Россия на рубеже 19-20 веков
8класс
Последние годы XIX столетия стали поворотными для русской и западной культур. Начиная с 1890- х гг. и вплоть до Октябрьской революции 1917 года изменились буквально все стороны российской жизни, начиная от экономики, политики и науки, и заканчивая технологией, культурой и искусством.
- Новая стадия историко-культурного развития была невероятно динамична и, в то же время, крайне драматична. Можно сказать, что Россия в переломное для нее время опережала другие страны по темпам и глубине перемен, а также по колоссальности внутренних конфликтов.
Какие важнейшие исторические события происходили в России в начале 20 века?
- Россия пережила три революции:
- -1905 года; -Февральскую и Октябрьскую 1917 г.,
- -Русско-японскую войну 1904-1905 гг.
- -Первую мировую войну 1914-1918гг.,
- -Гражданскую войну
Внутриполитическая обстановка в России
- Конец XIX столетия обнажил глубочайшие кризисные явления в экономике Российской Империи.
- Противоборство трех сил: защитники монархизма, сторонники буржуазных реформ, идеологи пролетарской революции. Выдвигались различные пути перестройки: «сверху», законными средствами, «снизу»- путем революции.
Философские основы культуры рубежа веков:
- Главный вопрос – вопрос о Человеке и Боге.
- Без веры в Бога человек никогда не обретёт смысла существования.(Ф. М.Достоевский)
- Поэтизация образа Человека: «Человек – это звучит гордо!» (М. Горький)
- Русская мысль аукалась с «сумрачным германским гением». (А. Блок).
- Философия Ф.Ницше о сверхчеловеке – это «воля к переоценке».(А.Белый)
- Сверхчеловек – это общая и невероятно удалённая в будущее перспектива человечества, которое обретёт смысл своего существования без Бога: «Бог умер».
Наука .
Россия рубежа XIX — XX вв. внесла весомый вклад в мировой научно-технический прогресс, который был назван «революцией в естествознании», так как сделанные в этот период научные открытия привели к пересмотру устоявшихся представлений об окружающем мире.
Физик П. Н. Лебедев впервые в мире установил общие закономерности, присущие волновым процессам различной природы (звуковым, электромагнитным, гидравлическим и др.), сделал иные открытия в области физики волн. Он создал первую в России физическую школу.
Выдающийся русский ученый В. И. Вернадский получил мировую известность энциклопедическими трудами, послужившими основой для появления новых научных направлений в геохимии, биохимии, радиологии. Его учения о биосфере и ноосфере заложили основу современной экологии. Новаторство высказанных им идей в полной мере осознается только теперь, когда мир очутился на пороге экологической катастрофы
Русский физиолог И. П. Павлов создал учение о высшей нервной деятельности, об условных рефлексах. В 1904 г. ему была присуждена Нобелевская премия за исследования в области физиологии пищеварения.
В 1908 г. Нобелевскую премию получил И. И. Мечников за труды по иммунологии и инфекционным заболеваниям.
Ряд выдающихся открытий в теории и практике самолетостроения сделал Н. Е. Жуковский . Учеником и соратником Жуковского был выдающийся механик и математик С. А. Чаплыгин .
У истоков современной космонавтики стоял самородок, учитель калужской гимназии К. Э. Циолковский . В 1903 г. он опубликовал ряд блестящих трудов, обосновавших возможность космических полетов и определявших пути достижения этой цели .
Живопись
Сложные процессы протекали и в русской живописи. Прочные позиции удерживали представители русской академической школы и наследники передвижников — И. Е. Репин, В. И. Суриков, С. А. Коровин.
Но законодателем моды стал стиль, получивший название «модерн». Последователи этого направления создали творческое общество «Мир искусства».
В «Мир искусства» входили почти все крупнейшие русские художники; наиболее активными его членами были А. Бенуа, Л. Бакст, Е. Лансере, Н. Рерих, К. Сомов.
В 1907 г. в Москве была открыта выставка под названием «Голубая роза», в которой приняли участие А. Арапов, Н. Крымов, П. Кузнецов, Н. Сапунов, М. Сарьян и др., всего 16 художников.
Это была ищущая молодежь, недовольная состоянием искусства, знакомая с достижениями художников Запада и стремившаяся обрести свою индивидуальность в синтезе западного опыта и национальных традиций.
Представители «Голубой розы» были связаны с поэтами-символистами. Но символизм в России никогда не был единым стилевым направлением. Он включал в себя таких разных по своим живописным системам художников,как М. Врубель, К. Петров-Водкин и др.
В это же время в русской живописи появились группировки, представлявшие авангардное направление в искусстве. В 1910 г. в Москве была устроена выставка под названием «Бубновый валет», а в 1911 г. ее участники объединились в общество с тем же названием. Оно просуществовало вплоть до 1917 г. В числе активистов «Бубнового валета» были П. Кончаловский, И. Машков, А. Лентулов, Р. Фальк, В. Рождественский и др.
По их мнению, в живописи важно пользоваться только присущими ей средствами — цветом, линией, пластикой. Они видели красоту в самой поверхности холста, покрытой красочным слоем, в неповторимом смешении красок. Наиболее популярным жанром «бубновых валетов» был натюрморт.
Позднее часть художников отделяется от «Бубновых валетов» и становится последователями наивной живописи-Неопримитивизма ( выставка «Ослиный хвост»)
Ряд крупнейших русских художников — В. Кандинский, М. Шагал, П. Филонов и др. — вошли в историю мировой культуры как представители уникальных стилей, соединивших авангардные тенденции с русскими национальными традициями
Литература конца 19 – начала 20 веков
- В конце XIX - начале XX века русская литература стала эстетически многослойной. Реализм на рубеже веков оставался масштабным и влиятельным литературным направлением. Так, в эту эпоху жили и творили Толстой, Чехов Серафимович, Горький, Гарин-Михайловский, Куприн, Бунин, Пришвин и др.
- (Реализм - отражение реальности, жизненной правды)
Вместе с тем все громче начинают звучать голоса иного поколения творческой интеллигенции, протестующей против главного принципа реалистического искусства
Зачинателями нового направления в искусстве стали поэты-символисты
( Мережковский, Бальмонт, Блок, Брюсов)
Русский символизм стал явлением мирового масштаба. Именно с ним прежде всего связано понятие «Серебряный век»
Со своими идеями выступали акмеисты (от греческого слова «акме» — высшая степень чего-либо, цветущая сила)
Основным критерием оценки художественного творчества для акмеистов (Н. Гумилев, С. Городецкий, А. Ахматова, О. Мандельштам) был безупречный эстетический вкус, красота и отточенность художественного слова.
Русская художественная культура начала XX в. испытала и влияние зародившегося на Западе и охватившего все виды искусства авангардизма
Яркими представителями русского авангарда были футуристы. Поэзия футуристов отличалась повышенным вниманием не к содержанию, а к форме стихосложения. Футуристы конструировали новые слова, использовали в своих произведениях вульгарную лексику, профессиональный жаргон, язык документа, плаката и афиши.
Российский футуризм был представлен несколькими поэтическими группировками. Наиболее яркие имена собрала петербургская группа «Гилея» — В. Хлебников, Д. Бурлюк, А. Крученых, В. Маяковский, В. Каменский, Е. Гуро. Ошеломляющим успехом пользовались сборники стихов и публичные выступления И. Северянина, возглавлявшего «Ассоциацию эгофутуристов».
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ