СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Российское общество XVIв.:"Служилые "и "тяглые" люди. 7 класс Технологическая карта урока с презентацией

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.Технология модульных уроков,самостоятельная работа с текстом учебника.Приложение:кроссворд,схема.

Просмотр содержимого документа
«технологическая карта Служилые и тягдые люди.7класс»

РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО XVI в.: «СЛУЖИЛЫЕ» И «ТЯГЛЫЕ»

Урок в 7 классе по истории России.

Учебник под редакцией* А.В. Торкунова. Москва. Просвещение. 2016.

*История России .С древнейших времен до к.16- 18вв.А.А.Данилов,Л.Г.Косулина.М:Просвещение.2014.

Тема изучается с использованием технологии модульных уроков.

Одной из главных целей в ходе работы с источниками (текстом учебника) является преобразование письменного текста в схематический: кластер, таблицу, иерархическую лестницу.

Тип урока

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Цель урока

Знать структуру российского общества в XVI в.

План урока

  1. Структура «служилых людей»

  2. Структура «тяглового населения»

методы и приемы
обучения

Технология модульных уроков, самостоятельная работа с текстом учебника

Основные понятия

  1. Роль личности правителя в истории страны

  2. «Служилое» и «тяглое» население

  3. Феодальная лестница

Планируемые результаты

Предметные: на основе самостоятельной работы определить структуру российского общества, особенности формирования сословий в России, их права и обязанности.

Метапредметные:

Переводить письменный текст в схемы и таблицы, проводить причинно-следственные связи, связывать смысл поговорок с изучаемым материалом,

Личностные: понимают роль личности в истории, влияние на ее деятельность различных объективных и субъективных факторов, дают характеристику нравственного аспекта деятельности правителей.

Оборудование

Учебник, Рабочие листы с заданиями

Структура урока


Этапы урока

Деятельность учителя

УУД

Деятельность учащихся

1. Актуализация

- Можем ли мы представить, что сегодня страной может управлять такой деспот как Иван Грозный?


1. Формируют суждение о роли личности правителя в истории страны и что влияет на его деятельность.

-Высказывают свое мнение

2. Мотивация и целеполагание

- Иван III и Василий III тоже были жестокими правителями.

А потом пойдет XVII в, XVIII в., и там мы встретим тоже очень суровых правителей. О чем это говорит?

А окружающие правителя люди могут влиять на него?

Сегодня на уроке мы узнаем, как в XVI в. было устроено российское общество, чтобы не допустить ослабления власти царя.

(Знакомит с темой урока), формой работы на уроке.


1. Связывают режим правления с исторической обстановкой.








2. Соотносят новый и известный материал.


3. Получают косвенную проблемную задачу.





- Высказывают причины этого.










Отвечают на вопрос и приводят примеры из жизни Ивана Грозного.









- Определяют задачи урока

3.Изучение новой темы.

Организует самостоятельную работу учащихся: раздает Рабочие листы (Приложение 1), просит учащихся прокомментировать пошаговый маршрут работы.

1. Понимают особенности работы на основе модульной технологии. Осознают учебные задачи.

2. Самостоятельно выбирают темп работы, объем выполняемых заданий.

- Знакомятся со структурой модульного урока, его пошаговым маршрутом.

  1. Самопроверка


Проводят самооценку своих знаний

Выставляют себе оценки в соответствии с критериями.

Решают кроссворд (у кого есть время)

  1. Рефлексия

Напоминает целевые установки каждого модуля

Соотносят результаты своей работы с поставленными целями

Учащиеся кратко обозначают итоги работы в соответствии с поставленными целями

  1. Домашняя работа

Кроссворд



ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО XVI в.: «СЛУЖИЛЫЕ» И «ТЯГЛЫЕ»

(Модульный урок)

Цель: определить структуру российского общества, особенности формирования сословий в России, их права и обязанности.



УЭ

баллы

Содержание

Источники

УЭ 1.




3 б.











2 б.




3 б.

Тема: «Служилые люди»

Цель: Определить структуру служилых людей, их иерархию (лестницу от низшего к высшему), права и обязанности.

Задание 1. Феодальное общество в Европе представляло собой феодальную лестницу. В России служилые люди – это тоже феодалы. Распределите их на лестнице.









Задание 2. Можно ли было «служилому» человеку подняться по карьерной лестнице? ____________. Какое понятие регламентировало (определяло порядок) его место на службе?________________________

Задание 3. Существовала поговорка «Когда крестьянина не будет, тогда не будет и солдата». Какое основное право и главная обязанность служилых людей зашифрованы в этой поговорке? (Обратите внимание на то, что крестьяне в XVI в армии не служили). Право-______________ ___________________Обязанность - _______________________________


§ 9, стр. 70-71

УЭ 2.



3 б.








4 б.

Тема: Крестьянский мир.

Цель: Узнать, на какие группы делилось крестьянство, как и почему оно становилось крепостным.

Задание 1. Составьте схему:

«Состав крестьян в России в XVI в»



Задание 2. Постепенно государство закрепощало крестьян. Как происходил этот процесс? Заполните логическую схему.

Причины Процесс закрепощения в XVI в. Итог


1581

1597

Крепостное право





Стр. 72-73

УЭ 3.




3 б.












1 б.


1 б.


1 б.


1 б.

Тема: Городское население.

Цель: Определить, какие слои составляли городское население и каковы были их льготы и обязанности.

Задание 1. Поместите слои городских жителей в схему «кластер»

Городское население












Задание 2.

  1. Подчеркните одной чертой жителей, которые не платили никаких налогов

  2. Подчеркните двумя чертами посадских жителей, которым разрешалась заграничная торговля и они платили особые налоги

  3. Подчеркните тремя чертами зажиточных посадских жителей и платили налоги, как и все остальное податное население города.

  4. Подчеркните четырьмя чертами посадских жителей, которые держали небольшие мастерские и лавочки, платили основные подати.

Стр. 74-75

Итог: 18-22 б – «5» 14-17 б – «4» 9-13 б. – «3»


Дома

Кроссворд




Самопроверка

Кроссворд

По горизонтали:

1. Это был высший слой в российского общества, в него входило только 40 семей.

2. Это были «дети», но не родные, а провинциальные служащие.

4. Свободные (государственные) крестьяне

5. Эти крестьяне жили в поместьях царя

7. Район города, где жило торгово-ремесленное население.

9. Крестьяне, принадлежащие дворянам и боярам.

10. Главная обязанность дворян и бояр.


По вертикали:

3. Эти дворяне служили в столице.

6. Богатые купцы, занимающиеся крупной торговлей.

8. Название слобод (городских районов), освобожденных от податей (налогов).







8



10
















3



6





1








7


















2













4












9



















5
















Кроссворд. Ответы.





































8














10

с

л

у

ж

б

а


















е















3



л


6














м



ы


г












1

б

о

я

р

е


о











7

п

о

с

а

д



с














к





т












2

б

о

я

р

с

к

и

е













в













4

ч

е

р

н

о

с

о

ш

н

ы

е



9

в

л

а

д

е

л

ь

ч

е

с

к

и

е

















и










5

д

в

о

р

ц

о

в

ы

е









Приложение 2(распечатать для работы в парах; схему перенести в тетрадь.)











Просмотр содержимого презентации
«osnovnye_sosloviya_rossiyskogo_obshchestva17_veka»

Основные сословия  российского общества  в XVII веке Урок для 7 класса

Основные сословия российского общества в XVII веке

Урок для 7 класса

Общество – это люди одной страны и отношения между ними.

Обществоэто люди одной страны и отношения между ними.

  • Почему люди объединяются в общество?
  • Какие задачи стоят перед обществом?
Общество делится на сферы: Политика Экономика Культура  В каждой из этих сфер действуют особые группы людей. В России эти группы людей назывались сословия .

Общество делится на сферы:

  • Политика
  • Экономика
  • Культура

В каждой из этих сфер действуют особые группы людей. В России эти группы людей назывались сословия .

Сословие -  Большая группа людей, обладающих правами и обязанностями , передающимися по наследству.

Сословие -

Большая группа людей, обладающих правами и обязанностями , передающимися по наследству.

Схема: Сословная структура России в XVII веке. Сословия Крестьяне Посадское население Духовенство Феодалы Белое Чёрное Бояре Тяглые Дворяне Казаки Холопы Белых слобод Черносошные Владельческие

Схема: Сословная структура России в XVII веке.

Сословия

Крестьяне

Посадское население

Духовенство

Феодалы

Белое

Чёрное

Бояре

Тяглые

Дворяне

Казаки

Холопы

Белых слобод

Черносошные

Владельческие

Феодалы  Бояре  Дворяне

Феодалы

Бояре

Дворяне

Боярство -   Включало  * служилых князей  (из числа потомков Рюриковичей)  * перешедших на русскую службу татарских ордынских царевичей и знати из Молдавии и Валахии  * представителей старого московского боярства  * бояр удельных присоединенных к Москве княжеств и земель.

Боярство -

Включало

* служилых князей

(из числа потомков Рюриковичей)

* перешедших на русскую службу татарских ордынских царевичей и знати из Молдавии и Валахии

* представителей старого московского боярства

* бояр удельных присоединенных к Москве княжеств и земель.

Боярство Права  Владение землей с крестьянами (вотчинами)на основе частной собственности. Вотчину можно продать, завещать, подарить.  Обязанности:  Несли государственную службу

Боярство

  • Права

Владение землей с крестьянами (вотчинами)на основе частной собственности. Вотчину можно продать, завещать, подарить.

  • Обязанности:

Несли государственную службу

Дворянство -сформировалось из слуг княжеских и боярских дворов:          Малоземельные дворяне-помещики  («дети боярские» и «городовые дворяне») «Чины» государева двора: * «Думные чины» - бояре, окольничие, и думные дворяне; * «московские чины» - стольники, стряпчие, московские дворяне

Дворянство -сформировалось из слуг княжеских и боярских дворов:

Малоземельные дворяне-помещики

(«дети боярские» и «городовые дворяне»)

«Чины» государева двора:

* «Думные чины» - бояре, окольничие, и думные дворяне;

* «московские чины» - стольники, стряпчие, московские дворяне

Дворяне : Права:  - владели поместьем пожизненно, пока мог нести военную службу; - поместье передавалось по наследству, если сын ко времени смерти отца достигал 15 лет и мог служить государству.  Обязанности:  Несли государственную службу

Дворяне :

Права:

- владели поместьем пожизненно, пока мог нести военную службу;

- поместье передавалось по наследству, если сын ко времени смерти отца достигал 15 лет и мог служить государству.

Обязанности:

Несли государственную службу

Служилые люди по прибору  (по набору)  Государство принимало их на службу по найму для несения военной и караульной службы: Московские и городовые стрельцы Пушкари Казенные кузнецы Городовые казаки,  проживавшие  в городах  и приграничных  районах

Служилые люди по прибору (по набору)

Государство принимало их на службу по найму для несения военной и караульной службы:

  • Московские и городовые стрельцы
  • Пушкари
  • Казенные кузнецы
  • Городовые казаки,

проживавшие

в городах

и приграничных

районах

Соборное уложение 1649 г.  В нем содержалась специальная глава, которая закрепляла все важнейшие изменения в правовом статусе поместного землевладения,  ( например: владельцами поместий могли быть как бояре, так и дворяне)

Соборное уложение 1649 г.

В нем содержалась специальная глава, которая закрепляла все важнейшие изменения в правовом статусе поместного землевладения,

( например: владельцами поместий могли быть как бояре, так и дворяне)

Крестьянство -  самое многочисленное сословие.   Дворцовые Помещичьи Церковные Черносошные (государственные) (лично свободные)

Крестьянство - самое многочисленное сословие.

  • Дворцовые
  • Помещичьи
  • Церковные
  • Черносошные

(государственные)

(лично свободные)

Основные повинности крестьян: Барщина Оброк  (денежный и натуральный), а также «поземельный» и «подворный налог» (подать)

Основные повинности крестьян:

  • Барщина
  • Оброк (денежный и натуральный), а также «поземельный» и «подворный налог» (подать)

Соборное уложение 1649 г.  11 глава Соборного уложения –  «Суд о крестьянах»  - вводила бессрочный сыск беглых крестьян. Итог: Установление полного крепостного права.

Соборное уложение 1649 г.

11 глава Соборного уложения –

«Суд о крестьянах» - вводила бессрочный сыск беглых крестьян.

Итог:

Установление

полного

крепостного

права.

Посадские (городские) люди

Посадские (городские) люди

  • Гости (Купцы) XVII в. более 30 человек) – самые крупные предприниматели, были приближены к царю, не платили налогов, занимали финансовые должности. имели право покупать в свои владения вотчины;
  • Члены гостиной и суконной сотни ( около 400 человек) – занимали место в финансовой иерархии, но уступали гостям в «чести». Они имели самоуправление, их общие дела вершили выборные головы и старшины.
Купцы Обязанности  платят налоги и таможенные пошлины государству Права  предпринимательство – торговля, организация мануфактур

Купцы

  • Обязанности

платят налоги и таможенные пошлины государству

  • Права

предпринимательство – торговля, организация мануфактур

Черные  посадские люди - Основное податное население города ( платили налоги и несли повинности).   Население города делилось на : белые     черные Слободы слободы     Черные посадские люди

Черные посадские люди -

Основное податное население города

( платили налоги и несли повинности).

Население города делилось на :

белые черные

Слободы слободы

Черные посадские люди

Посадские ремесленники и купцы Белые слободы Обязанности : платят налоги государству. Права: Предпринимательство, изготовление ремесленных изделий Черные слободы:    Обязанности:    платят оброк боярам, монастырям     Права : предпринимательство

Посадские ремесленники и купцы

  • Белые слободы

Обязанности :

платят налоги

государству.

Права:

Предпринимательство,

изготовление

ремесленных

изделий

  • Черные слободы:

Обязанности:

платят оброк боярам, монастырям

Права :

предпринимательство

Духовенство  Черное духовенство (монахи) Обязанности: Подавать пример служения Богу Права: Монастыри владели землями с крестьянами. Белое духовенство  (приходские священники)  Обязанности:  проповедовать слово Божье  Права:  имели семьи,  имущество

Духовенство

Черное духовенство

(монахи)

Обязанности:

Подавать пример

служения Богу

Права:

Монастыри владели

землями с

крестьянами.

  • Белое духовенство

(приходские священники)

Обязанности:

проповедовать слово Божье

Права:

имели семьи,

имущество

Иерархия российских сословий  в XVII веке феодалы духовенство посадские крестьяне

Иерархия российских сословий в XVII веке

феодалы

духовенство

посадские

крестьяне

Вывод:  В XVII веке в России сформировалось иерархическое феодальное общество.

Вывод:

В XVII веке в России сформировалось иерархическое феодальное общество.