муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Грязенятская основная школа»
Исследовательская работа
«… Российскому флоту быть!»
Выполнил: учащийся 9 класса
Иваньков Арсений
Руководитель: учитель истории
Рысева Алла Петровна,
Руководитель кружка
Ковалев Павел Иванович
2022 год
Содержание
1.Цели, задачи и методы исследования ………………………………..…..3
2. Введение. Актуальность выбранной темы…………………….…...……3
3. Основная часть …………………………………………………………..3
3.1. «Дедушка российского флота».………………………………….………3
3.2. Архангельский флот ………………….………………….…..…..4
3.3.Азовский флот ……………….…..….……………………………….……4
3.4. Балтийский флот ………………………………………………..…….4
3.5.Линейные корабли и галеры ………………….…..…..……………5
4.Заключение………………………………………………………………..5
5. Словарь терминов ………………………………………………...6
6.Литература………………………………………………………………...7
7.Приложения……………………………………………………………….8
«…государи морского флота не имущие токмо одну руку имеют, а имеющие флот – обе!»
Пётр1
1.Цели, задачи и методы исследования
Цель: углубить и расширить знания о великих соотечественниках, на примере деятельности Петра 1
Цель исследования позволила сформулировать следующие задачи:
- изучить и проанализировать историческую литературу;
-проанализировать материал Интернет;
-проследить процесс создания Российского флота
-показать значение деятельности Петра в отечественной истории.
Объект исследования: Российский флот, созданный Петром 1.
Методы исследования:
- теоретический (изучение литературы об истории создания флота);
-аналитический (анализ и обобщение собранной исторического материала)
- практический (создание макетов судов Петровского времени страны).
2. Введение. Актуальность темы.
В 2018 году Президент Российской Федерации В.В.Путин подписал Указ «О праздновании 350-летия со дня рождения Петра 1 в 2022 году». Вот поэтому я решил больше узнать о Петре 1, об обстоятельствах, которые способствовали принятию им важных для Отечества решений, почему его имя не меркнет народной памяти. Сейчас, как и 350 лет назад, России нужны люди энергичные, целеустремленные, те, кто принимает на себя ответственность за трудные и в то же время весьма необходимые решения, способные сделать государство таким же могущественным, каким сделал его Пётр Великий, первый русский император.
3.Основная часть. В период, когда Петр взошел на престол, экономически отсталая Россия вела изнурительные войны: на юге - с Турцией, на западе - с Польшей, на северо-западе - со Швецией. Выхода к тёплым морям Россия не имела. Единственным портом был Архангельск. Так для Петра I была предопределена цель, выйти на берега Черного и Балтийского морей, достижение которой стало содержанием его государственной деятельности.
3.1. Знаковое событие для всего русского флота случилось в 1688 году в подмосковном селе Измайлово. Шеснадцатилетний Петр, с детства боявшейся воды, с Францем Тимерманом в сарае Никиты Ивановича Романова нашли суденышко. Об удивительной находке Петр впоследствии писал: «Случилось нам (в мае 1688 г.) быть в Измайлове, на льняном дворе и, гуляя по амбарам, где лежали остатки вещей дому деда Никиты Ивановича Романова, между которыми увидел я судно иностранное, спросил Франца (Тимермана) [голландского учителя Петра], что это за судно? Он сказал, что то бот английский. Я спросил: где его употребляют? Он сказал, что при кораблях — для езды и возки. Я паки спросил: какое преимущество имеет пред нашими судами (понеже видел его образом и крепостью лучше наших)? Он мне сказал, что он ходит на парусах не только что по ветру, но и против ветру; которое слово меня в великое удивление привело и якобы неимоверно».
(Приложение № 1) Отремонтировав ботик, Петр сразу же совершил небольшую прогулку по реке Яузе, Переяславскому озеру
3.2. Но озера молодому царю явно не хватало. В 1693 году Пётр приезжает в Архангельск и закладывает первую государственную верфь — Соломбальскую, где начинает строительство 24-пушечного корабля «Святой апостол Павел» и покупает в Голландии 44-пушечный фрегат «Святое пророчество». У Петра было неукротимое желание приступить к строительству русского флота. В 1699 году там было построено 6 больших торговых кораблей. А с 1708 года в Архангельске началось строительство военных кораблей для Балтийского флота. К 1725 года в Архангельске было построено 126 современных парусных судов различных типов.
3.3. Но России принадлежало только Беломорское и Каспийское побережья. Петр понимал, что стране для её развития необходим выход к тёплому морю. Начинать было решено с юга…В феврале 1695 года первый азовский поход. Закончился он бесславно…Пётр понимал, без военного флота приморскую крепость взять невозможно. Всю зиму 1696 года, Петр I готовил российскую армию к новому походу. Было решено строить флот в Преображенском: 22 галеры, 4 брандера, 3 фрегата и 2 галеаса и везти их для сборки в Воронеж. Корабли проектировал лично царь Петр Алексеевич, а руководил строительством большинства кораблей мастер Федосей Скляев.
К весне всё было готово. Начался второй Азовский поход. В мае 1696 года на новой 34-вёсельной галере «Принцимпиум» («Начало») (Приложение 2) Пётр появился под Азовом во главе целой флотилии. 18 июля 1696 года впервые в истории России была одержана блестящая морская победа (Приложение 3) 20 октября 1696 года, по настоянию Петра Боярская дума выносит вердикт: «Морским судам быть». Этот день считается днём рождения Российского Военно-Морского Флота. Создавая Азовский флот, Пётр I начал интенсивное строительство галер, наиболее подходящих для плавания на мелководье Азовского моря.19 ноября 1698 г. в торжественной обстановке на Воронежской верфи Пётр I заложил свой первый линейный «государев» корабль «Гото Предестинация» («Божие провидение»). 8 мая 1700 году его впервые спустили на воду. (Приложение 4). С 1695 по 1710 годы Азовский флот пополнился многими линейными кораблями и фрегатами, галерами и бомбардирскими судами, брандерами и мелкими судами. Но просуществовал он недолго. В 1711 году после неудачной войны с Турцией, по Прутскому мирному договору Россия вынуждена была отдать туркам побережье Азовского моря, и обязалась уничтожить Азовский флот.
3.4. С началом Северной войны создаётся и быстро растёт Балтийский флот. В1702-1704 годах строительство кораблей развернулось сразу на нескольких верфях: на реках Сясь, Свирь, Луга, Волхов, Ижора и Адмиралтейской верфи Санкт-Петербурга В 1703 г. был заложен первый военный корабль фрегат «Штандарт», позднее были построены: линейные корабли «Полтава», «Ингерманланд», «Лесное», «Крепость»и множество судов, участвовавших в победоносных морских сражениях Северной войны.
3.5.Для того, чтобы создать макеты военных судов петровского времени,(Приложение 6) была изучена литература и составлена сравнительная характеристика судов
На линейных парусных кораблях было две палубы, которые традиционно красили в красный цвет, чтобы матросов не отвлекал цвет крови во время боя. На нижней палубе устанавливались самые тяжелые орудия. На ней же жили и матросы. Под нижней палубой находились погреба для хранения продовольствия, котлы и другая кухонная утварь. В особых отсеках хранились ядра, бомбы и гранаты. В центре корабля устанавливали помпы для откачки воды. В случае необходимости нижнюю палубу использовалась для размещения больных и раненных. На верхней палубе в кормовой части корабля размещалась кают-компания офицеров. В носовой части парусного корабля находился штурвал с компасом. Корма считалась местом пребывания командного состава, а носовая част для рядового Вдоль бортов на палубах было свободное пространство, которые предназначались для удобства осмотра обшивки бортов, заделки пробоин и устранения течи. Все палубы на парусных судах имели люки, предназначавшиеся для освещения и проветривании.
Гребные суда подразделялись на галеры, полугалеры и скампавеи. Галеры подразделялись на 16-,18-и 19-баночные. У каждой банки предусматривались подножки для упора ног и уключины для весел. Весла были массивны,
вес до 90 кг, длина до 13 метров. Изготовлялись весла из цельного дерева. Поэтому за каждым веслом сидело от трех до пяти гребцов, в зависимости от размеров галеры. Они делали до 25 гребков в минуту . Длина галеры составляла от 30 до 35 метров, а ширина — от 5,3 до 5,6 метров. При этом осадка галеры без груза составляла до полуметра, а с грузом — до полутора метров. Это давало возможность действовать на мелководье у берега. В носу галеры был сделан напоминавший таран носовой выступ. На гребном флоте устанавливались 2 мачты. Военные корабли ходили по флагами, учреждёнными Петром Первым: в 1697-флаг,который состоял из горизонтальных белой. синей красной полос. В 1699учреждён Андреевский флаг, с 1703 года-жёлтый стяг с чёрны двуглавым орлом.
4. Заключение. К концу царствования Петра I русский военный флот был одним из самых мощных в Европе. Он имел в своем составе 34 линейных корабля, 9 фрегатов, 17 галер и 26 кораблей других типов
Царь Петр, что «прорубил окно в Европу» стал редчайшим примером человека, действовавшего не столько принуждением, сколько личным примером, особенно в области морского дела. Достойным памятником преобразователю служит созданный им флот. По словам А.С.Пушкина «Россия вошла в Европу, как спущенный корабль, при стуке топора и при громе пушек».
5. Словарь терминов
Галера - военный гребенной корабль, вооруженный длинным надводным тараном.
Галеас-парусно-гребное судно, 2большая галера»
Скампавея - малая галера, гребенное военное судно русского галерного флота петровского времени. Имела до 36 весел, две пушки и одну- две мачты с прямыми парусами для использования попутного ветра
Фрегат - парусный военный корабль, второй после линейного корабля по снаряжению. Более быстроходен. Вооружение до 60 пушек. Назначение- крейсерская и разведывательная службы.
Шнява - легкое парусное судно, вооруженное 14-18 пушками.
Банка-скамья для гребцов на галере.
6. Список литературы
1. Буганов В.И. "Петр Великий и его время" 1989г. М.: "Наука"
2. Быховский И.А. "Петровские корабелы" 1982г.
Ленинград: изд. "Судостроение"
3. Оськин Г.И. «Изучение боевого прошлого нашей Родины».1972год,М., «Просвещение».стр 63-85
4. Платонов С.Ф. "Полный курс лекций по русской истории" 1997г.
Санкт-Петербург: «Кристалл" стр 492-607
5. Ст. "Два флота Петра I: технологические возможности России" Н.Н. Петрухинцев. "Вопросы истории" № 4 2003г. стр.117.
6. https://fishki.net/2923581-korablestroenie-pri-petre-i.html?utm_source=aab&sign=50992568511438%2C833974557105944
Приложение 1
Ботик Петра I - первый корабль, на котором молодой царь изучал морское дело
(Английское судно, привезённое в подарок царю Алексею Михайловичу длина 6 метров, ширина 1 метр)
Приложение 2
Галера «Принципиум» Построена в начале 1696 года в Воронеже по голландскому образцу. Длина — 38, ширина — 6 метров, высота от киля до палубы — около 4 м. В движение приводилась 34 парами весел. Численность экипажа — до 170 человек. Имела на вооружении 6 пушек.
Приложение 3
Штурм турецкой крепости Азов в 1696 г. стал первой победой молодого царя Петра I
Приложение 4
«Гото предестинация» — первый русский линейный корабль
Длина 36 м, длина парусника составляла 38 м, а высота – около 40 м, количество орудий 58, экипаж — 253 человека. Корпус цвета охры с двумя голубыми полосами по бокам
Приложение 5
Российский фрегат «Штандарт» (1703 г.) — первый военный корабль Балтийского флота. Длина судна составляла 27,5 м, экипаж насчитывал 120 человек, на вооружении имелось 28 пушек. 16 лет «Штандарт» находился в составе Балтийского флота, принимал активное участие в Северной войне.
Линейный корабль "Полтава"
Водоизмещение: 1100—1200 тонн
Длина по верхней палубе: 39,82 м
Длина по килю: 34,6 м
Ширина по мидельшпангоуту: 11,69 м
Высота: 45,8 м Осадка: 4,6 м
Общее число орудий: 54
Мощность бортового залпа: 354 фунта
Корабль "Крепость"
Линейный корабль «Пётр Первый и Второй»
Приложение 6