1. (10слайд) Учитель: Откуда начинается Россия? С Курил? С Камчатки? Или с Командор? О чём грустят глаза её степные Над камышами всех её озёр? Россия начинается с пристрастья К труду, К терпенью, К правде, К доброте. Вот в чём её звезда. Она прекрасна! Она горит и светит в темноте. Отсюда все дела её большие, Её неповторимая судьба. И если ты причастен к ней - Россия Не с гор берёт начало, а с тебя! Учитель: О чём это стихотворение? ( о России) -Что такое Россия? (наша Родина)Сколько народов, народностей проживает в нашем государстве? 2. (11 слайд) Работа в группах (Сообщения детей о народах проживающих в России). ♦1 группа. ♦2 группа. ♦3 группа. ♦4 группа. ♦5 группа. Учитель: Сегодня мы познакомимся с понятием объединяющим все эти народы? (Толерантность) (12 слайд) 3. Составление слов подходящих к слову толерантность, по буквам или просто похожих по смыслу. Живут в России разные народы с давних пор. Одним - тайга по нраву, другим - степной простор. У каждого народа язык свой и наряд. Один черкеску носит, другой надел халат. Один - рыбак с рожденья, другой - оленевод. Один - кумыс готовит, другой - готовит мёд. Одним - милее осень, другим - милей весна. А Родина Россия у нас у всех одна. На карте мира не найдёшь Тот дом, в котором ты живёшь, И даже улицы родной Мы не найдём на карте той. Но мы всегда на ней найдём Свою страну - НАШ ОБЩИЙ ДОМ. - Велика наша Родина. Если сесть в самолёт и пролететь над территорией нашей страны, то можно увидеть белоснежные толщи льда и знойные пустыни, вольные степи и холодную тундру, высокие горы и могучие реки, и гордость нашего государства – её зелёный наряд – леса. (на слайде 12 гиперссылка « РОССИЙСКИЙ ФЛАГ» на видеофильм «Самые красивые места России») Все мы живём в огромной стране, название которой – Россия. Россия – самая большая страна на свете. Границы России проходят и по суше, и по морю. Наша страна очень красива и богата. 3. Работа по учебнику. (13 слайд) Мы уважительно называем нашу страну Отечеством, потому что наши отцы, деды и все наши предки защищали свою землю, свое отечество. Мы любовно называем нашу страну Родиной, потому что родились и живем в ней. Мир, окружающий нас, многообразен. Вещи, предметы, среди которых живет человек, явления природы – это материальный мир. Но есть и другой мир – духовный. Духовный мир – это нормы поведения, законы, традиции, знания и информация, содержащаяся в книгах, отношения между людьми. Не только человек находится в духовном мире, но и этот мир отражается в человеке и образует его внутренний мир. В этом внутреннем мире человека живут воспоминания, образы дорогих людей, все, во что он верит и к чему стремиться. В духовном мире есть свои дороги. Они называются традициями. Культурные традиции – это богатство нашей многонациональной страны. Особое место среди них занимают религиозные культуры и морально-этические нормы. Все они основаны на таких вечных ценностях, как добро, честь, справедливость, милосердие. Учитель: Подберите определения к записанным в тетрадь ключевым словам. Как связаны подобранные ключевые слова с темой нашего урока? Учитель: Жители любой страны гордятся своей родиной. Так устроен человек: ему дорога земля, на которой он родился. Он любит то место, с которым связано его детство. И как можно не любить родные края, если они… просто родные, если всё вокруг знакомо с детства? Ведь именно здесь человек впервые ощутил тепло и любовь самых родных людей: мамы, папы, дедушек, бабушек, братьев и сестер… Учитель: Как называется человек, преданный своему народу, Отечеству? ( Патриот). (14 слайд) А какое чувство может испытывать патриот? (Гордость). Вы когда-нибудь испытывали гордость? Когда? За кого? За что? Задание для учеников: -Попытайтесь самостоятельно охарактеризовать человека, который обладает чувством Родины и является патриотом России. (Ответы детей) 4. - А сейчас я предлагаю вам вспомнить о людях, настоящих патриотах нашей Родины, которыми мы можем гордиться. Мы будем работать в группах. Самостоятельная творческая работа учащихся. 1 группа – военачальники Жуков Георгий Константинович, Суворов Александр Васильевич. (15 слайд) 2 группа – композиторы и певцы - Чайковский Петр Ильич, Пахмутова Александра Николаевна, Дмитрий Александрович Хворостовский. (16 слайд) 3 группа – писатели и поэты: Агния Львовна Барто, Самуил Яковлевич Маршак. (17слайд) 4 группа – иллюстрация художника Андрея Рублева – «Троица». (18 слайд) 5 группа – космонавты Юрий Алексеевич Гагарин, Валентина Николаевна Терешкова. (19слайд) 6 группа – спортсмены Анатолий Евгеньевич Карпов, Ирина Роднина и Александр Карпов, Евгений Плющенко. (20 слайд) Учитель: А кто является гордостью нашего города, края? Кем гордится наша малая Родина? Чьими именами названы улицы нашего прекрасного города? Что вы знаете о наших земляках? (21 слайд) (22 слайд) Учитель: - Как стать таким, чтобы Родина гордилась тобой? |