Проблема: Петр 1 прорубил окно в Европу или загнал Россию в европейский угол?
Урок «Россия в эпоху Петра Великого» выстороен с учетом принципов взаимодействия педагога и учащихся в субъект-субъектной парадигме. Субъектный подход в организации образовательного процесса предполагает, что ученик сам учится добывать знания, постоянно находится в ситуации выбора- для чего, что и как делать. Ученик становится субъектом образования, включаясь в совместную с преподавателем работу по преобразованию изучаемого материала.
Формы организации познавательной деятельности:
фронтальная, индивидуальная, умение вести диалог.
ЗАДАЧИ:
1.Образовательные
продолжить формирование у обучающихся умения определять задачи урока, организовывать себя, оценивать свою работу.
2.Воспитательные
содействовать нравственному воспитанию и профилактике утомляемости обучающихся.
3.Развивающие
развивать и обогащать речь учащихся, развивать логическое мышление и познавательный интерес к истории.
Методы: частично-поисковый, эвристическая беседа, технология проблемного обучения.
Оборудование: компьютер с мультимедийным оборудованием
Планируемые результаты:
-предметные: научиться осмысленно объяснять сущность проблемы и поиск вариантов альтернативного решения
-метапредметные: научиться работать с различными источниками знаний, мыслить, сравнивать, выстраивать логические цепочки, умение вести диалог.
-личностные: проявлять уважение к истории Отечества , саморазвитие учащихся
Ход урока.
1.Организационно-мотивационный этап.
Музыкальная заставка песня «Россия-родина моя»(2 минуты),автор текста В.Харитонов, музыка В.Мурадели
Учитель приводит высказывание историка В.О. Ключевского : «Всякий, кто хотел взглянуть на наше прошлое ,считал требованием ученого приличия высказать свое суждение о деятельности Петра…»(Соч.Т.3.стр.287-288).
-Как вы определите цель урока ,чтобы ответить на вопрос: Петр 1 прорубил окно в Европу или загнал Россию в европейский угол?
Учащиеся предлагают свои варианты: проанализировать значение петровских реформ, высказаться «за» и «против» модернизации в России по западному образцу, провести дискуссию о личности Петра1.(3 минуты)
Для этого нам необходимо рассмотреть на уроке следующие вопросы:
1.Экономические преобразования Петра 1 в связи с Северной войной
2.Реформы государственного управления
3.Преобразования в сфере культуры и образования
Рассматривая данные вопросы в течение урока, мы составим таблицу «Реформы Петра 1»(задание №3,стр.156 , учебник История России 17-19 век, для 10 класса ,автор А.Н.Сахаров, А.Н.Боханов, Москва «Русское слово»,2010 год
Сфера государственной и общественной жизни | Основное содержание реформы | Меры по проведению реформы | Результаты |
| | | |
Эти вопросы будем рассматривать с позиции сторонников и противников.
Класс делится на 2 группы: сторонников петровских преобразований защищают «западники» ,а их противниками будут «славянолюбы».
«Славянолюбы» воспринимали преобразования Петра 1 как искусственное вмешательство государственной власти в ход общественного развития, как насильственное перенесение на русскую почву чужеродных идей, обычаев.
«Западники» исходили из того, что Петр 1 затеял и осуществил полезное для страны дело, ускорив ее развитие и уменьшив «отставание» России от Европы.
Из Интернета. Личность Петра 1. (4 минуты) (источник – ru.wikipedia.org)

Пётр I Великий (Пётр Алексеевич; 30 мая [9 июня] 1672 года — 28 января [8 февраля] 1725 года) — последний царь всея Руси из династии Романовых (с 1682 года) и первый Император Всероссийский (с 1721 года).
Пётр был провозглашён царём в 1682 году в 10-летнем возрасте, стал править самостоятельно с 1689 года[1]. С юных лет проявляя интерес к наукам и заграничному образу жизни, Пётр первым из русских царей совершил длительное путешествие в страны Западной Европы (1697—1698 годы). По возвращении из них, в 1698 году, Пётр развернул масштабные реформы российского государства и общественного уклада. Одним из главных достижений Петра стало решение поставленной в XVI веке задачи: расширение территорий России в Прибалтийском регионе после победы в Великой Северной войне, что позволило ему принять в 1721 году титул первого императора Российской империи.
В исторической науке и в общественном мнении с конца XVII века по настоящее время присутствуют диаметрально противоположные оценки как личности Петра I, так и его роли в истории России
. В официальной российской историографии Петра было принято считать одним из наиболее выдающихся государственных деятелей, определившим направление развития России в XVIII веке. Однако многие историки, в том числе Н. М. Карамзин, В. О. Ключевский и другие, высказывали резко критические оценки.
Всю внутреннюю государственную деятельность Петра условно можно разделить на два периода: 1695—1715 годы и 1715—1725.
Особенностью первого этапа были спешка и не всегда продуманный характер, что объяснялось ведением Северной войны. Реформы были нацелены прежде всего на сбор средств для ведения войны, проводились насильственным методом и часто не приводили к желаемому результату. Кроме государственных реформ на первом этапе проводились обширные реформы с целью модернизации уклада жизни. Во втором периоде реформы были более планомерными.
Ряд историков, например В. О. Ключевский, указывали, что реформы Петра I не являлись чем-то принципиально новым, а были лишь продолжением тех преобразований, которые осуществлялись в течение XVII в. Другие историки (например, Сергей Соловьев), напротив, подчеркивали революционный характер преобразований Петра.
Историки, проводившие анализ петровских реформ, придерживаются разных взглядов на его личное в них участие. Одна группа полагает, что как в составлении программы реформ, так и в процессе их осуществления Пётр не играл главной роли (которая была ему приписана как царю). Другая группа историков, наоборот, пишет о большой личной роли Петра I в проведении тех или иных реформ.
Петром была проведена реформа государственного управления, преобразования в армии, был создан военный флот, была осуществлена реформа церковного управления, направленная на ликвидацию автономной от государства церковной юрисдикции и подчинение российской церковной иерархии Императору. Также была осуществлена финансовая реформа, предпринимались мероприятия по развитию промышленности и торговли.
После возвращения из Великого посольства Пётр I повёл борьбу с внешними проявлениями «устаревшего» образа жизни (наиболее известен запрет на бороды), но не менее обращал внимание на приобщение дворянства к образованию и светской европеизированной культуре. Стали появляться светские учебные заведения, основана первая русская газета, появляются переводы многих книг на русский. Успех по службе Пётр поставил для дворян в зависимость от образования.
Пётр ясно сознавал необходимость просвещения, и предпринял с этой целью ряд решительных мер. 14 января 1700 года в Москве была открыта школа математических и навигационных наук. В 1701—1721 были открыты артиллерийская, инженерная и медицинская школы в Москве, инженерная школа и морская академия в Петербурге, горные школы при Олонецких и Уральских заводах. В 1705 была открыта первая в России гимназия. Целям массового образования должны были служить созданные указом 1714 года цифирные школы в провинциальных городах, призванные «детей всякого чина учить грамоте, цифири и геометрии». Предполагалось создать по две такие школы в каждой губернии, где обучение должно было быть бесплатным. Для солдатских детей были открыты гарнизонные школы, для подготовки священников создана сеть духовных школ 1721. Указами Петра было введено обязательное обучение дворян и духовенства, но аналогичная мера для городского населения встретила яростное сопротивление и была отменена. Попытка Петра создать всесословную начальную школу не удалась (создание сети школ после его смерти прекратилось, большинство цифирных школ при его преемниках были перепрофилированы в сословные школы для подготовки духовенства), но тем не менее в его царствование были заложены основы для распространения образования в России.
Петром были созданы новые типографии, в которых за 1700—1725 напечатано 1312 наименований книг (в два раза больше, чем за всю предыдущую историю русского книгопечатания). Благодаря подъему книгопечатания потребление бумаги выросло с 4-8 тысяч листов в конце XVII века, до 50 тысяч листов в 1719 году.
Произошли изменения в русском языке, в который вошли 4.5 тысячи новых слов, заимствованных из европейских языков.
В 1724 Пётр утвердил устав организуемой Академии наук (открылась в 1725 после его смерти).
Ассамблея при Петре I.
Особое значение имело строительство каменного Петербурга, в котором принимали участие иностранные архитекторы, и которое осуществлялось по разработанному царём плану. Им создавалась новая городская среда с незнакомыми прежде формами быта и времяпрепровождения (театр, маскарады). Изменилось внутреннее убранство домов, уклад жизни, состав питания и пр.
Специальным указом царя в 1718 были введены ассамблеи, представлявшие новую для России форму общения между людьми. На ассамблеях дворяне танцевали и свободно общались, в отличие от прежних застолий и пиров. Реформы, проведённые Петром I, затронули не только политику, экономику, но также искусство. Петр приглашал иностранных художников в Россию и одновременно посылал талантливых молодых людей обучаться «художествам» за границу. Во второй четверти XVIII в. «петровские пенсионеры» стали возвращаться в Россию, привозя с собой новый художественный опыт и приобретённое мастерство.
30 декабря 1701 г. (10 января 1702 года) Пётр издал указ, которым предписывалось писать в челобитных и прочих документах имена полностью вместо уничижительных полуимен (Ивашка, Сенька и т. п.), на колени перед царём не падать, зимой на морозе шапку перед домом, в котором находится царь, не снимать. Он так пояснял необходимость этих нововведений: «Менее низости, более усердия к службе и верности ко мне и государству — сия то почесть свойственна царю…»Пётр пытался изменить положение женщин в русском обществе. Он специальными указами (1700, 1702 и 1724 гг.) запретил насильственную выдачу замуж и женитьбу. Предписывалось, чтобы между обручением и венчанием был не менее чем шестинедельный период, «дабы жених и невеста могли распознать друг друга». Если же за это время, говорилось в указе, «жених невесты взять не похочет, или невеста за жениха замуж идти не похочет», как бы на том ни настаивали родители, «в том быть свободе». С 1702 г. самой невесте (а не только её родственникам) было предоставлено формальное право расторгнуть обручение и расстроить сговоренный брак, причем ни одна из сторон не имела права «о неустойке челом бить». Законодательные предписания 1696—1704 гг. о публичных празднествах вводили обязательность участия в торжествах и празднествах всех россиян, в том числе «женского пола».
От «старого» в устройстве дворянства при Петре осталась неизменной прежняя закрепощённость служилого сословия путём личной службы каждого служилого человека государству. Но в этой закрепощённости изменилась несколько её форма. Теперь они были обязаны служить в регулярных полках и во флоте, а также на гражданской службе во всех тех административных и судебных учреждениях, которые были преобразованы из старых и возникли вновь. Указ о единонаследии 1714 года регламентировал правовой статус дворянства и закреплял юридическое слияние таких форм земельной собственности, как вотчина и поместье.
Крестьяне с царствования Петра I стали разделяться на крестьян крепостных (помещичьих), монастырских и государственных. Все три разряда были записаны в ревизские сказки и обложены подушной податью. С 1724 года владельческие крестьяне могли уходить из своих деревень на заработки и по другим надобностям не иначе, как имея при себе письменное разрешение господина, засвидетельствованное земским комиссаром и полковником того полка, который стоял в данной местности. Таким образом, помещичья власть над личностью крестьян получала ещё больше возможности усиливаться, забирая в своё безотчётное распоряжение и личность, и имущество частновладельческого крестьянина. Это новое состояние сельского работника получает с этого времени название «крепостной», или «ревизской», души.
В целом реформы Петра были направлены на укрепление государства и приобщение элиты к европейской культуре с одновременным усилением абсолютизма. В ходе реформ было преодолено технико-экономическое отставание России от ряда других европейских государств, завоёван выход к Балтийскому морю, проведены преобразования во многих сферах жизни российского общества. Постепенно в среде дворянства складывалась иная система ценностей, мировосприятия, эстетических представлений, которая коренным образом отличалась от ценностей и мировоззрения большинства представителей остальных сословий. В то же время народные силы были крайне истощены, были созданы предпосылки (Указ о престолонаследии) для кризиса верховной власти, которые привели к «эпохе дворцовых переворотов».
Выступления учащихся (по 7 минут каждой группе), представители:
«Западники»
Западный опыт может стать существенным подспорьем преобразований. Еще при царе Алексее дипломат А. Ордин-Нащокин (ок.1605-1680) попытался ввести элементы самоуправления по европейскому образцу. Будучи сторонником протекционистских мер, способствующих развитию ремесел и торговли Ордин-Нащокин считал необходимым развязать частную инициативу.
Петр смотрел на мир рационально .Он искренне верил в возможность перенести на русскую почву ,что было уместно в шведской системе административного деления страны.
«Славянолюбы»
Петр 1 во многом походил на русских людей 17 века, по словам Ключевского ,пользовались плодами иноземной цивилизации, не заглядывая далеко вперед ,в возможные последствия своих начинаний, и не допытываясь ,какими усилиями западноевропейский ум достиг…технических успехов(Ключевский В.О. соч.Т.3 с.247)
Петр в последние годы своего царствования понимал ущербность реформ, направленных на укрепление государственной власти, и в 1721году говорил о том что настала пора позаботиться о благоденствии подданных. Петр первым из русских монахов осознал, что государство нельзя отождествлять с государем, что государь служит державе, а не только владеет ею.
«Западники»
В 1719 году Петр дает поручение создать новый кодекс с учетом шведского правового опыта. Сам же царь продолжал руководствоваться не правовым подходом к решению общественных проблем, а соображениями пользы.
Петр 1 создал новый государственный аппарат и впервые приобщил русских к достижениям западной цивилизации.
Отношение к западному опыту в сфере культуры. Несмотря на сдержанное восприятие церковью западной учености ,в Московском государстве переводили и печатали книги европейских авторов.
Верхи российского общества постепенно привыкали к европейскому комфорту. Еще до Петра при дворе вошла в моду одежда западного покроя, вытеснившая русские модели. Театр и танцы вошли в быт московской знати еще при Алексее Михайловиче.
Само внутренне развитие Московского государства в 17 веке порождало тягу к переменам
«Славянолюбы»
Тем не менее нельзя признать петровские преобразования естественным результатом предшествующего развития. Насилие, ставшее основным инструментом политики Петра Великого, и подчинение всего хода реформ одной, притом произвольно навязанной обществу ,цели- внешнему усилению государства, возрастанию его военной мощи- придали реформам искусственный, неорганический характер.
«Западники»
Заключив Ништадтский мир, Россия получила выход к Балтийскому морю и превратилась в великую державу. Вырос авторитет России в Европе, так как многие европейские страны быстро согласились признать Россию империей.
Оценка деятельности и критика
В письме послу Франции в России Людовик XIV так отзывался о Петре:
Этот государь обнаруживает свои стремления заботами о подготовке к военному делу и о дисциплине своих войск, об обучении и просвещении своего народа, о привлечении иностранных офицеров и всякого рода способных людей. Этот образ действий и увеличение могущества, которое является самым большим в Европе, делают его грозным для его соседей и возбуждают очень основательную зависть.
Мориц Саксонский называл Петра величайшим человеком своего столетия.
Восторженную характеристику Петру дал Михаил Ломоносов
«С кем сравню Великого Государя? Я вижу в древности и в новых временах Обладателей, великими названных. И правда, пред другими велики. Однако пред Петром малы. … Кому ж я Героя нашего уподоблю? Часто размышлял я, каков Тот, который всесильным мановением управляет небо, землю и море: дохнет дух Его — и потекут воды, прикоснется горам — и воздымятся».
Вольтер писал неоднократно о Петре. К концу 1759 г. выпустил первый том, а в апреле 1763 г. вышел второй том «Истории Российской империи при Петре Великом». Главной ценностью петровских реформ Вольтер определяет прогресс, которого русские добились за 50 лет, другие нации не могут этого достигнуть и за 500. Пётр I, его реформы, их значение стали объектом спора Вольтера и Руссо.
Август Стриндберг так охарактеризовал Петра
«Варвар, цивилизовавший свою Россию; он, который строил города, а сам в них жить не хотел; он, который наказывал кнутом свою супругу и предоставил женщине широкую свободу — его жизнь была великой, богатой и полезной в общественном плане, в частном же плане такой, какой получалась».
Н. М. Карамзин, признавая этого государя Великим, сурово критикует Петра за чрезмерное увлечение иностранным, стремление сделать Россию Нидерландами. Резкое изменение «старого» быта и национальных традиций, предпринятое императором, по мнению историка, далеко не всегда оправдано. В результате русские образованные люди «стали гражданами мира, но перестали быть, в некоторых случаях, гражданами России».
Западники положительно оценивали петровские реформы, благодаря которым Россия стала великой державой и приобщилась к европейской цивилизации.
С. М. Соловьёв отзывался о Петре в восторженных тонах, приписывая ему все успехи России как во внутренних делах, так и во внешней политике, показал органичность и историческую подготовленность реформ:
Необходимость движения на новую дорогу была осознана; обязанности при этом определились: народ поднялся и собрался в дорогу; но кого-то ждали; ждали вождя; вождь явился.
Историк считал, что главную свою задачу император усматривал во внутреннем преобразовании России, а Северная война со Швецией была только средством к этому преобразованию. По мнению Соловьёва:
Различие взглядов происходило от громадности дела, совершённого Петром, продолжительности влияния этого дела. Чем значительнее какое-нибудь явление, тем более разноречивых взглядов и мнений порождает оно, и тем долее толкуют о нём, чем долее ощущают на себе его влияние.
В. О. Ключевский дал противоречивую оценку преобразованиям Петра:
«Реформа (Петра) сама собою вышла из насущных нужд государства и народа, инстинктивно почувствованных властным человеком с чутким умом и сильным характером, талантами…Реформа, совершенная Петром Великим, не имела своей прямой целью перестраивать ни политического, ни общественного, ни нравственного порядка, установившегося в этом государстве, не направлялась задачей поставить русскую жизнь на непривычные ей западноевропейские основы, ввести в неё новые заимствованные начала, а ограничивалась стремлением вооружить Русское государство и народ готовыми западноевропейскими средствами, умственными и материальными, и тем поставить государство в уровень с завоеванным им положением в Европе… Начатая и веденная верховной властью, привычной руководительницей народа, она усвоила характер и приемы насильственного переворота, своего рода революции. Она была революцией не по своим целям и результатам, а только по своим приемам и по впечатлению, какое произвела на умы и нервы современников».
П. Н. Милюков, в своих произведениях развивает мысль, что реформы проводились Петром спонтанно, от случая к случаю, под давлением конкретных обстоятельств, без какой-либо логики и плана, были «реформами без реформатора». Также он упоминает о том, что только «ценой разорения страны, Россия возведена была в ранг европейской державы». По мнению Милюкова, в период правления Петра, население России в границах 1695 года сократилось в силу беспрестанных войн.
С. Ф. Платонов принадлежал к числу апологетов Петра. В своей книге «Личность и деятельность» он писал следующее:
Люди всех поколений в оценках личности и деятельности Петра сходились в одном: его считали силой. Пётр был заметнейшим и влиятельнейшим деятелем своего времени, вождём всего народа. Никто не считал его ничтожным человеком, бессознательно употребившим власть или же слепо шедшим по случайной дороге.
Кроме того, Платонов уделяет много внимания личности Петра, выделяя его положительные качества: энергию, серьёзность, природный ум и дарования, желание во всём разобраться самому.
Н. И. Павленко считал, что преобразования Петра — крупный шаг по дороге к прогрессу (хотя и в рамках феодализма). С ним во многом согласны выдающиеся советские историки: Е. В. Тарле, Н. Н. Молчанов[50], В. И. Буганов[51], рассматривая реформы с точки зрения марксистской теории.
В. Б. Кобрин утверждал, что Пётр не изменил в стране самого главного: крепостного права. Крепостническая промышленность. Временные улучшения в настоящем обрекли Россию на кризис в будущем.
По Р. Пайпсу, Каменскому, Е. В. Анисимову реформы Петра имели крайне противоречивый характер. Крепостнические методы, репрессии привели к перенапряжению народных сил.
Е. В. Анисимов полагал, что, несмотря на введение целого ряда новшеств во все сферы жизни общества и государства, реформы вели к консервации самодержавно-крепостнической системы в России.
Крайне отрицательную оценку личности Петра и результатам его реформ дал мыслитель и публицист Иван Солоневич. По его мнению, итогом деятельности Петра стал разрыв между правящей верхушкой и народом, денационализация первой. Самого Петра он обвинил в жестокости, некомпетентности, самодурстве и трусости.
А. М. Буровский называет Петра I вслед за старообрядцами «царём-антихристом», а также «бесноватым садистом» и «кровавым извергом», утверждая, что его деятельность разорила и обескровила Россию. По его словам, всё хорошее, что приписывается Петру, было известно задолго до него, а Россия до него была гораздо более развитой и свободной, чем после.[52] (источник – ru.wikipedia.org)
Вывод:
Таким образом, Петр, конечно, не мог предвидеть отдаленных последствий своих преобразований. Нелепо и антиисторично выводить пугачевщину из нежелания Петра освободить крепостных ,а истоки распространения в России европейских революционных теорий искать в петровском «западничестве».Петровские реформы не предопределили раз и навсегда развитие.
Промежуточная рефлексия (3 минуты)
Какую точку зрения поддерживаете вы? Сформулируйте свою личную оценку преобразованиям Петра 1
Фронтальная беседа с классом (8минут)
1.Какую точку зрения поддерживаете вы? Аргументируйте ее.
2Есть ли, на ваш взгляд, противоречие между характером петровских преобразований и методами проведения реформ?
3.Как взаимосвязаны между собой реформы в отдельных областях государственной и общественной жизни страны?
4.Можно ли назвать Петра 1 царем-революционером?
Общая рефлексия(2 минуты)
Можно ли однозначно оценить значение реформ проводимых во время правления Петра Великого? Учитель подводит итог дискуссии.
Итог урока(2минуты)
Спасибо за работу.
Кто из вас доволен своей работой? (Самооценка учащихся)
Кого из своих одноклассников вы хотели бы поблагодарить? (Взаимооценка учащихся)
Домашнее задание(2 минуты)
Параграф 12-13,закончить заполнение таблицы «Реформы Петра 1»
Индивидуальное задание.1. Составить тест по теме: «Петр 1 и его время»
2.Петр1 и современность (эссе)
План формирующего оценивания по теме
«Россия в эпоху Петра I»
Уровни освоения освоения | Образовательные результаты | Критерии оценивания | Рекомендации учителя, что нужно сделать, чтоб улучшить результат деятельность |
Воспроизведение | Знать хронологию событий, исторические факты. Назвать предпосылки петровских преобразований. Назвать основные реформы Петра I. Знать имена и исторические роли сподвижников Петра. Показать на карте места событий. Знать итоги и последствия преобразований. | Выполнение тестовых заданий с выбором ответа 80%-5; 60%-4; 40%-3 | |
Понимание | Пояснить связи между экономическим развитием и политическим строем; находить различия в сословных правах и обязанностях; объяснять необходимость реформ Петра I; узнавать деятелей петровской эпохи по кратким характеристикам | Правильно выполнить задания с кратким ответом, соотносить понятия и факты. 80%-5; 60%-4; 40%-3 | |
Применение | Соотносить даты событий петровского времени с именами, фактами; определять последовательность и длительность важнейших событий | Выполнение заданий на соответствие дат и событий, имен и событий; указать последовательность исторических событий 80%-5; 60%-4; 40%-3 | |
Анализ | Применять в качестве доказательств исторические факты; использовать текст исторического источника при ответе на вопросы; сравнивать свидетельства разных источников; применять ранее полученные знания; правильно оперировать понятиями и терминами. | Аргументировано и доказательно (не менее двух аргументов) объяснить свое отношение к событиям, участникам, процессам. | |
Литература
1.А.Головатенко История России: спорные вопросы. М., 1999
2.Историки отвечают на вопросы. Выпуск 2 М., 2003
3.Интернет-ресурсы