СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Российское общество в Петровскую эпоху

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучить все слои общества при правлении Петра Первого, состояние государства, его политические и экономические особенности при правлении Петра Первого.

Просмотр содержимого документа
«Российское общество в Петровскую эпоху»

Класс_______

Дата _______



Тема: Российское общество в Петровскую эпоху

Цели урока:

1.Изучить все слои общества при правлении Петра Первого, состояние государства, его политические и экономические особенности при правлении Петра Первого

2. Развивать формирование умений анализировать, сравнивать, делать вывод, работать с историческими источниками

3. Воспитывать толерантность, гуманность и интерес к изучению гуманитарных предметов

Ход урока

Оргмомент

1. Самоопределение к деятельности

Здравствуйте ребята.

«Явился Пётр… Он сквозь бурю и волны устремился к своей цели, Достиг – и всё переменилось!..

Сильною рукою дано новое движение России,

Мы уже не возвратимся к старине!..»

Н.М. Карамзин

Объясните смысл этих строк. Согласны ли вы с автором? Почему?

Кто герой нашего урока?


Учащиеся отвечают на вопрос

Самоопределение, коммуникативные

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Проверка домашнего задания

1) Написать письмо в прошлое. Адресат: от Петра 1до простого человека. Выскажите свое отношение к петровским реформам.

2) Составить кроссворд по теме: «Экономические реформы Петра 1».

3) Составить презентацию «Реформою стяжал он много славы».



Ученики представляю творческие работы, обсуждают спорные моменты, устраняют исторические ошибки

Коммуникативные – умение вести дискуссию

3. Постановка учебной задачи


Активизация знаний учащихся, создание проблемной ситуации


Вступительное слово учителя. Зачитывает строки о Петре I.

Мы вновь обращаемся к колоссу нашей истории – личности и эпохе Петра Великого. Вы теперь много знаете об этом. Предлагаю вам мнение учёных о Петре.

 «Пётр – великий государственный деятель, создатель могущественной империи, человек , благодаря которому Россия пошла по пути мировой цивилизации».  В. Татищев

 «Пётр -  разрушитель русских национальных устоев, а его реформы были «блестящей ошибкой».  М. Щербатов



И мы вновь видим неоднозначность этих оценок. Давайте попробуем сегодня увидеть петровские преобразования глазами простого человека. Вспомните сословия, которыми представлено допетровское общество.

Предположите, как могли реформы повлиять на правовое положение сословий? Сформулируйте тему и цель урока.


Ученики формулируют тему и цель урока

инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, целеполагание, формулирование познавательной цели, коммуникативные

4.Построение проекта выхода из затруднения


Указ о единонаследии (1714 г.) и Табель о рангах (1722 г.) изменили правовое положение дворянства.

Работа в парах.

1.Рассмотрите схему «Табель о рангах» (Приложение 1). Ответьте на вопросы.

- Положен ли в основу документа сословный принцип? Чем это можно объяснить?

- Вспомните «птенцов гнезда Петрова». Кто из них, не будучи знатного происхождения, смог дослужиться до высокого положения? Как это объясняет Табель о рангах?

2.Используя материал параграфа стр. 48, определите, с какими трудностями мог столкнуться дворянин эпохи Петра?


Демонстрация ЭОРpetr-velikiy.hotbox.ru/  «Сподвижники Петра» - Павел Ягужинский, Александр Меньшиков


Самостоятельная работа

Используя материал учебника стр. 49-50 «Город и горожане» исхему «Структура городского самоуправления в Европе»,сравните положение городов и горожан Европы и России в первой четверти XVIII века. Сделайте вывод.


Приложение 3

Тестирование

1.«Табель о рангах» - это:

А) правила светского поведения

Б) документ, определяющий систему чинов в России в XVIII - XIX веках

В) список наград, введённых при Петре 1

Г) ведомость для оплаты труда подчинённых Петра 1

2.Петровские реформы… (продолжите фразу)

А) предопределили отставание России от Запада

Б) привели к отмене крепостного права

В) ослабили российскую государственность

Г) ускорили экономическое развитие России

3. Определите общее понятие к терминамподушная подать, податное население, ревизские сказки:

А) ревизия Б) фискальная политика В) модернизация Г) протекционизм

4.Ухудшение положения крестьян в началеXVIIIвека объясняется:

А) приписыванием к мануфактурам

Б) возросшими государственными повинностями

В) мобилизацией на строительство флота и Санкт-Петербурга

Г) верны все ответы

5.Табель о рангах был введен в действие:

а) в 1722г.;

б) в 1721г.;

в) в 1720 г.;

г) в1719 г.



Ключ

1.Б

2.Г

3.А

4. Г

5.А


9