Россия в период царствования Екатерины II.
Ф.И. __________________________________________I вариант
1. Расположите в хронологической последовательности исторические события.
1) битва на реке Калке
2) восстание Е.Пугачёва
3) война алой и белой роз
2. Установите соответствие между событиями и годами.
СОБЫТИЯ | ГОДЫ |
A) начало Смоленской войны Б) Жалованные грамоты дворянству и городам B) антиордынское восстание в Твери Г) Гангутское сражение | 1) 1237 г. 2) 1327 г. 3) 1632 г. 4) 1785 г. 5) 1949 г. 6) 1714 г. |
3. Ниже приведён ряд имён. Все они, кроме двух, связаны с русско-турецкими войнами второй половины XVIII в. Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.
1) Румянцев, 2) Нахимов, 3) Потёмкин, 4) Тотлебен, 5) Суворов, 6) Спиридов.
Ответ: _____________
4. Напишите пропущенное словосочетание.
Одним из самых важных событий первых лет царствования Екатерины II был созыв___________________________, депутатами которой были представители всех слоёв населения, кроме крепостных крестьян и духовенства.
5. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А) «Да так-то с полгода жил, да вижу, яко церковное ничто же успевает, но паче молва бывает, — паки заворчал, написав царю многонько-таки, чтоб он старое благочестие взыскал и мати нашу, общую святую церковь, от ересей оборонил и на престол бы патриаршеский пастыря православнова учинил вместо волка и отступника Никона, злодея и еретика. А власти, яко козлы, пырскать стали на меня и умыслили паки сослать меня с Москвы, понеже раби Христовы многие приходили ко мне и, уразумевше истину, не стали к прелес-ной их службе ходить. И мне от царя выговор был: "власти-де на тебя жалуются, церкви-де ты запустошил, поедьде в ссылку опять". Сказывал боярин Петр Михайлович Салтыков. Да и повезли на Мезень, надавали было кое-чево во имя Христово люди добрые много, да все и осталося тут; токмо с женою и детьми и с домочадцы повезли. А я по городам паки людей божиих учил, а их, пестрообразных зверей, обличал. И привезли на Мезень».
Б) «Прежде всего, ни один офицер, ни под каким предлогом не мог являться нигде иначе, как в мундире, а наша форма была очень нарядна, дорога и неудобна для постоянного ношения; затем нам сказали, что офицерам воспрещается ездить в закрытых экипажах, а дозволяется только ездить верхом, либо в санях или дрожках. В довершении того, был издан ряд полицейских приказов, предписывающих всякому носить пудру, косичку... и запрещающих ношение круглых шляп, высоких сапог, панталон, а также завязок на башмаках или culottes; и тут и там следовало носить пряжки, волосы следовало зачесывать назад, а отнюдь не на лоб; экипажам и пешеходам было велено останавливаться на улицах при встрече с императорскою фамилиею; сидящие в экипажах должны были выходить, чтобы отвесить свой поклон».
ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) Современником автора текста был А.Л. Ордин-Нащокин.
2) Во время событий, описываемых в тексте, правил царь Петр I.
3) Автор данного текста был оппонентом действующего патриарха.
4) Данные события происходили после смерти Екатерины II.
5) Данные события происходили в правление Павла I.
6) Дворянское сообщество положительно оценивало происходящие изменения.
6. Какие из перечисленных ниже событий связаны с царствованием Екатерины II?
1) Манифест о вольности дворянства
2) участие России в Семилетней войне
3) Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева
4) Работа Уложенной комиссии
5) Основание Черноморского флота
6) Отмена патриаршества
7. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные.
Правитель | Событие | Век |
Елизавета I | __________(А) | XVI в. |
__________(Б) | Церковный раскол | __________(В) |
__________(Г) | Прутский подход | XVIII в. |
Екатерина II | _________________(Д) | __________(Е) |
1) Семилетняя война
2) Гибель "непобедимой армады"
3) Алексей Михайлович
4) XVII в.
5) Восстание Е. Пугачева
6) Петр I
7) XIX в.
8) Елизавета Петровна
9) XVIII в.
8. Прочтите отрывок из приказа главнокомандующего царскими войсками.
«Всех взбунтовавшихся и заразившихся сим бунтом Её Величества подданных, изменников и сообщников его, предполагаю я сим по государственным законам поступать по нижеписанному.
Всех поселян, возвращённых сими средствами в прежнюю верноподданическую верность к всемилостивейшей нашей императрице и в должное повиновение своих начальников, помещиков утвердить в том целованием Евангелия и креста, объявив, что, кто и за сим дерзнёт впредь каким-либо образом приобщаться к бунтовщикам или утверждать самозванца Петром Третьим, который двенадцать уже тому лет, всему государству известно, подлинно скончался, или кто сделает малейшее ослушание воеводам, канцеляриям, всяким над собою начальникам и собственным помещикам, а другие таковых заводчиков или подсыльных от государственных бунтовщиков не свяжут и в ближайшую канцелярию или в воинскую команду не представят, за то в самой скорости присланными из войск команды генерала графа Панина, все в таковых селениях без изъятия возрастные мужики, будут казнены мучительнейшими смертями, жёны и дети их — отданы в рабство, а земли — во владение в верности пребывшим всегда к Её императорскому Величеству подданным и помещикам...»
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.
1) Приказ был издан в первой половине XVIII в.
2) Самозванцем, выдававшим себя за Петра III, был С. Т. Разин.
3) На подавление бунта, о котором идёт речь в отрывке, был отправлен А. В. Суворов.
4) Бунт, о котором идёт речь в отрывке, был самым крупным народным восстанием в истории Российской империи.
5) Одним из последствий подавления бунта, о котором идёт речь в отрывке, было переименование реки Яик в Урал.
6) Императрицей, упоминаемой в отрывке, является Елизавета Петровна.
Ответ: ______________
Рассмотрите схему и выполните задания
9. Назовите монарха (имя и порядковый номер словами, в чьё правление шла война, события которой обозначены на данной схеме. _____________________
10. Назовите фамилию государственного деятеля, получившего почётный титул за присоединение и освоение территорий, обозначенных на схеме цифрой «2». _______________________
11. Напишите название государства, которое было основным противником России в войне, события которой изображены на данной схеме. ______________________
12. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных.
1) В результате этой войны Россия утратила заштрихованные на схеме территории.
2) Начало войны, события которой изображены на данной схеме, стало предлогом для прекращения деятельности Уложенной комиссии.
3) После завершения войны, события которой обозначены на данной схеме, Россия стала империей.
4) Мирный договор, завершивший войну, события которой обозначены на данной схеме, был подписан в городе, отмеченном цифрой «1».
5) Следствием войны, события которой изображены на данной схеме, стало получение Россией выхода к Чёрному морю.
6) Участниками событий данной войны были А. Орлов и П. Румянцев.
13. Рассмотрите изображение и выполните задание.
Какие два суждения из пяти о памятнике, который Вы видите, являются верными?
1) Данный памятник является образцом реалистического направления в искусстве.
2) Данный памятник установлен по повелению императрицы Екатерины II.
3) Император, которому установлен данный памятник, правил во второй четверти XVIII в.
4) Данный памятник известен под названием «Медный всадник».
5) Автором данного памятника является Ф. И. Шубин.
Ответ: _________________
14. Какие из представленных ниже памятников архитектуры находятся в городе, основанном по повелению императора, которому посвящен памятник? В ответе запишите две цифры, под которыми они указаны.
1 2 3 4
Ответ: ___________________
15. В XVIII веке в России правили два великих императора — Петр I и Екатерина II. Объясните, чем отличалось царствование Екатерины Великой (приведите три объяснения). ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
16. Ниже указана одна из точек зрения на характер восстания (крестьянской войны) 1773—1775 гг.
Повстанцы во главе с Е. И. Пугачевым казнили воевод и помещиков, но при этом пытались копировать существовавшую модель государственного устройства.
Аргументы в подтверждение:
1)...
2)...
Аргументы в опровержение:
1)...
2)...
17. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы. О каком хронологическом периоде в истории России идёт речь в документе? Укажите его рамки. Под каким названием вошёл в историю этот период?
Из сочинения современного историка Е. В. Анисимова. «Судьба Екатерины доказала, что человеческая воля, желание могут стать не менее реальным и могучим фактором истории» чем десятки многопушечных кораблей и тысячи солдат. Императрица Екатерина создала-таки себе славу, ставшую ей мощным оружием, как тот военный корабль, который назывался «Слава Екатерины»...
Французский дипломат Корберон писал в своём донесении, что слава, которую создала себе императрица, её решительный характер, её способности и удача заменяют ей искусных государственных людей и опытных генералов.
...Императрица вошла в историю России как выдающийся государственный деятель, и эпоха её царствования стала временем грандиозных реформ и издания важнейших законодательных актов...
Перед ней были реальные цели укрепления самодержавия, проведения необходимых военной, административной и сословной реформ. Она осуществляла их в едином ключе, с одной генеральной идеей — максимально способствовать развитию и совершенствованию того "регулярного" государства, основы которого заложил ещё Пётр Великий.
...Законодательные акты Екатерины надолго пережили её и вместе с основными законами Петра Великого стали на долгие десятилетия основной российской государственности. Собственно, о таком выводе историка и мечтала, вероятно, честолюбивая царица-законодательница». ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Россия в период царствования Екатерины II.
Ф.И. __________________________________________II вариант
1. Расположите в хронологической последовательности исторические события.
1) Падение Византии
2) секуляризация церковных земель
3) Грюнвальдская битва
2. Установите соответствие между событиями и годами.
СОБЫТИЯ | ГОДЫ |
А) сражение при Кагуле Б) поход новгород-северского князя Игоря Святославича на половцев В) создание Верховного тайного совета Г) отмена кормлений | 1) 988 г. 2) 1185 г. 3) 1556 г. 4) 1770 г. 5) 1950 г. 6) 1726 г. |
3. Ниже приведён список терминов. Все они, за исключением двух, относятся к событиям XVIII в. Найдите и запишите порядковые номера терминов, появление которых относится к другому историческому периоду.
1) министерства 2) кондиции 3) коллегии 4) верховники 5) Уложенная Комиссия 6) Государственная Дума
Ответ: ___________
4. Запишите термин, о котором идёт речь. Процесс изъятия государством из церковной собственности земель, завершившийся в правление Екатерины II подписанием специального Манифеста и передачей церковных вотчин из духовной коллегии в коллегию экономии _____________________
5. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А) «Со времён Петра упало духовенство в России. Первосвятители наши уже только были угодниками царей и на кафедрах языком библейским произносили им слова похвальные. Для похвал мы имеем стихотворцев и придворных — главная обязанность духовенства есть учить народ добродетели, а чтобы сии наставления были тем действительнее, надобно уважать оное. Если государь председательствует там, где заседают главные сановники церкви, если он судит их или награждает мирскими почестями и выгодами, то церковь подчиняется мирской власти и теряет свой характер священный; усердие к ней слабеет, а с ним и вера, а с ослаблением веры государь лишается способа владеть сердцами народа в случаях чрезвычайных».
Б) «Пётр III Фёдорович унаследовал российский престол и, овладев этим царством, благополучно царствовал 6 месяцев, а затем он впал в бесчестие и раскол: принял он тайно веру Лютера, а после всенародно объявил её. В первое же время своего царствования он выступил в борьбу против православной веры, восточной церкви, не захотел признать ни креста, ни икон. Он во всех отношениях отпал от нашего вероисповедания».
ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) Монарх, упомянутый в отрывке, был мужем Екатерины II.
2) Автор критикует монарха за подчинение церкви государству.
3) В период правления монарха, упомянутого в отрывке, действовал Верховный тайный совет.
4) Автор критикует монарха за проведение секуляризации церковных земель.
5) Автор обвиняет монарха в переходе в протестантство.
6) В период правления монарха, упомянутого в отрывке, был создан Правительствующий сенат.
6. Какие три события из перечисленных ниже связаны с царствованием Екатерины II?
1) Манифест о вольности дворянской
2) участие России в Семилетней войне
3) присоединение Крыма к России
4) Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачёва
5) Итальянский поход Суворова
6) основание Черноморского флота
7. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные.
Правитель | Годы правления | Современник правителя |
Император Петр I | 1682—1725 | __________(А) |
__________(Б) | __________(В) | патриарх Никон |
Императрица Елизавета Петровна | __________(Г) | М. Ломоносов |
__________(Д) | 1774-1792гг. | __________(Е) |
1) царь Алексей Михайлович
2) Людовик XVI
3) А. Д. Меншиков
4) Робеспьер
5) 1645—1676 гг.
6) 1741—1761 гг.
7) 1762—1796 гг.
8) кардинал Ришелье
9) 1613—1645 гг.
8. Прочтите отрывок из исторического источника.
«В конце июля открылась первая сессия Комиссии о сочинении нового Уложения — свода законов. Подобные комиссии существовали и при Петре Великом, и позднее, но работа ни одной из них не сопровождалась таким громким пропагандистским шумом. Старые комиссии тихо собирались, вызывали для совещаний представителей с мест, переписывали, дополняли старые законы, обсуждали новые. Теперь всё было по-другому. Свыше 570 нарядно — подчас весьма экзотично — одетых людей, приехавших со всех необъятных концов страны, представляли собой яркое зрелище: ведь со времён Земских соборов XVII века не собиралась вся "Земля", Россия. Великолепна была и сама красочная процедура открытия заседаний комиссии в освящённой традицией Грановитой палате, и многословный "Наказ" императрицы депутатам, где часто встречались гордые, высокие и даже крамольные по тем временам политические понятия: "равенство всех граждан", "вольность", "под защитой законов", "права" и т.д. Наконец, работа Комиссии шла в обстановке солидности и серьёзности, говоривших о намерении власти и депутатов преобразовать страну.
И хотя сам "Наказ" был довольно посредственной компиляцией (преимущественно — из "Духа законов" Монтескьё) о принципах желательного устройства государства, хотя пылкие речи депутатов создавали лишь иллюзию парламентской свободы, а итоги их многомесячной работы были ничтожны, тем не менее о Комиссии и её инициаторе заговорила вся страна, а потом и мир».
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.
1) В состав комиссии входили представители государственных крестьян.
2) Созыв упоминаемой в отрывке комиссии показывал готовность власти к преобразованиям.
3) Заседания комиссии проходили в Санкт-Петербурге.
4) Автором упоминаемого в тексте «Наказа» была императрица Елизавета Петровна.
5) Заседания комиссии были прерваны в связи с началом русско-турецкой войны.
6) Результатом работы комиссии стало принятие нового свода законов.
Ответ: _________________
Рассмотрите схему и выполните задания
9. Напишите имя монарха, в чьё правление шла война, события которой обозначены на данной схеме.
____________________________
10. Напишите фамилию русского полководца, под командованием которого была взята штурмом хорошо укреплённая крепость, обозначенная на схеме цифрой «2». __________________
11. Напишите название государства, которое было основным противником России в войне, события которой изображены на данной схеме. _____________
12. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Город, обозначенный на схеме цифрой «3», стал базой русского Черноморского флота.
2) Следствием данной войны стала потеря Россией территорий, обозначенных на схеме вертикальной штриховкой.
3) Участниками войны, события которой изображены на данной схеме, были В. А. Корнилов и П. С. Нахимов.
4) Мирный договор, завершивший войну, события которой обозначены на данной схеме, был подписан в городе, отмеченном цифрой «4».
5) Одним из главных событий войны, ход которой изображён на данной схеме, было Чесменское морское сражение.
6) Русским флотом в сражении, которое произошло у мыса, обозначенного на схеме цифрой «1», командовал Ф. Ф. Ушаков.
13. Какие суждения об изображённой медали являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных.
Медаль выпущена в честь разгрома шведского флота русской эскадрой
Общее командование русским флотом в сражении, в честь которого была выпущена медаль, осуществлял Алексей Орлов
Вскоре после сражения, отмеченного медалью, русские сухопутные войска одержат победу над турецкой армией при Кагуле
Событие, которому посвящена медаль, привело к заключению мира, по условиям которого к России были присоединены Крым и Кубань
События, которым посвящена медаль, спровоцировали вмешательство Англии и Франции в войну против России
Ответ: _________________
14. Укажите два портрета, на которых представлены современники событий, в честь которых была создана представленная выше медаль. Ответ: _________________
1. 2. 3. 4.
15. В XVIII веке в России правили два великих императора — Петр I и Екатерина II. Объясните, чем отличалось царствование Екатерины Великой (приведите три объяснения). ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
16. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке
«Типичные черты политики «просвещённого абсолютизма» за короткое царствование Петра III обнаружились особенно эффективно... Так называемый Век Екатерины начался, по существу, ещё за несколько лет до её восшествия на престол». (А. Б. Каменский, историк)
Аргументы в подтверждение:
1)...
2)...
Аргументы в опровержение:
1)...
2)...
17. О каком столетии идет речь в документе? Что имел в виду историк, говоря о том, что в этом веке Россия стала европейской державой?
Из труда историка В.Н. Балязина. «Это столетие вошло в мировую историю под именем «века России». Два блестящих царствования символизировали этот век: он начался правлением Петра Великого, и завершился деятельностью Екатерины II, также именуемой Великой. По словам А.С.Пушкина, в этом веке Россия «вошла в Европу, как спущенный со стапелей корабль – при стуке топора и громе пушек».
В начале века был заложен Санкт-Петербург, а в середине его основан Московский университет. В этом столетии Россия стала европейской державой, прочно заняв место в альянсе других государств и громко заявив о себе как о великой и могущественной стране. Век закончился победоносным итальянским и швейцарским походами А.В.Суворова, когда «русский штык прорвался сквозь Альпы». Это столетие передало эстафету славы и подвигов векам последующим». _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________