СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роман И.Гончарова "Обломов". Идейное содержание и проблематика романа

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

презентация к уроку по изучению романа "Обломов". Представлены разные точки зрения по поводу главных героев, рассмотрено идейное своеобразие романа, его проблематика.

Просмотр содержимого документа
«Роман И.Гончарова "Обломов". Идейное содержание и проблематика романа»

И.А. Гончаров «Обломов» «Пока остается хоть один русский, - до тех пор будут помнить Обломова» И.С.Тургенев

И.А. Гончаров «Обломов»

  • «Пока остается хоть один русский, - до тех пор будут помнить Обломова»
  • И.С.Тургенев

Критики о романе Ленин В.И.  «Был такой тип русской жизни - Обломов. Он лежал на кровати и составлял планы. С тех пор прошло много времени. Россия проделала три революции, а все же Обломовы остались… Достаточно посмотреть на нас…, чтобы сказать, что старый Обломов остался и надо долго мыть, чистить, трепать и драть, чтобы какой-нибудь толк вышел. На этот счет мы должны смотреть на свое положение без всяких иллюзий». Розанов В.  «Нельзя о русском человеке упомянуть, не припомнив Обломова… Та «русская суть», которая называется русской душою, русской стихиею…, получила под пером Гончарова одно из величайших оснований себя, обрисований себя, истолкований себя, размышлений о себе. «Вот наш ум», «вот наш характер», «вот резюме русской истории».

Критики о романе

Ленин В.И.

«Был такой тип русской жизни - Обломов. Он лежал на кровати и составлял планы. С тех пор прошло много времени. Россия проделала три революции, а все же Обломовы остались… Достаточно посмотреть на нас…, чтобы сказать, что старый Обломов остался и надо долго мыть, чистить, трепать и драть, чтобы какой-нибудь толк вышел. На этот счет мы должны смотреть на свое положение без всяких иллюзий».

Розанов В.

«Нельзя о русском человеке упомянуть, не припомнив Обломова… Та «русская суть», которая называется русской душою, русской стихиею…, получила под пером Гончарова одно из величайших оснований себя, обрисований себя, истолкований себя, размышлений о себе. «Вот наш ум», «вот наш характер», «вот резюме русской истории».

Замысел романа  Показать, как условия помещичьего быта и дворянского воспитания порождают в герое апатию, безволие, равнодушие.

Замысел романа

  • Показать, как условия помещичьего быта и дворянского воспитания порождают в герое апатию, безволие, равнодушие.
Главная тема романа  Главная тема романа – судьба поколения, ищущего свое место в обществе, истории, но не сумевшего найти правильный путь.

Главная тема романа

  • Главная тема романа – судьба поколения, ищущего свое место в обществе, истории, но не сумевшего найти правильный путь.
Идейная направленность   «Я старался показать в «Обломове», как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в ... кисель. Климат, среда захолустья, дремотная жизнь и еще частные, индивидуальные у каждого обстоятельства». И.А.Гончаров

Идейная направленность

  • «Я старался показать в «Обломове», как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в ... кисель. Климат, среда захолустья, дремотная жизнь и еще частные, индивидуальные у каждого обстоятельства».
  • И.А.Гончаров
Проблематика романа  подлинная дружба, любовь  гуманизм  равноправие женщины  настоящее счастье  «дворянский» романтизм.

Проблематика романа

  • подлинная дружба, любовь
  • гуманизм
  • равноправие женщины
  • настоящее счастье
  • «дворянский» романтизм.
Идейный стержень романа «Обломовщина» – это прежде всего отсутствие высокой цели жизни, пренебрежение к труду, стремление к покою, подмена живого дела мечтами, равнодушное отношение к общественной жизни .

Идейный стержень романа

  • «Обломовщина» – это прежде всего отсутствие высокой цели жизни, пренебрежение к труду, стремление к покою, подмена живого дела мечтами, равнодушное отношение к общественной жизни .
Значение фамилии Облом, обломать. 1. Ломая, отделить концы, крайние части чего-либо; отломать кругом, по краю. 2. перен. прост. Заставить кого-либо вести себя определенным образом, подчинив себе его волю, сломив упрямство .// С трудом уговорить, убедить, заставить согласиться с чем-либо; уломать (Словарь русского языка в 4 т., 1986.) В современном жаргоне –неудача, крушение планов, тяжелое душевное состояние, депрессия; отрицательные эмоции, переживания; апатия, нежелание делать чего-л. (Мокиенко В.М., Никитина Т.Г. Большой словарь русского жаргона, 2001. ) Обломок. Остаток чего-либо прежде существовавшего, исчезнувшего.

Значение фамилии

  • Облом, обломать. 1. Ломая, отделить концы, крайние части чего-либо; отломать кругом, по краю. 2. перен. прост. Заставить кого-либо вести себя определенным образом, подчинив себе его волю, сломив упрямство .// С трудом уговорить, убедить, заставить согласиться с чем-либо; уломать (Словарь русского языка в 4 т., 1986.)
  • В современном жаргоне –неудача, крушение планов, тяжелое душевное состояние, депрессия; отрицательные эмоции, переживания; апатия, нежелание делать чего-л. (Мокиенко В.М., Никитина Т.Г. Большой словарь русского жаргона, 2001. )
  • Обломок. Остаток чего-либо прежде существовавшего, исчезнувшего.
Как вы думаете, давая своему герою имя Илья, соотносил ли его Гончаров с этими толкованиями? Илья. Древнееврейское «божья помощь». Илья – пророк, взятый живым на небо. Илья жил в царстве Аахава. В то время когда язычество стало распространяться в еврейском народе, Илья смело выступил против этого, обличая царя и народ, за что подвергся преследованию. Илья Ильич «Илья в квадрате»- достойный продолжатель родовых традиции. Настоящее и прошлое слились и перемешались. Илья Муромец – богатырь. Илья –Илиада . Многолетняя борьба древних//борьба человека с самим собой.

Как вы думаете, давая своему герою имя Илья, соотносил ли его Гончаров с этими толкованиями?

  • Илья. Древнееврейское «божья помощь».
  • Илья – пророк, взятый живым на небо. Илья жил в царстве Аахава. В то время когда язычество стало распространяться в еврейском народе, Илья смело выступил против этого, обличая царя и народ, за что подвергся преследованию.
  • Илья Ильич «Илья в квадрате»- достойный продолжатель родовых традиции. Настоящее и прошлое слились и перемешались.
  • Илья Муромец – богатырь.
  • Илья –Илиада . Многолетняя борьба древних//борьба человека с самим собой.
“ Да я ли один?! Смотри: Михайлов, Петров, Алексеев, Степанов… не пересчитаешь, наше имя легион!” (гости Обломова) Первое знакомство с главным героем романа происходит утром в его спальне, куда друг за другом приходят его гости.  Парад гостей - это еще один из приемов раскрытия характера Обломова. Этот парад искусствен: гости сменяют друг друга в строгом порядке, а беседы Обломова с ними построены по единому плану. Но для Гончарова правдоподобная мотивировка появления гостей не обязательна: гости заменяют собой необходимое описание среды , в которой живет Обломов.

“ Да я ли один?! Смотри: Михайлов, Петров, Алексеев, Степанов… не пересчитаешь, наше имя легион!” (гости Обломова)

Первое знакомство с главным героем романа происходит утром в его спальне, куда друг за другом приходят его гости.

Парад гостей - это еще один из приемов раскрытия характера Обломова.

Этот парад искусствен: гости сменяют друг друга в строгом порядке, а беседы Обломова с ними построены по единому плану.

Но для Гончарова правдоподобная мотивировка появления гостей не обязательна: гости заменяют собой необходимое описание среды , в которой живет Обломов.

Волков Волков – франт, светский лев, в курсе всех событий. Волков бывает там, где весело, где собираются известные, модные люди в домах, где все обо всем говорят. Но поражает духовная нищета, бессмысленность такого ритма жизни. У него все дни заняты, все расписано, даже любовь с Лидинькой.  «В десять мест в один день – несчастный! И это жизнь! Где же тут человек? На что он раздробляется и рассыпается?» В чем смысл жизни этого героя? Где человек? Где душа?

Волков

Волков – франт, светский лев, в курсе всех событий. Волков бывает там, где весело, где собираются известные, модные люди в домах, где все обо всем говорят. Но поражает духовная нищета, бессмысленность такого ритма жизни. У него все дни заняты, все расписано, даже любовь с Лидинькой.

«В десять мест в один день – несчастный! И это жизнь!

Где же тут человек? На что он раздробляется и рассыпается?»

В чем смысл жизни этого героя? Где человек? Где душа?

Судьбинский Судьбинский. Чиновник, деловой человек, «начальник отделенья». Он измучен государственной службой, стремлением сделать карьеру.  Но за внешней суетой мы видим пустоту и ничтожность этой деятельности, называемой общественной.  Каковы результаты такого титанического труда? «В письмах отменили писать «покорнейший слуга» ,«прибавляют три стола и двух чиновников особых поручений» ,«представление о возведении при зданиях, принадлежащих…ведомству, собачьих конур» /

Судьбинский

  • Судьбинский. Чиновник, деловой человек, «начальник отделенья». Он измучен государственной службой, стремлением сделать карьеру.
  • Но за внешней суетой мы видим пустоту и ничтожность этой деятельности, называемой общественной.
  • Каковы результаты такого титанического труда? «В письмах отменили писать «покорнейший слуга» ,«прибавляют три стола и двух чиновников особых поручений» ,«представление о возведении при зданиях, принадлежащих…ведомству, собачьих конур» /
Пенкин Пенкин – беллетрист, писатель, ратующий за реальное направление в литературе.  Он пытается показать, что им движет « кипучая злость – желчное гонение на порок, смех презрения над падшим человеком».  Но темы для творчества – пошлые и банальные. Даже названия свидетельствуют о примитивном уровне творчества «Любовь взяточника к падшей женщине». Мастер художественной детали Гончаров развенчивает и этого активного и целеустремленного. И вновь в этой деятельности Обломов не видит души, духовных устремлений, а только пустую суету.

Пенкин

  • Пенкин – беллетрист, писатель, ратующий за реальное направление в литературе.
  • Он пытается показать, что им движет « кипучая злость – желчное гонение на порок, смех презрения над падшим человеком».
  • Но темы для творчества – пошлые и банальные. Даже названия свидетельствуют о примитивном уровне творчества «Любовь взяточника к падшей женщине». Мастер художественной детали Гончаров развенчивает и этого активного и целеустремленного.
  • И вновь в этой деятельности Обломов не видит души, духовных устремлений, а только пустую суету.
Волков, Судьбинский, Пенкин – своего рода персонификация «духовных» увлечений «пошлого человека» – светский успех, карьера, «игра в обличительство».

Волков, Судьбинский, Пенкин – своего рода персонификация «духовных» увлечений «пошлого человека» – светский успех, карьера, «игра в обличительство».

Алексеев Алексеев: человек неопределенных лет… неопределенный. Ухитряется всех любить. Изречение: “Они любят всех и потому добры, а, в сущности, они никого не любят и добры потому, что не злы. Никто не замечает появления их на свет. Это “безличный намек на людскую массу, глухое отзвучие, неясный отблеск”.

Алексеев

Алексеев: человек неопределенных лет… неопределенный. Ухитряется всех любить. Изречение: “Они любят всех и потому добры, а, в сущности, они никого не любят и добры потому, что не злы. Никто не замечает появления их на свет. Это “безличный намек на людскую массу, глухое отзвучие, неясный отблеск”.

Тарантьев Тарантьев: угрюм, недоброжелателен, высокомерен, умен, хитер, скорее на нашем языке – бюрократ. В отличие от других посетителей дана полная биография Тарантьева. Отец подьячий, он (Тарантьев) учился у священника, ждал места в суде, затем смерть отца и Петербургская служба. “Он был взяточник.”

Тарантьев

  • Тарантьев: угрюм, недоброжелателен, высокомерен, умен, хитер, скорее на нашем языке – бюрократ. В отличие от других посетителей дана полная биография Тарантьева. Отец подьячий, он (Тарантьев) учился у священника, ждал места в суде, затем смерть отца и Петербургская служба. “Он был взяточник.”
Эти два типа – “двойники” героя, каким он показан в начале: байбак и увалень. Неспособность Обломова к самостоятельному действию повторена и в Алексееве – “человек без поступков”, и в Тарантьеве “,мастере говорить, но как нужно было двинуть пальцем, тронуться с места, применить созданную же им теорию к делу и дать практический ход – он был другой человек.”

Эти два типа – “двойники” героя, каким он показан в начале: байбак и увалень. Неспособность Обломова к самостоятельному действию повторена и в Алексееве – “человек без поступков”, и в Тарантьеве “,мастере говорить, но как нужно было двинуть пальцем, тронуться с места, применить созданную же им теорию к делу и дать практический ход – он был другой человек.”

“ Человека, человека дайте мне!” Авторская мысль, вызвавшая к жизни “демонстрацию” гостей и приятелей, с резкой прямотой прозвучит в одной из будущих реплик Обломова: “Да я ли один?! Смотри: Михайлов, Петров, Алексеев, Степанов… не пересчитаешь, наше имя легион!” Обломов выше своих гостей. Несмотря на все усилия гостей вытащить Обломова из постели, попытки не увенчиваются успехом. Высказывания Обломова о гостях – последовательная критика неполного, узконаправленного, функционального существования. “ Человека, человека дайте мне!” – говорил Обломов,

“ Человека, человека дайте мне!”

Авторская мысль, вызвавшая к жизни “демонстрацию” гостей и приятелей, с резкой прямотой прозвучит в одной из будущих реплик Обломова: “Да я ли один?! Смотри: Михайлов, Петров, Алексеев, Степанов… не пересчитаешь, наше имя легион!” Обломов выше своих гостей. Несмотря на все усилия гостей вытащить Обломова из постели, попытки не увенчиваются успехом.

Высказывания Обломова о гостях – последовательная критика неполного, узконаправленного, функционального существования.

“ Человека, человека дайте мне!” – говорил Обломов,

Композиция романа  Задача: показать условия, порождающие лень и апатию, проследить, как постепенно гаснет человек, превращаясь в мертвую душу. Все действия происходят вокруг главного героя — Ильи Ильича Обломова. Он объединяет вокруг себя всех действующих лиц. Действия в романе мало (особенно в первой части). Все внимание писателя сосредоточено на тончайшей отделке характеров.

Композиция романа

  • Задача: показать условия, порождающие лень и апатию, проследить, как постепенно гаснет человек, превращаясь в мертвую душу.
  • Все действия происходят вокруг главного героя — Ильи Ильича Обломова. Он объединяет вокруг себя всех действующих лиц.
  • Действия в романе мало (особенно в первой части). Все внимание писателя сосредоточено на тончайшей отделке характеров.
Место действия романа Петербург (только в IX главе «Сон Обломова» действие перенесено в Обломовку).

Место действия романа

Петербург

(только в IX главе «Сон Обломова» действие перенесено в Обломовку).

Значение «Сна Обломова» в композиции романа  Сон раскрывает представления героя об идеале. Детство формирует человека, закладывает нравственный фундамент, жизненные принципы.  Дворянская усадьба – вот колыбель, в которой воспитывались праздные, апатичные, безвольные люди.  Гончаров нанес удар по всей крепостной системе.

Значение «Сна Обломова» в композиции романа

Сон раскрывает представления героя об идеале. Детство формирует человека, закладывает нравственный фундамент, жизненные принципы.

Дворянская усадьба – вот колыбель, в которой воспитывались праздные, апатичные, безвольные люди.

Гончаров нанес удар по всей крепостной системе.

Экспозиция романа Экспозицию  составляют первая часть романа и две первые главы второй части. Такая большая экспозиция нужна писателю для того, чтобы полнее показать условия, в которых формировался Обломов как личность, чтобы проследить его эволюцию.

Экспозиция романа

  • Экспозицию составляют первая часть романа и две первые главы второй части. Такая большая экспозиция нужна писателю для того, чтобы полнее показать условия, в которых формировался Обломов как личность, чтобы проследить его эволюцию.
Обломовка В Обломовке человеку уютно жить, у него не возникает ощущения неустроенности быта, незащищенности перед огромным миром. Природа и человек слиты, едины, и, кажется,

Обломовка

  • В Обломовке человеку уютно жить, у него не возникает ощущения неустроенности быта, незащищенности перед огромным миром. Природа и человек слиты, едины, и, кажется, "небо там ближе к земле", которое способно защитить обломовцев от всех внешних проявлений, и это небо распростерлось над землей, как домашняя кровля. Такая атмосфера мира Обломовки передает полное согласие, гармонию в этом мире.
  • «Обломовцы знали о том, что в восьмидесяти километрах от них находится губернский город, но редко ездили туда, знали и о Саратове, и о Москве, Питере, "что за Питером живут французы или немцы, а далее уже начинался для них, как для древних, темный мир, неизвестные страны, населенные чудовищами, людьми о двух головах, великанами; там следовал мрак - и, наконец, все оканчивалось той рыбой, которая держит на себе землю".
  • Никто из жителей Обломовки не стремится выйти из этого мира, ибо там - чужое, враждебное, их вполне устраивает счастливое «житье-бытье», и их мир - самостоятельный, целостный и завершенный.
      Почему Илья Ильич не едет в родовое имение, в этот «райский уголок»?   Стремление воплотить его в жизнь терпит крах, как всякий эстетический эксперимент с жизнью. Жизнь постоянно ставит героя в такие обстоятельства, которые не могут быть учтены ни одним жанром. Никакая жанровая традиция не в состоянии интерпретировать жизнь по своим законам, поэтому

Почему Илья Ильич не едет в родовое имение, в этот «райский уголок»?

  • Стремление воплотить его в жизнь терпит крах, как всякий эстетический эксперимент с жизнью. Жизнь постоянно ставит героя в такие обстоятельства, которые не могут быть учтены ни одним жанром. Никакая жанровая традиция не в состоянии интерпретировать жизнь по своим законам, поэтому "жизнь трогает везде, достает..."
  • Илья Ильич не может вернуться в Обломовку не потому, что план переустройства имения не готов. В этот мир нельзя вернуться, из него можно только уйти. Дорога, соединяющая эти два мира идет только в одном направлении: из малого в большой. Обломов уже не человек времени, он человек истории: "Он уж был не в отца и не в деда". Доказательством тому - "малая Обломовка", жизнь на Выборгской стороне.
Понятие «обломовщина» Обломовка – созерцательное течение жизни, исполнение неги, любви, ласки, добра. Поэзия деревенской жизни лишена суеты, здесь царит барство. Обломов – «Нет у него таких пустых желаний и мыслей… лежит вот тут, сохраняя свое человеческое достоинство и свой покой». «обломовщина» - это понятие характеризует патриархальный уклад русской жизни, с ее и отрицательными, и глубоко поэтическими сторонами.

Понятие «обломовщина»

Обломовка

созерцательное течение жизни, исполнение неги, любви, ласки, добра. Поэзия деревенской жизни лишена суеты, здесь царит барство.

Обломов

«Нет у него таких пустых желаний и мыслей… лежит вот тут, сохраняя свое человеческое достоинство и свой покой».

«обломовщина» - это понятие характеризует патриархальный уклад русской жизни, с ее и отрицательными, и глубоко поэтическими сторонами.

Обломовщина Илья Ильич с детства был насильно погружен в этот мир апатии, лени и бездействия, он хотел бегать – ему запрещали, он хотел играть с крестьянскими детьми, его не отпускали. Обломовщина – для героя это болезнь, которой он серьезно болен и, которая сжигает его изнутри, душит в нем все прекрасное и лучшее.

Обломовщина

Илья Ильич с детства был насильно погружен в этот мир апатии, лени и бездействия, он хотел бегать – ему запрещали, он хотел играть с крестьянскими детьми, его не отпускали. Обломовщина – для героя это болезнь, которой он серьезно болен и, которая сжигает его изнутри, душит в нем все прекрасное и лучшее.

Завязка романа Иван Андреевич Гончаров не ставит крест на своем герое, он дает ему шанс излечиться от своей болезни! Что это за шанс?  Любовь Любовь в жизни Обломова, в первую очередь, связана с образом Ольги Ильинской.

Завязка романа

Иван Андреевич Гончаров не ставит крест на своем герое, он дает ему шанс излечиться от своей болезни! Что это за шанс?

Любовь

Любовь в жизни Обломова, в первую очередь, связана с образом Ольги Ильинской.

Завязка романа В III и V гл. второй части завязывается узел события — знакомство Обломова с Ольгой, зарождающаяся любовь и составляет завязку.

Завязка романа

  • В III и V гл. второй части завязывается узел события знакомство Обломова с Ольгой, зарождающаяся любовь и составляет завязку.
Развитие действия VI - XI главы этой части - развитие действия . Чувство Обломова к Ольге крепнет, но он сомневается, сможет ли он отрешиться от лени, о чем мы узнаем из его письма к Ольге .

Развитие действия

  • VI - XI главы этой части - развитие действия . Чувство Обломова к Ольге крепнет, но он сомневается, сможет ли он отрешиться от лени, о чем мы узнаем из его письма к Ольге .
Обломов испытывает к Ольге чистое и нежное чувство, он не стремится и не решается подчинить ее каким-либо иным целям, кроме самой любви. В самом чувстве он видит конечную цель и поэзию жизни. Ольга же напротив, пытается понять чувства разумом, осмыслить их. Но просто эгоизм и страх за себя самого, заставляет Илью Ильича отказаться от своих чувств.
  • Обломов испытывает к Ольге чистое и нежное чувство, он не стремится и не решается подчинить ее каким-либо иным целям, кроме самой любви. В самом чувстве он видит конечную цель и поэзию жизни.
  • Ольга же напротив, пытается понять чувства разумом, осмыслить их.
  • Но просто эгоизм и страх за себя самого, заставляет Илью Ильича отказаться от своих чувств.
Кульминация романа Кульминация — XII глава третьей час­ти. Илья Ильич объяснился в любви Ольге. Но он не может пожертво­вать своим покоем, что приводит к быстрому разрыву.

Кульминация романа

  • Кульминация XII глава третьей час­ти. Илья Ильич объяснился в любви Ольге. Но он не может пожертво­вать своим покоем, что приводит к быстрому разрыву.
Развязка романа Этому посвящены XI - XII главы третьей части, которые составляют развязку . В них показана несостоятельность и банкротство Обломова.

Развязка романа

  • Этому посвящены XI - XII главы третьей части, которые составляют развязку . В них показана несостоятельность и банкротство Обломова.
Обломов, больше и сильнее всех любивший свою мать, верный этой любви, бессознательно ищет мать в Ольге. Но находит желаемое не в ней, а в Агафье Матвеевне, в человеке с нерастраченной способностью бескорыстно и самоотверженно любить.  Любовь Обломова возвращается к своим истокам. Апатичный и опустившийся герой сумел уберечь любовь от пошлости и не превратил ее из цели в средство для достижения чего-то иного. Обломов сохранил любовь в ее первозданном виде, без страсти, вожделения, борьбы, усилий ума и воли. Он не дал Ольге всего, что она хотела, но сохранил человечность в себе и наполнил человеческим смыслом жизнь Агафьи Матвеевны.
  • Обломов, больше и сильнее всех любивший свою мать, верный этой любви, бессознательно ищет мать в Ольге. Но находит желаемое не в ней, а в Агафье Матвеевне, в человеке с нерастраченной способностью бескорыстно и самоотверженно любить.
  • Любовь Обломова возвращается к своим истокам. Апатичный и опустившийся герой сумел уберечь любовь от пошлости и не превратил ее из цели в средство для достижения чего-то иного. Обломов сохранил любовь в ее первозданном виде, без страсти, вожделения, борьбы, усилий ума и воли. Он не дал Ольге всего, что она хотела, но сохранил человечность в себе и наполнил человеческим смыслом жизнь Агафьи Матвеевны.
Постпозиция романа В четвертой части - дальнейшее угасание героя. Он находит идеальные условия жизни в доме Пшеницыной. Он снова в халате целыми днями лежит на диване. Герой терпит окончательное крушение. Это постпозиция . Параллельно показаны взаимоотношения Ольги и Штольца.

Постпозиция романа

  • В четвертой части - дальнейшее угасание героя. Он находит идеальные условия жизни в доме Пшеницыной. Он снова в халате целыми днями лежит на диване. Герой терпит окончательное крушение. Это постпозиция .
  • Параллельно показаны взаимоотношения Ольги и Штольца.
Вдова Пщеницына в жизни героя   Любящей женщиной в жизни Ильи Ильича Обломова стала вдова мелкого чиновника Агафья Матвеевна Пшеницына. Агафья Матвеевна — идеальная хозяйка. Она ни минуты не сидит без дела. Все у нее спорится, в доме чистота и порядок.  Духовных запросов у Агафьи Матвеевны нет никаких.  Когда Обломов спросил ее: «А читаете что-нибудь?», она в ответ только «тупо посмотрела на него».

Вдова Пщеницына в жизни героя

  • Любящей женщиной в жизни Ильи Ильича Обломова стала вдова мелкого чиновника Агафья Матвеевна Пшеницына.
  • Агафья Матвеевна — идеальная хозяйка. Она ни минуты не сидит без дела. Все у нее спорится, в доме чистота и порядок.
  • Духовных запросов у Агафьи Матвеевны нет никаких.
  • Когда Обломов спросил ее: «А читаете что-нибудь?», она в ответ только «тупо посмотрела на него».
Чем же привлекла к себе Обломова эта простая, малокультурная женщина?   Она оказалась очень близка к обломовскому укладу жизни. Ее домик на тихой улице Выборгской стороны пришелся по душе Илье Ильичу. Хозяйка этого домика обеспечила Обломову все необходимые условия — тишину, покой, вкусную еду.  Агафья Матвеевна избавила Обломова от объяснений в любви и выяснений отношений, которыми была наполнена его жизнь в период общения с Ольгой. Пшеницына стала для него внимательной, заботливой нянькой. Дни текли размеренно и тихо. Обломов был спокоен и счастлив. Агафья Матвеевна бескорыстно и самоотверженно любила Обломова. Однако своей любовью и заботой она вновь заглушила, проснувшиеся было в нем человеческие чувства.  Таким образом, она завершила процесс духовной гибели Обломова, начавшийся еще в Обломовке. Таким образом наш герой не сумел победить в себе эту болезнь.

Чем же привлекла к себе Обломова эта простая, малокультурная женщина?

  • Она оказалась очень близка к обломовскому укладу жизни. Ее домик на тихой улице Выборгской стороны пришелся по душе Илье Ильичу. Хозяйка этого домика обеспечила Обломову все необходимые условия — тишину, покой, вкусную еду.
  • Агафья Матвеевна избавила Обломова от объяснений в любви и выяснений отношений, которыми была наполнена его жизнь в период общения с Ольгой.
  • Пшеницына стала для него внимательной, заботливой нянькой. Дни текли размеренно и тихо. Обломов был спокоен и счастлив.
  • Агафья Матвеевна бескорыстно и самоотверженно любила Обломова. Однако своей любовью и заботой она вновь заглушила, проснувшиеся было в нем человеческие чувства.
  • Таким образом, она завершила процесс духовной гибели Обломова, начавшийся еще в Обломовке. Таким образом наш герой не сумел победить в себе эту болезнь.
К чему приходят герои романа?   Обломов умирает, оставив сына  Пшеницына готова сделать все ради Обломова и даже сына отдает на воспитание Штольцу, считая это благом для сына. Ольге очень плохо (не хватает Обломова), нет любви, а без нее жизнь лишена смысла.  Андрей Штольц тоже опустошен, ему плохо без друга, Обломов был для него «золотым сердцем»  Итак, все герои в результате пришли к той же самой «обломовщине»!

К чему приходят герои романа?

  • Обломов умирает, оставив сына
  • Пшеницына готова сделать все ради Обломова и даже сына отдает на воспитание Штольцу, считая это благом для сына.
  • Ольге очень плохо (не хватает Обломова), нет любви, а без нее жизнь лишена смысла.
  • Андрей Штольц тоже опустошен, ему плохо без друга, Обломов был для него «золотым сердцем»
  • Итак, все герои в результате пришли к той же самой «обломовщине»!
Сюжет романа  По поводу сюжета существуют две точки зрения.

Сюжет романа

  • По поводу сюжета существуют две точки зрения.
Сюжет романа Существуют две точки зрения Первая утвержда­ет, что в романе две сюжетные линии: Обломов — Ольга и Штольц – Ольга . Ольга связывает обе линии воедино, но идейное противопоставление героев остается. Вторая точка зрения профессора А.Г. Цейтлина, считающего, что в романе одна сюжетная линия. В романе все события подчинены одной цели — показать постепенное превращение Обломова в «мертвую душу». Главы же, в которых воссоздаются отношения Штольца и Ольги, призваны оттенить судьбу Обломова.

Сюжет романа

  • Существуют две точки зрения
  • Первая утвержда­ет, что в романе две сюжетные линии: Обломов — Ольга и Штольц – Ольга . Ольга связывает обе линии воедино, но идейное противопоставление героев остается.
  • Вторая точка зрения профессора А.Г. Цейтлина, считающего, что в романе одна сюжетная линия. В романе все события подчинены одной цели — показать постепенное превращение Обломова в «мертвую душу». Главы же, в которых воссоздаются отношения Штольца и Ольги, призваны оттенить судьбу Обломова.
Язык романа Язык романа отличается легкостью и чистотой. Автор избегает украшающих эпитетов и метафор, лексика лишена архаизмов и диалектизмов, обогащена научно-публицистическими словами  40-50-х гг.

Язык романа

  • Язык романа отличается легкостью и чистотой. Автор избегает украшающих эпитетов и метафор, лексика лишена архаизмов и диалектизмов, обогащена научно-публицистическими словами

40-50-х гг.

Язык романа Ясен и выразителен язык в описании пейзажей, но к ним писатель обращается редко. (Летняя Обломовка, описание парка, где встречаются Обломов с Ольгой, оценка снегопада в день разрыва героев). Внеязыковая система романа направлена на решение вопроса: что такое обломовщина?

Язык романа

  • Ясен и выразителен язык в описании пейзажей, но к ним писатель обращается редко. (Летняя Обломовка, описание парка, где встречаются Обломов с Ольгой, оценка снегопада в день разрыва героев). Внеязыковая система романа направлена на решение вопроса: что такое обломовщина?
Язык героев романа Своеобразен язык каждого героя. Обломов, Ольга и Штольц — люди образованные, говорят правильным, литературным языком. Но у каждого он связан с чертами внутреннего облика героев.

Язык героев романа

  • Своеобразен язык каждого героя. Обломов, Ольга и Штольц — люди образованные, говорят правильным, литературным языком. Но у каждого он связан с чертами внутреннего облика героев.
Критические отклики   В таланте Гончарова главную роль играет «изящность и  тонкость кисти», «верность рисунка», преобладание художественного изображения над прямой авторской мыслью и приговором. В.Г. Белинский

Критические отклики

  • В таланте Гончарова главную роль играет «изящность и тонкость кисти», «верность рисунка», преобладание художественного изображения над прямой авторской мыслью и приговором.

В.Г. Белинский

Критические отклики «Гончаров стремился изобразить национальную природу русского человека, народные его свойства независимо от того или иного общественного положения». А.Ф.Кони

Критические отклики

«Гончаров стремился изобразить национальную природу русского человека, народные его свойства независимо от того или иного общественного положения».

А.Ф.Кони

Домашнее задание (на выбор) Гости Обломова Образ Обломовки Агафья Пшеницына

Домашнее задание (на выбор)

  • Гости Обломова
  • Образ Обломовки
  • Агафья Пшеницына


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!