Россия после распада СССР
Цели:
обучающая: сформировать знания о социально- экономическом развитии и общественно-политической жизни Российской Федерации;
в результате урока учащиеся должны:
- определять проблемы экономического и политического развития России в начале
1990-х гг.;
- устанавливать причинно-следственные связи при анализе процесса укрепления
российской государственности;
- давать оценку деятельности первых российских президентов;
развивающая: развивать у учащихся умение анализировать, обобщать информацию;
воспитательная: воспитывать учащихся в духе понимания важности правовых ценностей.
Тип урока: комбинированный.
Понятия
Монетаризм – экономическая теория, рассматривающая денежную массу, находящуюся в обращении, как определяющий фактор развития экономики. Выступает против непосредственного вмешательства государственной власти в экономику.
Приватизация – переход собственности из разряда государственной в частную.
«Шоковая терапия» - путь полного, всестороннего перехода от плановой экономики к рыночной;
- радикальная экономическая реформа, целью которой было создание рыночной экономики и среднего класса.
Суверенитет – полная независимость государства от других государств в его внутренних делах и внешних отношениях.
Сепаратизм (от лат. separatus отдельный) – стремление к отделению, обособлению.
Интеграция – расширение и углубление сотрудничества.
Федерация – форма государственного устройства, при которой субъекты обладают ограниченным суверенитетом.
Референдум – всенародное голосование.
Обеспечение урока: учебное пособие, атлас;
политическая карта мира;
портреты политических деятелей и деятелей культуры;
материалы для самостоятельной работы;
тесты контроля знаний.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний.
1) Ответы на вопросы домашнего задания. Фронтальный опрос.
2) Проверка выполнения индивидуального задания (опрос старшего поколения).
3. Контроль и коррекция.
Выполнение проверочных тестов.
4. Изучение нового материала.
План
1) Процесс политического реформирования РСФСР. Построение новой государственности. Новые явления в политической жизни России.
2) Радикальная экономическая реформа 1991 – 1994 гг.: мероприятия, сущность, результаты. Новые явления в экономическом развитии России.
3) Россия в начале ХХI в.
Форма изучения нового материала: лекция с элементами беседы.
Используемые методы: объяснение, заполнение таблицы.
Становление государственности РФ
Март 1990 | Начало процесса политического реформирования и суверенизации РСФСР. Выборы депутатов Съезда народных депутатов РСФСР. Ок. половины депутатских мест получили представители демократических сил, лидером которых был Б. Н. Ельцин. Председатель ВС РСФСР. |
12 июня 1990 | Декларация о суверенитете РСФСР. |
12 июня 1991 – декабрь 1999 | Избрание Б. Н. Ельцина президентом РСФСР. Россия восстановила исторические государственные символы, стала официально называться РФ. |
21 сентября 1993 | Издание Ельциным закона о прекращении полномочий Верховного Совета и Съезда народных депутатов – высших органов законодательной власти. Причина: политический конфликт между законодательной и исполнительной властью, противостояние парламента и президента. Парламент выдвинул концепцию большей социальной защищённости населения. Президент осуществлял курс на радикальные реформы. В основе конфликта – вопрос о форме государственного устройства: быть России парламентской или президентской республикой. Большинство депутатов выступало за регулируемую рыночную экономику. Часть депутатов ВС не подчинилась указу, считая действия президента неконституционными, заявила об отстранении его от власти. Конституционный суд признал указ Ельцина неконституционным. К присяге был приведён вице-президент А. Руцкой. 2 – 3 октября на улицах Москвы появились баррикады. Сторонники оппозиции предприняли неудачную попытку штурма зданий городской мэрии и Останкинской башни. Ельцин отдал указ о вводе в Москву войск. |
3 – 4 октября 1993 | Штурм Белого дома ( здание ВС) правительственными войсками. Арест руководителей сопротивления. 6 танков выпустили 12 снарядов по Белому дому. Отряды специального назначения «Альфа» и «Вымпел» получили приказ атаковать здание ВС. Несмотря на необходимость выполнить приказ, ими владело чувство, что там находятся свои люди. Командиры уговорили защитников Белого дома сдаться. В момент сдачи Руцкой продемонстрировал автомат Калашникова, из которого не прозвучало ни одного выстрела. Во время октябрьских событий в Москве погибло 147 человек. Руцкого и Хасбулатова отправили в Лефортово. В 1994 г. оппозицию амнистировали. |
Октябрь | Ликвидация системы Советов. Обязанности Советов передавались местной администрации и выборным думам. |
12 декабря 1993 | Референдум: принятие Конституции РФ. Россия – президентская республика. Президент наделён широкими полномочиями. Законодательный орган власти – Федеральное собрание: 1) Совет Федерации; 2) Гос. Дума. |
1996 | Повторное избрание Б. Н. Ельцина Президентом. |
1992 | Подписание Федеративного договора, в котором закреплялся принцип ассиметричной федерации (разные субъекты имеют разные права). Его подписание было вызвано проблемой сепаратизма: титульные нации независимо от своей численности претендуют на исключительный контроль над государственными институтами и собственностью. Договор решил часть проблем: после его подписания из 89 субъектов федерации ок. 20 по-прежнему считали себя суверенными и не согласовывали свои конституции с Конституцией РФ. Этот договор отказались подписать руководители Татарии и Чечни. |
Новые явления в экономической жизни.
1992 -1994 – радикальная экономическая реформа. Осуществлялась правительством Е. Т. Гайдара (до декабря 1992 г.) и В. С. Черномырдина (до 1994 г.) (председатель правительства в декабре 1992 – марте 1998 г.) с помощью мер «шоковой терапии». Правительство Е. Гайдара состояло из радикально настроенных реформаторов – убеждённых сторонников свободных рыночных отношений, выступавших против государственного контроля над экономикой.
Мероприятия реформы. Политика «шоковой терапии» включала:
- введение свободных цен (либерализация цен – освобождение цен от гос. контроля);
- либерализация торговли;
- приватизация гос. предприятий и жилья.
Результаты:
- рост цен, инфляция;
- разорение предприятий лёгкой и оборонной промышленности, сельскохозяйственного комплекса:
- безработица;
- резкое снижение уровня жизни людей (большинство населения оказалось за чертой бедности);
- разделение общества на сверхбогатых и бедных.
- разрушение командно-административной системы управления экономикой, создание основ рыночной капиталистической экономики;
- ориентация экономики на экспорт сырья (нефть, газ и др.);
- падение производства в регионах, не связанных с производством сырья;
- невыплата зарплаты, массовые антиправительственные выступления («рельсовая война»1998 г. – шахтёры и др. перекрывали автотрассы, железные дороги);
- попадание России во всё большую зависимость от иностранных кредиторов.
Общий итог: - правительство В. Черномырдина снизило темпы инфляции, обеспечило рост зарплаты, укрепило рубль, пополнило золотовалютные резервы страны;
- произошла стабилизация экономического положения (1994 – 1999 гг.), экономический рост. 1997 г. - Россия стала полноправным членом «большой семёрки», которая превратилась в «большую восьмёрку».
2000 – 2008 гг. – президентство В. В. Путина.
Приоритеты во внутренней и внешней политике:
- усиление роли государства;
- стабилизация экономики, экономический рост;
- борьба с терроризмом;
- интеграция с Республикой Беларусь;
- сближение с ведущими европейскими странами;
- усиление ВПК;
- борьба против сепаратизма.
Чеченский конфликт.
1994 – 1996 – первая чеченская война. Причина: объявление Чечнёй полной независимости (Ичкерия). Ввод федеральных войск.
1999 – 2009 – контртеррористическая операция российских войск в Чечне. Повторный ввод российских войск. (С территории Чечни вооружённые отряды вторглись на территорию Дагестана). Активные боевые действия – 1999 – 2000 гг.
- структурные изменения в экономике: реформирование налоговой и бюджетной сфер (вместо прогрессивного метода налогообложения для физических лиц установлена 13-процентная ставка подоходного налога), земельная реформа (введена частная собственность на землю);
- поддержка малого и среднего бизнеса;
- введение социальных программ.
Проблемы экономики:
- экстенсивный характер экономики;
- зависимость экономики от экспорта природных ресурсов;
- монополизация сырьевых отраслей и энергетической системы;
- старение основных производственных фондов;
- недостаточное внедрение новых технологий;
- коррупция в гос. аппарате;
- организованная преступность в экономической сфере.
С марта 2008 г. – президентство Д. А. Медведева.
5. Закрепление материала.
1) Дайте определение понятий: суверенитет, «шоковая терапия», приватизация, сепаратизм, интеграция, президентская республика, парламентская республика.
2) Даты:
- президентство Б. Н. Ельцина;
- президентство В. В. Путина;
- президентство Д. А. Медведева;
- радикальная экономическая реформа;
- Федеративный договор;
- штурм Белого дома;
- принятие Конституции РФ;
- первая (вторая) чеченская войны.
6.Ориентация на домашнее задание.
1) Охарактеризуйте радикальную экономическую реформу в России по плану:
- Какие экономические преобразования были проведены в России после распада СССР?
- В чём сущность политики «шоковой терапии»?
- Какие результаты экономической реформы?
2) В чём сущность октябрьских событий 1993 г. в России?
3) Назовите внутренние проблемы РФ, требующие своего дальнейшего решения.
7. Рефлексия.
Составьте синквейны на темы: «Ельцин», «Путин».
1) Ельцин.
2) - Целеустремлённый, властолюбивый;
- Смелый, решительный;
- Популярный, отчаянный;
- Жестокий, хитрый (коварный);
3) – Борется с привилегиями, добивается популярности, реформирует;
- Издаёт указы, приказывает, арестовывает;
- Руководит, конфликтует, подавляет.
4)- В России осуществлены кардинальные перемены;
- Россия становится суверенным государством;
- Произошло становление государственности РФ;
- Россия становится президентской республикой.
5) Президент. (Реформатор. Радикал. Популист.)
1) Путин.
2) – Молодой, здоровый; (успешный, спортивный;)
- Популярный, обаятельный;
- Властолюбивый, хладнокровный.
3) Реформирует, сотрудничает, решает проблемы.
4) - Происходит усиление роли государства;
- В экономике появились положительные тенденции;
- Россия – мощная военная держава.
5) Президент. (Лидер. Личность.)