Конспект занятия на тему «Композитор эпохи романтизма Ф. Шопен»
Тема занятия: Жизнь и творчество композитора эпохи романтизма Фредерика Шопена.
Форма занятия: лекция – беседа.
Цель занятия: формирование музыкальной культуры у обучающихся путем приобщения к высотам классической музыки при помощи творчества Ф.Шопена.
Задачи:
а) образовательные: познакомить обучающихся с основными чертами эпохи романтизма в музыке, жизнью и творчеством композитора Ф.Шопена;
б) развивающие: развить познавательный интерес у обучающихся, их музыкальную культуру;
в) воспитательные: воспитание культуры слушания и культуры исполнения музыкальных произведений, воспитание любви к музыкальному искусству.
5. Оборудование:
а) средства наглядности: портрет композитора Ф.Шопена, нотные издания произведений композитора;
б) технические средства обучения: компьютер, презентация, телевизор;
в) музыкальное оборудование: инструмент фортепиано
6. Литература: И. Прохорова «Музыкальная литература зарубежных стран» для 5 класса детской музыкальной школы.
7. Ход занятия:
а) организационный момент:
- приветствие, проверка домашнего задания.
б) основная часть:
- Учитель: сейчас я вам сыграю очень красивое произведение (играю ноктюрн №2 ми-бемоль мажор).
- Какие чувства, мысли возникли у вас при прослушивании произведения?
(обучающиеся высказываются, дополняя друг друга)
- Какая по характеру была музыка? (обучающиеся отвечают на вопрос)
- Правильно, ребята. Музыка действительно была светлая, добрая, не смотря на ее медленный темп и очень лиричный характер. Это красивое романтичное произведение принадлежит польскому композитору Фредерику Шопену, который жил в эпоху романтизма. Для начала я немного расскажу про эту эпоху. Эта эпоха в истории европейской профессиональной музыки, охватывающая в основном конец первой четверти XIX века — первое десятилетие XX. Наиболее важной чертой романтической музыки считается непосредственное выражение мира человеческих чувств, свобода самовыражения, не ограниченного рамками условностей. Композиторы-романтики старались с помощью музыкальных средств выразить глубину и богатство внутреннего мира человека. Музыка становится более рельефной, индивидуальной. Получают развитие песенные жанры, в том числе баллада. Виднейшими представителями романтизма в музыке являются: Франц Шуберт, Иоганнес Брамс, Фредерик Шопен, Феликс Мендельсон, Роберт Шуман.
- Итак, давайте сейчас посмотрим презентацию с портретами этих композиторов, а после вы повторите мне основные черты эпохи романтизма.
(Обучающиеся смотрят презентацию, рассказывают, что узнали нового об эпохе романтизма в музыке)
-Учитель: дети, давайте повторим, с творчеством какого композитора мы сегодня познакомимся? (обучающиеся отвечают).
- Да, с Фредериком Шопеном. Родился будущий музыкант в 1810 году в семье польского учителя и гувернера, в местечке Желязова Воля, что под Варшавой. Родители воспитывали своих детей в любви к музыке, поэзии. Мать была хорошей пианисткой и певицей, она прекрасно изъяснялась по-французски. Помимо маленького Фредерика в семье воспитывалось еще три дочери, но только мальчик проявил по-настоящему большие способности к игре на фортепиано.
- Предлагаю посмотреть небольшой биографический фильм об этом композиторе.
(Обучающиеся смотрят биографический фильм)
- Учитель: итак, какие вопросы у вас возникли во время просмотра биографического фильма?
(Обучающиеся задают вопросы, учитель отвечает на них).
- Учитель: теперь я предлагаю вам окунуться в красивую, романтичную музыку Ф.Шопена. Сейчас на фортепиано я сыграю вам произведение, а вы внимательно послушайте его, и проанализируйте (играю вальс №7 до-диез минор).
-Какие чувства, мысли возникли у вас при прослушивании этого произведения? Характерные черты какого танца вы услышали? Какие средства выразительности использовал композитор?
(Обучающиеся высказываются, дополняя друг друга).
-Дети, а знакомо ли вам слово «этюд»? (Ответ обучающихся)
- Слово «этюд» нам всем очень знакомо. Они развивают технику. В этюдах мы осваиваем какие-то технические приёмы. Этюды есть и у художников, шахматистов и у других. Этюды великих художников часто оказываются не просто упражнениями, а подлинными произведениями искусства. Их выставляют в музеях, ими восхищаются. Вот и в творчестве Шопена Этюд получил новое значение. У Шопена этюд - не упражнение, а настоящее произведение искусства. Этюд 12 «Революционный» - очень популярен. История создания известна. По дороге в Париж он узнал о разгроме польского восстания. Он был в отчаянии. Его горе, гнев вылились в звуках. Он звучит как призыв к борьбе за свободу Родины.
- Предлагаю прослушать этот этюд и проанализировать его. (Обучающиеся слушают произведение, высказывают свои мысли).
(Продолжается работа с произведениями Ф.Шопена: «Фантазия – экспромт» до-диез минор, прелюдия до-минор).
в) Обобщение занятия. Подведение итогов.
-Учитель: на этом наше знакомство с Ф.Шопеном приостанавливается. Что нового вы узнали сегодня на уроке? Каким вы представляете себе человека – романтика? Какие чувства вызвала музыка Ф.Шопена? Что вам больше всего понравилось на уроке?
(Обучающиеся отвечают, добавляя друг друга)
- Я хочу, чтобы дома вы нарисовали рисунок – иллюстрацию к какому – либо произведению Ф.Шопена. Это будет вашим домашним заданием.
- До новых встреч!