Подготовила: Гончарова Жанна Евгеньевна МБУ школа № 90
Я работаю в начальной школе по УМК Spotlight.
Ролевая игра – это речевая, игровая и учебная деятельности одновременно. С точки зрения учащихся, ролевая игра – это игровая деятельность, в процессе которой они выступают в определённых ролях. Учебный характер игры ими обычно не осознаётся. С позиции учителя, ролевую игру можно рассматривать как форму обучения диалогическому общению. Для учителя цель игры – формирование и развитие речевых навыков и умений учащихся. Ролевая игра управляема, её учебный характер чётко осознаётся учителем. Она обладает большими обучающими возможностями. Психологи отмечают, что для поведения детей младшего школьного возраста характерны высокая активность, подвижность. Дети этого возраста свободны, раскованы, с интересом относятся к игровым формам работы, любят исполнять различные роли людей, которых видят вокруг себя, роли сказочных персонажей. У школьников этой возрастной группы происходит интенсивное развитие воспроизводящего воображения, их фантазия становится способной оживлять то, что получено извне в форме описания, создавать яркие образы увиденного и услышанного. Именно эти возрастные особенности учащихся 6- 10 лет позволяют наиболее успешно и интенсивно использовать ролевые игры и задания в младших классах. Как правило, ролевые игры на начальной ступени обучения проводятся в режимах: ученик 1→ ученик 2, ученик — класс, ученик – группа, ученик- учитель.
Одни игры выполняются учащимися индивидуально, другие – коллективно.
Каждое упражнение игрового характера требует не менее 10-12 минут учебного времени.
Ситуация указывает на условия совершения действия, описывает действия, которые предстоит совершить, и задачу, которую следует решить. В ситуации необходимо дать сведения о социальных взаимоотношениях партнеров. Описание роли дается в ролевой карточке. Учащимся нужно дать время, чтобы они вошли в роль. Роли распределяю я , но их могут выбрать и сами учащиеся. Это зависит от особенностей группы и личных характеристик учащихся, а также от степени овладения ими иностранным языком.
Большую помощь в организации учебно-речевой ситуации на уроке оказывает использование реквизита (картинки, маски, пальчиковые куклы и др.), что помогает ученикам очень быстро и естественно войти в роль, делает более свободными и естественными их движения, помогает обрести уверенность в себе.
Например во 2 классе использую ролевую игру «Знакомство»:
Примерный диалог:
Hello!
Hello! What is your name?
My name is Alex. What is your name?
My name is Ann. How old are you?
I`m nine. How old are you?
I am eight. Can you dance?
Yes, I can. Can you draw?
Yes, I can. Have you got a brother?
Yes, I have. Bye, Alex.
Bye, Ann.
В своей работе руководствуюсь методическими рекомендациями авторов.
В учебнике и книге для учителя дается огромное количество игр, которые способствуют обогащению и закреплению у детей бытового словаря, связной речи, грамматических структур, развивают память, внимание, наблюдательность и воображение.
Вот еще один пример ролевой игры для 2 класса
Задание: узнайте «лишнее» слово и поднимите карточку c его номером. Презентация представляет слова:
1 кадр
1. fox 2. lion 3. tiger 4. bag 5. dog
2 кадр
1. swim 2. jump 3. pen 4. run 5. fly
3 кадр
1. book 2. pig 3. rubber 4. bag 5. pencil
4 кадр
1. mother 2. boy 3. sun 4. sister 5. father
Учитель четко и громко прочитывает слова каждого кадра, ученик поднимает карточку с номером «лишнего» слова. Учитель оценивает правильность и быстроту реакции играющих, поднимают карточки с оценками.
А также, фрагмент урока, с использованием ролевой игры по теме “Food” в 4 классе.
Подготовка к игре проходит несколько этапов. Сначала идет отработка лексики, речевых клише, соответствующих теме урока. Затем я знакомлю учащихся с ситуацией и проблемой, требующей разрешения в ходе игры, распределяю роли. По окончании подготовки проводится игра. В качестве заключительного этапа провожу анализ игры и подвожу итоги, где отмечаю наиболее удачные моменты игры, указываю на недочеты и ошибки.
1 этап. Подготовительный.
а) Чтобы сыграть в игру, нужно изучить:
1. названия продуктов питания
2. названия различных видов упаковок для продуктов
3. фразы, необходимые для общения
a bottle of milk (oil)
a carton of juice (milk)
a jar of jam (honey)
a tin of fish (soup, tomatoes)
a packet of crisps (tea, biscuits)
a can of lemonade (coca cola)
a bag of potatoes (flour)
б) После отработки слов предлагается поговорить о предпочтениях в еде.
Например: I like …
But I don’t like\ hate…
My favourite food is...
My favourite drink is...
Would you like?
2 этап. Работа над составлением диалога.
Учащимся предлагается ситуация для ролевой игры по теме ”Food”
Учащиеся составляют диалог в парах.
3 этап. Заключительный. Подведение итогов.
В конце урока ставится оценка речевым и актерским действиям учащихся, отмечается, что удалось, что было не очень хорошо, где были ошибки. Проводится обсуждение, в ходе которого ребята делятся своими впечатлениями о данной работе, подготовке, распределении ролей между собой и т. д.