СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Российская цивилизация: особенности становления и развития. Место России в мировой истории.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

разработка урока по истории России в 9  классе

Просмотр содержимого документа
«Российская цивилизация: особенности становления и развития. Место России в мировой истории.»











УРОК – ЛЕКЦИЯ















Тема урока: Российская цивилизация: особенности становления и развития. Место России в

мировой истории.


Тип урока: изучение нового материала

Форма урока: лекция

Цели урока:

Образовательная – изучить особенности становления и развития российской цивилизации

Развивающая – развить способности анализировать историческую информацию, представленную в

разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

Воспитательная – воспитание чувства патриотизма и гражданственности путем привлечения

сведений об особенностях становления и развития российской цивилизации


Оборудование: презентация по теме



Оформление доски:

Основные термины:



История


Цивилизация


источник

Тема: Российская цивилизация: особенности становления и

развития. Место России в мировой истории.

Цель: изучить особенности становления и развития

российской цивилизации

План:

  1. Особенности становления и развития Российской цивилизации

  2. История России – часть всемирной истории

  3. История и современность.

  4. Источники по истории России.

Основные даты:



Ход урока:

Структурные компоненты лекции

Методические действия учителя

Учебная деятельность ученика

Организационный момент

(2 мин)

- приветствие учащихся;

- проверка их явки и готовности к уроку;

- разъясняет тему и план урока

- положительный настрой на работу на уроке.

- приветствие учителя;

- положительный настрой на работу на уроке.

Изучение нового материала

  1. мин)

  1. Особенности становления и развития Российской цивилизации


Вступив в XXI в., человечество все более задумывается над перспективами развития общества, культуры и цивилизации. Цивилизация — это итог достижений народа или народов в создании определенного социально-культурного образования и состояния с присущим ему типом бытия и жизнедеятельности людей, с характерными ценностными установками и ориентациями, духовными принципами и нормами образа жизни.

История российской цивилизации и восточнославянских этносов таит много загадок и тайн. Времена, предшествовавшие принятию христианства, по словам историка Н.И. Костомарова, наполнены сказаниями, которые нельзя принять как истинные.

Вопросы «Что именно, Восток или Запад, преобладает в ней?» «В каком направлении идет развитие России?» имели и до сих пор имеют дискуссионный характер. Одни историки видели в России часть Европы, хотя отмечали, что она развивается более медленно. Другие решительно разъединяли ее с Европой, утверждая, что это самобытная цивилизация, у которой есть свой собственный исторический путь.

По географическому положению и по этническому составу Россия совмещает в себе Европу и Азию. Не случайно ее называли Евразией или Срединным миром, подчеркивая ее промежуточное положение между Западом и Востоком.

Особенность развития российской цивилизации состояла в том, что ее формирование и становление происходило в определенной духовно-ценностной религиозной форме, под мощным влиянием Православия и РПЦ. Она проявила способность преображать общественное бытие на основах христианства и определять тем самым все сферы культуры народа и образ жизни людей. В то же время, например в XX в., российская цивилизация прогрессировала и в безрелигиозной, атеистической форме. Ныне полноценное цивилизационное развитие России немыслимо без преодоления социокультурного и духовно-нравственного кризиса и выяснения роли Православия в формировании прошлого, настоящего и будущего российской цивилизации.

Вопрос: Какое значение для мировой истории имело формирование российской цивилизации?


  1. История России – часть всемирной истории


Историю России можно познать только исходя из задач изучения общей истории человечества. Общая история человечества носит название всеобщей истории. На научном языке слово “история” (от греч. historia-рассказ о прошедшем) понимается двояко процесс развития природы и общества, движение во времени, и как наука, изучающая прошлое человечества, факты, события и процессы на базе исторических источников.

Содержанием истории как отрасли научного знания служит исторический процесс, т. е. жизнь человечества в ее развитии и его результатах. Человеческая общность выражается в разнообразных союзах людей, родовых, племенных, государственных образованиях, нациях и народностях, которые возникают, растут, перемещаются, переходят из одного в другое, наконец, разрушаются возникновение, рост, развитие, упадок этих людских союзов со всеми условиями и последствиями их жизни и есть то, что мы называем историческим процессом.

В ходе исторического процесса сменялись народы и поколения, перемещались сцены исторической жизни, но нить исторического развития не прерывалась, народы и поколения подобно звеньям смыкались в непрерывную цепь, и то, что отложилось и уцелело, дошло до нас и стало частью нашего существования, а от нас перейдет к тем, кто придет нам на смену. Этот сложный процесс является главным содержанием всемирной истории, в хронологическом порядке и последовательной связи причин и следствий изображающей жизнь народов.

Таким образом, всемирная история есть комплексная наука, которая включает в себя: историю отдельных стран и народов; историю различных сфер общественной жизни (экономическую, военную историю, историю внешней политики и др.; историю наук философии, математики, историография и др.)щ; историю отдельных периодов жизни человечества: (первобытного общества, древнего мира, средних веков, нового и новейшего времени).

Существуют исторические науки, специализирующиеся на изучении исторических источников: источниковедение, археология, этнография (этнология).

Вопрос: Как история как наука о прошлом может быть связана с событиями современности?


  1. История и современность.


Историю страны можно сравнить с биографией человека. Знакомясь с тем, с кем нам предстоит вместе жить или работать, мы обычно стараемся побольше узнать о его прошлом. Нас интересует, где он родился и вырос, кто его родители, какое образование он получил… Все это, накладываясь на опыт повседневности, позволяет нам составить более или менее верное представление о человеке, его достоинствах и недостатках. История любого народа – та же биография. Она помогает правильно понять его настоящее и до некоторой степени заглянуть в будущее.

Современная Россия представляет собой сложное и противоречивое общество, одной из особенностей которого является то, что принято называть кризисом идентичности. Общество не имеет ясного представления ни о своем прошлом, ни о своем настоящем.

Разные люди с разной степенью остроты воспринимают общественные проблемы и потрясения. И ухитряются и в самые бурные времена спать спокойно, другие догадываются, что вокруг происходит что-то необычное, но предпочитают жить по принципу «моя хата с краю». Однако человек, наделенный разумом и чувством ответственности, захочет понять общество, в котором он живет. И тогда история станет для него надежным посохом на долгом и тернистом пути познания.

История дает необходимые знания для того, чтобы быть свободным. Человек, знающий историю своей страны, сможет иметь собственную точку зрения, самостоятельную позицию в собственной жизни.

Вопрос: Какие источники по изучению истории используются в современном обществе и школе?


  1. Источники по истории России.


Исторические источники — весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и запечатлевших отдельные факты и свершившиеся события, на основании которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе, выдвигаются гипотезы о причинах или последствиях, повлекших за собой те или иные исторические события.

Древнюю историю Отечества мы знаем благодаря летописям -- погодным изложениям основных событий с точным указанием их дат. Древние летописи дошли до нас в списках ХIV--ХVIII вв.

Так, самая известная начальная летопись Нестора представляет собой свод ХII в., дошедший до нас в составе Лаврентьевского списка 1377 г. и Ипатьевского списка ХIV--ХV вв. По первым словам ее называют «Повестью временных лет»: «Се повести временных лет черноризца Федосьева Печорского монастыря откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первые княжити, и откуда Русская земля стала есть».

С ХVI в. рядом с летописями создавались хронографы -- обзоры всемирной истории, к которым образованное общество проявляло повышенный интерес в ХVII в. Первый хронограф был составлен в 1512 г. псковским старцем Филофеем, автором теории «Москва -- Третий Рим». Второй появился в 1616--1617 годах и описывал древние события на основе материалов хронографа Филофея, современные же излагал самостоятельно.

Другим важнейшим видом литературных исторических источников являются свидетельства, сказания, повести, житийные произведения. В их ряду выделяют исторические свидетельства греческих (Геродот), римских (Тацит), византийских (Прокопий, Псевдо-Маврикий, Константин Багрянородный и др.), готских (Иордан) и арабских (Ибн-Фадлан) писателей, а также свидетельства скандинавских и западноевропейских хроник о славянах начальных веков русской истории.

Мемуары как жанр исторического литературного повествования возникли в эпоху позднего феодализма (ХVII в.), а широкое развитие получили в ХIХ--ХХ вв. Это источник личного происхождения, по природе своей доверительный, интимный, содержит воспоминания и рассказы очевидцев и современников о событиях личной и общественной жизни. В мемуарах ценен фактический материал, но их отличает крайняя субъективность в его подаче. Дневники в отличие от мемуаров считаются более достоверными источниками, ибо записи их обычно синхронны описываемым явлениям. Недостаток дневников -- дробность, отрывочность изложения. Дневники, которые ведутся регулярно, на протяжении многих лет, -- редкое исключение из правила.

Периодическая печать возникла в России в начале XVIII в. из государственной потребности в международной информации. Если не считать рукописных газет московских царей XVII в., первенцем официозной журналистики были петровские «Ведомости». История частной периодики началась с публикации «Ежемесячных сочинений к пользе и увеселению служащих», предпринятой Академией наук по инициативе М.В. Ломоносова. Наибольшую известность приобрели ежемесячники: А.П. Сумарокова -- «Трудолюбивая пчела», Н.И. Новикова -- «Трутень», «Кошелек» и «Живописец», И.А. Крылова -- «Почта духов».

Комплекс статистических источников по истории России прошел в своем развитии три этапа: ХVIII -- начало XIX в., XIX -- начало XX в. и советский период.




Записывает в тетрадь:

Цивилизация — это итог достижений народа

или народов в создании определенного

социально-культурного образования и

состояния с присущим ему типом

бытия и жизнедеятельности людей, с

характерными ценностными

установками и ориентациями,

духовными принципами и нормами

образа жизни.




















Записывает в тетрадь:

Особенность развития российской цивилизации - формирование и становление происходило в определенной духовно-ценностной религиозной форме, под мощным влиянием Православия и РПЦ.

Ныне полноценное цивилизационное развитие России немыслимо без преодоления социокультурного и духовно-нравственного кризиса и выяснения роли Православия в формировании прошлого, настоящего и будущего российской цивилизации.











Записывает в тетрадь:

На научном языке слово “история” (от греч. historia-рассказ о прошедшем) понимается двояко процесс развития природы и общества, движение во времени, и как наука, изучающая прошлое человечества, факты, события и процессы на базе исторических источников.

Содержанием истории как отрасли научного знания служит исторический процесс, т. е. жизнь человечества в ее развитии и его результатах. Человеческая общность выражается в разнообразных союзах людей, родовых, племенных, государственных образованиях, нациях и народностях, которые возникают, растут, перемещаются, переходят из одного в другое разрушаются возникновение, рост, развитие, упадок этих людских союзов со всеми условиями и последствиями их жизни и есть то, что мы называем историческим процессом.






























Историю страны можно сравнить с биографией человека. История помогает правильно понять его настоящее и до некоторой степени заглянуть в будущее. Современная Россия представляет собой сложное и противоречивое общество, одной из особенностей которого является то, что принято называть кризисом идентичности. Общество не имеет ясного представления ни о своем прошлом, ни о своем настоящем. История дает необходимые знания для того, чтобы быть свободным. Человек, знающий историю своей страны, сможет иметь собственную точку зрения, самостоятельную позицию в собственной жизни.


























Исторические источники — весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и запечатлевших отдельные факты и свершившиеся события, на основании которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе, выдвигаются гипотезы о причинах или последствиях, повлекших за собой те или иные исторические события.













хронографы -- обзоры всемирной истории, к которым образованное общество проявляло повышенный интерес в ХVII в.

















Мемуары — записки современников, повествующие о событиях, в которых автор мемуаров принимал участие или которые известны ему от очевидцев. Важная особенность мемуаров заключается в установке на «документальный» характер текста, претендующего на достоверность воссоздаваемого прошлого.

Дневник — совокупность фрагментарных записей, которые делаются для себя, ведутся регулярно и чаще всего сопровождаются указанием даты. Такие записи организуют индивидуальный опыт и как письменный жанр сопровождают становление индивидуальности в культуре, формирование «я».








Закрепление

(5 мин)

Для закрепления выше обозначенного материала можно использовать следующие вопросы:

  1. Что такое цивилизация?

  2. Назовите особенности российской цивилизации

  3. Как связаны история и современность?

  4. Почему история России является частью мировой истории?

  5. Назовите основные источники изучения истории

Отвечает на вопросы:

  1. итог достижений народа или народов в создании определенного социально-культурного образования и состояния с присущим ему типом бытия и жизнедеятельности людей, с характерными ценностными установками и ориентациями, духовными принципами и нормами образа жизни.

  2. формирование и становление происходило в определенной духовно-ценностной религиозной форме, под мощным влиянием Православия и РПЦ

  3. преемственность поколений, возможность прогнозирования событий на основе опыта и т.п.

  4. Историю России можно познать только исходя из задач изучения общей истории человечества

  5. Летопись, дневник, мемуары, своды, периодическая печать и т.д.

Домашнее задание

(2-3 мин)

Написать мини-сочинение на тему «Моя семьи в контексте истории России»

запись задания в дневник

Подведение итогов

(3 мин)

Учитель благодарит учеников за работу, объявляет тему следующего занятия, дает ученикам вопросы для подготовки

Внимательно слушает, прощается с учителем. Наводит порядок на рабочем месте




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!