СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Россия в царствование Екатерины II

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тест для 10 класса "Россия в царствование Екатерины II". Профильный уровень.

Просмотр содержимого документа
«Россия в царствование Екатерины II»

Россия в период царствования Екатерины II.

Ф.И. __________________________________________I вариант

1. Рас­по­ло­жи­те в хро­но­ло­ги­че­ской по­сле­до­ва­тель­но­сти ис­то­ри­че­ские со­бы­тия.

1) битва на реке Калке

2) восстание Е.Пугачёва

3) война алой и белой роз





2. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между со­бы­ти­я­ми и го­да­ми.

СО­БЫ­ТИЯ

ГОДЫ

A) на­ча­ло Смо­лен­ской войны

Б) Жа­ло­ван­ные гра­мо­ты дво­рян­ству и го­ро­дам

B) ан­ти­ор­дын­ское вос­ста­ние в Твери

Г) Гангутское сражение

 

 

1) 1237 г.

2) 1327 г.

3) 1632 г.

4) 1785 г.

5) 1949 г.

6) 1714 г.


A

Б

В

Г

 

 

 

 


3. Ниже при­ведён ряд имён. Все они, кроме двух, свя­за­ны с рус­ско-ту­рец­ки­ми вой­на­ми вто­рой по­ло­ви­ны XVIII в. Най­ди­те и за­пи­ши­те по­ряд­ко­вые но­ме­ра тер­ми­нов, от­но­ся­щих­ся к дру­го­му ис­то­ри­че­ско­му пе­ри­о­ду.

1) Ру­мян­цев, 2) На­хи­мов, 3) Потёмкин, 4) Тот­ле­бен, 5) Су­во­ров, 6) Спи­ри­дов.

Ответ: _____________

4. На­пи­ши­те про­пу­щен­ное сло­во­со­че­та­ние.

Одним из самых важ­ных со­бы­тий пер­вых лет цар­ство­ва­ния Ека­те­ри­ны II был созыв___________________________, де­пу­та­та­ми ко­то­рой были пред­ста­ви­те­ли всех слоёв на­се­ле­ния, кроме кре­пост­ных кре­стьян и ду­хо­вен­ства.

5. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между фраг­мен­та­ми ис­то­ри­че­ских ис­точ­ни­ков и их крат­ки­ми ха­рак­те­ри­сти­ка­ми.

ФРАГ­МЕН­ТЫ ИС­ТОЧ­НИ­КОВ

А) «Да так-то с пол­го­да жил, да вижу, яко цер­ков­ное ничто же успе­ва­ет, но паче молва бы­ва­ет, — паки за­вор­чал, на­пи­сав царю мно­гонь­ко-таки, чтоб он ста­рое бла­го­че­стие взыс­кал и мати нашу, общую свя­тую цер­ковь, от ере­сей обо­ро­нил и на пре­стол бы пат­ри­ар­ше­ский пас­ты­ря пра­во­слав­но­ва учи­нил вме­сто волка и от­ступ­ни­ка Ни­ко­на, зло­дея и ере­ти­ка. А вла­сти, яко козлы, пыр­скать стали на меня и умыс­ли­ли паки со­слать меня с Моск­вы, по­не­же раби Хри­сто­вы мно­гие при­хо­ди­ли ко мне и, ура­зу­мев­ше ис­ти­ну, не стали к пре­лес-ной их служ­бе хо­дить. И мне от царя вы­го­вор был: "вла­сти-де на тебя жа­лу­ют­ся, церк­ви-де ты за­пу­сто­шил, поедьде в ссыл­ку опять". Ска­зы­вал бо­ярин Петр Ми­хай­ло­вич Сал­ты­ков. Да и по­вез­ли на Ме­зень, на­да­ва­ли было кое-чево во имя Хри­сто­во люди доб­рые много, да все и оста­ло­ся тут; токмо с женою и детьми и с до­мо­чад­цы по­вез­ли. А я по го­ро­дам паки людей бо­жи­их учил, а их, пест­ро­об­раз­ных зве­рей, об­ли­чал. И при­вез­ли на Ме­зень».

Б) «Пре­жде всего, ни один офи­цер, ни под каким пред­ло­гом не мог яв­лять­ся нигде иначе, как в мун­ди­ре, а наша форма была очень на­ряд­на, до­ро­га и не­удоб­на для по­сто­ян­но­го но­ше­ния; затем нам ска­за­ли, что офи­це­рам вос­пре­ща­ет­ся ез­дить в за­кры­тых эки­па­жах, а доз­во­ля­ет­ся толь­ко ез­дить вер­хом, либо в санях или дрож­ках. В до­вер­ше­нии того, был издан ряд по­ли­цей­ских при­ка­зов, пред­пи­сы­ва­ю­щих вся­ко­му но­сить пудру, ко­сич­ку... и за­пре­ща­ю­щих но­ше­ние круг­лых шляп, вы­со­ких сапог, пан­та­лон, а также за­вя­зок на баш­ма­ках или culottes; и тут и там сле­до­ва­ло но­сить пряж­ки, во­ло­сы сле­до­ва­ло за­че­сы­вать назад, а от­нюдь не на лоб; эки­па­жам и пе­ше­хо­дам было ве­ле­но оста­нав­ли­вать­ся на ули­цах при встре­че с им­пе­ра­тор­скою фа­ми­ли­ею; си­дя­щие в эки­па­жах долж­ны были вы­хо­дить, чтобы от­ве­сить свой по­клон».

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КИ

1) Со­вре­мен­ни­ком ав­то­ра тек­ста был А.Л. Ордин-На­що­кин.

2) Во время со­бы­тий, опи­сы­ва­е­мых в тек­сте, пра­вил царь Петр I.

3) Автор дан­но­го тек­ста был оп­по­нен­том дей­ству­ю­ще­го пат­ри­ар­ха.

4) Дан­ные со­бы­тия про­ис­хо­ди­ли после смер­ти Ека­те­ри­ны II.

5) Дан­ные со­бы­тия про­ис­хо­ди­ли в прав­ле­ние Павла I.

6) Дво­рян­ское со­об­ще­ство по­ло­жи­тель­но оце­ни­ва­ло про­ис­хо­дя­щие из­ме­не­ния.

Фраг­мент А

Фраг­мент Б

 

 

 

 

6. Какие из пе­ре­чис­лен­ных ниже со­бы­тий свя­за­ны с цар­ство­ва­ни­ем Ека­те­ри­ны II?

1) Ма­ни­фест о воль­но­сти дво­рян­ства

2) уча­стие Рос­сии в Се­ми­лет­ней войне

3) Кре­стьян­ская война под пред­во­ди­тель­ством Е. Пу­га­че­ва

4) Ра­бо­та Уло­жен­ной ко­мис­сии

5) Ос­но­ва­ние Чер­но­мор­ско­го флота

6) От­ме­на пат­ри­ар­ше­ства





7. За­пол­ни­те пу­стые ячей­ки таб­ли­цы, ис­поль­зуя пред­став­лен­ные в при­ведённом ниже спис­ке дан­ные.

Пра­ви­тель

Со­бы­тие

Век

Ели­за­ве­та I

__________(А)

XVI в.

__________(Б)

Цер­ков­ный рас­кол

__________(В)

__________(Г)

Прут­ский под­ход

XVIII в.

Ека­те­ри­на II

_________________(Д)

__________(Е)

1) Се­ми­лет­няя война

2) Ги­бель "не­по­бе­ди­мой ар­ма­ды"

3) Алек­сей Ми­хай­ло­вич

4) XVII в.

5) Вос­ста­ние Е. Пу­га­че­ва

6) Петр I

7) XIX в.

8) Ели­за­ве­та Пет­ров­на

9) XVIII в.

А

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 


8. Про­чти­те от­ры­вок из при­ка­за глав­но­ко­ман­ду­ю­ще­го цар­ски­ми вой­ска­ми.

«Всех взбун­то­вав­ших­ся и за­ра­зив­ших­ся сим бун­том Её Ве­ли­че­ства под­дан­ных, из­мен­ни­ков и со­общ­ни­ков его, пред­по­ла­гаю я сим по го­су­дар­ствен­ным за­ко­нам по­сту­пать по ни­же­пи­сан­но­му.

Всех по­се­лян, воз­вращённых сими сред­ства­ми в преж­нюю вер­но­под­да­ни­че­скую вер­ность к все­ми­ло­сти­вей­шей нашей им­пе­ра­три­це и в долж­ное по­ви­но­ве­ние своих на­чаль­ни­ков, по­ме­щи­ков утвер­дить в том це­ло­ва­ни­ем Еван­ге­лия и кре­ста, объ­явив, что, кто и за сим дерзнёт впредь каким-либо об­ра­зом при­об­щать­ся к бун­тов­щи­кам или утвер­ждать са­мо­зван­ца Пет­ром Тре­тьим, ко­то­рый две­на­дцать уже тому лет, всему го­су­дар­ству из­вест­но, под­лин­но скон­чал­ся, или кто сде­ла­ет ма­лей­шее ослу­ша­ние во­е­во­дам, кан­це­ля­ри­ям, вся­ким над собою на­чаль­ни­кам и соб­ствен­ным по­ме­щи­кам, а дру­гие та­ко­вых за­вод­чи­ков или под­сыль­ных от го­су­дар­ствен­ных бун­тов­щи­ков не свя­жут и в бли­жай­шую кан­це­ля­рию или в во­ин­скую ко­ман­ду не пред­ста­вят, за то в самой ско­ро­сти при­слан­ны­ми из войск ко­ман­ды ге­не­ра­ла графа Па­ни­на, все в та­ко­вых се­ле­ни­ях без изъ­я­тия воз­раст­ные му­жи­ки, будут каз­не­ны му­чи­тель­ней­ши­ми смер­тя­ми, жёны и дети их — от­да­ны в раб­ство, а земли — во вла­де­ние в вер­но­сти пре­быв­шим все­гда к Её им­пе­ра­тор­ско­му Ве­ли­че­ству под­дан­ным и по­ме­щи­кам...»

Ис­поль­зуя от­ры­вок и зна­ния по ис­то­рии, вы­бе­ри­те в при­ведённом спис­ке три вер­ных суж­де­ния.

1) При­каз был издан в пер­вой по­ло­ви­не XVIII в.

2) Са­мо­зван­цем, вы­да­вав­шим себя за Петра III, был С. Т. Разин.

3) На по­дав­ле­ние бунта, о ко­то­ром идёт речь в от­рыв­ке, был от­прав­лен А. В. Су­во­ров.

4) Бунт, о ко­то­ром идёт речь в от­рыв­ке, был самым круп­ным на­род­ным вос­ста­ни­ем в ис­то­рии Рос­сий­ской им­пе­рии.

5) Одним из по­след­ствий по­дав­ле­ния бунта, о ко­то­ром идёт речь в от­рыв­ке, было пе­ре­име­но­ва­ние реки Яик в Урал.

6) Им­пе­ра­три­цей, упо­ми­на­е­мой в от­рыв­ке, яв­ля­ет­ся Ели­за­ве­та Пет­ров­на.

Ответ: ______________

Рас­смот­ри­те схему и вы­пол­ни­те за­да­ния

9. На­зо­ви­те мо­нар­ха (имя и по­ряд­ко­вый номер сло­ва­ми, в чьё прав­ле­ние шла война, со­бы­тия ко­то­рой обо­зна­че­ны на дан­ной схеме. _____________________

10. На­зо­ви­те фа­ми­лию го­су­дар­ствен­но­го де­я­те­ля, по­лу­чив­ше­го почётный титул за при­со­еди­не­ние и осво­е­ние тер­ри­то­рий, обо­зна­чен­ных на схеме циф­рой «2». _______________________

11. На­пи­ши­те на­зва­ние го­су­дар­ства, ко­то­рое было ос­нов­ным про­тив­ни­ком Рос­сии в войне, со­бы­тия ко­то­рой изоб­ра­же­ны на дан­ной схеме. ______________________

12. Какие суж­де­ния, от­но­ся­щи­е­ся к со­бы­ти­ям, обо­зна­чен­ным на схеме, яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Вы­бе­ри­те три суж­де­ния из шести пред­ло­жен­ных.

1) В ре­зуль­та­те этой войны Рос­сия утра­ти­ла за­штри­хо­ван­ные на схеме тер­ри­то­рии.

2) На­ча­ло войны, со­бы­тия ко­то­рой изоб­ра­же­ны на дан­ной схеме, стало пред­ло­гом для пре­кра­ще­ния де­я­тель­но­сти Уло­жен­ной ко­мис­сии.

3) После за­вер­ше­ния войны, со­бы­тия ко­то­рой обо­зна­че­ны на дан­ной схеме, Рос­сия стала им­пе­ри­ей.

4) Мир­ный до­го­вор, за­вер­шив­ший войну, со­бы­тия ко­то­рой обо­зна­че­ны на дан­ной схеме, был под­пи­сан в го­ро­де, от­ме­чен­ном циф­рой «1».

5) След­стви­ем войны, со­бы­тия ко­то­рой изоб­ра­же­ны на дан­ной схеме, стало по­лу­че­ние Рос­си­ей вы­хо­да к Чёрному морю.

6) Участ­ни­ка­ми со­бы­тий дан­ной войны были А. Орлов и П. Ру­мян­цев.




13. Рас­смот­ри­те изоб­ра­же­ние и вы­пол­ни­те за­да­ние.

 

Какие два суж­де­ния из пяти о па­мят­ни­ке, ко­то­рый Вы ви­ди­те, яв­ля­ют­ся вер­ны­ми?

1) Дан­ный па­мят­ник яв­ля­ет­ся об­раз­цом ре­а­ли­сти­че­ско­го на­прав­ле­ния в ис­кус­стве.

2) Дан­ный па­мят­ник уста­нов­лен по по­ве­ле­нию им­пе­ра­три­цы Ека­те­ри­ны II.

3) Им­пе­ра­тор, ко­то­ро­му уста­нов­лен дан­ный па­мят­ник, пра­вил во вто­рой чет­вер­ти XVIII в.

4) Дан­ный па­мят­ник из­ве­стен под на­зва­ни­ем «Мед­ный всад­ник».

5) Ав­то­ром дан­но­го па­мят­ни­ка яв­ля­ет­ся Ф. И. Шубин.

Ответ: _________________

14. Какие из пред­став­лен­ных ниже па­мят­ни­ков ар­хи­тек­ту­ры на­хо­дят­ся в го­ро­де, ос­но­ван­ном по по­ве­ле­нию им­пе­ра­то­ра, ко­то­ро­му по­свя­щен па­мят­ник? В от­ве­те за­пи­ши­те две цифры, под ко­то­рыми они ука­за­ны.

1 2 3 4

Ответ: ___________________

15. В XVIII веке в Рос­сии пра­ви­ли два ве­ли­ких им­пе­ра­то­ра — Петр I и Ека­те­ри­на II. Объ­яс­ни­те, чем от­ли­ча­лось цар­ство­ва­ние Ека­те­ри­ны Ве­ли­кой (при­ве­ди­те три объ­яс­не­ния). ­________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

16. Ниже ука­за­на одна из точек зре­ния на ха­рак­тер вос­ста­ния (кре­стьян­ской войны) 1773—1775 гг.

По­встан­цы во главе с Е. И. Пу­га­че­вым каз­ни­ли во­е­вод и по­ме­щи­ков, но при этом пы­та­лись ко­пи­ро­вать су­ще­ство­вав­шую мо­дель го­су­дар­ствен­но­го устрой­ства.

Ар­гу­мен­ты в под­твер­жде­ние:

1)...

2)...

Ар­гу­мен­ты в опро­вер­же­ние:

1)...

2)...

17. Про­чти­те от­ры­вок из ис­то­ри­че­ско­го ис­точ­ни­ка и крат­ко от­веть­те на во­про­сы. О каком хро­но­ло­ги­че­ском пе­ри­о­де в ис­то­рии Рос­сии идёт речь в до­ку­мен­те? Ука­жи­те его рамки. Под каким на­зва­ни­ем вошёл в ис­то­рию этот пе­ри­од?

Из со­чи­не­ния со­вре­мен­но­го ис­то­ри­ка Е. В. Ани­си­мо­ва. «Судь­ба Ека­те­ри­ны до­ка­за­ла, что че­ло­ве­че­ская воля, же­ла­ние могут стать не менее ре­аль­ным и мо­гу­чим фак­то­ром ис­то­рии» чем де­сят­ки мно­го­пу­шеч­ных ко­раб­лей и ты­ся­чи сол­дат. Им­пе­ра­три­ца Ека­те­ри­на со­зда­ла-таки себе славу, став­шую ей мощ­ным ору­жи­ем, как тот во­ен­ный ко­рабль, ко­то­рый на­зы­вал­ся «Слава Ека­те­ри­ны»...

    Фран­цуз­ский ди­пло­мат Кор­бе­рон писал в своём до­не­се­нии, что слава, ко­то­рую со­зда­ла себе им­пе­ра­три­ца, её ре­ши­тель­ный ха­рак­тер, её спо­соб­но­сти и удача за­ме­ня­ют ей ис­кус­ных го­су­дар­ствен­ных людей и опыт­ных ге­не­ра­лов.

    ...Им­пе­ра­три­ца вошла в ис­то­рию Рос­сии как вы­да­ю­щий­ся го­су­дар­ствен­ный де­я­тель, и эпоха её цар­ство­ва­ния стала вре­ме­нем гран­ди­оз­ных ре­форм и из­да­ния важ­ней­ших за­ко­но­да­тель­ных актов...

    Перед ней были ре­аль­ные цели укреп­ле­ния са­мо­дер­жа­вия, про­ве­де­ния не­об­хо­ди­мых во­ен­ной, ад­ми­ни­стра­тив­ной и со­слов­ной ре­форм. Она осу­ществ­ля­ла их в еди­ном ключе, с одной ге­не­раль­ной идеей — мак­си­маль­но спо­соб­ство­вать раз­ви­тию и со­вер­шен­ство­ва­нию того "ре­гу­ляр­но­го" го­су­дар­ства, ос­но­вы ко­то­ро­го за­ло­жил ещё Пётр Ве­ли­кий.

    ...За­ко­но­да­тель­ные акты Ека­те­ри­ны на­дол­го пе­ре­жи­ли её и вме­сте с ос­нов­ны­ми за­ко­на­ми Петра Ве­ли­ко­го стали на дол­гие де­ся­ти­ле­тия ос­нов­ной рос­сий­ской го­су­дар­ствен­но­сти. Соб­ствен­но, о таком вы­во­де ис­то­ри­ка и меч­та­ла, ве­ро­ят­но, че­сто­лю­би­вая ца­ри­ца-за­ко­но­да­тель­ни­ца». ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Россия в период царствования Екатерины II.

Ф.И. __________________________________________II вариант

1. Рас­по­ло­жи­те в хро­но­ло­ги­че­ской по­сле­до­ва­тель­но­сти ис­то­ри­че­ские со­бы­тия.

1) Па­де­ние Ви­зан­тии

2) секуляризация церковных земель

3) Грюн­вальд­ская битва





2. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между со­бы­ти­я­ми и го­да­ми.

СО­БЫ­ТИЯ

ГОДЫ

А) сра­же­ние при Ка­гу­ле

Б) поход нов­го­род-се­вер­ско­го князя Игоря Свя­то­сла­ви­ча на по­лов­цев

В) создание Верховного тайного совета

Г) от­ме­на корм­ле­ний

1) 988 г.

2) 1185 г.

3) 1556 г.

4) 1770 г.

5) 1950 г.

6) 1726 г.


A

Б

В

Г

 

 

 

 

3. Ниже при­ведён спи­сок тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к со­бы­ти­ям XVIII в. Най­ди­те и за­пи­ши­те по­ряд­ко­вые но­ме­ра тер­ми­нов, по­яв­ле­ние ко­то­рых от­но­сит­ся к дру­го­му ис­то­ри­че­ско­му пе­ри­о­ду.

1) министерства 2) кон­ди­ции 3) кол­ле­гии 4) вер­хов­ни­ки 5) Уло­жен­ная Ко­мис­сия 6) Го­су­дар­ствен­ная Дума

Ответ: ___________

4. За­пи­ши­те тер­мин, о ко­то­ром идёт речь. Про­цесс изъ­я­тия го­су­дар­ством из цер­ков­ной соб­ствен­но­сти зе­мель, за­вер­шив­ший­ся в прав­ле­ние Ека­те­ри­ны II под­пи­са­ни­ем спе­ци­аль­но­го Ма­ни­фе­ста и пе­ре­да­чей цер­ков­ных вот­чин из ду­хов­ной кол­ле­гии в кол­ле­гию эко­но­мии _____________________

5. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между фраг­мен­та­ми ис­то­ри­че­ских ис­точ­ни­ков и их крат­ки­ми ха­рак­те­ри­сти­ка­ми.

ФРАГ­МЕН­ТЫ ИС­ТОЧ­НИ­КОВ

А) «Со времён Петра упало ду­хо­вен­ство в Рос­сии. Пер­во­свя­ти­те­ли наши уже толь­ко были угод­ни­ка­ми царей и на ка­фед­рах язы­ком биб­лей­ским про­из­но­си­ли им слова по­хваль­ные. Для по­хвал мы имеем сти­хо­твор­цев и при­двор­ных — глав­ная обя­зан­ность ду­хо­вен­ства есть учить народ доб­ро­де­те­ли, а чтобы сии на­став­ле­ния были тем дей­стви­тель­нее, на­доб­но ува­жать оное. Если го­су­дарь пред­се­да­тель­ству­ет там, где за­се­да­ют глав­ные са­нов­ни­ки церк­ви, если он судит их или на­граж­да­ет мир­ски­ми по­че­стя­ми и вы­го­да­ми, то цер­ковь под­чи­ня­ет­ся мир­ской вла­сти и те­ря­ет свой ха­рак­тер свя­щен­ный; усер­дие к ней сла­бе­ет, а с ним и вера, а с ослаб­ле­ни­ем веры го­су­дарь ли­ша­ет­ся спо­со­ба вла­деть серд­ца­ми на­ро­да в слу­ча­ях чрез­вы­чай­ных».

Б) «Пётр III Фёдо­ро­вич уна­сле­до­вал рос­сий­ский пре­стол и, овла­дев этим цар­ством, бла­го­по­луч­но цар­ство­вал 6 ме­ся­цев, а затем он впал в бес­че­стие и рас­кол: при­нял он тайно веру Лю­те­ра, а после все­на­род­но объ­явил её. В пер­вое же время сво­е­го цар­ство­ва­ния он вы­сту­пил в борь­бу про­тив пра­во­слав­ной веры, во­сточ­ной церк­ви, не за­хо­тел при­знать ни кре­ста, ни икон. Он во всех от­но­ше­ни­ях отпал от на­ше­го ве­ро­ис­по­ве­да­ния».

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КИ

1) Мо­нарх, упо­мя­ну­тый в от­рыв­ке, был мужем Ека­те­ри­ны II.

2) Автор кри­ти­ку­ет мо­нар­ха за под­чи­не­ние церк­ви го­су­дар­ству.

3) В пе­ри­од прав­ле­ния мо­нар­ха, упо­мя­ну­то­го в от­рыв­ке, дей­ство­вал Вер­хов­ный тай­ный совет.

4) Автор кри­ти­ку­ет мо­нар­ха за про­ве­де­ние се­ку­ля­ри­за­ции цер­ков­ных зе­мель.

5) Автор об­ви­ня­ет мо­нар­ха в пе­ре­хо­де в про­те­стант­ство.

6) В пе­ри­од прав­ле­ния мо­нар­ха, упо­мя­ну­то­го в от­рыв­ке, был со­здан Пра­ви­тель­ству­ю­щий сенат.

А

A

Б

Б

 

 

 

 

6. Какие три со­бы­тия из пе­ре­чис­лен­ных ниже свя­за­ны с цар­ство­ва­ни­ем Ека­те­ри­ны II?

1) Ма­ни­фест о воль­но­сти дво­рян­ской

2) уча­стие Рос­сии в Се­ми­лет­ней войне

3) при­со­еди­не­ние Крыма к Рос­сии

4) Кре­стьян­ская война под пред­во­ди­тель­ством Е. И. Пугачёва

5) Ита­льян­ский поход Су­во­ро­ва

6) ос­но­ва­ние Чер­но­мор­ско­го флота





7. За­пол­ни­те пу­стые ячей­ки таб­ли­цы, ис­поль­зуя пред­став­лен­ные в при­ведённом ниже спис­ке дан­ные.

Пра­ви­тель

Годы прав­ле­ния

Со­вре­мен­ник пра­ви­те­ля

Им­пе­ра­тор Петр I

1682—1725

__________(А)

__________(Б)

__________(В)

пат­ри­арх Никон

Им­пе­ра­три­ца Ели­за­ве­та Пет­ров­на

__________(Г)

М. Ло­мо­но­сов

__________(Д)

1774-1792гг.

__________(Е)

1) царь Алек­сей Ми­хай­ло­вич

2) Лю­до­вик XVI

3) А. Д. Мен­ши­ков

4) Ро­бес­пьер

5) 1645—1676 гг.

6) 1741—1761 гг.

7) 1762—1796 гг.

8) кар­ди­нал Ри­ше­лье

9) 1613—1645 гг.

А

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 


8. Про­чти­те от­ры­вок из ис­то­ри­че­ско­го ис­точ­ни­ка.

«В конце июля от­кры­лась пер­вая сес­сия Ко­мис­сии о со­чи­не­нии но­во­го Уло­же­ния — свода за­ко­нов. По­доб­ные ко­мис­сии су­ще­ство­ва­ли и при Петре Ве­ли­ком, и позд­нее, но ра­бо­та ни одной из них не со­про­вож­да­лась таким гром­ким про­па­ган­дист­ским шумом. Ста­рые ко­мис­сии тихо со­би­ра­лись, вы­зы­ва­ли для со­ве­ща­ний пред­ста­ви­те­лей с мест, пе­ре­пи­сы­ва­ли, до­пол­ня­ли ста­рые за­ко­ны, об­суж­да­ли новые. Те­перь всё было по-дру­го­му. Свыше 570 на­ряд­но — под­час весь­ма эк­зо­тич­но — оде­тых людей, при­е­хав­ших со всех не­объ­ят­ных кон­цов стра­ны, пред­став­ля­ли собой яркое зре­ли­ще: ведь со времён Зем­ских со­бо­ров XVII века не со­би­ра­лась вся "Земля", Рос­сия. Ве­ли­ко­леп­на была и сама кра­соч­ная про­це­ду­ра от­кры­тия за­се­да­ний ко­мис­сии в освящённой тра­ди­ци­ей Гра­но­ви­той па­ла­те, и мно­го­слов­ный "Наказ" им­пе­ра­три­цы де­пу­та­там, где часто встре­ча­лись гор­дые, вы­со­кие и даже кра­моль­ные по тем вре­ме­нам по­ли­ти­че­ские по­ня­тия: "ра­вен­ство всех граж­дан", "воль­ность", "под за­щи­той за­ко­нов", "права" и т.д. На­ко­нец, ра­бо­та Ко­мис­сии шла в об­ста­нов­ке со­лид­но­сти и серьёзно­сти, го­во­рив­ших о на­ме­ре­нии вла­сти и де­пу­та­тов пре­об­ра­зо­вать стра­ну.

И хотя сам "Наказ" был до­воль­но по­сред­ствен­ной ком­пи­ля­ци­ей (пре­иму­ще­ствен­но — из "Духа за­ко­нов" Мон­те­с­кьё) о прин­ци­пах же­ла­тель­но­го устрой­ства го­су­дар­ства, хотя пыл­кие речи де­пу­та­тов со­зда­ва­ли лишь ил­лю­зию пар­ла­мент­ской сво­бо­ды, а итоги их мно­го­ме­сяч­ной ра­бо­ты были ни­чтож­ны, тем не менее о Ко­мис­сии и её ини­ци­а­то­ре за­го­во­ри­ла вся стра­на, а потом и мир».

Ис­поль­зуя от­ры­вок и зна­ния по ис­то­рии, вы­бе­ри­те в при­ведённом спис­ке три вер­ных суж­де­ния.

1) В со­став ко­мис­сии вхо­ди­ли пред­ста­ви­те­ли го­су­дар­ствен­ных кре­стьян.

2) Созыв упо­ми­на­е­мой в от­рыв­ке ко­мис­сии по­ка­зы­вал го­тов­ность вла­сти к пре­об­ра­зо­ва­ни­ям.

3) За­се­да­ния ко­мис­сии про­хо­ди­ли в Санкт-Пе­тер­бур­ге.

4) Ав­то­ром упо­ми­на­е­мо­го в тек­сте «На­ка­за» была им­пе­ра­три­ца Ели­за­ве­та Пет­ров­на.

5) За­се­да­ния ко­мис­сии были пре­рва­ны в связи с на­ча­лом рус­ско-ту­рец­кой войны.

6) Ре­зуль­та­том ра­бо­ты ко­мис­сии стало при­ня­тие но­во­го свода за­ко­нов.

Ответ: _________________

Рас­смот­ри­те схему и вы­пол­ни­те за­да­ния

9. На­пи­ши­те имя мо­нар­ха, в чьё прав­ле­ние шла война, со­бы­тия ко­то­рой обо­зна­че­ны на дан­ной схеме.

____________________________

10. На­пи­ши­те фа­ми­лию рус­ско­го пол­ко­вод­ца, под ко­ман­до­ва­ни­ем ко­то­ро­го была взята штур­мом хо­ро­шо укреплённая кре­пость, обо­зна­чен­ная на схеме циф­рой «2». __________________

11. На­пи­ши­те на­зва­ние го­су­дар­ства, ко­то­рое было ос­нов­ным про­тив­ни­ком Рос­сии в войне, со­бы­тия ко­то­рой изоб­ра­же­ны на дан­ной схеме. _____________



12. Какие суж­де­ния, от­но­ся­щи­е­ся к со­бы­ти­ям, обо­зна­чен­ным на схеме, яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Вы­бе­ри­те три суж­де­ния из шести пред­ло­жен­ных. За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) Город, обо­зна­чен­ный на схеме циф­рой «3», стал базой рус­ско­го Чер­но­мор­ско­го флота.

2) След­стви­ем дан­ной войны стала по­те­ря Рос­си­ей тер­ри­то­рий, обо­зна­чен­ных на схеме вер­ти­каль­ной штри­хов­кой.

3) Участ­ни­ка­ми войны, со­бы­тия ко­то­рой изоб­ра­же­ны на дан­ной схеме, были В. А. Кор­ни­лов и П. С. На­хи­мов.

4) Мир­ный до­го­вор, за­вер­шив­ший войну, со­бы­тия ко­то­рой обо­зна­че­ны на дан­ной схеме, был под­пи­сан в го­ро­де, от­ме­чен­ном циф­рой «4».

5) Одним из глав­ных со­бы­тий войны, ход ко­то­рой изоб­ражён на дан­ной схеме, было Че­смен­ское мор­ское сра­же­ние.

6) Рус­ским фло­том в сра­же­нии, ко­то­рое про­изо­шло у мыса, обо­зна­чен­но­го на схеме циф­рой «1», ко­ман­до­вал Ф. Ф. Уша­ков.




13. Какие суждения об изображённой медали являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных.

  1. Медаль выпущена в честь разгрома шведского флота русской эскадрой

  2. Общее командование русским флотом в сражении, в честь которого была выпущена медаль, осуществлял Алексей Орлов

  3. Вскоре после сражения, отмеченного медалью, русские сухопутные войска одержат победу над турецкой армией при Кагуле

  4. Событие, которому посвящена медаль, привело к заключению мира, по условиям которого к России были присоединены Крым и Кубань

  5. События, которым посвящена медаль, спровоцировали вмешательство Англии и Франции в войну против России

Ответ: _________________

14. Укажите два портрета, на которых представлены современники событий, в честь которых была создана представленная выше медаль. Ответ: _________________

1. 2. 3. 4.



15. В XVIII веке в Рос­сии пра­ви­ли два ве­ли­ких им­пе­ра­то­ра — Петр I и Ека­те­ри­на II. Объ­яс­ни­те, чем от­ли­ча­лось цар­ство­ва­ние Ека­те­ри­ны Ве­ли­кой (при­ве­ди­те три объ­яс­не­ния). ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

16. В ис­то­ри­че­ской науке су­ще­ству­ют дис­кус­си­он­ные про­бле­мы, по ко­то­рым вы­ска­зы­ва­ют­ся раз­лич­ные, часто про­ти­во­ре­чи­вые, точки зре­ния. Ниже при­ве­де­на одна из спор­ных точек зре­ния, су­ще­ству­ю­щих в ис­то­ри­че­ской науке

«Ти­пич­ные черты по­ли­ти­ки «про­свещённого аб­со­лю­тиз­ма» за ко­рот­кое цар­ство­ва­ние Петра III об­на­ру­жи­лись осо­бен­но эф­фек­тив­но... Так на­зы­ва­е­мый Век Ека­те­ри­ны на­чал­ся, по су­ще­ству, ещё за не­сколь­ко лет до её вос­ше­ствия на пре­стол». (А. Б. Ка­мен­ский, ис­то­рик)

Ар­гу­мен­ты в под­твер­жде­ние:

1)...

2)...

Ар­гу­мен­ты в опро­вер­же­ние:

1)...

2)...

17. О каком сто­ле­тии идет речь в до­ку­мен­те? Что имел в виду ис­то­рик, го­во­ря о том, что в этом веке Рос­сия стала ев­ро­пей­ской дер­жа­вой?

Из труда ис­то­ри­ка В.Н. Ба­ля­зи­на. «Это сто­ле­тие вошло в ми­ро­вую ис­то­рию под име­нем «века Рос­сии». Два бле­стя­щих цар­ство­ва­ния сим­во­ли­зи­ро­ва­ли этот век: он на­чал­ся прав­ле­ни­ем Петра Ве­ли­ко­го, и за­вер­шил­ся де­я­тель­но­стью Ека­те­ри­ны II, также име­ну­е­мой Ве­ли­кой. По сло­вам А.С.Пуш­ки­на, в этом веке Рос­сия «вошла в Ев­ро­пу, как спу­щен­ный со ста­пе­лей ко­рабль – при стуке то­по­ра и громе пушек».

В на­ча­ле века был за­ло­жен Санкт-Пе­тер­бург, а в се­ре­ди­не его ос­но­ван Мос­ков­ский уни­вер­си­тет. В этом сто­ле­тии Рос­сия стала ев­ро­пей­ской дер­жа­вой, проч­но заняв место в аль­ян­се дру­гих го­су­дарств и гром­ко за­явив о себе как о ве­ли­кой и мо­гу­ще­ствен­ной стра­не. Век за­кон­чил­ся по­бе­до­нос­ным ита­льян­ским и швей­цар­ским по­хо­да­ми А.В.Су­во­ро­ва, когда «рус­ский штык про­рвал­ся сквозь Альпы». Это сто­ле­тие пе­ре­да­ло эс­та­фе­ту славы и по­дви­гов векам по­сле­ду­ю­щим». _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!