СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Россия в эпоху дворцовых переворотов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал может быть использован как для изучения новой темы, так и для проверки знаний. Задания составлены на основе заданий ФИПИ, могут быть исползованы в т.ч. для подготки к ОГЭ по истории России по теме"Дворцовые перевороты".

Просмотр содержимого документа
«Россия в эпоху дворцовых переворотов»

Россия в эпоху дворцовых переворотов.

1. Используя данные статистической таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начала и варианты завершения. Выплавка чугуна в России в 17001720 гг. 

Год

Выплавлено чугуна на заводах (тыс. пудов)

Казённых

Частных

в том числе Демидовых

1700

150

1710

119

197

89

1720

155

465

362

НАЧАЛО СУЖДЕНИЯ

ВАРИАНТЫ ЗАВЕРШЕНИЯ СУЖДЕНИЯ

А) В 1700 г. чугун выплавляли только

Б) В 1720 г. Демидовы выплавляли чугуна

В) На всех частных заводах в 1720 г. чугуна выплавляли

1) больше, чем все остальные заводы

2) частные заводы

3) наравне с казёнными заводами 4) в 3 раза больше, чем на казённых

5) казённые заводы

2. Используя данные статистической таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начала и варианты завершения. Выплавка железа и стали в России в 17301750 гг.

Год

Выплавлено железа и стали на заводах (тыс. пудов)

Казённых

Демидовских

Других частных

1730

210

277

66

1740

301

469

250

1750

396

609

328

НАЧАЛО СУЖДЕНИЯ

ВАРИАНТЫ ЗАВЕРШЕНИЯ СУЖДЕНИЯ

А) Производство железа и стали на всех заводах

Б) В 1730 г. Демидовы выплавляли металла

В) Все частные заводы в 1750 г. выплавляли железа и стали

1) постоянно росло

2) в 4 раза больше, чем казённые заводы

3) испытывало подъёмы и спады

4) в 2 с лишним раза больше, чем казённые заводы

5) немного больше, чем все остальные заводы

3. Используя данные статистической таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начала и варианты завершения. Данные ревизий (переписей податного населения), проведённых в XVIII веке.

№ ревизии

Год

Население, млн чел.

1

1722

14

2

1742

16

3

1762

19

4

1782

28

5

1796

36

НАЧАЛО СУЖДЕНИЯ

ВАРИАНТЫ ЗАВЕРШЕНИЯ СУЖДЕНИЯ

А) Наибольший средний ежегодный прирост податного населения относится к периоду между ревизиями

Б) Наименьший средний ежегодный прирост податного населения относится к периоду между ревизиями

В) Ревизии в России XVIII в. проводились


1) 1722 и 1742 гг.

2) 1762 и 1782 гг.

3) 1782 и 1796 гг.

4) всегда через равные промежутки времени

5) не всегда через равные промежутки времени

4. Что явилось одной из причин начала «эпохи дворцовых переворотов» в XVIII в.?

  1) новое законодательство Петра I о престолонаследии

2) областная реформа Петра I

3) усиление влияния Э. Бирона при дворе

4) изменение Павлом I порядка престолонаследия



5. Из сочинений историка.

Царь умер утром 28 января. Смерть наступила после тяжёлой болезни и была очень мучительной. Эпоху его правления можно считать важнейшей эпохой прогрессивного развития Российского государства. Великий преобразователь сделал гигантский вклад в создание могучей России, обладающей сильной армией и флотом. В тщетных назиданиях сыну Алексею он подчёркивал, в частности, трагичность распада Византийской империи: "не от сего ли пропали, что оружие оставили, и единым миролюбием побеждены, и, желая жить в покое, всегда уступали неприятелю, который их покой в нескончаемую работу тиранам отдал". Важнейшая заслуга государя – это создание в государстве промышленного производства, способствовавшего гигантскому скачку в развитии производительных сил страны. Однако форсированное строительство производительных сил путём заимствования "западных технологий" таким социумом, как Россия, дало вместе с тем и чудовищный социальный эффект: были вызваны к жизни ещё более жёсткие, более грубые формы эксплуатации, чем самые суровые формы феодальной зависимости. Выдающейся заслугой [царя]является и модернизация государственной машины, приведшая к повышению эффективности её работы.

Но был ещё один исторически значимый аспект преобразований – крутые реформы в области культуры, оценить значение которых для России можно только отрицательно…»

1. Назовите царя, о котором идёт речь в отрывке. Укажите год, когда произошло событие, о котором сказано в первом предложении отрывка.

2. Найдите в отрывке и выпишите предложение, содержащее утверждение, которое раскрывается в последующем тексте. Укажите не менее двух положений, с помощью которых раскрывается это утверждение.

6. Из сочинения историка

         «Действительно, подлинным правителем России при ней стал . Выходец из мелких курляндских дворян, благодаря расположению императрицы он выдвинулся на первые роли и стал Курляндским герцогом. Умный, волевой и хитрый, он оказывал на неё огромное влияние. Без его одобрения не принималось ни одно серьёзное государственное решение. Временщик отличался крутым нравом. Его как огня боялись все придворные и министры, побаивалась его и сама государыня, которую, по слухам, он и бивал.

Однако вряд ли можно считать это время периодом засилья иностранцев, грабивших богатства страны... Если  посмотреть на факты, то они свидетельствуют, что при дворе господствовали не только немцы,а вполне интернациональная клика придворных. Пёстрая компания, окружавшая престол, состояла из курляндца , лифляндцев братьев Левенвольде, ольденбуржца Миниха, вестфальца Остермана, "литвина" Ягужинского, потомка кабардинских князей Черкасского, русских Головкина, Ушакова и Волынского. Они не составляли единого целого; это была типичная придворная камарилья, раздираемая никогда не стихавшей борьбой за власть, богатство и влияние.

В армии и во флоте иностранцев в этот период числилось не больше, чем при Петре I. Причём благодаря Миниху прежние преимущества для иностранцев, поступавших на русскую службу (мера, введённая Петром I для привлечения офицеров в русскую армию), были отменены, и русские офицеры сравнялись в правах с иностранцами. Что же касается свирепой Тайной канцелярии, жестокого преследования недовольных, разграбления богатств страны и прочих извечных пороков отечественного управления, то они были всегда, и до , и, кажется, не исчезнут никогда».

1.  Назовите императрицу, о которой идёт речь. Назовите государственного деятеля, чьё имя пропущено в тексте.

2. Найдите во втором абзаце отрывка и запишите предложение, содержащее вывод, который обосновывается в тексте. Напишите не менее двух положений, приведённых для обоснования данного вывода.

7. Кондиции, направленные Анне Иоанновне, предполагали

1) абсолютную власть монарха

 2) восстановление Боярской думы

 3) ограничение власти императрицы

 4) роспуск Верховного тайного совета







8. В эпоху дворцовых переворотов по приглашению Верховного тайного совета на престол взошла

1) Екатерина I

  2) Анна Иоанновна

  3) Елизавета Петровна

4) Екатерина II



9. «В жизни и судьбе императрицы отразилась необыкновенная эпоха. Ей пришлось жить во времена Петра Великого, а для него все люди, в том числе и она, были лишь материалом, кирпичиками на той грандиозной стройке, которую он затеял в России. Её жизнь, как и жизнь многих русских людей, была резко изменена, переломана, «исправлена» могучей силой петровского движения. В конечном счёте, и на престол она была выброшена вихрем, порождённым тектоническими сдвигами Петровской эпохи. Став государыней, повелительницей огромной страны (благодаря приглашению Верховного тайного совета), она осталась сама собой во всей незатейливости проявления своего характера, в своих привязанностях и пороках. Она прежде всего ощущала себя самодержицей и как зеницу ока берегла и охраняла начала самодержавия. Особую остроту этим чувствам и ощущениям придавали драматические обстоятельства, сопровождавшие её вступление на престол в начале 1730 года. Принцип самодержавия был прочно впечатан в мозги бывшей курляндской герцогини. Государыня обладала здравым смыслом, чувством самосохранения, она не совершала в политике резких движений, а если дела были сложные и многотрудные – для этого были хитроумные министры, которые всегда могли подсказать, как нужно действовать!»



1. Назовите имя императрицы, о которой идёт речь, и укажите годы её правления. Как назывался период российской истории, к которому относится её царствование?

2. Какими событиями сопровождалось восшествие на престол этой императрицы? Укажите не менее двух событий. Назовите понятие, которое характеризует её царствование.

 10. Время правления Анны Ивановны получило название:

1) Бироновщина 2) Двоецарствие 3) Просвещённого абсолютизма

4) конституционной монархией


11. Высшее правительственное учреждение, основанное Екатериной I.

1) Государственный совет 2) Совет министров 3) Верховный тайный совет 4) коллегией



12. О ком идёт речь? «Она не вмешивалась в дела управления. И что интересно, она не умела ни читать, не писать. Только после трех месяцев упражнении она научилась подписывать государственные бумаги. Для руководства страной был создан Верховный Тайный совет из представителей старой и новой знати. Однако реальная власть была сосредоточена в руках князя А.Меншикова, поэтому была продолжена политика Петра 1, была открыта Академия наук»

13. Фаворит Анны Иоанновны, ставший её первым министром:

1) Д.М. Голицын 2) А.П. Волынский 3) Э.И. Бирон 4) А.И. Остерман

14. О ком идёт речь?

«Всю зиму молодой император ежедневно с раннего утра отправлялся на санях в Измайлово с любимцем своим Иваном Долгоруковым и его отцом. Там он проводил весь день, окруженный одними только Долгоруковыми и их друзьями, выслушивая бесконечные жалобы на немцев, захвативших, благодаря преобразованиям его деда, Петра I, большую часть власти в свои руки. Молодой государь становился игрушкой в руках небольшого кружка жадных эгоистов…».











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!