СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Романтизм как литературное направление

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация содержит обобщённый материал о романтизме как литературном направлении. Содержатся свеления об истории романтизма, представителях в русской и зарубежной литературе.

Просмотр содержимого документа
«Романтизм как литературное направление»

P омантизм  как литературное направление Автор презентации Л.П.Колпакова

P омантизм

как литературное направление

Автор презентации Л.П.Колпакова

Романтизм – литературное направление конца XVIII – начала XIX века. направление в литературе и искусстве первой четверти XIX в., выступавшее против канонов классицизма и характеризовавшееся стремлением к национальному и индивидуальному своеобразию, к изображению идеальных героев и их чувств; 1)Романтик –  последователь романтизма  2) человек, проникнутый романтикой, высокими идеями.

Романтизм – литературное направление конца XVIII – начала XIX века.

направление в литературе и искусстве первой четверти XIX в., выступавшее против канонов классицизма и характеризовавшееся стремлением к национальному и индивидуальному своеобразию, к изображению идеальных героев и их чувств;

1)Романтик –

последователь романтизма

2) человек, проникнутый романтикой, высокими идеями.

Предпосылки возникновения романтизма

Предпосылки возникновения романтизма

Литература – это зеркало, в котором отражается историческая эпоха

Литература

это зеркало, в котором отражается историческая эпоха

В конце XVIII в. во Франции произошла революция. Самодержавный строй был свергнут. Король Луи XVI публично казнен, а его сын, наследник престола, отдан на воспитание в семью ремесленника.

В конце XVIII в. во Франции произошла революция. Самодержавный строй был свергнут. Король Луи XVI публично казнен, а его сын, наследник престола, отдан на воспитание в семью ремесленника.

Началась борьба за власть. Вспыхнул кровавый якобинский террор. Лучшие люди Европы разочаровались в революции.  Австрия, Англия, Пруссия объявили Франции войну.

Началась борьба за власть. Вспыхнул кровавый якобинский террор.

Лучшие люди Европы разочаровались в революции.

Австрия, Англия, Пруссия объявили Франции войну.

Великая французская революция 1789 год).  Э. Делакруа. Свобода на баррикадах  Великая французская революция всколыхнула всю Европу: казнь короля, ниспровержение монархии, провозглашение республики – вспышка надежд, уверенность в скором приходе «свободы, равенства и братства». Террор закончился переворотом- установлением империи Наполеона .

Великая французская революция 1789 год).

Э. Делакруа. Свобода на баррикадах

Великая французская революция всколыхнула всю Европу: казнь короля, ниспровержение монархии, провозглашение республики – вспышка надежд, уверенность в скором приходе «свободы, равенства и братства».

Террор закончился переворотом- установлением империи Наполеона .

Феномен Наполеона- «гения века » Новая эпоха породила своего героя. Им стал Наполеон Бонапарт. Молодому генералу Бонапарту удалось спасти Францию от внутренней анархии и внешних врагов.  Но вскоре энергия революции была использована Наполеоном для того, чтобы провозгласить себя императором и выступить против всей Европы. Стало очевидным, что идеалы «эпохи разума» тоже остались только мечтой.  Так закончились сутки просвещения. У некоторых эти изменения вызвали чувство острого разочарования и уныния. Другие, напротив, открыли новые перспективы для духовной жизни и познания тайн мира. Перемены были настолько разительными, что все чувствовали: наступило новое, небывалое историческое время. Культ яркой и сильной личности, способной творить историю по своему произволу. Младший лейтенант, ставший французским императором

Феномен Наполеона- «гения века »

Новая эпоха породила своего героя. Им стал Наполеон Бонапарт. Молодому генералу Бонапарту удалось спасти Францию от внутренней анархии и внешних врагов.

Но вскоре энергия революции была использована Наполеоном для того, чтобы провозгласить себя императором и выступить против всей Европы. Стало очевидным, что идеалы «эпохи разума» тоже остались только мечтой.

Так закончились сутки просвещения. У некоторых эти изменения вызвали чувство острого разочарования и уныния. Другие, напротив, открыли новые перспективы для духовной жизни и познания тайн мира. Перемены были настолько разительными, что все чувствовали: наступило новое, небывалое историческое время.

  • Культ яркой и сильной личности, способной творить историю по своему произволу.
  • Младший лейтенант, ставший французским императором
Великая французская революция проверила на практике теории просветителей, их веру в безграничную силу разума, их убежденность в возможности создать справедливое общество, основанное на Свободе, Равенстве, Братстве.

Великая французская революция

проверила на практике теории просветителей, их веру в безграничную силу разума, их убежденность в возможности создать справедливое общество, основанное на Свободе, Равенстве, Братстве.

Нечто подобное произошло и в России. Всколыхнувшая страну Отечественная война 1812 года, обещания реформ императора Александра I, убежденность лучших умов и сердец России в том, что «придёт желанная пора» свободы .

Нечто подобное произошло и в России. Всколыхнувшая страну Отечественная война 1812 года,

обещания реформ императора Александра I, убежденность лучших умов и сердец России в том, что «придёт желанная пора» свободы .

В литературе идейным откликом на драматическое время стал романтизм.  «Романтизм»- (от французского слова romantisme.) направление в литературе и искусстве конца XVIII – начала ХІХ в ., для которого характерно идеальное изображение действительности. В романтических произведениях преобладает героика, мечтательность, увлечение неизведанным, таинственным. Природа у романтиков тесно связана с восприятием ее человеком .

В литературе идейным откликом на драматическое время стал романтизм.

«Романтизм»- (от французского слова romantisme.) направление в литературе и искусстве конца XVIII – начала ХІХ в ., для которого характерно идеальное изображение действительности.

В романтических произведениях преобладает героика, мечтательность, увлечение неизведанным, таинственным.

Природа у романтиков тесно связана с восприятием ее человеком .

Романтизм впервые возник в Германии, Август Вильгельм и Фридрих Шлегели – братья – основатели школы.  «Иенская школа

Романтизм впервые возник в Германии,

Август Вильгельм и Фридрих Шлегели – братья – основатели школы.

«Иенская школа" - одно из первых проявлений романтизма. Возникла в городке Йене в конце 18 века.

Фридрих Шлегель

Август Шлегель

Представители романтизма

Представители романтизма

Романтизм в Германии  Эрнст Теодор Амадей Гофман «Щелкунчик и мышиный король» «Песочный человек» «Крошка Цахес» Генрих Гейне Братья Гримм Стихи Сказки

Романтизм в Германии

Эрнст Теодор Амадей Гофман

«Щелкунчик и мышиный король»

«Песочный человек»

«Крошка Цахес»

Генрих Гейне

Братья Гримм

Стихи

Сказки

Романтизм в Англии  Джордж Гордон Байрон «Паломничество Чайльд-Гарольда» «Корсар» «Дон Жуан»  Стихи Вальтер Скотт Перси Биши Шелли «Айвенго»

Романтизм в Англии

Джордж Гордон Байрон

«Паломничество Чайльд-Гарольда»

«Корсар»

«Дон Жуан»

Стихи

Вальтер Скотт

Перси Биши Шелли

«Айвенго»

Романтизм в Англии.

В них страсти рвутся на простор,

Трепещут сладострастьем звуки,

В них слышен бешеный раздор

И голос ревности и муки.

А здесь святая песнь слышна,

Как благовест другого года;

В ней, благодарности полна,

Гимн Божеству гремит природа.

И я, внимая песне той,

Все дольное отбросив долу

И чуждый мук борьбы земной,

Несусь душой к Его престолу.

Греми же, песнь! Да не смутит

Тебя бурь зимних приближенье!

Жив Тот, чья благость сохранит

Все, что живет, от разрушенья,

Все, что живет, живет лишь Им,

Отцом любви, Владыкой славы,

И шестикрылый херувим,

И звучный хор певцов дубравы.

Повсюду гулкие леса

Оглашены пернатых пеньем,

Хотя уж птичек голоса

Любви не дышат вдохновеньем.

Но пусть в священной тишине

Их песня страстью не согрета, —

Она сто раз отрадней мне,

Чем музыка весны и лета.

В весенних песнях пыл любви,

Борьба, тревога, раздраженье,

Огонь в клокочущей крови

И жизни бурное волненье.

Уильям Вордсворт (1770 - 1850)- один из выдающихся поэтов английской «озерной школы».

В стихах Вордсворда красота природы и человека, что живет в общении с ней, противопоставленные несовершенства мира .

Романтизм во Франции Виктор Гюго Э. Делакруа. Жорж Санд и Шопен . «Собор Парижской Богоматери» Жорж Санд (Аврора Дюпен) «Отверженные» «Человек, который смеется» Альфред де Мюссе «Консуэло» «Лукреция Флориани» «Исповедь сына века»

Романтизм во Франции

Виктор Гюго

Э. Делакруа. Жорж Санд и Шопен .

«Собор Парижской Богоматери»

Жорж Санд (Аврора Дюпен)

«Отверженные»

«Человек, который смеется»

Альфред де Мюссе

«Консуэло»

«Лукреция Флориани»

«Исповедь сына века»

Джон Китс (1795 - 1825) – английский поэт . КУЗНЕЧИК И СВЕРЧОК В свой час своя поэзия в природе:  Когда в зените день и жар томит  Притихших птиц, чей голосок звенит Вдоль изгороди скошенных угодий? Кузнечик — вот виновник тех мелодий.  Певун и лодырь, потерявший стыд,  Пока и сам, по горло пеньем сыт, Не свалится последним в хороводе. В свой час во всем поэзия своя:  Зимой, морозной ночью молчаливой  Пронзительны за печкой переливы Сверчка во славу теплого жилья.  И, словно летом, кажется сквозь дрему,  Что слышишь треск кузнечика знакомый.  1938 (Прожил всего 25 лет, но занял выдающееся место в литературе. Он утверждал, что основная цель поэзии – быть силой Красоты и Истины. Он утверждал, что красота – это правда, правда – это красота. Вот все. Что ты знаешь на земле. И все, что тебе надо знать. Лучшей иллюстрацией этой мысли является его поэзия, вошедшая в сокровищницу европейской литературы. - Что вы можете сказать о лирическом герое ?

Джон Китс (1795 - 1825) – английский поэт .

КУЗНЕЧИК И СВЕРЧОК

В свой час своя поэзия в природе:

Когда в зените день и жар томит

Притихших птиц, чей голосок звенит

Вдоль изгороди скошенных угодий?

Кузнечик — вот виновник тех мелодий.

Певун и лодырь, потерявший стыд,

Пока и сам, по горло пеньем сыт,

Не свалится последним в хороводе.

В свой час во всем поэзия своя:

Зимой, морозной ночью молчаливой

Пронзительны за печкой переливы

Сверчка во славу теплого жилья.

И, словно летом, кажется сквозь дрему,

Что слышишь треск кузнечика знакомый.

1938

(Прожил всего 25 лет, но занял выдающееся место в литературе.

Он утверждал, что основная цель поэзии – быть силой Красоты и Истины. Он утверждал, что красота – это правда, правда – это красота. Вот все. Что ты знаешь на земле. И все, что тебе надо знать.

Лучшей иллюстрацией этой мысли является его поэзия, вошедшая в сокровищницу европейской литературы.

- Что вы можете сказать о лирическом герое ?

Романтизм в США Джеймс Фенимор Купер Эдгар Аллан По «Падение дома Ашеров» «Убийство на улице Морг» «Тайна Мари Роже» «Пионеры» «Последний из могикан» «Следопыт» «Зверобой»

Романтизм в США

Джеймс Фенимор

Купер

Эдгар Аллан По

«Падение дома Ашеров»

«Убийство на улице Морг»

«Тайна Мари Роже»

«Пионеры»

«Последний из могикан»

«Следопыт»

«Зверобой»

Романтизм в Польше Адам Мицкевич Стихи

Романтизм в Польше

Адам Мицкевич

Стихи

O собенности романтизма

O собенности романтизма

Нормы и правила Античные образцы Следование канонам искусства  Свобода от правил «Еще более сложные и прихотливые» правила

Нормы и правила

Античные образцы

Следование канонам искусства

Свобода от правил

«Еще более сложные и прихотливые» правила

Основные свойства романтизма: доминанта субъективного над объективным; стремление не воссоздавать, а пересоздавать действительность; тяга к выдвижению на передний план исключительного характера в исключительных обстоятельствах; использование символов.

Основные свойства романтизма:

  • доминанта субъективного над объективным;
  • стремление не воссоздавать, а пересоздавать действительность;
  • тяга к выдвижению на передний план исключительного характера в исключительных обстоятельствах;
  • использование символов.
Черты романтизма: провозглашение человеческой личности; взгляд на мир «сквозь призму сердца»; интерес ко всему экзотическому; тяга к интуитивному, бессознательному; тяготение к условности форм; трагическое двоемирие ; стремление личности к абсолютной свободе; интерес к УНТ; красочность языка; необычность пейзажа.

Черты романтизма:

  • провозглашение человеческой личности;
  • взгляд на мир «сквозь призму сердца»;
  • интерес ко всему экзотическому;
  • тяга к интуитивному, бессознательному;
  • тяготение к условности форм;
  • трагическое двоемирие ;
  • стремление личности к абсолютной свободе;
  • интерес к УНТ;
  • красочность языка;
  • необычность пейзажа.
P омантическая модель мира

P омантическая модель мира

 В основе романтизма – стремление личности к абсолютной свободе, к духовному совершенству, к недостижимому идеалу, в сочетании с пониманием несовершенства окружающего мира.

В основе романтизмастремление личности к абсолютной свободе, к духовному совершенству, к недостижимому идеалу, в сочетании с пониманием несовершенства окружающего мира.

Романтизм характеризуется стремлением к недостижимому идеалу, к личной свободе. Поэты-романтики не стремятся к точному воспроизведению действительности. Их цель создать свой, вымышленный образ мира, и через него показать свой идеал.

Романтизм характеризуется стремлением к недостижимому идеалу, к личной свободе. Поэты-романтики не стремятся к точному воспроизведению действительности. Их цель создать свой, вымышленный образ мира, и через него показать свой идеал.

Стремление к недостижимому идеалу, к личной свободе. Поэты-романтики не стремятся к точному воспроизведению действительности.  Их цель создать свой, вымышленный образ мира, и через него показать свой идеал.

Стремление к недостижимому идеалу, к личной свободе. Поэты-романтики не стремятся к точному воспроизведению действительности.

Их цель создать свой, вымышленный образ мира, и через него показать свой идеал.

Универсальная формула романтизма   Исключительный герой в исключительных обстоятельствах Д. М. У. Тёрнер. Снежная буря. Переход армии Ганнибала через Альпы. М. Врубель. Демон. К. Брюллов. Последний день Помпеи

Универсальная формула романтизма

Исключительный герой

в исключительных обстоятельствах

Д. М. У. Тёрнер. Снежная буря. Переход армии Ганнибала через Альпы.

М. Врубель. Демон.

К. Брюллов. Последний день Помпеи

Смешение сна и реальности, тема ночи, устремленность в бесконечное, тоска по дальним экзотическим землям – характерные особенности  романтизма . Мир в восприятии романтиков противоречив и дисгармоничен: с одной стороны – реальность , гнетущая, серая, обрекающая на скуку и унылое существование, лишённое свободы, одухотворённости и радости, с другой – мечта , прекрасная, притягательная, но чаще всего недостижимая. Несоответствие идеала и реальности называется романтическим двоемирием : реальный мир словно «проверяется» идеальным, гармоничным миром, созданным в воображении. Между этими двумя мирами – непроходимая пропасть. Иоганн Генрих Фюссли. «Ночной кошмар».

Смешение сна и реальности, тема ночи, устремленность в бесконечное, тоска по дальним экзотическим землям – характерные особенности

романтизма .

Мир в восприятии романтиков противоречив и дисгармоничен:

с одной стороны – реальность , гнетущая, серая, обрекающая на скуку и унылое существование, лишённое свободы, одухотворённости и радости,

с другой – мечта , прекрасная, притягательная, но чаще всего недостижимая.

Несоответствие идеала и реальности называется романтическим двоемирием : реальный мир словно «проверяется» идеальным, гармоничным миром, созданным в воображении. Между этими двумя мирами – непроходимая пропасть.

Иоганн Генрих Фюссли.

«Ночной кошмар».

Уильям Тёрнер. Кораблекрушение  И. Айвазовский. Спокойное море. Каспар Давид Фридрих. Гибель во льдах. И. Айвазовский. Девятый вал.

Уильям Тёрнер. Кораблекрушение

И. Айвазовский. Спокойное море.

Каспар Давид Фридрих. Гибель во льдах.

И. Айвазовский. Девятый вал.

Мир в восприятии романтиков противоречив и дисгармоничен: с одной стороны – реальность , гнетущая, серая, обрекающая на скуку и унылое существование, лишённое свободы, одухотворённости и радости, с другой –  мечта , прекрасная, притягательная, но чаще всего недостижимая. Несоответствие идеала и реальности называется романтическим двоемирием : реальный мир словно «проверяется» идеальным, гармоничным миром, созданным в воображении. Между этими двумя мирами – непроходимая пропасть.

Мир в восприятии романтиков противоречив и дисгармоничен:

с одной стороны – реальность , гнетущая, серая, обрекающая на скуку и унылое существование, лишённое свободы, одухотворённости и радости,

с другой – мечта , прекрасная, притягательная, но чаще всего недостижимая.

Несоответствие идеала и реальности называется романтическим двоемирием : реальный мир словно «проверяется» идеальным, гармоничным миром, созданным в воображении. Между этими двумя мирами – непроходимая пропасть.

Двое мирие Мир реальный Мир идеальный Зло Серость Добро Действительность Красочность Земля Мечта Небо Здесь ничего не ранит взор Колечком быть в её цепи телесной, Одной из тварей, - а душа в простор Стремится: в горы, к звёздам, в свод небесный, В ревущий океан, чтоб с ними слиться тесно.  Джордж Гордон Байрон Переход: СОН ГРЁЗА СКАЗКА ПУТЕШЕСТВИЕ СМЕРТЬ

Двое мирие

Мир реальный

Мир

идеальный

Зло

Серость

Добро

Действительность

Красочность

Земля

Мечта

Небо

Здесь ничего не ранит взор

Колечком быть в её цепи телесной,

Одной из тварей, - а душа в простор

Стремится: в горы, к звёздам, в свод небесный,

В ревущий океан, чтоб с ними слиться тесно.

Джордж Гордон Байрон

Переход:

СОН

ГРЁЗА

СКАЗКА

ПУТЕШЕСТВИЕ

СМЕРТЬ

Иоганн Генрих Фюссли. Ночной кошмар. Каспар Давид Фридрих. Ступени жизни.

Иоганн Генрих Фюссли. Ночной кошмар.

Каспар Давид Фридрих. Ступени жизни.

Часто романтики искали свой идеал свободной, одухотворённой личности в историческим прошлом, а потому обращались к жанрам исторической повести, новеллы, баллады, исторической думы.

Часто романтики искали свой идеал свободной, одухотворённой личности в историческим прошлом, а потому обращались к жанрам исторической повести, новеллы, баллады, исторической думы.

Интерес к фольклору,  переработка фольклорных произведений, создание собственных произведений на основе народного творчества.  Баллада . По происхождению — плясовая песня. Ныне балладой именуется повествовательное, часто сентиментальное стихотворение с драматическим развитием сюжета.

Интерес к фольклору,

переработка фольклорных произведений, создание собственных произведений на основе народного творчества.

Баллада . По происхождению — плясовая песня. Ныне балладой именуется повествовательное, часто сентиментальное стихотворение с драматическим развитием сюжета.

переработка фольклорных произведений, создание собственных произведений на основе народного творчества.

переработка фольклорных

произведений, создание собственных произведений на основе народного творчества.

Интерес к истории.  Он выразился в создании жанра исторического романа, основоположником которого считается В.Скотт . Э. Лейтон. Акколада (Обряд посвящения в рыцари)

Интерес к истории. Он выразился в создании жанра исторического романа, основоположником которого считается В.Скотт .

Э. Лейтон. Акколада

(Обряд посвящения в рыцари)

ЖАНРЫ Лирические Эпические Лиро- эпические элегия баллада Исторический повесть роман стансы поэма романс послание

ЖАНРЫ

Лирические

Эпические

Лиро-

эпические

элегия

баллада

Исторический

повесть

роман

стансы

поэма

романс

послание

Смирение, отчаяние, пессимизм    «Страшный мир»     Бунт, протест, мщение

Смирение, отчаяние, пессимизм

«Страшный мир»

Бунт, протест, мщение

Р омантический герой

Р омантический герой

В центре художественной системы романтизма – личность. Основной конфликт – между личностью и обществом. Романтическая личность – страстная личность. Страсти делятся на высокие  ( любовь ) и низкие (зависть, жадность, честолюбие).

В центре художественной системы романтизма – личность.

Основной конфликт – между личностью и обществом.

Романтическая личность – страстная личность.

Страсти делятся на высокие

( любовь ) и низкие (зависть, жадность, честолюбие).

РОМАНТИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ Всегда одинок Осознает несовершенство мира и людей В конфликте с обществом ЛИКИ РОМАНТИЧЕСКОГО ГЕРОЯ Наивный чудак (верит в идеал, смешон в глазах людей) Трагический мечтатель Бродяга или «благородный преступник» «Лишний» человек – разочарованный наблюдатель, анализирующий жизнь Демоническая личность – в конфликте с действительностью и собой, все презирает

РОМАНТИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ

  • Всегда одинок
  • Осознает несовершенство мира и людей
  • В конфликте с обществом

ЛИКИ РОМАНТИЧЕСКОГО ГЕРОЯ

  • Наивный чудак (верит в идеал, смешон в глазах людей)
  • Трагический мечтатель
  • Бродяга или «благородный преступник»
  • «Лишний» человек – разочарованный наблюдатель, анализирующий жизнь
  • Демоническая личность – в конфликте с действительностью и собой, все презирает

Романтическая личность – страстная личность.   Романтический герой – сильный характер, который стоит выше всех, кто его окружает.

Романтическая личность – страстная личность. Романтический герой – сильный характер, который стоит выше всех, кто его окружает.

Исключительная личность. Он велик своим духом,остью бытия. Одинокий, гордый, свободный, тоскующий, бунтующий.  Загадочный.  Личность сложная, внутренний мир которой необычайно глубок, противоречив. к абсолютной свободе. Странник  – человек, идущий навстречу неизвестному. Художник: писатель, поэт, живописец, музыкант творчества и мечты возвращает истинную полноту бытия. Судьба романтического героя чаще всего трагична: бросая вызов толпе, судьбе, всему миру, романтик оказывается непонятым и часто в этом противостоянии гибнет. Центр художественной системы романтизма – личность, а его главный конфликт – личности и общества.
  • Исключительная личность. Он велик своим духом,остью бытия.
  • Одинокий, гордый, свободный, тоскующий, бунтующий.
  • Загадочный. Личность сложная, внутренний мир которой необычайно глубок, противоречив.
  • к абсолютной свободе.
  • Странник – человек, идущий навстречу неизвестному.
  • Художник: писатель, поэт, живописец, музыкант творчества и мечты возвращает истинную полноту бытия.
  • Судьба романтического героя чаще всего трагична: бросая вызов толпе, судьбе, всему миру, романтик оказывается непонятым и часто в этом противостоянии гибнет.
  • Центр художественной системы романтизма – личность, а его главный конфликт – личности и общества.

Судьба романтического героя чаще всего трагична: бросая вызов обществу, толпе, судьбе, всему миру, романтик оказывается одиноким, изгнанным, непонятым и часто в этом противостоянии с судьбой гибнет.

Судьба романтического героя чаще всего трагична: бросая вызов обществу, толпе, судьбе, всему миру, романтик оказывается одиноким, изгнанным, непонятым и часто в этом противостоянии с судьбой гибнет.

Романтический герой Человек богатой внутренней жизни, наделен ярким и пылким воображением. Страстная беспокойная личность, противопоставленная обществу, «толпе», часто одинокая и трагическая.

Романтический герой

  • Человек богатой внутренней жизни, наделен ярким и пылким воображением.
  • Страстная беспокойная личность, противопоставленная обществу, «толпе», часто одинокая и трагическая.
«Властители дум» Ж. А. Гро.  Наполеон Бонапарт  на Аркольском мосту Ричард Весталл. Портрет Д. Г. Байрона.

«Властители дум»

Ж. А. Гро.

Наполеон Бонапарт

на Аркольском мосту

Ричард Весталл.

Портрет Д. Г. Байрона.

Но в сердце Чайльд глухую боль унес И наслаждений жажда в нем остыла, И часто блеск его внезапных слез Лишь гордость возмущенная гасила. Меж тем тоски язвительная сила Звала покинуть край, где вырос он, - Чужих небес приветствовать светила; Он звал печаль, весельем пресыщен, Готов был в ад бежать, но бросить Альбион. Д. Г.Байрон.  «Паломничество Чайльд-Гарольда». Д. Г. Байрон

Но в сердце Чайльд глухую боль унес

И наслаждений жажда в нем остыла,

И часто блеск его внезапных слез

Лишь гордость возмущенная гасила.

Меж тем тоски язвительная сила

Звала покинуть край, где вырос он, -

Чужих небес приветствовать светила;

Он звал печаль, весельем пресыщен,

Готов был в ад бежать, но бросить Альбион.

Д. Г.Байрон.

«Паломничество Чайльд-Гарольда».

Д. Г. Байрон

Душа моя мрачна   Душа моя мрачна. Скорей, певец, скорей! Вот арфа золотая: Пускай персты твои, промчавшися по ней, Пробудят в струнах звуки рая. И если не навек надежды рок унес, Они в груди моей проснутся, И если есть в очах застывших капля слез – Они растают и прольются.  Пусть будет песнь твоя дика. – Как мой венец, Мне тягостны веселья звуки! Я говорю тебе: я слез хочу, певец, Иль разорвется грудь от муки. Страданьями была упитана она, Томилась долго и безмолвно; И грозный час настал - теперь она полна, Как кубок смерти, яда полный.  Д. Г. Байрон.

Душа моя мрачна

Душа моя мрачна. Скорей, певец, скорей!

Вот арфа золотая:

Пускай персты твои, промчавшися по ней,

Пробудят в струнах звуки рая.

И если не навек надежды рок унес,

Они в груди моей проснутся,

И если есть в очах застывших капля слез –

Они растают и прольются.

Пусть будет песнь твоя дика. – Как мой венец,

Мне тягостны веселья звуки!

Я говорю тебе: я слез хочу, певец,

Иль разорвется грудь от муки.

Страданьями была упитана она,

Томилась долго и безмолвно;

И грозный час настал - теперь она полна,

Как кубок смерти, яда полный.

Д. Г. Байрон.

Хочу я быть ребенком вольным И снова жить в родных горах, Скитаться по лесам раздольным, Качаться на морских волнах. Не сжиться мне душой свободной С саксонской пышной суетой! Милее мне над зыбью водной Утес, в который бьет прибой! Судьба! возьми назад щедроты И титул, что в веках звучит! Жить меж рабов - мне нет охоты, Их руки пожимать - мне стыд! Верни мне край мой одичалый, Где знал я грезы ранних лет, Где реву Океана скалы Шлют свой бестрепетный ответ! О! Я не стар! Но мир, бесспорно, Был сотворен не для меня! Зачем же скрыты тенью черной Приметы рокового дня? Мне прежде снился сон прекрасный, Виденье дивной красоты... Действительность! ты речью властной Разогнала мои мечты. Кто был мой друг - в краю далеком, Кого любил - тех нет со мной. Уныло в сердце одиноком, Когда надежд исчезнет рой!

Порой над чашами веселья Забудусь я на краткий срок... Но что мгновенный бред похмелья! Я сердцем, сердцем - одинок! Как глупо слушать рассужденья - О, не друзей и не врагов! - Тех, кто по прихоти рожденья Стал сотоварищем пиров. Верните мне друзей заветных, Деливших трепет юных дум, И брошу оргий дорассветных Я блеск пустой и праздный шум. А женщины? Тебя считал я Надеждой, утешеньем, всем! Каким же мертвым камнем стал я, Когда твой лик для сердца нем! Дары судьбы, ее пристрастья, Весь этот праздник без конца Я отдал бы за каплю счастья, Что знают чистые сердца! Я изнемог от мук веселья, Мне ненавистен род людской, И жаждет грудь моя ущелья, Где мгла нависнет, над душой! Когда б я мог, расправив крылья, Как голубь к радостям гнезда, Умчаться в небо без усилья Прочь, прочь от жизни - навсегда!

Пространство и время Патриархальная жизнь первобытных дикарей с их наивностью и естественностью Красочный и живописный мир Средневековья Экзотика Кавказа и Востока Сказочно-фантастический мир Философия Романтический пейзаж – яркий, без полутонов, величественный и прекрасный.

Пространство и время

  • Патриархальная жизнь первобытных дикарей с их наивностью и естественностью
  • Красочный и живописный мир Средневековья
  • Экзотика Кавказа и Востока
  • Сказочно-фантастический мир
  • Философия

Романтический пейзаж – яркий, без полутонов, величественный и прекрасный.

Пространство и время романтических произведений Красочный и живописный мир Средневековья Экзотика Кавказа и Востока Сказочно-фантастический мир

Пространство и время романтических произведений

  • Красочный и живописный мир Средневековья
  • Экзотика Кавказа и Востока
  • Сказочно-фантастический мир
К. Фридрих. Аббатство в дубовом лесу .

К. Фридрих. Аббатство в дубовом лесу .

Значительное место в произведениях занимает пейзаж  – прежде всего, море, горы, небо, бурная стихия. может быть родственной герою, может и противостоять ему. Д. Констебл. Телега для сена.

Значительное место в произведениях занимает пейзаж – прежде всего, море, горы, небо, бурная стихия.

  • может быть родственной герою,
  • может и противостоять ему.

Д. Констебл. Телега для сена.

ПЕЙЗАЖ выполняет психологическую функцию, передает настроение героя. Любимый троп – олицетворение.

ПЕЙЗАЖ выполняет психологическую функцию, передает настроение героя.

Любимый троп – олицетворение.

романтики Романтики в поисках идеала уходили в прошлое, обращались к мистике.

романтики

Романтики в поисках идеала уходили в прошлое, обращались к мистике.

Безмолвное море, лазурное море, Стою очарован над бездной твоей. Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью, Тревожною думой наполнено ты. В.А.Жуковский Погасло дневное светило; На море синее вечерний пал туман. Шуми, шуми, послушное ветрило, Волнуйся подо мной, угрюмый океан… А.С.Пушкин Любимый образ романтиков – море

Безмолвное море, лазурное море,

Стою очарован над бездной твоей.

Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,

Тревожною думой наполнено ты.

В.А.Жуковский

Погасло дневное светило;

На море синее вечерний пал туман.

Шуми, шуми, послушное ветрило,

Волнуйся подо мной, угрюмый океан…

А.С.Пушкин

Любимый образ романтиков – море

Русский романтизм Развитие русской литературы в начале XIX в.– это борьба классицизма и романтизма; романтическая муза Жуковского дала толчок развитию новой поэзии, подготовила появление на поэтическом небосклоне Пушкина.  Классицизм и романтизм – вот два слова… с коими мы засыпали и просыпались, за кои дрались насмерть, о коих спорили до слез и в классах и гостиных, и на площадях и на улицах. В.Г. Белинский

Русский романтизм

Развитие русской литературы в начале XIX в.– это борьба классицизма и романтизма; романтическая муза Жуковского дала толчок развитию новой поэзии, подготовила появление на поэтическом небосклоне Пушкина.

Классицизм и романтизм – вот два слова… с коими мы засыпали и просыпались, за кои дрались насмерть, о коих спорили до слез и в классах и гостиных, и на площадях и на улицах.

В.Г. Белинский

Русский романтизм Последователи немецкого Последователи английского романтизма и французского романтизма В.А.Жуковский, К.Н.Батюшков, Молодой А.С.Пушкин, П.А.Вяземский, А.И.Одоевский М.Ю.Лермонтов

Русский

романтизм

Последователи немецкого

Последователи английского

романтизма

и французского романтизма

В.А.Жуковский, К.Н.Батюшков,

Молодой А.С.Пушкин,

П.А.Вяземский, А.И.Одоевский

М.Ю.Лермонтов

 Классицизм и романтизм – вот два слова… с коими мы засыпали и просыпались, за кои дрались насмерть, о коих спорили до слез и в классах и гостиных, и на площадях и на улицах. В.Г. Белинский

Классицизм и романтизм – вот два слова… с коими мы засыпали и просыпались, за кои дрались насмерть, о коих спорили до слез и в классах и гостиных, и на площадях и на улицах.

В.Г. Белинский

Истоки русского романтизма Влияние немецкого Влияние английского и романтизма французского романтизма И.В. Гете, И.Шиллер, Дж.Г.Байрон, П.Шелли, Э.Т.А.Гофман А.Шатобриан, Ш.Нодье -мистицизм -богоборческие мотивы  -интерес к философским -разлад личности и общества аспектам бытия -проблематика «сильной  -противопоставление личности» и  «дневного» и «ночного» «естественного человека»  мира -экзотика сюжета

Истоки русского

романтизма

Влияние немецкого

Влияние английского и

романтизма

французского романтизма

И.В. Гете, И.Шиллер,

Дж.Г.Байрон, П.Шелли,

Э.Т.А.Гофман

А.Шатобриан, Ш.Нодье

-мистицизм -богоборческие мотивы -интерес к философским -разлад личности и общества аспектам бытия -проблематика «сильной -противопоставление личности» и «дневного» и «ночного» «естественного человека» мира -экзотика сюжета

Романтизм в России В России особенно мощное развитие романтизма происходит после войны 1812 года. Творчество романтиков проникнуто пафосом гражданского служения, свободолюбия и борьбы. Кризис романтизма начался в 40-е годы XIX века.

Романтизм в России

В России особенно мощное развитие романтизма происходит после войны 1812 года. Творчество романтиков проникнуто пафосом гражданского служения, свободолюбия и борьбы.

Кризис романтизма начался в 40-е годы XIX века.

Истоки русского романтизма Влияние немецкого Влияние английского и романтизма французского романтизма И.В. Гете, И.Шиллер, Дж.Г.Байрон, П.Шелли, Э.Т.А.Гофман А.Шатобриан, Ш.Нодье -мистицизм -богоборческие мотивы  -интерес к философским -разлад личности и общества аспектам бытия -проблематика «сильной  -противопоставление личности» и  «дневного» и «ночного» «естественного человека»  мира -экзотика сюжета

Истоки русского

романтизма

Влияние немецкого

Влияние английского и

романтизма

французского романтизма

И.В. Гете, И.Шиллер,

Дж.Г.Байрон, П.Шелли,

Э.Т.А.Гофман

А.Шатобриан, Ш.Нодье

-мистицизм -богоборческие мотивы -интерес к философским -разлад личности и общества аспектам бытия -проблематика «сильной -противопоставление личности» и «дневного» и «ночного» «естественного человека» мира -экзотика сюжета

История начала века Отечественная война 1812 года Подъем народного самосознания Усиление правительственной реакции Организация тайных обществ Восстание декабристов Открытие ряда учебных заведений

История начала века

  • Отечественная война 1812 года
  • Подъем народного самосознания
  • Усиление правительственной реакции
  • Организация тайных обществ
  • Восстание декабристов
  • Открытие ряда учебных заведений
Литература начала века Борьба в литературе Значение художественной литературы Излюбленные жанры Любимые темы Развитие самобытной национальной литературы Разнообразие направлений

Литература начала века

  • Борьба в литературе
  • Значение художественной литературы
  • Излюбленные жанры
  • Любимые темы
  • Развитие самобытной национальной литературы
  • Разнообразие направлений
Главные усилия писателей начала XIX в. были направлены на преодоление жанрового мышления и на выработку единого национального литературного языка. Перед литературой встала необходимость выработки нового литературного языка, вокруг которого разгорелись споры. Решение этих проблем связано с деятельностью двух литературных объединений – «Беседой любителей русского слова» (1811–1816) и «Арзамасским обществом безвестных людей» («Арзамасом»; 1815–1818).
  • Главные усилия писателей начала XIX в. были направлены на преодоление жанрового мышления и на выработку единого национального литературного языка.
  • Перед литературой встала необходимость выработки нового литературного языка, вокруг которого разгорелись споры.
  • Решение этих проблем связано с деятельностью двух литературных объединений – «Беседой любителей русского слова» (1811–1816) и «Арзамасским обществом безвестных людей» («Арзамасом»; 1815–1818).
Единый русский литературный язык не мог быть создан, если бы писатели пошли по пути только Карамзина или только Шишкова. Все три стиля должны были участвовать в его сотворении. Так и случилось. На основе разговорного литературного языка и «среднего» стиля, обогащенного «высоким» и «низким» стилями, усилиями всех писателей начала XIX в. образовался единый литературный язык. В сотворении единого литературного языка главная заслуга, бесспорно, принадлежит Пушкину.
  • Единый русский литературный язык не мог быть создан, если бы писатели пошли по пути только Карамзина или только Шишкова. Все три стиля должны были участвовать в его сотворении. Так и случилось.
  • На основе разговорного литературного языка и «среднего» стиля, обогащенного «высоким» и «низким» стилями, усилиями всех писателей начала XIX в. образовался единый литературный язык. В сотворении единого литературного языка главная заслуга, бесспорно, принадлежит Пушкину.
Классицизм, который господствовал в искусстве,  накопил значительную эстетическую усталость.  Поиск новых художественных форм. Романтизм

Классицизм, который господствовал в искусстве, накопил значительную эстетическую усталость.

Поиск новых художественных форм.

Романтизм

Русский романтизм. Первый период  1801-1815 годы «Дружеское литературное общество» Проблема национального своеобразия русской литературы. Внутренний мир духовно богатой личности

Русский романтизм. Первый период 1801-1815 годы

  • «Дружеское литературное общество»
  • Проблема национального своеобразия русской литературы.
  • Внутренний мир духовно богатой личности
Василий Андреевич Жуковский -  основоположник русского романтизма Портрет В. А. Жуковского Автор: Кипренский Орест Адамович

Василий Андреевич Жуковский - основоположник русского романтизма

Портрет В. А. Жуковского

Автор: Кипренский Орест Адамович

 К началу Х1Х века русская литература пережила расцвет классицизма. На смену ему шла «эпоха чувствительности». «От торжественных од у публики заложило уши, и она сделалась глуха для них,- писал Белинский. Все ждали чего-то нового… Тогда «Литературным Колумбом Руси» явился В.А.Жуковский

К началу Х1Х века русская литература пережила расцвет классицизма.

На смену ему шла «эпоха чувствительности».

«От торжественных од у публики заложило уши, и она сделалась глуха для них,- писал Белинский.

  • Все ждали чего-то нового…
  • Тогда «Литературным Колумбом Руси» явился В.А.Жуковский
Вот красавица одна; К зеркалу садится; С тайной робостью она В зеркало глядится; Темно в зеркале; кругом Мертвое молчанье; Свечка трепетным огнем Чуть лиет сиянье… В.Жуковский.«Светлана». Карл Брюллов. Гадающая Светлана.

Вот красавица одна;

К зеркалу садится;

С тайной робостью она

В зеркало глядится;

Темно в зеркале; кругом

Мертвое молчанье;

Свечка трепетным огнем

Чуть лиет сиянье…

В.Жуковский.«Светлана».

Карл Брюллов. Гадающая Светлана.

К.Н. Батюшков Упоение любовью, земными благами, воспевание чувственной красоты не имеют ничего общего с грустным томлением автора «Светланы»

К.Н. Батюшков

Упоение любовью, земными благами, воспевание чувственной красоты не имеют ничего общего с грустным томлением автора «Светланы»

видеофрагмент на стихи К.Н.Батюшкова «Мой гений»

видеофрагмент на стихи К.Н.Батюшкова «Мой гений»

Жуковский и Батюшков в своём творчестве полно осуществили преображение языка поэзии, благодаря языковой реформе Н.М.Карамзина. - Какие черты романтизма можно отметить в этих произведениях?
  • Жуковский и Батюшков в своём творчестве полно осуществили преображение языка поэзии, благодаря языковой реформе Н.М.Карамзина.
  • - Какие черты романтизма можно отметить в этих произведениях?
Александр Сергеевич Пушкин (1799 - 1837) Василий Андреевич Жуковский (1783 - 1852)

Александр Сергеевич

Пушкин

(1799 - 1837)

Василий Андреевич

Жуковский

(1783 - 1852)

Ещё одна сторона русского романтизма напрямую связана с историческими событиями. Идеи борьбы с самодержавием, декабристские идеалы воплотились в творчестве К.Ф. Рылеева. Поэт Кондратий Фёдорович Рылеев (1795-1826) был одним из руководителей тайного Северного общества.
  • Ещё одна сторона русского романтизма напрямую связана с историческими событиями. Идеи борьбы с самодержавием, декабристские идеалы воплотились в творчестве К.Ф. Рылеева. Поэт Кондратий Фёдорович Рылеев (1795-1826) был одним из руководителей тайного Северного общества.
Петр Андреевич Вяземский (1792 - 1878) Константин Николаевич Батюшков (1787 - 1855)

Петр Андреевич

Вяземский

(1792 - 1878)

Константин Николаевич

Батюшков

(1787 - 1855)

Его сатира «К временщику», направленная против Аракчеева, вызвала большой общественный резонанс. В поэме Рылеева «Войнаровский» получил своё чёткое воплощение жанр романтичемской поэзии декабристов. Аракчеев
  • Его сатира

«К временщику», направленная против Аракчеева, вызвала большой общественный резонанс.

  • В поэме Рылеева «Войнаровский» получил своё чёткое воплощение жанр романтичемской поэзии декабристов.

Аракчеев

Русский романтизм. Второй период. 1812-1825 События Отечественной войны 1812 года Первые тайные общества будущих декабристов. Литература насыщена гражданскими и общенациональными интересами: служение отечеству, героика национально-патриотической борьбы, обличение тирании и рабства, культ воина-борца за свободу. служение отечеству, героика национально-патриотической борьбы, обличение тирании и рабства, культ воина-борца за свободу. Д. Давыдов К. Рылеев

Русский романтизм. Второй период. 1812-1825

  • События Отечественной войны 1812 года
  • Первые тайные общества будущих декабристов.
  • Литература насыщена гражданскими и общенациональными интересами:
  • служение отечеству, героика национально-патриотической борьбы, обличение тирании и рабства, культ воина-борца за свободу.
  • служение отечеству,
  • героика национально-патриотической борьбы,
  • обличение тирании и рабства,
  • культ воина-борца за свободу.

Д. Давыдов

К. Рылеев

Романтизм поэтов-декабристов социальная заостренность конфликта; критическое отношение к мистицизму и мечтательности; интерес к истории – исторический сюжет заменяет экзотический; пафос героики и борьбы с внешним врагом; с несправедливостью и злом. К.Ф. Рылеев, А.И. Одоевский, В.К.Кюхельбекер, А.И. Бестужев.

Романтизм поэтов-декабристов

  • социальная заостренность конфликта;
  • критическое отношение к мистицизму и мечтательности;
  • интерес к истории – исторический сюжет заменяет экзотический;
  • пафос героики и борьбы с внешним врагом; с несправедливостью и злом.

К.Ф. Рылеев, А.И. Одоевский,

В.К.Кюхельбекер, А.И. Бестужев.

 Александр Александрович Бестужев  (1797 - 1837) Кондратий Федорович Рылеев (1795 - 1826)

Александр Александрович

Бестужев

(1797 - 1837)

Кондратий Федорович

Рылеев

(1795 - 1826)

Вильгельм Карлович Александр Иванович Кюхельбекер Одоевский (1797 - 1846) (1802 - 1839)

Вильгельм Карлович

Александр Иванович

Кюхельбекер

Одоевский

(1797 - 1846)

(1802 - 1839)

Русский романтизм. Третий этап. 1826-1840-е годы Распадается на множество потоков: философская поэзия любомудров индивидуальность пушкинской плеяды проза А.А. Бестужева и А.Ф. Вельтмана «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя романтизм М.Ю. Лермонтова философская поэзия любомудров индивидуальность пушкинской плеяды проза А.А. Бестужева и А.Ф. Вельтмана «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя романтизм М.Ю. Лермонтова философская поэзия любомудров индивидуальность пушкинской плеяды проза А.А. Бестужева и А.Ф. Вельтмана «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя романтизм М.Ю. Лермонтова Е.А. Баратынский А.А. Бестужев- Марлинский

Русский романтизм. Третий этап. 1826-1840-е годы

  • Распадается на множество потоков:
  • философская поэзия любомудров индивидуальность пушкинской плеяды проза А.А. Бестужева и А.Ф. Вельтмана «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя романтизм М.Ю. Лермонтова
  • философская поэзия любомудров индивидуальность пушкинской плеяды проза А.А. Бестужева и А.Ф. Вельтмана «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя романтизм М.Ю. Лермонтова
  • философская поэзия любомудров
  • индивидуальность пушкинской плеяды
  • проза А.А. Бестужева и А.Ф. Вельтмана
  • «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя
  • романтизм М.Ю. Лермонтова

Е.А. Баратынский

А.А. Бестужев- Марлинский

 Александр Сергеевич  Александр Сергеевич Пушкин Грибоедов (1799 - 1837) (1795 - 1829)

Александр Сергеевич

Александр Сергеевич

Пушкин

Грибоедов

(1799 - 1837)

(1795 - 1829)

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814 - 1841) Евгений Абрамович Баратынский (1800 - 1844)

Михаил Юрьевич Лермонтов

(1814 - 1841)

Евгений Абрамович

Баратынский

(1800 - 1844)

Иван Айвазовский  Радуга

Иван Айвазовский Радуга

Иван Айвазовский  Кронштадт. Форт император Александр

Иван Айвазовский Кронштадт. Форт император Александр

Александр Сергеевич Михаил Юрьевич Лермонтов Пушкин (1814 - 1841) (1799 - 1837)

Александр Сергеевич

Михаил Юрьевич Лермонтов

Пушкин

(1814 - 1841)

(1799 - 1837)

Слово в искусстве романтизма. Поэтическое слово служит передаче исключительного по силе и яркости чувства. Герои конфликтуют с обществом. Герой романтиков- сильная личность, человек высокой страсти, живущий стремлением к свободе. Тон повествования- взволнованный, лирический, эмоциональный. Краски сгущены, используется гротеск, символика, аллегория.

Слово в искусстве романтизма.

  • Поэтическое слово служит передаче исключительного по силе и яркости чувства.
  • Герои конфликтуют с обществом.
  • Герой романтиков- сильная личность, человек высокой страсти, живущий стремлением к свободе.
  • Тон повествования- взволнованный, лирический, эмоциональный.
  • Краски сгущены, используется гротеск, символика, аллегория.
Старик! Я слышал много раз, Что ты меня от смерти спас. Зачем?.. Угрюм и одинок, Грозой оторванный листок, Я вырос в сумрачных стенах Душой -дитя, судьбой -монах… М. Лермонтов. «Мцыри». Л.Пастернак.  Исповедь Мцыри.

Старик!

Я слышал много раз,

Что ты меня от смерти спас. Зачем?..

Угрюм и одинок,

Грозой оторванный листок,

Я вырос в сумрачных стенах

Душой -дитя, судьбой -монах…

  • М. Лермонтов. «Мцыри».

Л.Пастернак. Исповедь Мцыри.

Люблю тебя не здешней страстью, Как полюбить не можешь ты: Всем упоением, всей властью Бессмертной мысли и мечты. М. Лермонтов. Михаил Врубель «Демон»

Люблю тебя не здешней страстью,

Как полюбить не можешь ты:

Всем упоением, всей властью

Бессмертной мысли и мечты.

М. Лермонтов.

Михаил Врубель

«Демон»

P омантизм в музыке

P омантизм в музыке

Музыка романтизма Франц Шуберт Рихард Вагнер Феликс Мендельсон Роберт Шуман Никколо Паганини Винченцо Беллини Джузеппе Верди Гектор Берлиоз Фредерик Шопен Ференц Лист

Музыка романтизма

  • Франц Шуберт
  • Рихард Вагнер
  • Феликс Мендельсон
  • Роберт Шуман
  • Никколо Паганини
  • Винченцо Беллини
  • Джузеппе Верди
  • Гектор Берлиоз
  • Фредерик Шопен
  • Ференц Лист
Фридерик Шопен

Фридерик Шопен

Архитектура эпохи романтизма

Архитектура эпохи романтизма

Чесменская церковь  в Петербурге  архитектор Юрий Фельтен

Чесменская церковь в Петербурге архитектор Юрий Фельтен

Вокзал в Петергофе  архитектор Николай Бенуа

Вокзал в Петергофе архитектор Николай Бенуа


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!