«Ромашка вопросов» (или «Ромашка Блума»)
Система вопросов, основанная на созданной известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом таксономии учебных целей по уровням познавательной деятельности (знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка), достаточно популярна в мире современного образования.
«Блум» можно перевести с немецкого языка как «цветок», поэтому группой российских учёных под руководством психолога Игоря Загашева решено было сделать теоретическое построение более наглядным и привлекательным. Получившийся «цветок» и назвали «Ромашкой Блума».
Итак, шесть лепестков — шесть типов вопросов.
-
Простые вопросы. Проверяют знание текста. Ответом на них должно быть краткое и точное воспроизведение.
-
Уточняющие вопросы. Выводят на уровень понимания текста. Это провокационные вопросы, требующие ответов "да"-"нет" и проверяющие подлинность текстовой информации. Правда ли, что...Если я правильно понял, то...Такие вопросы вносят ощутимый вклад в формирование навыка ведения дискуссии. Важно научить задавать их без негативной окраски.
-
Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Используются для анализа текстовой информации. Начинаются со слова "Почему". Направлены на выявление причинно-следственных связей. Важно, чтобы ответа на такой вопрос не содержалось в тексте в готовом виде, иначе он перейдёт в разряд простых.
-
Творческие вопросы. Подразумевают синтез полученной информации. В них всегда есть частица БЫ или будущее время, а формулировка содержит элемент прогноза, фантазии или предположения. Что бы произошло, если...Что бы изменилось, если бы у человека было 4 руки? Как вы думаете, сложилась бы судьба героя, если бы он остался жив?
-
Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. Как вы относитесь к...? Что лучше? Правильно ли поступил...?
-
Практические вопросы. Нацелены на применение, на поиск взаимосвязи между теорией и практикой. Как бы я поступил на месте героя? Где может пригодиться знание интегралов?
Опыт использования этой стратегии показывает, что учащиеся всех возрастов (начиная с первого класса) понимают значение всех типов вопросов (то есть могут привести свои примеры).
Если мы используем «Ромашку вопросов» в младших классах, можно оставить визуальное оформление. Детям нравится формулировать вопросы по какой-либо теме, записывая их на соответствующие «лепестки». Работая с более старшим возрастом, можно оставить саму классификацию, тогда задание будет выглядеть следующим образом: «Перед тем, как читать текст о кактусах, самостоятельно сформулируйте по одному практическому и одному оценочному вопросу. Возможно, текст поможет нам на них ответить».
Труднее всего учащимся даются творческие и практические вопросы.
Благодаря вопросам мы можем научиться лучше разбираться в ситуации и смотреть на нее под разными углами зрения.