СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Россия -наша Родина

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок для 3 классов по окружающему миру по программе Перспектива. Цель урока -  формировать  у учащихся представление о том, чем является   для человека  Родина.

Просмотр содержимого документа
«Россия -наша Родина»

Конспект урока окружающего мира в 1 классе

«Россия - наша Родина»

Форма урока: комбинированный.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.


Тема урока

Россия - наша Родина.

Цели урока


Формировать у учащихся представление о том, чем является для человека Родина.

Планируемые результаты данного урока

Основное содержание темы, термины и понятия



Образ Родины, государственные символы России. Правила поведения при исполнении Государственного гимна, при подъёме Государственного флага России. Малая родина: родной дом, родные люди, друзья, земляки; родная речь, музыка; пейзажи. Карта республики.

Родина, Отчизна, отечество, страна, государство, флаг, герб, гимн, соотечественники, национальное достояние.

Предметные знания и умения, которыми овладеют уч-ся в результате проведенного урока.

Будут знать: и правильно употреблять термины и понятия по теме.


На основе знаний будут уметь: находить свою Родину на карте.

Метапредметные умения (УУД), которые будут формироваться в ходе урока.

Познавательные: первоначальное представления о географической карте и глобусе, о стране, в которой родился и живёшь, как об Отечестве, а о культуре и природе этой страны – как о её национальном достоянии; умение приблизительно определять место своего посёлка на карте России; знать, как выглядят герб и флаг России, как звучит и поётся российский гимн.

Регулятивные: выполнять задания в соответствии с поставленной целью. Отвечать на конкретные вопросы.

Коммуникативные: уметь общаться с людьми, воспринимая их как своих соотечественников, а себя – как часть большой семьи народов.

Личностные: эмоционально осознают себя как россиян, граждан большой страны, имеющей богатую и разнообразную культуру, уникальную природу.

Организация урока

Межпредметные связи:

Русский язык. Литературное чтение. ИЗО. Музыка. Технология (формирование представления о неразрывной связи человека и страны, в которой он живёт; практическое использование правил жизни в многонациональной стране).

Формы работы на уроке:

Фронтальная, индивидуальная, в парах.






Тема: « Россия - наша Родина»

 

                       Ход:

1.    Организационный момент.

Знакомство с содержанием курса, который предстоит изучать в 4 классе.

- Чем отличается учебник от других учебников?

 

2. Открытие новых знаний.

Чтение учителем стихотворения.

Что Родиной моей зовётся?

Себе я задаю вопрос.

Река, что за домами вьётся,

Иль куст кудрявых красных роз?

     Вон  та осенняя берёзка?

Или весенняя капель?

А может радуги полоска?

Или морозный зимний день?

Всё то, что с детства рядом было?

Но это станет всё пустяк

Без маминой заботы милой,

И без друзей мне все не так.

Та вот что Родиной зовётся!

Чтоб были рядышком всегда

Всё, кто поддержит, улыбнётся,

Кому нужна и я сама!

Вопросы по стихотворению:

- О чём спрашивает себя герой стихотворения?

- К какому ответу приходит герой?

- А вы согласны с его мнением? Почему?

-Какое определение слову Родина предложили бы вы? Почему?

-А какое определение можно найти в словарях? (работа со словарём)

-Что для нас является Родиной?

Толкование (слайд 7)

•          

•         РОДИНА-1.Отечество, родная страна.

•         2.Место рождения, происхождения кого-, чего-нибудь.

 

Этимология Общеславянское слово, образовано от слова «род» - происхождение, семья, «родиться», место рождения, старо-славянского слова родити. Россия впервые у Ивана Грозного. Раньше – Русь, откуда Русия. Отчизна, Отечество (с Державина).

 

•         Родственные слова: Родной, родимая (сторона), родители.

 

•         Синонимы:Отечество, Отчизна, родная страна, мать-земля.

 

•         Фразеологизм:Откуда есть пошла земля русская. Эмоционально-приподнятая фраза при повествовании об истории России. (Из «Повести временных лет» XII в.)

3. Работа над темой урока. Закрепление знаний.

 

1) Беседа с учащимися.

 

·        Как называется страна в которой мы живём?

·        Кто является главой нашего государства?

·        Как и все государства в мире, Россия имеет свои государственные символы - флаг, герб и гимн. Что вы знаете про них?

·        Покажите на карте Россию. Назовите столицу России. Покажите.

·        Какие города вам известны? Какие реки? Моря? Озёра?

·        Очень много книг о России

·        Каких великих людей России вы знаете?

 

2) Работа с пословицами. 

 

1.     Одна у человека мать, одна у него и Родина.

2.     Родная сторона – мать, чужая – мачеха.

3.     Всякому мила своя сторона.

4.     Где родился, там и пригодился.

5.     Москва – царство, а наша деревня – рай.

6.     С родной земли умри – не сходи.

7.     Чужая сторона – дремучий бор.

8.     Кто Родине изменяет, того народ презирает.

9.     Кто за Родину горой – тот истинный герой.

     3)Работа с учебником по карте.

 

Страна – Российская Федерация, Россия.

Отечество – наши отцы, деды. Прадеды, прадеды наших отцов учились, работали и защищали свою землю.

Родина – родились и живём в ней.

Духовный мир (аудиозапись и видео из приложения к уроку.) – это знания и информация. Отношения между людьми и др.

Внутренний мир – душа человека.

Традиции – дороги духовного мира.

Культурные традиции – это богатство нашей многонациональной страны. Особое место среди них занимают религиозные культуры и морально-этические нормы. Следуя им, человек не заблудится в сложном мире, сможет отличить хорошее от плохого, узнает, как сделать свой внутренний мир чистым, светлым и радостным.

Вывод.

Мы все разные, но мы все вместе живём, трудимся, учимся и гордимся своёй Родиной.

4. Закрепление основных понятий урока.

•         Россия, Родина, патриот, Отечество, столица, президент, государственные символы, духовный мир, внутренний мир, культурные традиции. ( слайд 19-20).

•         Ответы на вопросы и выполнение заданий из электронного пособия для учащихся. ( видеокантроль-4 тестовых вопроса, тренажёр- 4 вопроса)

5.САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ  ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА

Составьте и запишите на листочках предложения со словами Россия, отечество, патриот, президент.

 

Чтение предложений.

6. Подготовка творческой беседы с членами семьи и друзьями.

 

·        Что ты расскажешь членам своей семьи о нашей Родине после сегодняшнего урока?

·        Как ты объяснишь слова патриот, Отечество, Родина?

·        О ком из известных людей ты хотел бы рассказать членам своей семьи и друзьям? Почему?

  •  

9.  Задание на дом.

Расскажи членам семьи и друзьям об известных тебе людях России. Проведи интервью с членами семьи по вопросам: Каких героев России они знают, в чем их заслуги перед отечеством? Каких русских писателей, художников, композиторов они знают, чем они знамениты? Какие книги о нашей родине России они посоветовали бы тебе прочитать? Есть ли среди ваших родственников те, кто много сделал для родины? Кто это, в чем их заслуги?

Или: Найди материал об известном человеке (по выбору). Подготовь рассказ  о нём.  Объясни, почему ты выбрал именно этого человека.

 

10.     Итог урока.

Что нового узнали сегодня на уроке?

Стихотворение С.Орлова «Родное».

Я узнал, что у меня есть огромная страна.

И тропинка, и  лесок, в поле каждый колосок,

Речка, небо голубое - это всё моё родное!

Это Родина моя, всех люблю на свете я!

ПРИЛОЖЕНИЕ

Государственный флаг Российской Федерации

Цвета Государственного флага Российской Федерации (белый, синий, красный). Во все времена цвету придавали особый смысл. Белый цвет означает мир и чистоту совести, синий - небо, верность и правду, красный - огонь и отвагу. Цвета Государственного флага связаны с народными представлениями о красоте. Белый, синий и красный цвета издавна использовались в национальных народных костюмах. Из белого льняного полотна шили рубахи, из красной и синей материи - нарядные сарафаны и другую одежду.

  Государственный герб Российской Федерации

 Сочетает знаково-символическое и эстетическое начало. Герб можно разглядывать, им можно любоваться, как произведением искусства, но, что особенно важно, его нужно уметь грамотно прочесть. На фоне щита красного цвета изображён золотой двуглавый орёл. Правой лапой орёл сжимает скипетр. В его левой лапе - держава. Над головами орла мы видим короны. Скипетр - это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство Российской Федерации и независимость её от других государств. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица - на солнце. На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это - Святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копьё, которое помогал ему победить змея. Чёрный змей - это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами. Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом. Эти цвета красивы в картинах природы и произведениях искусства. В русском народном искусстве белый и красный цвета имеют особое значение: белый цвет - символ чистоты, красный - символ жизни. Синий цвет напоминает цвет неба, а значит символизирует высокое и чистое. Именно поэтому эти цвета использовали крестьяне для своей одежды и украшения домов. Эти цвета присутствуют и в русской архитектуре, например, белые соборы и красные стены, башни Московского Кремля, нарядное сочетание синего и белого в убранстве Екатерининского дворца в Царском селе под Санкт-Петербургом.

               Государственный гимн Российской Федерации

 Гимн - торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых, торжественных случаях: во время национальных праздников, подъёма Государственного флага Российской Федерации, торжественных собраний, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают,  мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит. Олимпийские игры тому пример: когда наши спортсмены выигрывают золотые медали, звучит гимн России и поднимается вверх российский флаг. Каждое утро в нашей стране начинается с Государственного гимна, который звучит по радио. В тексте стихов гимна выражается любовь к Родине, гордость её историей, любование красотой природы.

 





























ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент.


Вот звонок нам дал сигнал:

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

Настрой учащихся.

Целеполагание и мотивация.


Действительно, ребята, что такое родная сторона? Как по – другому можно сказать?


Родная сторона по - другому называется Родина.

Актуализация знаний.

Подумайте, ребята, и постарайтесь ответить на вопрос: Что такое Родина?


Давайте подведём итог: Что же такое Родина?








А с чего начинается Родина?


На этот вопрос, ребята, я хочу ответить песней. Давайте послушаем её

Звучит песня « С чего начинается Родина?» Авторы: В. Баснер, М.Матусовский.


И так, давайте сделаем вывод: с чего же начинается Родина?


Ответы учащихся.

Ученики читают по цепочки:

  • Родина – это страна, в которой мы родились и живём.

  • Родина - это земля, на которой жили, трудились наши предки. 

  • Родина-земля, которую наши предки защищали от врагов. 

  • Родина – это наша край, город, село. 

  • Родина – это место, где живут близкие и дорогие  нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка. 

  • Родина - это место, где стоит наш дом, наша школа. 


Ответы учеников.



Ученики читают по цепочки:

  • Родина начинается с семьи.

  • Родина начинается с родного дома.

  • Родина начинается с родного села или города.


«Открытие» нового знания детьми.


Сегодня мы с вами, ребята, поговорим о нашей Родине. Имя нашей Родины, конечно же, все вы знаете. Давайте произнесём его хором: 

(Учитель показывает по карте границу России, столицу России – Москву.)


Россия – самая большая страна в мире. На физической карте мы видим карту России. На ней граница нашей Родины показана красным цветом. Столица России – город Москва.






Россия.

Первичное закрепление.

Сейчас, ребята, откройте, пожалуйста, учебник страницы 40 - 41. Работаем в парах. Сначала сосед по парте показывает границу нашей Родины, столицу, другой проверяет. Потом поменяемся ролями.


Работа в парах.


Физкультминутка.

Раз! Шагают все на месте.

Два! Руками машут вместе.

Три! Присели, дружно встали.

Все за ушком почесали.

На четыре потянулись.

Пять! Прогнулись и нагнулись.

Шесть! Все встали снова в ряд,

Зашагали как отряд.



Включение в систему знаний и повторения.


Ребята, мы с вами уже знакомы с государственными символами России. Назовите их.

(3-4 слайды: флаг и герб России)

Откройте рабочие тетради на стр.30 – 31, вырежете из приложения изображения Герба и Флага России и приклейте их в рабочую тетрадь.


Одним из главных символов страны является государственный гимн. Слова гимна отражают историю страны, народную любовь и патриотизм.

Ребята, вы знаете, как нужно вести себя, когда исполняется гимн России? Сейчас я включу запись гимна, и все мы будем слушать его так, как слушают свой государственный гимн в каждой стране: стоя, с почтением. Также ведут себя при поднятии Государствен ного флага.

(Звучит гимн России.)

О благополучии нашей Родины заботиться президент нашей страны – Путин Владимир Владимирович.

А мы давайте споем гимн нашего лицея.

Флаг, герб.





Работают в рабочей тетради.

Итог урока.

Рефлексия.

Самооценка учащихся.






И так, ребята, наш урок подходит к концу.

О чём мы сегодня говорили на уроке?

Что нового вы узнали о нашей Родине?


Ну что понятен смысл пословицы «На родной стороне весна красна»

На этом, наш урок окончен. Большоё спасибо за урок.




Ответы детей.





Ответы учащихся.






















































Карточки с предложениями о Родине

Родина – это страна, в которой мы родились и живём.

Родина - это земля, на которой жили, трудились наши предки. 


Родина-земля, которую наши предки защищали от врагов. 


Родина – это наша край, город, село. 


Родина – это место, где живут близкие и дорогие  нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка. 


Родина - это место, где стоит наш дом, наша школа. 

Родина начинается с семьи.



Родина начинается с родного дома.



Родина начинается с родного села или города.