школьном возрасте пока еще ведущей формой деятельности ребенка, то с ее помощью следует обучать детей иностранному языку. Тем самым повышается мотивация школьников к изучению иностранного языка [3, 81-89].
Целью ролевой игры является осуществляемая деятельность, так как именно игра, мотив лежат в содержании деятельности, а не вне ее. Являясь моделью межличностного общения, ролевая игра вызывает потребность в общении на иностранном языке. И именно в этой позиции она выполняет мотивационно - побудительную функцию [1, 65].
Ролевая игра обеспечивает обучающую функцию, поскольку она в значительной степени определяет выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение учащихся в различных речевых ситуациях. Воспитательная функция ролевой игры заключается в том, что именно в ролевых играх воспитываются дисциплина, взаимопомощь, активность, готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в определенных условиях [1, 66].
Ролевая игра формирует школьников способность играть роль другого человека, увидеть себя с позиции партнера по общению. Она ориентирует учащихся на планирование собственного речевого поведения и поведения собеседника, развивает умение контролировать свои поступки, давать объективную оценку поступкам другим. Таким образом, ролевая игра выполняет ориентирующую функцию [1, 66].
Компенсаторная функция ролевой игры проявляется в том, что именно игра разрешается противоречие между потребностью действия операции. Дети стремятся к общению, и ролевая игра дает им возможность реализовать свое стремление [1, 67].
Ролевые игры способствуют формированию следующих умений:
- принять и исполнить роль;
- ориентироваться в ролях партнеров;
- выбирать языковые средства в соответствии с ситуацией;
- проводить и отстаивать свою точку зрения;
- склоняться к компромиссу;
- предусматривать конфликт и находить пути для его устранения;
- формулировать проблему и предлагать пути ее решения;
- менять тактику своего поведения;
- владеть стратегией общения (уместно употреблять речевые и этикетные формулы; знать формулы обращений; уметь выражать благодарность, просьбу, согласие, возражение и.т.д.) [2, 217 - 218].
Основное назначение предмета "Иностранный язык" состоит в формировании коммуникативной компетенции, т. е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка [5, 5].
Для того, чтобы выявить уровень коммуникативной компетенции мы провели опытно-экспериментальную работу на базе Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения "Хадарская средняя общеобразовательная школа имени С.Д.Флегонтова" Чурапчинского района среди учащихся 4 классов. При выявлении был использован метод беседы, в процессе которой фиксировались проблемы сформированности коммуникативных умений у младших школьников и на основании проведения данной беседы было выявлено 3 уровня сформированности диалогических умений у учащихся данного класса.
Высокий: умение свободно вступать в беседу; речь эмоционально окрашена; умение всегда правильно организовать свою речь (грамматически, лексически и фонетически); умение быстро и правильно реагировать на реплики оппонента.
Средний: не всегда свободно вступает в беседу; речь не всегда свободно вступает в беседу; речь не всегда эмоционально окрашена; в плане лексики, грамматики, фонетики;
не всегда быстро и правильно реагирует на реплики оппонентов.
Низкий: не умеет свободно вступать в беседу; речь эмоционально не окрашена; неточности в плане организации речи; не всегда быстро и правильно реагирует на реплики оппонента.
На основании проведения беседы были выведены следующие показатели: 15% учащихся владеют коммуникативной компетенцией на высоком уровне; 45 % учащихся владеют коммуникативной компетенцией на среднем уровне; 40% учащихся владеют коммуникативной компетенцией на низком уровне.
Для проведения практической работы была выбрана система работы по формированию коммуникативной компетенцией учащихся младшего школьного возраста с использованием ролевых игр.
В программе ролевая игра включает в себя элементы и драматизации, и «симуляции». Следовательно, ролевую игру можно рассматривать как универсальную форму организации общения на уроке. Она обладает большими обучающими возможностями.
Уроки - ролевые игры мы разделили по мере возрастания их сложности на три группы:
1. Имитационные игры, направленные на имитацию определенной жизненной ситуации.
2. Ситуационные игры, связанные с решением какой – либо узкой, конкретной проблемы – жизненной ситуации.
3. Условные игры, посвященные разрешению, например, учебных конфликтов и т.д.
Формы проведения ролевых игр в виде воображаемого путешествия, соревнования, уроки - сказки, уроки – сюрпризы.
В конце опытного обучения была проведена повторная беседа с учащимися, которая показала следующие показатели уровня сформированности коммуникативной компетенции учащихся 4 классов: 45% учащихся владеют коммуникативной компетенцией на высоком уровне; 55 % учащихся владеют коммуникативной компетенцией на среднем уровне; 0 % учащихся владеют коммуникативной компетенцией на низком уровне.
Таким образом, младший школьный возраст является наиболее оптимальным в усвоении иностранного языка, а ролевая игра является одним из средств развитии коммуникативной компетенции.
Включение игр в процесс обучения обеспечивает возможность языковой практики, предлагает контекст и условия, при которых язык используется в полном объеме как лингвистическое явление и средство общения, выступает инструментом диагностики как для учителя, так и для ученика, освещая встречающиеся трудности, развивает творческие способности мышления.
Кроме того, что игры обладают огромной методологической ценностью, они просто интересны как учителю, так и ученику. Знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными. Следовательно, в играх, чтобы достичь лучшего результата, необходимо сочетать знание языка, психологию и методику преподавания.
Литература
1. Конышева А. В. Игровой метод в обучении иностранному языку //СПб.: Каро. – 2006. – С. 192.
2. Красюк Н. И. Увлекательные уроки английского языка в школе . Н. И. Красюк. - Ростов н/Д: Феникс, 2011. 251 с.
3. Матрон Е.Д. Модели сюжетной ролевой игры на уроке при работе с газетой// Иностранные языки в школе.- 1990.- №2.-258с.
4. Рогова Г. В. Методика обучения иностранному языку. 1-4 классы: пособие для учителей и студентов пед. вузов /Г.В. Рогова, И.Н. Верещагина, Н.В. Языкова. - 4-е изд., дораб. - М.: Прсвещение, 2008. - 223с.
5. Стайнберг Д. 110 игр на уроках английского языка //М: АСТ–Астрель. – 2004.