Романтизм как направление в искусстве
1/28/19
Романтизм (Romanticism) – это идейное и художественное направление, возникшее в европейской и американской культуре конца 18 века - первой половины 19 века, как реакция на эстетику классицизма . Первоначально сложился (1790-е гг.) в философии и поэзии в Германии, а позднее (1820-е гг.) распространился в Англии, Франции и других странах. Он предопределил последнее развитие искусства, даже те его направления, которые выступали против него.
Слово романтизм восходит к латинскому romanus - римский, т.е. возникший на основе римской культуры или тесно с ней связанный. Позднее этим словом стали называть широкий спектр различных явлений. Например, его соотносили с понятием жанра романа, где обычно описывали возвышенные , фантастически неправдоподобные чувства героев.
«Странник над морем тумана» Картину " Странник над морем тумана " с полным основанием можно назвать символом романтизма в Европе. Она в полной мере олицетворяет само явление, саму суть романтизма, которое захватило образованное общество в самом конце 18 века. Особому влиянию романтизма была подвержена молодёжь, получившая в то время возможность учиться и много читать (бурное развитие печатного дела). Романтизму близки идеи индивидуального развития и совершенствования, идеализация личной свободы в мировоззрении, отвержение рационализма. Личное развитие ставилось выше стандартов тщеславного аристократического общества. Романтизм образованной молодёжи сильно изменил сословное общество Европы, став началом появления образованного "среднего класса" в Европе.
Основателем романтизма в литературе принято считать английского поэта Джорджа Ноэла Гордона Байрона (1788—1824). Мировую славу Байрону принесла работа «Паломничество Чайльд Гарольда» (1812—1818). Основу сочинения составили разрозненные дневниковые записи, которые поэт вел во время путешествия по разным странам Европы. Главный герой — Чайльд Гарольд, — вечно мрачный одинокий, неудовлетворенный всем сущим мыслитель, который повсюду видит лишь трагические стороны бытия.
Альфонс де Ламартин (1790— 1869)
Встает ли день, нощные ль сходят тени, —
И мрак и свет противны мне...
Моя судьба не знает изменений —
И горесть вечная в душевной глубине!
Но долго ль страннику томиться в заточенье?
Когда на лучший мир покину дольний прах
Тот мир, где нет сирот, где вере исполненье;
Где солнце истины в нетленных небесах?..
Тогда, быть может, прояснится
Надежд таинственных спасительный предмет,
К чему душа и здесь еще стремится
И токмо там, в отчизне, обоймет...
(Перевод Ф.Тютчева )
Каковы основные эстетические принципы романтизма? 1. Неприятие реальной жизни, стремление познать непознанное Идеи романтизма возникли на почве всеобщей неудовлетворенности действительности, кризиса идеалов классицизма.
2. Исключительность романтического героя (внутренняя раздвоенность, одиночество в реальном мире, поиски идеала и мечты, жизнь в сфере эмоций и чувств) * Григорий Печорин
1/28/19
3. Природа как выражение стихийного начала жизни, прообраз Свободы. Уильям Тернер «Кораблекрушение»
1/28/19
4. Культ прошлого – Античности, Средневековья здание Парламента в Лондоне
1/28/19
5. Интерес к фольклору
1/28/19
Вывод :
Романтики открывают мир человеческой души, индивидуальное, ни на кого не похожее, но искреннее и оттого близкое всем чувственное видение мира. Мгновенность образа в живописи, как говорил Делакруа, а не последовательность его в литературном исполнении определила нацеленность художников на сложнейшую передачу движения, ради которого были найдены новые формальные и колористические решения.
Романтизм оставил в наследство второй половине XIX в. все эти проблемы и раскрепощенную от правил академизма художественную индивидуальность.
Символ, который у романтиков должен был выразить сущностное соединение идеи и жизни, в искусстве второй половины XIX в. растворяется в полифоничности художественного образа, захватывающего многообразие идей и окружающего мира.