СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Российская система олимпийского образования

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке приводится система ценностей Олимпизма, его основные принципы история развития этого философского феномена предложенного П.д.Кубертеном. Разработка может быть использована при подготовке к теоретическому этапу Олимпиады школьников по физической культуре

Просмотр содержимого документа
«Российская система олимпийского образования»

Российская система олимпийского образования

Российская система олимпийского образования

Олимпизм - как один из видов общественного сознания, обусловленного историческими, морально-нравственными и эстетическими представлениями, нормами и правилами

Принципы Олимпизма П.д.Кубертена

Первый  принцип был связан с образовательной и воспитательной ролью личности спортсмена, воплощающей единство тела, воли и разума, религиозный дух спорта как средство формирования моральных и жизненных устоев членов «нового человеческого общества». 

Второй   принцип определял равенство всех людей в их стремлении к постоянному физическому, культурному, интеллектуальному совершенству, гармоничному развитию и универсальности. 

Третий   принцип опирался на идею «честной игры», жесткой конкуренции, но в духе товарищества и кодекса чести, характерных для рыцарства. 

Четвертый  принцип был позаимствован из опыта проведения Олимпийских игр в Древней Греции и представляется в виде перемирия, прекращения военных действий и конфликтов во время проведения Олимпийских игр как проявления мирного сотрудничества. 

Пятый   принцип предопределял единство состязательного спорта с историей, литературой, музыкой, изобразительным искусством, которые должны отражаться в праздновании Олимпийских игр, способствовать эстетическому и гуманистическому воспитанию, гармоничному развитию людей

президент Международного олимпийского комитета с 1952 по 1972 гг. Дольше Брэндеджа во главе МОК стояли только Пьер де Кубертен и Хуан Антонио Самаранч инициировал отмену проводившихся на протяжении многих лет в программах Олимпийских игр конкурсов искусств с определением победителей в сферах архитектуры, литературы, живописи, музыки, скульптуры, обосновывая это борьбой с разными проявлениями профессионализма в олимпийском спорте

президент Международного олимпийского комитета с 1952 по 1972 гг. Дольше Брэндеджа во главе МОК стояли только Пьер де Кубертен и Хуан Антонио Самаранч

инициировал отмену проводившихся на протяжении многих лет в программах Олимпийских игр конкурсов искусств с определением победителей в сферах архитектуры, литературы, живописи, музыки, скульптуры, обосновывая это борьбой с разными проявлениями профессионализма в олимпийском спорте

«олимпийское образование» впервые это понятие было введено в 1975 г. немецким историком Норбертом Мюллером, который в течение многих последующих лет проявлял высокую активность в развитии олимпийского образования в духе концепции Кубертена, активно сотрудничая с МОК и Международной олимпийской академией (МОА). термин «олимпийское образование» был использован еще в 1948 г. в докладе президента Олимпийского комитета Соединенных Штатов Америки Кеннета Уилсона, который, встречаясь с членами американской команды во время проводившихся в Лондоне Игр XIV Олимпиады, заявил: «Анализируя нашу деятельность, я прихожу к выводу, что ужасным провалом в ней является отсутствие олимпийского образования молодежи Америки... Необходимо развить сотрудничество в области олимпийского образования и через исполнительного директора распространять образовательные олимпийские материалы и информацию, что стало бы для всех национальным интересом »

«олимпийское образование»

впервые это понятие было введено в 1975 г. немецким историком Норбертом Мюллером, который в течение многих последующих лет проявлял высокую активность в развитии олимпийского образования в духе концепции Кубертена, активно сотрудничая с МОК и Международной олимпийской академией (МОА).

термин «олимпийское образование» был использован еще в 1948 г. в докладе президента Олимпийского комитета Соединенных Штатов Америки Кеннета Уилсона, который, встречаясь с членами американской команды во время проводившихся в Лондоне Игр XIV Олимпиады, заявил: «Анализируя нашу деятельность, я прихожу к выводу, что ужасным провалом в ней является отсутствие олимпийского образования молодежи Америки... Необходимо развить сотрудничество в области олимпийского образования и через исполнительного директора распространять образовательные олимпийские материалы и информацию, что стало бы для всех национальным интересом »

«Олимпию следует сделать центром духовной культуры. Именно здесь предстоит создать Олимпийскую академию, подобную академии Платона.» 1942 г. перед членами Олимпийского комитета Греции Открыть Международную олимпийскую академию (МОА) удалось лишь в 1961 г. В последующие годы она превратилась в популярнейший центр изучения истории Олимпийских игр, идеалов и ценностей олимпизма, место интенсивного международного сотрудничества молодежи и специалистов многих стран со всех пяти континентов.

«Олимпию следует сделать центром духовной культуры. Именно здесь предстоит создать Олимпийскую академию, подобную академии Платона.» 1942 г. перед членами Олимпийского комитета Греции

Открыть Международную олимпийскую академию (МОА) удалось лишь в 1961 г. В последующие годы она превратилась в популярнейший центр изучения истории Олимпийских игр, идеалов и ценностей олимпизма, место интенсивного международного сотрудничества молодежи и специалистов многих стран со всех пяти континентов.

Хуан Антонио Самаранч Президент МОК 1980-2001гг. При его поддержке национальные олимпийские академии стали создаваться в разных странах различных регионов мира. В настоящее время количество таких академий достигло 150

Хуан Антонио Самаранч

Президент МОК 1980-2001гг.

При его поддержке национальные олимпийские академии стали создаваться в разных странах различных регионов мира. В настоящее время количество таких академий достигло 150

концепция профессора В. И. Столяров и которую поддерживает большинство организаторов олимпийского образования , данная педагогическая деятельность предусматривает решение комплекса взаимосвязанных задач, в том числе формирование:

— знаний об истории Олимпийских игр и олимпийского движения в целом;

— представлений об идеалах и ценностях олимпизма, формирование таких интересов, потребностей, установок, которые способствуют «олимпийской» ориентации на спорт;

— культурно-гуманистической доминанты у субъекта, включенного в олимпийский образовательный процесс, содействие раскрытию духовного и нравственного потенциала личности человека;

— нравственного сознания, соответствующей системы чувств и эмоциональных реакций в спорте, например, чувства социальной ответственности за участие в спортивном движении;

— высоконравственного спортивного поведения в спорте, определяемого требованиями правил, норм и критериев справедливой спортивной борьбы, а также формирование убфеждения в том, что только такое поведение является единственно правильным;

— желания участвовать в олимпийских состязаниях и всегда демонстрировать в них честное, благородное, рыцарское поведение — в соответствии с принципами «Фэйр-Плей»;

— стремления быть участником олимпийского движения, разъяснять и пропагандировать идеи олимпизма, содействовать его развитию и т. д.;

— качеств и способностей, умений и навыков, обеспечивающих готовность субъекта к реализации олимпийских идеалов и ценностей;

— эстетической способности действовать в ходе занятий спортом «по законам красоты» и отображать спорт средствами искусства;

— умений и навыков правильного общения с тренерами, судьями и спортсменами;

— умений и навыков разъяснять и пропагандировать идеи олимпизма;

— бережного отношения к природе в ходе занятий спортом.

Олимпийская культура личности — это специфическая философия жизни, включающая в себя духовное содержание спорта. Она несет в себе исторический и мировоззренческий потенциалы. В связи с этим возрастает роль олимпийского образования, содержание которого должно определяться освоением ценностей олимпийской культуры. В программу олимпийского образования детей и молодежи можно выделить три основных направления: : Мотивационное  Практическое спортивное Познавательное формирование умений и навыков для практического освоения принципов и ценностей олимпизма путем активного участия детей и молодежи в традиционных и нетрадиционных моделях физкультурно-спортивной деятельности. формирование знаний об олимпийских играх, истории олимпийского движения, о гуманистических идеалах и ценностях олимпизма; формирование интереса к спорту, потребности в спортивных занятиях, стремление к достижению спортивного результата;

Олимпийская культура личности

— это специфическая философия жизни, включающая в себя духовное содержание спорта. Она несет в себе исторический и мировоззренческий потенциалы. В связи с этим возрастает роль олимпийского образования, содержание которого должно определяться освоением ценностей олимпийской культуры.

В программу олимпийского образования детей и молодежи можно выделить три основных направления: :

Мотивационное

Практическое спортивное

Познавательное

формирование умений и навыков для практического освоения принципов и ценностей олимпизма путем активного участия детей и молодежи в традиционных и нетрадиционных моделях физкультурно-спортивной деятельности.

формирование знаний об олимпийских играх, истории олимпийского движения, о гуманистических идеалах и ценностях олимпизма;

формирование интереса к спорту, потребности в спортивных занятиях, стремление к достижению спортивного результата;

В России широкое распространение получают занятия, специально организуемые для олимпийского образования детей и молодежи — олимпийские уроки, уроки олимпийских знаний, уроки олимпизма, олимпийские часы и т. д. Австрии, Германии и некоторых других странах используется такая внеучебная форма организации олимпийского образования, как «Малые Олимпийские игры», «Олимпийские дни», «Олимпийские мили» и другие олимпийские соревнования детей, подростков и молодежи. Чаще всего они проводятся в связи с Олимпийскими играми (летними и зимними). Важную роль в развитии Олимпийского образования играет информационная популяризация

В России широкое распространение получают занятия, специально организуемые для олимпийского образования детей и молодежи — олимпийские уроки, уроки олимпийских знаний, уроки олимпизма, олимпийские часы и т. д.

Австрии, Германии и некоторых других странах используется такая внеучебная форма организации олимпийского образования, как «Малые Олимпийские игры», «Олимпийские дни», «Олимпийские мили» и другие олимпийские соревнования детей, подростков и молодежи. Чаще всего они проводятся в связи с Олимпийскими играми (летними и зимними).

Важную роль в развитии Олимпийского образования играет информационная популяризация

Апробированы на практике и разнообразные формы информационной работы среди детей и юношей: — Олимпийский день; — изготовление олимпийский символики, фильмов и слайдов; — проведение конкурсов рисунков, фотографий и т. п.; — театральные постановки на спортивную и олимпийскую тематику; — оформление стендов, фотовитрин и даже «олимпийских залов»; — проведение лекций, семинаров, диспутов, дискуссий, конференций, викторин по олимпийской тематике, обсуждение интересных книг или фильмов, посвященных спорту, Олимпийским играм; — конкурсы «знатоков олимпизма»; — встречи с известными спортсменами, участниками Олимпийских игр и тренерами сборных команд; — создание Олимпийских клубов и музеев — школьных, вузовских, городских и др.; — организация олимпийского образования на базе детских и молодежных олимпийских лагерей; — организация переписки со школьниками, студентами, спортсменами других стран, интересующимися проблемами олимпийского движения.

Апробированы на практике и разнообразные формы информационной работы среди детей и юношей:

— Олимпийский день;

— изготовление олимпийский символики, фильмов и слайдов;

— проведение конкурсов рисунков, фотографий и т. п.;

— театральные постановки на спортивную и олимпийскую тематику;

— оформление стендов, фотовитрин и даже «олимпийских залов»;

— проведение лекций, семинаров, диспутов, дискуссий, конференций, викторин по олимпийской тематике, обсуждение интересных книг или фильмов, посвященных спорту, Олимпийским играм;

— конкурсы «знатоков олимпизма»;

— встречи с известными спортсменами, участниками Олимпийских игр и тренерами сборных команд;

— создание Олимпийских клубов и музеев — школьных, вузовских, городских и др.;

— организация олимпийского образования на базе детских и молодежных олимпийских лагерей;

— организация переписки со школьниками, студентами, спортсменами других стран, интересующимися проблемами олимпийского движения.

Самое главное состоит в том, чтобы создать реальные стимулы, побуждающие субъектов не только признавать самосовершенствование, гармоничное развитие личности и принципы «честной игры» в качестве важных ценностей олимпизма, но и действительно ориентироваться на них в своем поведении, направлять свои усилия на их воплощение в жизнь. К сожалению, в реальной практике педагогической работы в рамках олимпийского образования наблюдается чрезмерное увлечение просветительским подходом. Иногда цели и задачи этой работы вообще сводят к задаче формирования у детей и молодежи олимпийской образованности.

Самое главное состоит в том, чтобы создать реальные стимулы, побуждающие субъектов не только признавать самосовершенствование, гармоничное развитие личности и принципы «честной игры» в качестве важных ценностей олимпизма, но и действительно ориентироваться на них в своем поведении, направлять свои усилия на их воплощение в жизнь.

К сожалению, в реальной практике педагогической работы в рамках олимпийского образования наблюдается чрезмерное увлечение просветительским подходом. Иногда цели и задачи этой работы вообще сводят к задаче формирования у детей и молодежи олимпийской образованности.

Цели образовательных учреждений в сфере олимпийского образования детей и подростков включение содержания деятельности по пропаганде олимпийского движения в программы духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России; вовлечение максимального числа детей в спортивно-оздоровительную деятельность; формирование мотивации у школьников к занятиям физической культурой и спортом в образовательном учреждении и за его пределами; формирование отношения к здоровому образу жизни и занятиям спортом как к стилю жизни современного гражданина; просвещение школьников и их родителей о роли физической культуры и спорта в сохранении здоровья. формирование у детей и молодежи не любых связанных со спортом и физическим воспитанием знаний, интересов, умений и навыков , а лишь тех, которые ориентируют его на высокие достижения в спорте, на соответствующую физическую подготовку, а вместе с тем позволяют правильно оценить и в полной мере использовать гуманистический потенциал спорта и физического воспитания, а также избежать их антигуманного применения .

Цели образовательных учреждений в сфере олимпийского образования детей и подростков

  • включение содержания деятельности по пропаганде олимпийского движения в программы духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России;
  • вовлечение максимального числа детей в спортивно-оздоровительную деятельность;
  • формирование мотивации у школьников к занятиям физической культурой и спортом в образовательном учреждении и за его пределами;
  • формирование отношения к здоровому образу жизни и занятиям спортом как к стилю жизни современного гражданина;
  • просвещение школьников и их родителей о роли физической культуры и спорта в сохранении здоровья.

формирование у детей и молодежи не любых связанных со спортом и физическим воспитанием знаний, интересов, умений и навыков , а лишь тех, которые ориентируют его на высокие достижения в спорте, на соответствующую физическую подготовку, а вместе с тем позволяют правильно оценить и в полной мере использовать гуманистический потенциал спорта и физического воспитания, а также избежать их антигуманного применения .

— интереса к спорту, потребности в систематических занятиях спортом, стремления показывать как можно более высокие спортивные результаты;

— такой ориентации на спорт, при которой он привлекателен в первую очередь и главным образом как сфера реализации потенциальных возможностей человека;

— ориентаций не всестороннее и гармонично развитого олимпийского атлета, homo olympicus, избираемого в качестве идеала (образца для подражания), облик которого в полной мере соответствует девизу Кубертена: «Возвышенный дух в развитом теле!»;

— чувств и переживаний в связи с участием в соревновательной деятельности, в том числе чувства личной ответственности за реализацию поставленной в спорте личной или командной задачи, самооценкой физических и психических возможностей личности в связи с показанным спортивным результатом;

— готовности через приобщение к состязательной деятельности соблюдать нормы здорового образа жизни, укреплять здоровье для своего гармоничного, разностороннего развития, совершенствования как физических, так и духовных (интеллектуальных, нравственных, эстетических) способностей;

— прививать основы физической культуры личности через формирование потребностей, интересов и успешных мотивов к участию в соревновательной деятельности;

— используя соревновательную деятельность, прививать гуманистические ценности, избегать стремления к наживе, нарушению антидопинговых правил, воспитывать чувство негодования, связанного с любыми нарушениями нравственности.

Главное: создать реальные стимулы, побуждающие участников олимпийских мероприятий не только признавать самосовершенствование, гармоничное развитие личности и принципы «честной игры» в качестве важных ценностей олимпизма, но и действительно ориентироваться на них в своем поведении, направлять свои усилия на их воплощение в жизнь.

С точки зрения мотивации в рамках системы олимпийского образования должна решаться группа взаимосвязанных задач, которые предполагают формирование и развитие у молодых людей:


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!