СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Российский Златоуст": архиепископ Феофан Прокопович.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматриваются деятельность и основные черты личности  архиепископа Новгородского Феофана Прокоповича.

Просмотр содержимого документа
«"Российский Златоуст": архиепископ Феофан Прокопович.»

«РОССИЙСКИЙ ЗЛАТОУСТ»: АРХИЕПИСКОП ФЕОФАН ПРОКОПОВИЧ.

Рязанов Олег Геннадьевич

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» (с углубленным изучением отдельных предметов), город Моршанск, Россия

Аннотация. В статье рассматриваются деятельность и основные черты личности архиепископа Новгородского Феофана Прокоповича.

Ключевые слова: Русская православная церковь, Синод, патриаршество, секуляризация.

Среди сподвижников Петра Великого было немало ярких личностей обладающих огромными талантами, государственным мышлением, но среди них всегда особо выделяется архиепископ Новгородский, церковный и политический деятель, писатель и ученый Феофан Прокопович.

Петру для проведения реформы церкви, целью которой ликвидация патриаршества и превращение её в часть государственной машины необходимы были помощники среди церковных деятелей. Феофан Прокопович стал верным сподвижником Петра I в реформах Русской православной церкви.

С.Г. Пушкарев пишет: «Петр надеялся найти более покладистых и более сочувственно относящихся к его реформам иерархов среди западнорусского духовенства, и, вызывая «киевлян» в Москву, он предоставлял им епископские кафедры в разных городах; главными его сотрудниками были Стефан Яворский – митрополит рязанский, Феофан Прокопович епископ псковский (политик и публицист), Димитрий – митрополит Ростовский (известный церковный писатель). [7, с.243] Феофан Прокопович был прекрасно образован, учился в Киево-Могилянской академии, где ректором был его дядя, заменивший племяннику – сироте его родителей.

Талантливый юноша для того чтобы получить европейское образование вначале учится в польском училище, а в 1698 году отправляется в Рим. Феофан, перейдя в унию и приняв монашество в униатском базилианском (св. Василия Великого) ордене становится Самуилом. В Риме поступил в иезуитскую коллегию святого Афанасия, где прошел полный курс теологических наук. Прокопович слушал лекции в университетах Лейпцига, Халла, Йена и Рима. На талантливого молодого человека обратил внимание даже папа Климент XI. Здесь он познакомился со схоластическим богословием, с большим интересом изучал труды древних классиков, как греческих, так и латинских. Но Феофана Прокоповича все время тянуло на Родину и в 1702 году он, наконец, возвращается в Киев.

В 1704 году в Киеве он вновь обратился в православие, имея горячую любовь к Богу, он принимает монашеский постриг с именем Феофан.

В 1707–1709 годах Феофан преподавал в Киевской духовной академии философию, поэтику, риторику и богословие. Привлек внимание Петра I своим умом и мастерством ритора, обратившись к нему с торжественной речью во время посещения царем Софийского собора в 1709 году, где произнес панегирик царю по поводу Полтавской победы.

Феофан удачно сопоставил дату Полтавского сражения 27 июня с днем памяти Самсона и провел соответствующую параллель: библейский Самсон, раздирающий льва, и Петр, разбивший шведов, на гербе которых имелось изображение льва. Особенно приятным для царя - победителя было то, что не забыта была и простреленная вражеской пулей треуголка Петра.

В 1711 году Петр I брал Прокоповича в Прутский поход и убедился в том, что не только взгляды Феофана на церковь, отвечают духу проводимых им реформ, но и в его личной смелости. Ведь русская армия вместе с царем Петром была окружена многочисленным турецким войском. [2, с. 564]

В том же 1711 Петр назначил его ректором академии и игуменом Братского монастыря в Киеве. Для успешного проведения церковной реформы Петр в 1716 г. вызвал к себе в Петербург Феофана Прокоповича, а в 1718 году был рукоположен в сан епископа Псковского.

Конечно, Петр знал об отступничестве в юности Феофана от православной веры, но ведь и сам император всю жизнь жил по принципу «Цель – оправдывает средства». В глазах Петра I Феофан был человек практического ума и свободный от традиций московского духовенства.

Феофана можно назвать человеком страстно любившим познавать новое, так он с упоением читает стихи, пьесы, исторические сочинения и научные трактаты по физике и философии, по логике и астрономии. Он с большим вниманием знакомится с учением античных философов, таких как Платон, Аристотель, Цицерон, а также с философскими и научными взглядами Коперника, Галилео Галилея, Спинозы и других.

Несомненно, Феофан обладал способностью угадывать направление мысли Петра, он талантливо подбирал к реформам царя богословское обоснование. Можно сказать, Феофан просто боготворил Петра Великого. Даже бытовые нововведения Петра находили отклик архиепископа.

В сочинении «О мученичестве» он обличает «фанатиков», недовольных введением европейской одежды и бритьем бород, которые упорным неподчинением царю навлекают на себя его гнев. Феофан подчеркивает, что «кто не подчиняется державной̆ власти, народ или человек, тот «противится Богу самому».

Как пишет В.О. Ключевский «Преобразовательная деятельность Петра представлялась народу прямым продолжением того непонятного и бесцельного посягательства со стороны правительства на чистоту родной веры и родных обычаев, какое началось при царе Алексее». [7, с77]

В знаменитой проповеди Феофана Прокоповича "О власти и чести царской" подчеркивается мысль о том, что все сословия, включая духовенство, должны быть, подчинены монарху, а церковь, таким образом, лишалась своего исключительного положения и возможности влиять на решения царя.

В 1718 г. состоялся процесс царевича Алексея, который закончился его таинственной смертью. Известно, что Петр связывал измену Алексея с влиянием на него духовенства. [2, с.615] Феофан Прокопович, зная о невиновности Алексея, пытался защитить Петра I от осуждения потомками казни Алексея Петровича, доказывая его «непотребство и вред своему Отечеству».

Феофан Прокопович имел исключительное политическое чутье, поэтому в своей работе под заглавием «Правда, воли монаршей в определении наследника державы своей» он обосновывал право монарха на назначение преемника по собственному выбору.

В 1721 г. Петр уничтожил патриаршество в России. Руководство церковными делами стал осуществлять Святейший Правительствующий синод, президентом которого царь назначил Яворского. Делами же Синода фактически занимался ставший вице-президентом Феофан Прокопович.

Как пишет С.Ф. Платонов «Только в 1721 году последовала реформа церковного управления, которую Петр обдумал со свои любимцем и сотрудником, ученым псковским епископом Феофаном Прокоповичем». [4, с.320]

В "Духовном регламенте" - законодательном акте о создании духовной коллегии (синода), составленном Прокоповичем. Феофан Прокопович является автором "Духовного регламента" закона о создании духовной коллегии (Синода). В нем идея подчинения церкви государству получила свое окончательное воплощение. В угоду царю, он доказывал, что монастыри должны были встать на службу государству. При монастырях создавались училища, где обучались дети-сироты, а монахи работали учителями, писали учебники для школ, переводили книги на русский̆ язык, монахи должны были заниматься ремесленным производством. Настоятели монастырей̆ не должны были принимать в монахи никого до 30 лет, должников, скрывающихся от суда, и беглых солдат.

Самым негативным в «Духовном регламенте» было положение о разглашении тайны исповеди духовенством, в случае совершения человеком преступления. Огромный протест со стороны духовенства вызывала необходимость присяги по Уставу Духовной̆ коллегии. Как отмечает Е.В. Анисимов «Преобразования эти стали результатом целенаправленного движения петровской реформаторской мысли. Петр был убежден, что церковь – человеческий институт, который можно перестроить» [1, с.244]

После смерти 1725 году Петра Великого жизнь архиепископа Новгородского Феофана круто изменилась, из жизни ушел император, которому он верно и талантливо служил всю свою жизнь. За это время он смог легко нажить себе немало врагов за презрение к русским церковным традициям, за свой талант и близость к императору. Феофан проявляет к своим врагам непримиримость, и даже жестокость, проснулись как будто самые темные качества его личности. Теперь его оружием становятся не яркие проповеди, а доносы в Тайну канцелярию. И все же, благодаря своему невероятному политическому чутью, ему удалось стать на сторону тех дворян, которые разрушили замыслы «верховников» подачей государыне Анне Иоанновне известной челобитной о восстановлении самодержавия. [2, с. 646] Феофан вновь победил своих врагов и приобрел заметное положение при дворе и в Синоде.

В заключение можно отметить, что талант яркого публициста архиепископа Новгородского Феофана Прокоповича сыграл огромную роль в укреплении абсолютной монархии в России, а так же хорошую службу для подавления церковной оппозиции, способствовал развитию наук и учебных заведений России. Феофан Прокопович активно способствовал организации Академии наук, как историк участвовал в написании Истории Петра Великого. Прокопович не был противником веры и выступал лишь против суеверия и невежества в среде духовенства.


Список литературы:

  1. Анисимов Е.В. История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты. Спб.: Питер, 2009. 592 с.

  2. История России. В 2 т.Т.1. С древнейших времен до конца XVIII в./А.Н. Сахаров, Л.Е. Морозова, М.А. Рахматуллин и др., под ред. А.Н. Сахарова. М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006. 943 с.

  3. Карташев А. В. Очерки по истории русской̆ церкви: в 2-х т. М.: Терра, 1992. Т. 2. 558 с.

  4. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций в 3 кн. Кн.3 М.: Мысль, 1993. 558 с.

  5. Лотман Ю. М. Идеи общественного развития в русской̆ культуре // Очерки по истории русской̆ культуры XVIII – начала XIX века. М.: Школа «Языки русской̆ культуры», 1996. 830 с.

  6. Платонов С.Ф. История Россия. Спб. М.: Дельта, Аквариум, 1995. 528 с.

  7. Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. История Белорусского Экзархата. 2006. 402 с.

  8. Смирнов В. Г. Феофан Прокопович. М.: Соратник, 1994. 224 с.

RUSSIAN ZLATOUST: ARCHBISHOP FEOFAN PROKOPOVICH.


Annotation. The article examines the activities and main personality traits of

Archbishop of Novgorod Feofan Prokopovich.

Keywords: Russian Orthodox church, synod, patriarchate, secularization.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!