СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 16.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Россия на рубеже 19-20 вв

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Культура России на рубеже 19-20 веков. 

Просмотр содержимого документа
«Россия на рубеже 19-20 вв»

 Россия на рубеже 19-20 веков   8класс

Россия на рубеже 19-20 веков

8класс

Последние годы XIX столетия стали поворотными для русской и западной культур. Начиная с 1890- х гг. и вплоть до Октябрьской революции 1917 года изменились буквально все стороны российской жизни, начиная от экономики, политики и науки, и заканчивая технологией, культурой и искусством.

Последние годы XIX столетия стали поворотными для русской и западной культур. Начиная с 1890- х гг. и вплоть до Октябрьской революции 1917 года изменились буквально все стороны российской жизни, начиная от экономики, политики и науки, и заканчивая технологией, культурой и искусством.

Новая стадия историко-культурного развития была невероятно динамична и, в то же время, крайне драматична. Можно сказать, что Россия в переломное для нее время опережала другие страны по темпам и глубине перемен, а также по колоссальности внутренних конфликтов.
  • Новая стадия историко-культурного развития была невероятно динамична и, в то же время, крайне драматична. Можно сказать, что Россия в переломное для нее время опережала другие страны по темпам и глубине перемен, а также по колоссальности внутренних конфликтов.
Какие важнейшие исторические события происходили в России в начале 20 века? Россия пережила три революции: -1905 года; -Февральскую и Октябрьскую 1917 г., -Русско-японскую войну 1904-1905 гг. -Первую мировую войну 1914-1918гг., -Гражданскую войну

Какие важнейшие исторические события происходили в России в начале 20 века?

  • Россия пережила три революции:
  • -1905 года; -Февральскую и Октябрьскую 1917 г.,
  • -Русско-японскую войну 1904-1905 гг.
  • -Первую мировую войну 1914-1918гг.,
  • -Гражданскую войну
Внутриполитическая обстановка в России Конец XIX столетия обнажил глубочайшие кризисные явления в экономике Российской Империи. Противоборство трех сил:  защитники монархизма, сторонники буржуазных реформ, идеологи пролетарской революции. Выдвигались различные  пути перестройки: «сверху», законными средствами, «снизу»- путем революции.

Внутриполитическая обстановка в России

  • Конец XIX столетия обнажил глубочайшие кризисные явления в экономике Российской Империи.
  • Противоборство трех сил:  защитники монархизма, сторонники буржуазных реформ, идеологи пролетарской революции. Выдвигались различные  пути перестройки: «сверху», законными средствами, «снизу»- путем революции.
Философские основы культуры рубежа веков:  Главный вопрос – вопрос о Человеке и Боге. Без веры в Бога человек никогда не обретёт смысла существования.(Ф. М.Достоевский) Поэтизация образа Человека: «Человек – это звучит гордо!» (М. Горький) Русская мысль аукалась с «сумрачным германским гением». (А. Блок). Философия Ф.Ницше о сверхчеловеке – это «воля к переоценке».(А.Белый) Сверхчеловек – это общая и невероятно удалённая в будущее перспектива человечества, которое обретёт смысл своего существования без Бога: «Бог умер».

Философские основы культуры рубежа веков:

  • Главный вопрос – вопрос о Человеке и Боге.
  • Без веры в Бога человек никогда не обретёт смысла существования.(Ф. М.Достоевский)
  • Поэтизация образа Человека: «Человек – это звучит гордо!» (М. Горький)
  • Русская мысль аукалась с «сумрачным германским гением». (А. Блок).
  • Философия Ф.Ницше о сверхчеловеке – это «воля к переоценке».(А.Белый)
  • Сверхчеловек – это общая и невероятно удалённая в будущее перспектива человечества, которое обретёт смысл своего существования без Бога: «Бог умер».
Наука . Россия рубежа XIX — XX вв. внесла весомый вклад в мировой научно-технический прогресс, который был назван «революцией в естествознании», так как сделанные в этот период научные открытия привели к пересмотру устоявшихся представлений об окружающем мире.

Наука .

Россия рубежа XIX — XX вв. внесла весомый вклад в мировой научно-технический прогресс, который был назван «революцией в естествознании», так как сделанные в этот период научные открытия привели к пересмотру устоявшихся представлений об окружающем мире.

Физик П. Н. Лебедев впервые в мире установил общие закономерности, присущие волновым процессам различной природы (звуковым, электромагнитным, гидравлическим и др.), сделал иные открытия в области физики волн. Он создал первую в России физическую школу.

Физик П. Н. Лебедев впервые в мире установил общие закономерности, присущие волновым процессам различной природы (звуковым, электромагнитным, гидравлическим и др.), сделал иные открытия в области физики волн. Он создал первую в России физическую школу.

Выдающийся русский ученый В. И. Вернадский получил мировую известность энциклопедическими трудами, послужившими основой для появления новых научных направлений в геохимии, биохимии, радиологии. Его учения о биосфере и ноосфере заложили основу современной экологии. Новаторство высказанных им идей в полной мере осознается только теперь, когда мир очутился на пороге экологической катастрофы

Выдающийся русский ученый В. И. Вернадский получил мировую известность энциклопедическими трудами, послужившими основой для появления новых научных направлений в геохимии, биохимии, радиологии. Его учения о биосфере и ноосфере заложили основу современной экологии. Новаторство высказанных им идей в полной мере осознается только теперь, когда мир очутился на пороге экологической катастрофы

Русский физиолог И. П. Павлов создал учение о высшей нервной деятельности, об условных рефлексах. В 1904 г. ему была присуждена Нобелевская премия за исследования в области физиологии пищеварения.

Русский физиолог И. П. Павлов создал учение о высшей нервной деятельности, об условных рефлексах. В 1904 г. ему была присуждена Нобелевская премия за исследования в области физиологии пищеварения.

В 1908 г. Нобелевскую премию получил И. И. Мечников за труды по иммунологии и инфекционным заболеваниям.

В 1908 г. Нобелевскую премию получил И. И. Мечников за труды по иммунологии и инфекционным заболеваниям.

Ряд выдающихся открытий в теории и практике самолетостроения сделал Н. Е. Жуковский . Учеником и соратником Жуковского был выдающийся механик и математик С. А. Чаплыгин .

Ряд выдающихся открытий в теории и практике самолетостроения сделал Н. Е. Жуковский . Учеником и соратником Жуковского был выдающийся механик и математик С. А. Чаплыгин .

У истоков современной космонавтики стоял самородок, учитель калужской гимназии К. Э. Циолковский . В 1903 г. он опубликовал ряд блестящих трудов, обосновавших возможность космических полетов и определявших пути достижения этой цели .

У истоков современной космонавтики стоял самородок, учитель калужской гимназии К. Э. Циолковский . В 1903 г. он опубликовал ряд блестящих трудов, обосновавших возможность космических полетов и определявших пути достижения этой цели .

Живопись Сложные процессы протекали и в русской живописи. Прочные позиции удерживали представители русской академической школы и наследники передвижников — И. Е. Репин, В. И. Суриков, С. А. Коровин.

Живопись

Сложные процессы протекали и в русской живописи. Прочные позиции удерживали представители русской академической школы и наследники передвижников — И. Е. Репин, В. И. Суриков, С. А. Коровин.

 Но законодателем моды стал стиль, получивший название «модерн». Последователи этого направления создали творческое общество «Мир искусства».   В «Мир искусства» входили почти все крупнейшие русские художники; наиболее активными его членами были А. Бенуа, Л. Бакст, Е. Лансере, Н. Рерих, К. Сомов. 

Но законодателем моды стал стиль, получивший название «модерн». Последователи этого направления создали творческое общество «Мир искусства».

  В «Мир искусства» входили почти все крупнейшие русские художники; наиболее активными его членами были А. Бенуа, Л. Бакст, Е. Лансере, Н. Рерих, К. Сомов. 

В 1907 г. в Москве была открыта выставка под названием «Голубая роза», в которой приняли участие А. Арапов, Н. Крымов, П. Кузнецов, Н. Сапунов, М. Сарьян и др., всего 16 художников.  Это была ищущая молодежь, недовольная состоянием искусства, знакомая с достижениями художников Запада и стремившаяся обрести свою индивидуальность в синтезе западного опыта и национальных традиций.

В 1907 г. в Москве была открыта выставка под названием «Голубая роза», в которой приняли участие А. Арапов, Н. Крымов, П. Кузнецов, Н. Сапунов, М. Сарьян и др., всего 16 художников.

Это была ищущая молодежь, недовольная состоянием искусства, знакомая с достижениями художников Запада и стремившаяся обрести свою индивидуальность в синтезе западного опыта и национальных традиций.

Представители «Голубой розы» были связаны с поэтами-символистами. Но символизм в России никогда не был единым стилевым направлением. Он включал в себя таких разных по своим живописным системам художников,как М. Врубель, К. Петров-Водкин и др.

Представители «Голубой розы» были связаны с поэтами-символистами. Но символизм в России никогда не был единым стилевым направлением. Он включал в себя таких разных по своим живописным системам художников,как М. Врубель, К. Петров-Водкин и др.

В это же время в русской живописи появились группировки, представлявшие авангардное направление в искусстве. В 1910 г. в Москве была устроена выставка под названием «Бубновый валет», а в 1911 г. ее участники объединились в общество с тем же названием. Оно просуществовало вплоть до 1917 г. В числе активистов «Бубнового валета» были П. Кончаловский, И. Машков, А. Лентулов, Р. Фальк, В. Рождественский и др.

В это же время в русской живописи появились группировки, представлявшие авангардное направление в искусстве. В 1910 г. в Москве была устроена выставка под названием «Бубновый валет», а в 1911 г. ее участники объединились в общество с тем же названием. Оно просуществовало вплоть до 1917 г. В числе активистов «Бубнового валета» были П. Кончаловский, И. Машков, А. Лентулов, Р. Фальк, В. Рождественский и др.

  По их мнению, в живописи важно пользоваться только присущими ей средствами — цветом, линией, пластикой. Они видели красоту в самой поверхности холста, покрытой красочным слоем, в неповторимом смешении красок. Наиболее популярным жанром «бубновых валетов» был натюрморт.

  По их мнению, в живописи важно пользоваться только присущими ей средствами — цветом, линией, пластикой. Они видели красоту в самой поверхности холста, покрытой красочным слоем, в неповторимом смешении красок. Наиболее популярным жанром «бубновых валетов» был натюрморт.

Позднее часть художников отделяется от «Бубновых валетов» и становится последователями наивной живописи-Неопримитивизма ( выставка «Ослиный хвост»)

Позднее часть художников отделяется от «Бубновых валетов» и становится последователями наивной живописи-Неопримитивизма ( выставка «Ослиный хвост»)

 Ряд крупнейших русских художников — В. Кандинский, М. Шагал, П. Филонов и др. — вошли в историю мировой культуры как представители уникальных стилей, соединивших авангардные тенденции с русскими национальными традициями

Ряд крупнейших русских художников — В. Кандинский, М. Шагал, П. Филонов и др. — вошли в историю мировой культуры как представители уникальных стилей, соединивших авангардные тенденции с русскими национальными традициями

Литература конца 19 – начала 20 веков В конце XIX - начале XX века русская литература стала эстетически многослойной.  Реализм на рубеже веков оставался масштабным и влиятельным литературным направлением. Так, в эту эпоху жили и творили Толстой, Чехов Серафимович, Горький, Гарин-Михайловский, Куприн, Бунин, Пришвин и др. (Реализм - отражение реальности, жизненной правды)

Литература конца 19 – начала 20 веков

  • В конце XIX - начале XX века русская литература стала эстетически многослойной.  Реализм на рубеже веков оставался масштабным и влиятельным литературным направлением. Так, в эту эпоху жили и творили Толстой, Чехов Серафимович, Горький, Гарин-Михайловский, Куприн, Бунин, Пришвин и др.
  • (Реализм - отражение реальности, жизненной правды)
Вместе с тем все громче начинают звучать голоса иного поколения творческой интеллигенции, протестующей против главного принципа реалистического искусства Зачинателями нового направления в искусстве стали поэты-символисты  ( Мережковский, Бальмонт, Блок, Брюсов) Русский символизм стал явлением мирового масштаба. Именно с ним прежде всего связано понятие «Серебряный век»

Вместе с тем все громче начинают звучать голоса иного поколения творческой интеллигенции, протестующей против главного принципа реалистического искусства

Зачинателями нового направления в искусстве стали поэты-символисты

( Мережковский, Бальмонт, Блок, Брюсов)

Русский символизм стал явлением мирового масштаба. Именно с ним прежде всего связано понятие «Серебряный век»

Со своими идеями выступали акмеисты (от греческого слова «акме» — высшая степень чего-либо, цветущая сила)   Основным критерием оценки художественного творчества для акмеистов (Н. Гумилев, С. Городецкий, А. Ахматова, О. Мандельштам) был безупречный эстетический вкус, красота и отточенность художественного слова.

Со своими идеями выступали акмеисты (от греческого слова «акме» — высшая степень чего-либо, цветущая сила)

  Основным критерием оценки художественного творчества для акмеистов (Н. Гумилев, С. Городецкий, А. Ахматова, О. Мандельштам) был безупречный эстетический вкус, красота и отточенность художественного слова.

Русская художественная культура начала XX в. испытала и влияние зародившегося на Западе и охватившего все виды искусства авангардизма   Яркими представителями русского авангарда были футуристы. Поэзия футуристов отличалась повышенным вниманием не к содержанию, а к форме стихосложения. Футуристы конструировали новые слова, использовали в своих произведениях вульгарную лексику, профессиональный жаргон, язык документа, плаката и афиши.

Русская художественная культура начала XX в. испытала и влияние зародившегося на Западе и охватившего все виды искусства авангардизма

  Яркими представителями русского авангарда были футуристы. Поэзия футуристов отличалась повышенным вниманием не к содержанию, а к форме стихосложения. Футуристы конструировали новые слова, использовали в своих произведениях вульгарную лексику, профессиональный жаргон, язык документа, плаката и афиши.

Российский футуризм был представлен несколькими поэтическими группировками. Наиболее яркие имена собрала петербургская группа «Гилея» — В. Хлебников, Д. Бурлюк, А. Крученых, В. Маяковский, В. Каменский, Е. Гуро. Ошеломляющим успехом пользовались сборники стихов и публичные выступления И. Северянина, возглавлявшего «Ассоциацию эгофутуристов».

Российский футуризм был представлен несколькими поэтическими группировками. Наиболее яркие имена собрала петербургская группа «Гилея» — В. Хлебников, Д. Бурлюк, А. Крученых, В. Маяковский, В. Каменский, Е. Гуро. Ошеломляющим успехом пользовались сборники стихов и публичные выступления И. Северянина, возглавлявшего «Ассоциацию эгофутуристов».

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя