5-6 мин | 2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. | Ребята, послушайте, пожалуйста, стихотворение и попробуйте определить, о чем мы будем говорить с вами сегодня на уроке. Михаил Матусовский «С чего начинается Родина?» С чего начинается Родина? С картинки в твоём букваре, С хороших и верных товарищей, Живущих в соседнем дворе… А, может, она начинается С той песни, что пела нам мать, С того, что в любых испытаниях У нас никому не отнять. С чего начинается Родина... С заветной скамьи у ворот, С той самой берёзки, что во поле, Под ветром склоняясь, растёт. А, может, она начинается С весенней запевки скворца, И с этой дороги просёлочной, Которой не видно конца. С чего начинается Родина... С окошек горящих вдали, Со старой отцовской будёновки, Что где-то в шкафу мы нашли, А, может, она начинается Со стука вагонных колёс, И с клятвы, которую в юности Ты ей в своём сердце принёс. С чего начинается Родина... 1968 - А что такое Родина? -У всех ли людей есть Родина? У каждого человека есть свой маленький родной уголок – поселок, улица, дом, где он родился. Это – его малая Родина. -Из множества таких маленьких уголков состоит наша большая Родина. | Выдвигают предположение о теме урока. Дети отвечают на вопросы учителя. С помощью учителя формулируют тему урока и ставят цель, определяют задачи. | Коммуникативные УУД: развитие устной речи, логическое мышление; высказывание своей точки зрения, умозаключение, прогнозирование, осознание учебной задачи. Умение оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные УУД: овладение навыками в постановке учебной задачи. Расширение объёма знаний о Родине. Сбор, анализ и систематизация информации. Выполнение логических операций. Регулятивные УУД: способность учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Адекватное восприятие и понимание оценки учителя. |
4-5 мин | 3.Постановка учебной задачи. | Что такое Родина? -Как называется наша Родина? -Вот мы с вами назвали тему нашего урока: «Россия – Наша Родина». -Россия – самая большая страна в мире. На карте мы видим карту России. На ней границы нашей Родины показаны красным цветом. Столица России – город Москва. -А какая цель стоит перед нами сегодня на уроке? | Ответы учащихся: Родина – это страна, в которой мы родились и живём. Родина - это земля, на которой жили, трудились наши предки. Родина-земля, которую наши предки защищали от врагов. Родина – это наша край, город, село. Родина – это место, где живут близкие и дорогие нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка. Родина - это место, где стоит наш дом, наша школа. -Поговорить о России. | Коммуникативные УУД: использование речи для регуляции своего действия. Аргументирование собственной точки зрения, понимание собеседника, передача чувств с помощью вербальных и невербальных средств общения. Слушание в соответствии с целевой установкой, принятие и сохранение учебной задачи. Личностные УУД: расширение исторических знаний и представлений обучающихся об истории появления государственной символики. Формирование личностного отношения к понятиям «Родина», «Отечество». Воспитание основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину. Восприятие образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. |
11-12 мин | 4. «Открытие» нового знания детьми. | Откройте учебник на ст.6-7 и посмотрите на карту России. Как вы думаете, с помощью чего на карте показаны границы нашей страны? -Россию называют богатой страной, как вы думаете, почему? Чем богата Россия? -Чем же еще богата наша страна? - Страна наша очень большая – поэтому в ней проживает 128 разных народов: это русские, татары, башкиры, марийцы и многие другие… Это значит, что наша страна -это большая семья. -Несмотря на все различия, народы России стараются жить в мире и согласии с уважением относиться друг к другу. -Когда отмечается государственный праздник -День России? Самым многочисленным народом России является русский народ. Больная часть жителей нашей страны, в том числе и русские люди, считают себя православными христианами. -А вы знаете, кто такое христианство? Еще одно новое понятие для вас, связанное с христианством, это православие. Православие - одно из направлений в христианстве. Название происходит от слов «правильно» и «славить». Физминутка -А теперь рассмотрим символы нашего государства. -Каждому человеку нашей страны дорога Россия, ее древние символы. Символы – это знаки отличия нашей страны от других стран. Для того, чтобы узнать символы, вы должны отгадать загадки. -Учитель выдаёт раздаточные листы для заполнения, дети разгадывают загадки и раскрашивают и заполняют листы. Загадка 1: У России величавой Есть на нём орёл двуглавый, Чтоб на запад и восток Он смотреть бы сразу мог. Сильный, мудрый он и гордый. Он – России дух свободный. -О чем речь в загадке? -Послушайте внимательно рассказ о Российском гербе. Герб России представляет собой красный щит, на котором изображён золотой двуглавый орёл. Правой лапой он держит скипетр – символ власти, в его левой лапе – золотой шар с крестом - держава. Над головой орла мы видим короны. На груди орла изображен святой Георгий Победоносец, который поражает дракона. Герб России символизирует победу добра над злом. Наш герб очень старый. Ему почти 500 лет. -А теперь разгадайте еще одну Загадку 2: Гордо рею я на мачте корабля, И в бою солдаты берегут меня. Я России часть и знак – Бело-сине-красный ….... ! - Флаг России – трехцветный: бело-сине-красный. Цвета флага выбраны не случайно, каждый цвет что-то символизирует. Белый цвет означает мир, чистоту, непорочность, совершенство; Синий - цвет веры и верности, постоянства; Красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество. Загадка 3 Он звучит торжественно, Все встают приветственно – Песню главную страны Уважать мы все должны. -Гимн – это торжественная песня страны, которая исполняется в особо торжественных случаях: во время государственных праздников, подъёма государственного флага Российской Федерации, на торжественных собраниях, во время спортивных соревнований. При исполнении гимна все встают, мужчины снимают головные уборы. Молодцы! Пословицы и поговорки создавались многими поколениями людей: они не имеют автора, так как появились тогда, когда не было ещё письменности. И передавались в устной форме - из уст в уста. Сейчас мы с вами попробуем вспомнить пословицы и восстановить их смысловой порядок. Русский ни с мечом, ни с калачом не ....... Вся Российская земля начинается с........ Глупа та птица которой своё гнездо .... Родина мать -умей за неё .... Для Родины своей ни сил, ни жизни не.... Родная сторона- мать, чужая - .... | -Работа с учебником. -Горы, реки, леса -Природные богатства, культура, великие люди: Дмитрий Менделеев, Петр Чайковский, Лев Толстой... -12 июня Христианство - это самая крупная мировая религия. -Чтение определения понятия «христианство» на стр.10. О Гербе России Флаг Гимн Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит. Вся Российская земля начинается с Кремля. Глупа та птица которой своё гнездо немило. Родина мать -умей за неё постоять. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей. Родная сторона- мать, чужая - мачеха. | Познавательные УУД: преобразование информации из одной формы в другую: составление ответов на вопросы. Выделение существенной информации из рассказа учителя; осуществление актуализации жизненного опыта. Регулятивные УУД: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные УУД: оформление своих мыслей в устной форме; выражение своего мнения. |