Российская система олимпийского образования
Олимпизм - как один из видов общественного сознания, обусловленного историческими, морально-нравственными и эстетическими представлениями, нормами и правилами
Принципы Олимпизма П.д.Кубертена
Первый принцип был связан с образовательной и воспитательной ролью личности спортсмена, воплощающей единство тела, воли и разума, религиозный дух спорта как средство формирования моральных и жизненных устоев членов «нового человеческого общества».
Второй принцип определял равенство всех людей в их стремлении к постоянному физическому, культурному, интеллектуальному совершенству, гармоничному развитию и универсальности.
Третий принцип опирался на идею «честной игры», жесткой конкуренции, но в духе товарищества и кодекса чести, характерных для рыцарства.
Четвертый принцип был позаимствован из опыта проведения Олимпийских игр в Древней Греции и представляется в виде перемирия, прекращения военных действий и конфликтов во время проведения Олимпийских игр как проявления мирного сотрудничества.
Пятый принцип предопределял единство состязательного спорта с историей, литературой, музыкой, изобразительным искусством, которые должны отражаться в праздновании Олимпийских игр, способствовать эстетическому и гуманистическому воспитанию, гармоничному развитию людей
президент Международного олимпийского комитета с 1952 по 1972 гг. Дольше Брэндеджа во главе МОК стояли только Пьер де Кубертен и Хуан Антонио Самаранч
инициировал отмену проводившихся на протяжении многих лет в программах Олимпийских игр конкурсов искусств с определением победителей в сферах архитектуры, литературы, живописи, музыки, скульптуры, обосновывая это борьбой с разными проявлениями профессионализма в олимпийском спорте
«олимпийское образование»
впервые это понятие было введено в 1975 г. немецким историком Норбертом Мюллером, который в течение многих последующих лет проявлял высокую активность в развитии олимпийского образования в духе концепции Кубертена, активно сотрудничая с МОК и Международной олимпийской академией (МОА).
термин «олимпийское образование» был использован еще в 1948 г. в докладе президента Олимпийского комитета Соединенных Штатов Америки Кеннета Уилсона, который, встречаясь с членами американской команды во время проводившихся в Лондоне Игр XIV Олимпиады, заявил: «Анализируя нашу деятельность, я прихожу к выводу, что ужасным провалом в ней является отсутствие олимпийского образования молодежи Америки... Необходимо развить сотрудничество в области олимпийского образования и через исполнительного директора распространять образовательные олимпийские материалы и информацию, что стало бы для всех национальным интересом »
«Олимпию следует сделать центром духовной культуры. Именно здесь предстоит создать Олимпийскую академию, подобную академии Платона.» 1942 г. перед членами Олимпийского комитета Греции
Открыть Международную олимпийскую академию (МОА) удалось лишь в 1961 г. В последующие годы она превратилась в популярнейший центр изучения истории Олимпийских игр, идеалов и ценностей олимпизма, место интенсивного международного сотрудничества молодежи и специалистов многих стран со всех пяти континентов.
Хуан Антонио Самаранч
Президент МОК 1980-2001гг.
При его поддержке национальные олимпийские академии стали создаваться в разных странах различных регионов мира. В настоящее время количество таких академий достигло 150
концепция профессора В. И. Столяров и которую поддерживает большинство организаторов олимпийского образования , данная педагогическая деятельность предусматривает решение комплекса взаимосвязанных задач, в том числе формирование:
— знаний об истории Олимпийских игр и олимпийского движения в целом;
— представлений об идеалах и ценностях олимпизма, формирование таких интересов, потребностей, установок, которые способствуют «олимпийской» ориентации на спорт;
— культурно-гуманистической доминанты у субъекта, включенного в олимпийский образовательный процесс, содействие раскрытию духовного и нравственного потенциала личности человека;
— нравственного сознания, соответствующей системы чувств и эмоциональных реакций в спорте, например, чувства социальной ответственности за участие в спортивном движении;
— высоконравственного спортивного поведения в спорте, определяемого требованиями правил, норм и критериев справедливой спортивной борьбы, а также формирование убфеждения в том, что только такое поведение является единственно правильным;
— желания участвовать в олимпийских состязаниях и всегда демонстрировать в них честное, благородное, рыцарское поведение — в соответствии с принципами «Фэйр-Плей»;
— стремления быть участником олимпийского движения, разъяснять и пропагандировать идеи олимпизма, содействовать его развитию и т. д.;
— качеств и способностей, умений и навыков, обеспечивающих готовность субъекта к реализации олимпийских идеалов и ценностей;
— эстетической способности действовать в ходе занятий спортом «по законам красоты» и отображать спорт средствами искусства;
— умений и навыков правильного общения с тренерами, судьями и спортсменами;
— умений и навыков разъяснять и пропагандировать идеи олимпизма;
— бережного отношения к природе в ходе занятий спортом.
Олимпийская культура личности
— это специфическая философия жизни, включающая в себя духовное содержание спорта. Она несет в себе исторический и мировоззренческий потенциалы. В связи с этим возрастает роль олимпийского образования, содержание которого должно определяться освоением ценностей олимпийской культуры.
В программу олимпийского образования детей и молодежи можно выделить три основных направления: :
Мотивационное
Практическое спортивное
Познавательное
формирование умений и навыков для практического освоения принципов и ценностей олимпизма путем активного участия детей и молодежи в традиционных и нетрадиционных моделях физкультурно-спортивной деятельности.
формирование знаний об олимпийских играх, истории олимпийского движения, о гуманистических идеалах и ценностях олимпизма;
формирование интереса к спорту, потребности в спортивных занятиях, стремление к достижению спортивного результата;
В России широкое распространение получают занятия, специально организуемые для олимпийского образования детей и молодежи — олимпийские уроки, уроки олимпийских знаний, уроки олимпизма, олимпийские часы и т. д.
Австрии, Германии и некоторых других странах используется такая внеучебная форма организации олимпийского образования, как «Малые Олимпийские игры», «Олимпийские дни», «Олимпийские мили» и другие олимпийские соревнования детей, подростков и молодежи. Чаще всего они проводятся в связи с Олимпийскими играми (летними и зимними).
Важную роль в развитии Олимпийского образования играет информационная популяризация
Апробированы на практике и разнообразные формы информационной работы среди детей и юношей:
— Олимпийский день;
— изготовление олимпийский символики, фильмов и слайдов;
— проведение конкурсов рисунков, фотографий и т. п.;
— театральные постановки на спортивную и олимпийскую тематику;
— оформление стендов, фотовитрин и даже «олимпийских залов»;
— проведение лекций, семинаров, диспутов, дискуссий, конференций, викторин по олимпийской тематике, обсуждение интересных книг или фильмов, посвященных спорту, Олимпийским играм;
— конкурсы «знатоков олимпизма»;
— встречи с известными спортсменами, участниками Олимпийских игр и тренерами сборных команд;
— создание Олимпийских клубов и музеев — школьных, вузовских, городских и др.;
— организация олимпийского образования на базе детских и молодежных олимпийских лагерей;
— организация переписки со школьниками, студентами, спортсменами других стран, интересующимися проблемами олимпийского движения.
Самое главное состоит в том, чтобы создать реальные стимулы, побуждающие субъектов не только признавать самосовершенствование, гармоничное развитие личности и принципы «честной игры» в качестве важных ценностей олимпизма, но и действительно ориентироваться на них в своем поведении, направлять свои усилия на их воплощение в жизнь.
К сожалению, в реальной практике педагогической работы в рамках олимпийского образования наблюдается чрезмерное увлечение просветительским подходом. Иногда цели и задачи этой работы вообще сводят к задаче формирования у детей и молодежи олимпийской образованности.
Цели образовательных учреждений в сфере олимпийского образования детей и подростков
- включение содержания деятельности по пропаганде олимпийского движения в программы духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России;
- вовлечение максимального числа детей в спортивно-оздоровительную деятельность;
- формирование мотивации у школьников к занятиям физической культурой и спортом в образовательном учреждении и за его пределами;
- формирование отношения к здоровому образу жизни и занятиям спортом как к стилю жизни современного гражданина;
- просвещение школьников и их родителей о роли физической культуры и спорта в сохранении здоровья.
формирование у детей и молодежи не любых связанных со спортом и физическим воспитанием знаний, интересов, умений и навыков , а лишь тех, которые ориентируют его на высокие достижения в спорте, на соответствующую физическую подготовку, а вместе с тем позволяют правильно оценить и в полной мере использовать гуманистический потенциал спорта и физического воспитания, а также избежать их антигуманного применения .
— интереса к спорту, потребности в систематических занятиях спортом, стремления показывать как можно более высокие спортивные результаты;
— такой ориентации на спорт, при которой он привлекателен в первую очередь и главным образом как сфера реализации потенциальных возможностей человека;
— ориентаций не всестороннее и гармонично развитого олимпийского атлета, homo olympicus, избираемого в качестве идеала (образца для подражания), облик которого в полной мере соответствует девизу Кубертена: «Возвышенный дух в развитом теле!»;
— чувств и переживаний в связи с участием в соревновательной деятельности, в том числе чувства личной ответственности за реализацию поставленной в спорте личной или командной задачи, самооценкой физических и психических возможностей личности в связи с показанным спортивным результатом;
— готовности через приобщение к состязательной деятельности соблюдать нормы здорового образа жизни, укреплять здоровье для своего гармоничного, разностороннего развития, совершенствования как физических, так и духовных (интеллектуальных, нравственных, эстетических) способностей;
— прививать основы физической культуры личности через формирование потребностей, интересов и успешных мотивов к участию в соревновательной деятельности;
— используя соревновательную деятельность, прививать гуманистические ценности, избегать стремления к наживе, нарушению антидопинговых правил, воспитывать чувство негодования, связанного с любыми нарушениями нравственности.
Главное: создать реальные стимулы, побуждающие участников олимпийских мероприятий не только признавать самосовершенствование, гармоничное развитие личности и принципы «честной игры» в качестве важных ценностей олимпизма, но и действительно ориентироваться на них в своем поведении, направлять свои усилия на их воплощение в жизнь.
С точки зрения мотивации в рамках системы олимпийского образования должна решаться группа взаимосвязанных задач, которые предполагают формирование и развитие у молодых людей: