СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Россия - наша Родина.Урок ОРКСЭ

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок является первым в курсе ОРКСЭ модуль "Православная культура", но может использоваться и во внеурочной деятельности

Просмотр содержимого документа
«Россия - наша Родина.Урок ОРКСЭ»

Основы религиозных культур и светской этики

Модуль: ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ

ТЕМА:

Эпиграф к уроку:

Слова-завещания В.Шукшина "Уверуй, что все было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наши страдания - не отдай этого за понюх табака. Мы умели жить. Будь человеком!"



Основы религиозных культур и светской этики

Модуль: Основы православной культуры

Тема: Россия - наша Родина.

Класс – 4

Учитель: Бондаренко Нина Васильевна,

учитель начальных классов МБОУ СОШ № 9, с.Светлогорского, Абинского района

Цели урока:

● создать условия для формирования и развития компетенций: историко-культурной, коммуникативной, информационной и нравственной через освоение учащимися знаний о духовном мире человека, культурных традициях нашей многонациональной страны.

Образовательная:

● сформировать у учащихся понятия о Родине, Отечестве, патриотизме, материальном и духовном мире;

Развивающая:

● продолжить работу над развитием монологической речи учащихся, умением вести диалог с учителем

Воспитательная:

● воспитание чувства патриотизма и любви к Родине;

●уважение к народам, живущим в разных уголках нашей страны.

Задачи:
1) предметные:
● формирование представление у учащихся о России как о многонациональной стране с многовековыми культурными традициями;
● формирование чувства гордости за свою страну, любви к родине;
●воспитывать в себе высокие нравственные начала, способствовать формированию у учащихся гражданственности.
2) метапредметные:
● расширение опыта творческой деятельности учащихся
● развивать навыки осознанного построения речевого высказывания;
● проявлять готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения;
3) личностные:
● овладение навыками самоорганизации;
● умение ставить перед собой цель, планировать деятельность;
● развитие навыков работы в группе, освоение техники ведения дискуссий;

Формы и виды деятельности:

беседа,

творческие задания,

участие в учебном диалоге,

фронтальная, групповая деятельность.


Ключевые слова: Родина, Отечество, страна, малая Родина, любовь, семья, добрые дела, патриотизм.

Оборудование и наглядный материал: компьютер, проектор, экран, презентация к уроку.




Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

(Слайды 1, 2 включить музыку на слайде). Добрый день, рада вас видеть. Сегодня у нас необычный урок. Давайте настроимся на совместную работу.

Н а карте мира не найдёшь

Тот дом, в котором ты живёшь.

И даже улицы родной

Мы не найдём на карте той.

Но мы всегда на ней найдём

Свою страну – наш общий дом!


Встают в круг, берутся за руки ( в классе создан благоприятный психологический настрой)

Актуализация опорных знаний

(слайд 3 включить музыку на слайде)

Расшифруйте слово.

-Что такое Родина?

- Как вы думаете, какое отношение имеют мои вопросы к теме нашего урока?

Расшифровывают слово.

Ведут диалог с учителем, высказывают свои суждения о понятии «Родина», «Страна»

- Страна, в которой родился и живет человек

- Наша страна называется Россия

Совместно с учителем формулируют тему урока «Россия – наша Родина»

Целеполагание.

(Слайд 4)

Учитель: как вы думаете, почему Василий Шукшин написал такие слова? К ак вы понимаете слова «за понюх табаку»? Что значит уметь жить, быть человеком?

Проводится совместное целеполагание:

- пополнить знания о нашей Родине, ее народах и культурных традициях.

- воспитывать любовь к народному фольклору, традициям.

Усвоение новых знаний

1. Чтение учителем стихотворения. (5 -8слайд)

Ч то Родиной моей зовётся?

Себе я задаю вопрос.

Река, что за домами вьётся,

Иль куст кудрявых красных роз?

Вон та осенняя берёзка?

Или весенняя капель?

А может радуги полоска?

И ли морозный зимний день?

Всё то, что с детства рядом было?

Но это станет всё пустяк

Без маминой заботы милой,

И без друзей мне все не так.

Та вот что Родиной зовётся!

Чтоб были рядышком всегда

Все, кто поддержит, улыбнётся,

Кому нужна и я сама!

Вопросы по стихотворению:

- О чём спрашивает себя герой стихотворения?

- К какому ответу приходит герой?

- А вы согласны с его мнением? Почему?

-Какое определение слову Родина предложили бы вы? Почему?

2. Работа со словарём Даля

Учитель: Какое определение можно найти в словарях? (работа со словарём)

Учитель: Что для нас является Родиной?

Учитель: В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок - деревня или город, улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина, а из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина.
-А вы любите свою Родину?
-А за что вы её любите?
Любовь к Родине начинается с любви к своему дому, к своей улице, к своей школе, к своим родителям и к своему родному городу. Мы любим Родину. А любить Родину - значит жить с ней одной жизнью.

Никто не возьмётся перечислить всего, что стоит за этим большим и ёмким словом Родина. Много поэтов, писателей, композиторов, художников написали замечательные произведения о нашей большой Родине. А народ придумывал песни, сказки о Родине, слагал пословицы и поговорки. В пословицах выражено отношение народа к Родине. Хорошо ли вы знаете пословицы о Родине? Проверим! Попробуйте соединить части пословиц.

3. Составление пословиц. (9слайд)

Учитель: Как вы понимаете смысл пословиц?

Дети слушают стихотворение. Отвечают на вопросы учителя.






















Находят в словаре значение слова РОДИНА

Слово РОДИНА произошло от древнего слова РОД, которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. Каждый из нас потомок какого-либо старинного древнего рода. А само слово РОД обозначает древнейшего бога славян Рода. Главный город племени россов назывался Родень (Родня). Он был посвящен богу Роду.










Ответы учащихся: соединяют части пословиц и объясняют смысл пословиц.

Физкультминутка


Электронные физминутки для глаз.(делаем с движениями)

(на слайде 9 гиперссылка « РОССИЙСКИЙ ФЛАГ» выбрать МАТРЁШКИ) Матрёшки – это символ России. Какие еще символы вы знаете? Изобразите движениями (медведь, балалайка, берёза)


Организационно-деятельностный

1. (10слайд)

Учитель:

Откуда начинается Россия?

С Курил? С Камчатки? Или с Командор?

О чём грустят глаза её степные

Над камышами всех её озёр?

Россия начинается с пристрастья

К труду,

К терпенью,

К правде,

К доброте.

Вот в чём её звезда. Она прекрасна!

Она горит и светит в темноте.

Отсюда все дела её большие,

Её неповторимая судьба.

И если ты причастен к ней - Россия

Не с гор берёт начало, а с тебя!

Учитель: О чём это стихотворение? ( о России)

-Что такое Россия? (наша Родина)Сколько народов, народностей проживает в нашем государстве?

2. (11 слайд) Работа в группах (Сообщения детей о народах проживающих в России).

1 группа.

2 группа.

3 группа.

4 группа.

5 группа.

Учитель: Сегодня мы познакомимся с понятием объединяющим все эти народы? (Толерантность) (12 слайд)

3. Составление слов подходящих к слову толерантность, по буквам или просто похожих по смыслу.

Живут в России разные народы с давних пор.

Одним - тайга по нраву, другим - степной простор.

У каждого народа язык свой и наряд.

Один черкеску носит, другой надел халат.

Один - рыбак с рожденья, другой - оленевод.

Один - кумыс готовит, другой - готовит мёд.

Одним - милее осень, другим - милей весна.

А Родина Россия у нас у всех одна.

На карте мира не найдёшь

Тот дом, в котором ты живёшь,

И даже улицы родной

Мы не найдём на карте той.

Но мы всегда на ней найдём

Свою страну - НАШ ОБЩИЙ ДОМ.
- Велика наша Родина. Если сесть в самолёт и пролететь над территорией нашей страны, то можно увидеть белоснежные толщи льда и знойные пустыни, вольные степи и холодную тундру, высокие горы и могучие реки, и гордость нашего государства – её зелёный наряд – леса. (на слайде 12 гиперссылка « РОССИЙСКИЙ ФЛАГ» на видеофильм «Самые красивые места России»)

Все мы живём в огромной стране, название которой – Россия.

Россия – самая большая страна на свете.

Границы России проходят и по суше, и по морю.

Наша страна очень красива и богата.

3. Работа по учебнику. (13 слайд)

Мы уважительно называем нашу страну Отечеством, потому что наши отцы, деды и все наши предки защищали свою землю, свое отечество. Мы любовно называем нашу страну Родиной, потому что родились и живем в ней.

Мир, окружающий нас, многообразен. Вещи, предметы, среди которых живет человек, явления природы – это материальный мир. Но есть и другой мир – духовный. Духовный мир – это нормы поведения, законы, традиции, знания и информация, содержащаяся в книгах, отношения между людьми.

Не только человек находится в духовном мире, но и этот мир отражается в человеке и образует его внутренний мир.

В этом внутреннем мире человека живут воспоминания, образы дорогих людей, все, во что он верит и к чему стремиться.

В духовном мире есть свои дороги. Они называются традициями. Культурные традиции – это богатство нашей многонациональной страны. Особое место среди них занимают религиозные культуры и морально-этические нормы. Все они основаны на таких вечных ценностях, как добро, честь, справедливость, милосердие.

Учитель: Подберите определения к записанным в тетрадь ключевым словам.

Как связаны подобранные ключевые слова с темой нашего урока?

Учитель:
Жители любой страны гордятся своей родиной. Так устроен человек: ему дорога земля, на которой он родился. Он любит то место, с которым связано его детство. И как можно не любить родные края, если они… просто родные, если всё вокруг знакомо с детства? Ведь именно здесь человек впервые ощутил тепло и любовь самых родных людей: мамы, папы, дедушек, бабушек, братьев и сестер…

Учитель: Как называется человек, преданный своему народу, Отечеству? ( Патриот). (14 слайд)

А какое чувство может испытывать патриот? (Гордость).

Вы когда-нибудь испытывали гордость? Когда? За кого? За что?

Задание для учеников:
-Попытайтесь самостоятельно охарактеризовать человека, который обладает чувством Родины и является патриотом России. (Ответы детей)

4. - А сейчас я предлагаю вам вспомнить о людях, настоящих патриотах нашей Родины, которыми мы можем гордиться. Мы будем работать в группах.

Самостоятельная творческая работа учащихся.

1 группа – военачальники Жуков Георгий Константинович, Суворов Александр Васильевич. (15 слайд)

2 группа – композиторы и певцы - Чайковский Петр Ильич, Пахмутова Александра Николаевна, Дмитрий Александрович Хворостовский. (16 слайд)

3 группа – писатели и поэты: Агния Львовна Барто, Самуил Яковлевич Маршак. (17слайд)

4 группа – иллюстрация художника Андрея Рублева – «Троица». (18 слайд)

5 группа – космонавты Юрий Алексеевич Гагарин, Валентина Николаевна Терешкова. (19слайд)

6 группа – спортсмены Анатолий Евгеньевич Карпов, Ирина Роднина и Александр Карпов, Евгений Плющенко.

(20 слайд)


Учитель: А кто является гордостью нашего города, края? Кем гордится наша малая Родина? Чьими именами названы улицы нашего прекрасного города? Что вы знаете о наших земляках? (21 слайд)


(22 слайд) Учитель: - Как стать таким, чтобы Родина гордилась тобой?

Дети слушают стихотворение, отвечают на вопросы)



















(работа в группах)

Детям заранее предлагается найти интересные факты о народах проживающих в России, учитель предлагает детям выбрать, лучше если ребенок будет рассказывать о своей национальности. Рассказ должен быть составлен по плану:

  1. Название, география проживания;

  2. Традиции, культура, одежда;

  3. Особенности, кухня.


Развитие речи, составление слов, подбор слов синонимов.





















Дети читают текст в учебнике и записывают в столбик в таблицу ключевые слова:

- Россия

- Отечество

- Родина

- патриот

- материальный мир

- духовный мир

- культурные традиции












Составление словаря терминов и понятий: подбирают определения к записанным в тетрадь ключевым словам.

Ответы учащихся:

они дают представление о богатстве нашей Родины
























Дети выступают с небольшими сообщениями о наших Кубанских патриотах.


Итог урока.

Рефлексия.


(На доске оформляется композиция: земной шар с выделенной на нём территорией России. Ладони детей поддерживают Землю)

Учитель: Что символизирует получившийся рисунок? (ответы детей)


Учитель: Что ты расскажешь дома членам семьи о нашей Родине? Чем богата наша Родина?

Учитель: В заключении мне хочется сказать: мы все разные, но мы все вместе живем, трудимся, учимся и гордимся своей Родиной. Мы надеемся, что вы тоже будете чтить обычаи наших предков и горячо любить свою Родину.( Исполнение песни

на слайде 23 включить аудиозапись)


Берегите Россию

Нет России другой.

Берегите её тишину и покой.

Это солнце и небо,

Это хлеб на столе

И родное оконце в позабытом селе.

Берегите Россию -

Без неё нам не жить,

Берегите её, чтобы вечно ей быть!


-Я благодарю всех за активную работу.










Исполнение песни с детьми








Ответы учащихся:

- Наша Родина – Россия

- В нашей стране живут люди разных культур и разных убеждений

- Самое ценное в России это её люди

- Новый курс поможет нам узнать больше о духовном мире человека