И.А. Гончаров «Обломов»
- «Пока остается хоть один русский, - до тех пор будут помнить Обломова»
- И.С.Тургенев
Критики о романе
Ленин В.И.
«Был такой тип русской жизни - Обломов. Он лежал на кровати и составлял планы. С тех пор прошло много времени. Россия проделала три революции, а все же Обломовы остались… Достаточно посмотреть на нас…, чтобы сказать, что старый Обломов остался и надо долго мыть, чистить, трепать и драть, чтобы какой-нибудь толк вышел. На этот счет мы должны смотреть на свое положение без всяких иллюзий».
Розанов В.
«Нельзя о русском человеке упомянуть, не припомнив Обломова… Та «русская суть», которая называется русской душою, русской стихиею…, получила под пером Гончарова одно из величайших оснований себя, обрисований себя, истолкований себя, размышлений о себе. «Вот наш ум», «вот наш характер», «вот резюме русской истории».
Замысел романа
- Показать, как условия помещичьего быта и дворянского воспитания порождают в герое апатию, безволие, равнодушие.
Главная тема романа
- Главная тема романа – судьба поколения, ищущего свое место в обществе, истории, но не сумевшего найти правильный путь.
Идейная направленность
- «Я старался показать в «Обломове», как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в ... кисель. Климат, среда захолустья, дремотная жизнь и еще частные, индивидуальные у каждого обстоятельства».
- И.А.Гончаров
Проблематика романа
- подлинная дружба, любовь
- гуманизм
- равноправие женщины
- настоящее счастье
- «дворянский» романтизм.
Идейный стержень романа
- «Обломовщина» – это прежде всего отсутствие высокой цели жизни, пренебрежение к труду, стремление к покою, подмена живого дела мечтами, равнодушное отношение к общественной жизни .
Значение фамилии
- Облом, обломать. 1. Ломая, отделить концы, крайние части чего-либо; отломать кругом, по краю. 2. перен. прост. Заставить кого-либо вести себя определенным образом, подчинив себе его волю, сломив упрямство .// С трудом уговорить, убедить, заставить согласиться с чем-либо; уломать (Словарь русского языка в 4 т., 1986.)
- В современном жаргоне –неудача, крушение планов, тяжелое душевное состояние, депрессия; отрицательные эмоции, переживания; апатия, нежелание делать чего-л. (Мокиенко В.М., Никитина Т.Г. Большой словарь русского жаргона, 2001. )
- Обломок. Остаток чего-либо прежде существовавшего, исчезнувшего.
Как вы думаете, давая своему герою имя Илья, соотносил ли его Гончаров с этими толкованиями?
- Илья. Древнееврейское «божья помощь».
- Илья – пророк, взятый живым на небо. Илья жил в царстве Аахава. В то время когда язычество стало распространяться в еврейском народе, Илья смело выступил против этого, обличая царя и народ, за что подвергся преследованию.
- Илья Ильич «Илья в квадрате»- достойный продолжатель родовых традиции. Настоящее и прошлое слились и перемешались.
- Илья Муромец – богатырь.
- Илья –Илиада . Многолетняя борьба древних//борьба человека с самим собой.
“ Да я ли один?! Смотри: Михайлов, Петров, Алексеев, Степанов… не пересчитаешь, наше имя легион!” (гости Обломова)
Первое знакомство с главным героем романа происходит утром в его спальне, куда друг за другом приходят его гости.
Парад гостей - это еще один из приемов раскрытия характера Обломова.
Этот парад искусствен: гости сменяют друг друга в строгом порядке, а беседы Обломова с ними построены по единому плану.
Но для Гончарова правдоподобная мотивировка появления гостей не обязательна: гости заменяют собой необходимое описание среды , в которой живет Обломов.
Волков
Волков – франт, светский лев, в курсе всех событий. Волков бывает там, где весело, где собираются известные, модные люди в домах, где все обо всем говорят. Но поражает духовная нищета, бессмысленность такого ритма жизни. У него все дни заняты, все расписано, даже любовь с Лидинькой.
«В десять мест в один день – несчастный! И это жизнь!
Где же тут человек? На что он раздробляется и рассыпается?»
В чем смысл жизни этого героя? Где человек? Где душа?
Судьбинский
- Судьбинский. Чиновник, деловой человек, «начальник отделенья». Он измучен государственной службой, стремлением сделать карьеру.
- Но за внешней суетой мы видим пустоту и ничтожность этой деятельности, называемой общественной.
- Каковы результаты такого титанического труда? «В письмах отменили писать «покорнейший слуга» ,«прибавляют три стола и двух чиновников особых поручений» ,«представление о возведении при зданиях, принадлежащих…ведомству, собачьих конур» /
Пенкин
- Пенкин – беллетрист, писатель, ратующий за реальное направление в литературе.
- Он пытается показать, что им движет « кипучая злость – желчное гонение на порок, смех презрения над падшим человеком».
- Но темы для творчества – пошлые и банальные. Даже названия свидетельствуют о примитивном уровне творчества «Любовь взяточника к падшей женщине». Мастер художественной детали Гончаров развенчивает и этого активного и целеустремленного.
- И вновь в этой деятельности Обломов не видит души, духовных устремлений, а только пустую суету.
Волков, Судьбинский, Пенкин – своего рода персонификация «духовных» увлечений «пошлого человека» – светский успех, карьера, «игра в обличительство».
Алексеев
Алексеев: человек неопределенных лет… неопределенный. Ухитряется всех любить. Изречение: “Они любят всех и потому добры, а, в сущности, они никого не любят и добры потому, что не злы. Никто не замечает появления их на свет. Это “безличный намек на людскую массу, глухое отзвучие, неясный отблеск”.
Тарантьев
- Тарантьев: угрюм, недоброжелателен, высокомерен, умен, хитер, скорее на нашем языке – бюрократ. В отличие от других посетителей дана полная биография Тарантьева. Отец подьячий, он (Тарантьев) учился у священника, ждал места в суде, затем смерть отца и Петербургская служба. “Он был взяточник.”
Эти два типа – “двойники” героя, каким он показан в начале: байбак и увалень. Неспособность Обломова к самостоятельному действию повторена и в Алексееве – “человек без поступков”, и в Тарантьеве “,мастере говорить, но как нужно было двинуть пальцем, тронуться с места, применить созданную же им теорию к делу и дать практический ход – он был другой человек.”
“ Человека, человека дайте мне!”
Авторская мысль, вызвавшая к жизни “демонстрацию” гостей и приятелей, с резкой прямотой прозвучит в одной из будущих реплик Обломова: “Да я ли один?! Смотри: Михайлов, Петров, Алексеев, Степанов… не пересчитаешь, наше имя легион!” Обломов выше своих гостей. Несмотря на все усилия гостей вытащить Обломова из постели, попытки не увенчиваются успехом.
Высказывания Обломова о гостях – последовательная критика неполного, узконаправленного, функционального существования.
“ Человека, человека дайте мне!” – говорил Обломов,
Композиция романа
- Задача: показать условия, порождающие лень и апатию, проследить, как постепенно гаснет человек, превращаясь в мертвую душу.
- Все действия происходят вокруг главного героя — Ильи Ильича Обломова. Он объединяет вокруг себя всех действующих лиц.
- Действия в романе мало (особенно в первой части). Все внимание писателя сосредоточено на тончайшей отделке характеров.
Место действия романа
Петербург
(только в IX главе «Сон Обломова» действие перенесено в Обломовку).
Значение «Сна Обломова» в композиции романа
Сон раскрывает представления героя об идеале. Детство формирует человека, закладывает нравственный фундамент, жизненные принципы.
Дворянская усадьба – вот колыбель, в которой воспитывались праздные, апатичные, безвольные люди.
Гончаров нанес удар по всей крепостной системе.
Экспозиция романа
- Экспозицию составляют первая часть романа и две первые главы второй части. Такая большая экспозиция нужна писателю для того, чтобы полнее показать условия, в которых формировался Обломов как личность, чтобы проследить его эволюцию.
Обломовка
- В Обломовке человеку уютно жить, у него не возникает ощущения неустроенности быта, незащищенности перед огромным миром. Природа и человек слиты, едины, и, кажется, "небо там ближе к земле", которое способно защитить обломовцев от всех внешних проявлений, и это небо распростерлось над землей, как домашняя кровля. Такая атмосфера мира Обломовки передает полное согласие, гармонию в этом мире.
- «Обломовцы знали о том, что в восьмидесяти километрах от них находится губернский город, но редко ездили туда, знали и о Саратове, и о Москве, Питере, "что за Питером живут французы или немцы, а далее уже начинался для них, как для древних, темный мир, неизвестные страны, населенные чудовищами, людьми о двух головах, великанами; там следовал мрак - и, наконец, все оканчивалось той рыбой, которая держит на себе землю".
- Никто из жителей Обломовки не стремится выйти из этого мира, ибо там - чужое, враждебное, их вполне устраивает счастливое «житье-бытье», и их мир - самостоятельный, целостный и завершенный.
Почему Илья Ильич не едет в родовое имение, в этот «райский уголок»?
- Стремление воплотить его в жизнь терпит крах, как всякий эстетический эксперимент с жизнью. Жизнь постоянно ставит героя в такие обстоятельства, которые не могут быть учтены ни одним жанром. Никакая жанровая традиция не в состоянии интерпретировать жизнь по своим законам, поэтому "жизнь трогает везде, достает..."
- Илья Ильич не может вернуться в Обломовку не потому, что план переустройства имения не готов. В этот мир нельзя вернуться, из него можно только уйти. Дорога, соединяющая эти два мира идет только в одном направлении: из малого в большой. Обломов уже не человек времени, он человек истории: "Он уж был не в отца и не в деда". Доказательством тому - "малая Обломовка", жизнь на Выборгской стороне.
Понятие «обломовщина»
Обломовка –
созерцательное течение жизни, исполнение неги, любви, ласки, добра. Поэзия деревенской жизни лишена суеты, здесь царит барство.
Обломов –
«Нет у него таких пустых желаний и мыслей… лежит вот тут, сохраняя свое человеческое достоинство и свой покой».
«обломовщина» - это понятие характеризует патриархальный уклад русской жизни, с ее и отрицательными, и глубоко поэтическими сторонами.
Обломовщина
Илья Ильич с детства был насильно погружен в этот мир апатии, лени и бездействия, он хотел бегать – ему запрещали, он хотел играть с крестьянскими детьми, его не отпускали. Обломовщина – для героя это болезнь, которой он серьезно болен и, которая сжигает его изнутри, душит в нем все прекрасное и лучшее.
Завязка романа
Иван Андреевич Гончаров не ставит крест на своем герое, он дает ему шанс излечиться от своей болезни! Что это за шанс?
Любовь
Любовь в жизни Обломова, в первую очередь, связана с образом Ольги Ильинской.
Завязка романа
- В III и V гл. второй части завязывается узел события — знакомство Обломова с Ольгой, зарождающаяся любовь и составляет завязку.
Развитие действия
- VI - XI главы этой части - развитие действия . Чувство Обломова к Ольге крепнет, но он сомневается, сможет ли он отрешиться от лени, о чем мы узнаем из его письма к Ольге .
- Обломов испытывает к Ольге чистое и нежное чувство, он не стремится и не решается подчинить ее каким-либо иным целям, кроме самой любви. В самом чувстве он видит конечную цель и поэзию жизни.
- Ольга же напротив, пытается понять чувства разумом, осмыслить их.
- Но просто эгоизм и страх за себя самого, заставляет Илью Ильича отказаться от своих чувств.
Кульминация романа
- Кульминация — XII глава третьей части. Илья Ильич объяснился в любви Ольге. Но он не может пожертвовать своим покоем, что приводит к быстрому разрыву.
Развязка романа
- Этому посвящены XI - XII главы третьей части, которые составляют развязку . В них показана несостоятельность и банкротство Обломова.
- Обломов, больше и сильнее всех любивший свою мать, верный этой любви, бессознательно ищет мать в Ольге. Но находит желаемое не в ней, а в Агафье Матвеевне, в человеке с нерастраченной способностью бескорыстно и самоотверженно любить.
- Любовь Обломова возвращается к своим истокам. Апатичный и опустившийся герой сумел уберечь любовь от пошлости и не превратил ее из цели в средство для достижения чего-то иного. Обломов сохранил любовь в ее первозданном виде, без страсти, вожделения, борьбы, усилий ума и воли. Он не дал Ольге всего, что она хотела, но сохранил человечность в себе и наполнил человеческим смыслом жизнь Агафьи Матвеевны.
Постпозиция романа
- В четвертой части - дальнейшее угасание героя. Он находит идеальные условия жизни в доме Пшеницыной. Он снова в халате целыми днями лежит на диване. Герой терпит окончательное крушение. Это постпозиция .
- Параллельно показаны взаимоотношения Ольги и Штольца.
Вдова Пщеницына в жизни героя
- Любящей женщиной в жизни Ильи Ильича Обломова стала вдова мелкого чиновника Агафья Матвеевна Пшеницына.
- Агафья Матвеевна — идеальная хозяйка. Она ни минуты не сидит без дела. Все у нее спорится, в доме чистота и порядок.
- Духовных запросов у Агафьи Матвеевны нет никаких.
- Когда Обломов спросил ее: «А читаете что-нибудь?», она в ответ только «тупо посмотрела на него».
Чем же привлекла к себе Обломова эта простая, малокультурная женщина?
- Она оказалась очень близка к обломовскому укладу жизни. Ее домик на тихой улице Выборгской стороны пришелся по душе Илье Ильичу. Хозяйка этого домика обеспечила Обломову все необходимые условия — тишину, покой, вкусную еду.
- Агафья Матвеевна избавила Обломова от объяснений в любви и выяснений отношений, которыми была наполнена его жизнь в период общения с Ольгой.
- Пшеницына стала для него внимательной, заботливой нянькой. Дни текли размеренно и тихо. Обломов был спокоен и счастлив.
- Агафья Матвеевна бескорыстно и самоотверженно любила Обломова. Однако своей любовью и заботой она вновь заглушила, проснувшиеся было в нем человеческие чувства.
- Таким образом, она завершила процесс духовной гибели Обломова, начавшийся еще в Обломовке. Таким образом наш герой не сумел победить в себе эту болезнь.
К чему приходят герои романа?
- Обломов умирает, оставив сына
- Пшеницына готова сделать все ради Обломова и даже сына отдает на воспитание Штольцу, считая это благом для сына.
- Ольге очень плохо (не хватает Обломова), нет любви, а без нее жизнь лишена смысла.
- Андрей Штольц тоже опустошен, ему плохо без друга, Обломов был для него «золотым сердцем»
- Итак, все герои в результате пришли к той же самой «обломовщине»!
Сюжет романа
- По поводу сюжета существуют две точки зрения.
Сюжет романа
- Существуют две точки зрения
- Первая утверждает, что в романе две сюжетные линии: Обломов — Ольга и Штольц – Ольга . Ольга связывает обе линии воедино, но идейное противопоставление героев остается.
- Вторая точка зрения профессора А.Г. Цейтлина, считающего, что в романе одна сюжетная линия. В романе все события подчинены одной цели — показать постепенное превращение Обломова в «мертвую душу». Главы же, в которых воссоздаются отношения Штольца и Ольги, призваны оттенить судьбу Обломова.
Язык романа
- Язык романа отличается легкостью и чистотой. Автор избегает украшающих эпитетов и метафор, лексика лишена архаизмов и диалектизмов, обогащена научно-публицистическими словами
40-50-х гг.
Язык романа
- Ясен и выразителен язык в описании пейзажей, но к ним писатель обращается редко. (Летняя Обломовка, описание парка, где встречаются Обломов с Ольгой, оценка снегопада в день разрыва героев). Внеязыковая система романа направлена на решение вопроса: что такое обломовщина?
Язык героев романа
- Своеобразен язык каждого героя. Обломов, Ольга и Штольц — люди образованные, говорят правильным, литературным языком. Но у каждого он связан с чертами внутреннего облика героев.
Критические отклики
- В таланте Гончарова главную роль играет «изящность и тонкость кисти», «верность рисунка», преобладание художественного изображения над прямой авторской мыслью и приговором.
В.Г. Белинский
Критические отклики
«Гончаров стремился изобразить национальную природу русского человека, народные его свойства независимо от того или иного общественного положения».
А.Ф.Кони
Домашнее задание (на выбор)
- Гости Обломова
- Образ Обломовки
- Агафья Пшеницына