СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Романтические произведения М.Горького

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для романтических произведений характерны яркие краски, острые идейные конфликты. Герои рассказов – бесстрашные и мужественные, люди с «солнцем в крови», сильные, гордые, разрушители сонного прозябания большинства. Их красота необычна: они наделены всеми качествами в превосходной степени. Романтический герой стремится к ничем не стесняемой свободе, без которой нет для него подлинного счастья и которая ему нередко дороже самой жизни. Пейзажи в романтических рассказах Горького величественны и прекрасны.

Просмотр содержимого документа
«Романтические произведения М.Горького»

Конспект урока литературы.

Романтические произведения М.Горького.


Цель:

- обогатить представление учащихся о романтизме;

- помочь им овладеть навыками и умениями, необходимыми при анализе романтических произведений;

- при анализе характеров героев выяснить, какие нравственные начала утверждает автор, как развенчивает психологию индивидуализма;

- проследить, как через композицию рассказов «Старуха Изергиль», «Макар Чудра» раскрывается замысел писателя;

- углублять навыки общения: диалога, монолога, рассуждений;

- формировать личностное восприятие произведения и его героев.

Оборудование: интерактивная доска, персональный компьютер.

А ты можешь научиться сделать

людей счастливыми?

М.Горький


Ход урока.


I. Вступительное слово учителя.

А.М.Горький – выразитель духа времени. Он предстает перед читателями в 90-е годы 19 века как писатель – романтик, вдохновенный певец революционного подвига.

Однажды Горький в письме к Чехову писал: «Настало время нужды в героическом».

Для романтических произведений характерны яркие краски, острые идейные конфликты. Герои рассказов – бесстрашные и мужественные, люди с «солнцем в крови», сильные, гордые, разрушители сонного прозябания большинства. Их красота необычна: они наделены всеми качествами в превосходной степени. Романтический герой стремится к ничем не стесняемой свободе, без которой нет для него подлинного счастья и которая ему нередко дороже самой жизни. Пейзажи в романтических рассказах Горького величественны и прекрасны.

В романтических рассказах воплощены наблюдения писателя противоречий человеческой души и мечта о красоте. Макар Чудра говорит: «Смешны они, те твои люди. Сбились в кучу и давят друг друга, а место на земле вон сколько…». Старуха Изергиль вторит ему: «И вижу я, не живут люди, а все примеряются». О героях этих произведений мы будем говорить сегодня. (Обращение к теме и эпиграфу урока). Посмотрим: каков смысл жизни романтических героев рассказов.


II. Романтические произведения М.Горького.

1. Художественный пересказ рассказа «Макар Чудра».

2. Беседа с учащимися:

- Как раскрываются в композиции образы героев?

(важную роль в композиции играют портретные характеристики. Портрет Радды дается опосредованно. О ее необычной красоте мы узнаем по реакции людей, которых она поражала. «Может быть, ее красоту можно на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку, как свою душу знает», «»один магнат», «красивый, как черт в праздник», «увидел ее и остолбенел». Гордая Радда отвергла и деньги, и предложение идти в жены к такому магнату: «кабы орлица к ворону в гнездо по своей воле вошла, чем бы она стала?» гордость и красота в этой героине равновелики.

Зато портрет Лойко нарисован подробно: «Усы легли на плечи и смешались с кудрями, очи, как ясные звезды, горят, а улыбка – целое солнце. Ей – богу! Словно его ковали из одного куска железа вместе с конем». Образ не просто романтический – сказочный, с фольклорными формулировками.)


- В чем конфликт и как он разрешается?

(рассказывая о любви Радды и Лойко, Макар Чудра полагает, что только так и должен воспринимать жизнь настоящий человек, только так можно сохранить собственную свободу. Конфликт между любовью и гордостью разрешается смертью обоих – ибо покориться любимому человеку ни один не захотел. Любовь и гордость не могут примириться, ибо компромисс вообще не возможен для романтического героя).


- Какова позиция автора и как она выражена?

(образ повествователя – один из самых незаметных, он обычно остается в тени. Но взгляд этого человека, путешествующего по Руси, встречающегося с разными людьми, очень важен. Воспринимающее сознание является важнейшим предметом изображения, критерием авторской оценки действительности, средством выражения авторской позиции. Заинтересованный взгляд повествователя отбирает самых ярких героев, самые значительные, с его точки зрения, эпизоды и рассказывает о них. В этом и есть авторская оценка – восхищение силой, красотой, поэтичностью, гордостью.)


3. Анализ рассказа «Старуха Изергиль».


- Какова композиция рассказа? (это рассказ в рассказе, он имеет внутреннее единство и состоит из трех частей: легенда о Ларре, повествование старухи Изергиль о своей жизни, легенда о Данко).


- Какой литературный прием использован в рассказе?

(первая и третья части противопоставлены друг другу. Антитеза двух легенд, двух образов, отношение к жизни, то есть разного смысла жизни).


а) Обратимся к первой части рассказа.

б) Беседа с элементами дискуссии «Гордость или эгоизм»:


- За что был наказан Ларра?

- Как объясняет старуха Изергиль значение этого имени?

- Где грань между гордостью и эгоизмом?

- Красивые и гордые – всегда сильные и смелые?

- Как вы понимаете слово «гордость» вообще?

- А в финале рассказа? (« Вот так был поражен человек за гордость!»).


??? – Смысл жизни Лары, в он чем заключается и каковы черты характера образа? (ему присуще гордыня)


в) Обратимся к третьей части рассказа.

Г) Беседа с элементами дискуссии «В чем смысл жизни?»:

- Всегда ли можно и нужно искать в жизни подвиги?

- Какая разница между долгом и подвигом?

- В чем полнота жизни?

- Верно ли, что каждый сам себе судьба?

- Какие нравственные начала утверждает Горький в легенде о Данко?


??? – В чем смысл жизни героя?


??? – Чем отличен образ Данко от образа Ларры?

(резкий контраст между двумя мировоззрениями, автор осуждает индивидуализм, эгоизм, оторванность от людей, для которого величайшее благо – жизнь – становится мукой, Данко – подлинный герой, любивший людей и отдавший жизнь за них, в жизни всегда есть место подвигу, автор сталкивает в легендах идеал, выражающий любовь к людям, и самопожертвование, и антиидеал, доведенный до крайности индивидуализм)


??? К кому, на ваш взгляд, ближе сама старуха Изергиль?

(Осуждая Ларру, героиня думает, что ее судьба ближе к полюсу Данко – она тоже посвящена любви. Но из рассказов о себе самой героиня предстает, скорее жестокой: она с легкостью забывала прежнюю любовь ради нового, оставляла некогда любимых людей. Ее равнодушие поражает.)


Еще раз обратиться к эпиграфу: в нем звучит отношение самого автора к героям. Вот истинный смысл жизни.


III. Заключительное слово. Выводы по теме.

Таким образом, в ранних романтических произведениях М.Горький выступает писателем – гуманистом, утверждающим гуманистическую идею беззаветной любви к людям, самопожертвованию. Эту гуманистическую направленность будет звучать во всех его произведениях.









Дом. задание: 1. Прочитать пьесу М.Горького «На дне».

2. Индивидуальные задания

- что привлекает в их характерах, поведении, поступках;

- что в их характерах вы осуждаете?

- каковы художественные средства создания этих образов?

- какую роль играют ремарки автора?

3. Задание по группам:

1 группа – образ Барона;

2 группа – образ Луки;

3 группа – образ Сатина.
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!