СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рост и развитие фиалок

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке указано что и как влияет на рост и развитие фиалок.

Просмотр содержимого документа
«Рост и развитие фиалок»


Влияние талой воды и кальция

на рост и развитие фиалки

Руководитель Дзиоева В. Р.


Фиалка - символ оживающей весенней природы, скромности и обаятельности.
Немецкий поэт Гете, любивший фиалки, хотел, чтобы они в изобилии росли вокруг его родного города Веймара, и потому, гуляя в пригороде, высеивал их семена. Вскоре все окрестности Веймара утопали в фиолетовых цветах. Растут там фиалки и до сих пор, их в память поэта называют "фиалками Гете", а местные садоводы в честь гениального гетевского "Фауста" вывели новые сорта фиалок: Доктор Фауст - черного цвета, Мефистофель-ярко-красного,Маргарита-нежно-голубого.
У древних римлян фиалка называлась цветком Юпитера.

Многочисленное и разнообразное семейство преимущественно тропических растений. В России его представляет единственный род Фиалка (Viola). В основном это многолетние травы, растущие в тенистых лесах, на лугах и болотах и по берегам рек, а также они встречаются в горах, степях и полупустынях. Все комнатные сенполии гибриды, исходной формой послужила Сенполия фиалковая. Первые фиалки были обнаружены в Восточной Африке. Достоинство этих растений в том, что они цветут практически в любое время года и имеют небольшие размеры.

Американский исследователь Д. Карлсон пришел к выводу, что лучшим способом поднятия урожайности растений является внекорневая подкормка их через устьица листьев, с помощью которых растения связаны с окружающей воздушной средой. Даже на бедных почвах в засушливых районах или на почвах, отличающихся сильной кислотностью (или щелочностью), растения могут хорошо произрастать при правильном проведении внекорневой подкормки. Но, в свою очередь, для этого необходимо, чтобы на листьях растений было максимальное число устьиц и они активно работали - были полностью открыты, поглощали эффективно углекислоту и аэрозоли, водяные пары из окружающего воздуха. В заключении можно сказать, что на основании нашего исследования еще раз можно подтвердить позитивное влияние классической музыки, которая не только стимулирует умственную работу и оказывает благотворное влияние на психо-эмоцианальное состояние человека, но так же повышает интенсивность роста растений.



Исследовательская работа


Влияние талой воды и кальция

на рост и развитие фиалки






Руководитель Дзиоева В. Р.

Учитель биологии.




2018 г.









Содержание


  1. Введение 2


  1. Гипотеза 3

  1. Обзор литературы 3



  1. Методика исследования 10



  1. Исследования и результаты 12



  1. Выводы 13



  1. Список литературы 14



  1. Приложение









Исследовательская работа

Влияние музыки

на рост и развитие фиалки


Введение

Веками люди на Земле живут в мире цветов и растений. Но мало кто по настоящему задумывался над тем, что все растения представляют собой живые организмы подобные человеку! Исследования последних десятилетий действительно показали, что у растений могут быть свои симпатии и антипатии к человеку, они могут реагировать на его эмоциональное состояние, поведение и действия по отношению к растениям и даже на его мысли! Растения реагируют на музыку - при звучании классической музыки Моцарта, Баха или Бетховена - они расцветают, а рок- музыка действует на них отрицательно. Более того, эксперименты показали, что растения реагируют на гибель животных, находящихся рядом с ними! Растения - это живые организмы и поэтому им, как всем живым существам, присущи боль и страдание, радость и благодарность, восторг и сопереживание. [6] Эти и другие интересные факты заставляют задуматься и пересмотреть наше отношение к растениям, особенно в наших, тяжелых для человека, экологических условиях. На Крайнем Севере необходимо уделять большое внимание разведению комнатных растений. Растения не только способны очистить воздух, насытить его влагой и фитонцидами, но так, же создать более тесный контакт детей с растительным миром, поэтому данная проблема актуальна в современном, беспокойном мире.

Цель исследования: Изучить влияние разных направлений музыки на рост и развитие фиалки узумбарской.

Задачи: 1. Изучить информацию по данной проблеме.

  1. Подобрать музыку и растения для эксперимента.

2

  1. Отследить состояние ткани листьев, скорость их прироста, интенсивность цветения.

  2. Провести сравнительный анализ изменений в тканях.

  3. Сравнить потребность в питании растений, находившихся под воздействием различной музыки.


Гипотеза исследования: Растения - сложные живые организмы. Они являются неотъемлемой частью окружающей среды. Растения слышат звуки и реагируют на музыку.



  1. Обзор литературы

Фиалка - символ оживающей весенней природы, скромности и обаятельности. У нее чудный, ни с чем не сравнимый нежный запах и приятное сочетание лиловой окраски цветка с сочной яркой зеленью листьев.
У древних греков фиалка была цветком печали и смерти: ими усыпали смертное ложе молодых девушек. Но в то же время они олицетворяли и оживающую природу. Венки из фиалок надевали на головы детям, прожившим три года, как бы говоря, что миновала самая беззаботная, самая ранняя пора их жизни.У древних галлов фиалка считалась символом невинности, скромности и девственности. Ею украшали ложе новобрачных и клали в могилу безвременно погибшей невесты.
"Кроткая, застенчивая, скромная" - самые распространенные эпитеты фиалки.Немецкий поэт Гете, любивший фиалки, хотел, чтобы они в изобилии росли вокруг его родного города Веймара, и потому, гуляя в пригороде, высеивал их семена. Вскоре все окрестности Веймара утопали в фиолетовых цветах. Растут там фиалки и до сих пор, их в память поэта называют "фиалками Гете", а местные садоводы в честь гениального

3

гетевского "Фауста" вывели новые сорта фиалок: Доктор Фауст - черного цвета, Мефистофель - ярко-красного, Маргарита - нежно-голубого.
У древних римлян фиалка называлась цветком Юпитера. А согласно древнегреческой легенде, Аполлон преследовал одну из красавиц - дочерей Атласа, и девушка обратилась к Зевсу с мольбой о помощи. Великий громовержец сжалился и превратил ее в цветущую фиалку. И, наверное, долго пришлось бы находиться фиалке на небесах, если бы цветы не понравились дочери Зевса и Деметры красавице Персефоне. При виде фиалок Персефона встала на колени, с любопытством рассматривая каждый их венчик и выбирая для букета самые свежие и красивые. Тут-то к ней и подкрался бог подземного царства Аид. Персефона бросилась прочь от преследователя, прижимая к груди сорванные фиалки, но Аид все-таки догнал ее. Отчаянно отбиваясь, девушка выронила фиалки, и они упали на землю.
Вот откуда двойственность в почитании цветка у древних греков: с одной стороны, фиалка - знак траура, с другой - символ оживающей природы.
А в сказаниях известной латышской писательницы Анны Сакс фиалкой является маленькая, очаровательная скрипачка. Волшебные звуки ее скрипки может услышать всякий, имеющий нежное любящее сердце и добрый покладистый характер.



Узамбарские фиалки, или сенполии стали популярными домашними растениями в прошлом веке. Названы они в честь Сан-Полей, отца и сына, которые в конце XIX в. обнаружили эти растения в африканских горах Узамбари и привезли их в Европу. В настоящее время существует более тысячи сортов сенполии. Среди них есть миниатюрные и крупные формы.

Поражает разнообразие видов цветов фиалок. Во время цветения на одном растении может быть несколько десятков цветков. Они бывают махровыми, оборчатыми, с гофрированными краями. Окраска варьирует от чисто белой до красной и темно-синей. Существуют цветки с многоцветными лепестками или с лепестками, украшенными кантом или иначе окрашенной серединой.


Для выращивания используют достаточно широкие горшки, не большой высоты, размер горшка должен соответствовать размеру растения. Лучший горшок для сенполий тот, у которого высота совпадает с шириной, так как у этих растений корни не разрастаются глубоко. Кроме того, фиалки боятся перелива воды, а в таком горшке это сделать труднее.
Полезный совет тем, кто хочет размножать эти цветы. Как известно размножаются они черенками либо дочерними розетками. Поставленные в воду листочки, очень быстро дают корешки. Высаживать листики для образования розетки можно в обычную пластиковую коричневую чашку для кофе. Она имеет ручку, поэтому цветочек легко можно будет брать с полки. И вид у этого импровизированного горшочка на время роста очень опрятный, а ведь лист превратится во взрослую красивую цветущую розетку не раньше, чем через год.

Фиалковые (Violaccae). Многочисленное и разнообразное семейство преимущественно тропических растений. В России его представляет единственный род Фиалка (Viola). В основном это многолетние травы, растущие в тенистых лесах, на лугах и болотах и по берегам рек, а также они встречаются в горах, степях и полупустынях. Все комнатные сенполии гибриды, исходной формой послужила Сенполия фиалковая. Первые фиалки были обнаружены в Восточной Африке. Достоинство этих растений в том, что они цветут практически в любое время года и имеют небольшие размеры.

Индийский ученый Т. Ц. Н. Синху, одним из первых, еще в 1950 году, обратил внимание на высокую чувствительность растений к звукам, музыке и даже танцам! Лабораторные исследования показали, что такие важные процессы в растениях, как дыхание, транспирация, поглощение углекислоты, под влиянием музыки ускорены почти в два раза по сравнению с контролем. Американский исследователь Джордж Мильштейн даже выпустил специальную пластинку с музыкальными записями под названием "Музыка для выращивания растений". Впоследствии он предложил фирме грампластинок соединять с мелодиями популярных песен отдельные звуковые частоты и проигрывать их для ускорения роста растений, причем частота в три килогерца, как он полагает, биологически наиболее эффективна.

Как оказалось, растения предпочли музыку И.-С. Баха и индийские мелодии. Их стебли прямо-таки тянулись к источнику звуков. В то же время на рок-музыку и непрерывные барабанные ритмы они отвечали уменьшением размеров листьев и корней, снижением веса, и все они отклонялись от источника звуков. Наибольшее "восхищение" у растений вызывали звуки индийских ситар. Реакция растений на джазовую музыку была различной. Музыкальные записи в исполнении всемирно известных музыкантов Луиса Армстронга и Дюка Эллингтона (его композиция "Призыв души") вызывали у растений наклон в 15-20 градусов в сторону источника звука, и высота растений была больше, чем у неозвученных. Музыка современных авангардистов - Шёнберга, Веберна, Фарбермана, Берга - не вызвала у растений особых изменений, их высота и общий вид были сходны с контрольными растениями. [1]

Американский исследователь Д. Карлсон пришел к выводу, что лучшим способом поднятия урожайности растений является внекорневая подкормка их через устьица листьев, с помощью которых растения связаны с окружающей воздушной средой. Даже на бедных почвах в засушливых районах или на почвах, отличающихся сильной кислотностью (или щелочностью), растения могут хорошо произрастать при правильном проведении внекорневой подкормки. Но, в свою очередь, для этого необходимо, чтобы на листьях растений было максимальное число устьиц и они активно работали - были полностью открыты, поглощали эффективно углекислоту и аэрозоли, водяные пары из окружающего воздуха. Опыты привели Карлсона к убеждению, что активизация устьиц может быть вызвана музыкой и в особенности звуковыми частотами в пределах 5-8 КГц. Для подбора музыки, удобной для использования на небольших приусадебных участках фермеров, Карлсон обратился к профессиональному музыканту М. Хольцу. Уже первые их совместные исследования показали, что индийские раки увеличивают объем поступления органических веществ при внекорневой подкормке в семь раз и способствуют поглощению водных паров из воздуха даже в условиях жаркого и сухого климата. Исследователи использовали музыку из произведений знаменитого итальянского композитора Антонио Л. Вивальди "Времена года", а точнее ту его часть, которая называется "Весна", а также скрипичную сонату И.-С. Баха "Весна" и др. Кроме того, растения прослушивали пение, голоса и щебетание птиц, на которые Карлсон с самого начала интуитивно обратил внимание, и они действительно оказались самой активно воздействующей частью записей.

За 15 минут до внекорневой подкормки специальной питательной смесью, состоящей из микроэлементов и гиббереллина-3, Карлсон включал магнитофонную запись со звуковыми частотами в 3-8 КГц и музыкой, резко активизировавшей рост и развитие растений. Исследователь применял как обычные ранцевые распылители, так и установленные на тракторе и даже на вертолете. Эксперимент привел Карлсона к выводу: питательные вещества в "аэрозольной упаковке", т. е. в легко доступной и быстро усвояемой форме, - оптимальный вариант подкормки. Залогом этого является большое количество устьиц на листьях, они активнее работают, поглощают больше углекислоты, водяных паров в окружающем воздухе, интенсивнее проходят фотосинтез, накопление метаболитов, активаторов роста, и в результате увеличивается биомасса растений и, соответственно, урожай. У Карлсона много последователей в разных странах земного шара - метод "Озвученный цветок" работает безотказно: на него получено уже 144 лицензии.

Более того, Карлсон и его дочь сделали еще одно интересное наблюдение над озвученными растениями: будто бы по желанию человека они способны направленно образовывать цветы определенной окраски... хотите - будут нежно-лиловые, хотите - розовые. Возможно, это звучит пока сверхфантастично, но не стоит забывать: это говорит рекордсмен мира, которому покорились небывалые "растительные высоты"! А не так давно американская печать сообщила о новой технике выращивания растений под названием "Система сверхроста", разработанной американским фермером Р. Джонстоном. Она включает в себя озвучивание растений, использование особой питательной смеси из органических удобрений и микроэлементов, подаваемых на листья путем опрыскивания, и культивирование растений в специальных деревянных открытых ящиках (размером 3х9 м), заполненных песком и древесными опилками, с высокими стойками-перекладинами с натянутыми вертикально вверх струнами - направляющими для роста растений. В этой системе отрегулирована подача воды, питательного раствора и одновременно с этим проводится звуковая обработка растений. Устройство для озвучивания подает звуковые сигналы на частоте 6 КГц, напоминающие щебетание малиновки или дрозда. Эта система хорошо зарекомендовала себя на небольших приусадебных участках, где приходится экономить землю и бороться за каждый метр полезной площади.

Карлсон, как всякий практичный американец, поставил дело на коммерческую основу: запатентовал метод "Озвученный цветок", создал свою небольшую фирму, у которой любой человек за небольшую плату (50 долларов) может приобрести кассету с музыкальной записью и флакон с раствором для внекорневой подкормки растений, рассчитанный на 44 опрыскивания. Фирма гарантирует рост и урожайность на площади примерно 1,2 гектара на 25-100 процентов. И наконец (как бы это фантастично ни звучало), имеются уже давно тщательно выполненные исследования ученых-ботаников, психологов и даже... криминалистов, свидетельствующих об отклике растений на информационное воздействие и в том числе на эмоциональную реакцию человека. В решение этой проблемы внесли чрезвычайно большой вклад, известный индийский ученый Чандра Бос, советский психолог профессор В. Н. Пушкин, американские исследователи Клив Бакстер, Марсель Вогль и др. [2]

2. Методика исследования

Нами было выбрано 15 растений (фиалки узамбарские), находящихся в стадии цветения. 5 растений мы подвергали воздействию рок-музыки, 5 классическим произведениям и 5 растений контрольной группы, не подвергались воздействию какой-либо музыки. Воздействие производили в течение 5 недель. В процессе эксперимента измеряли рост листьев, интенсивность цветения, изучали состояние мезофилла (фотосинтезирующих тканей) листьев. 11

Методику работы мы разрабатывали самостоятельно т.к. ее поиски готовых методик по данному направлению не дали результатов.

Мы изучали состояние тканей листьев в течение эксперимента с помощью микроскопа и изготовленных временных микропрепаратов. По возможности фотографировали полученные срезы. (Фото 1)

Для изучения роста листьев и интенсивности цветения мы проводили ежедневные наблюдения за экспериментальными растениями и измерения с помощью линейки.

Растения находились под воздействием музыки 6 дней в неделю, с 10 до 14 часов

3. Исследования и результаты.

Мы выбрали для эксперимента 15 растений фиалки узамбарской, в стадии цветения. Пять растений испытывали воздействие классической музыки (В.А.Моцарт «Шедевры органной музыки»), такое же количество растений находилось под воздействием тяжелого рока (Ramstein, Papa Roach) еще 5 фиалок не подвергались воздействию музыки. На протяжении всей работы мы проводили наблюдения за внешним состоянием фиалок (Приложение 1).

На второй и пятой недели эксперимента производились срезы: поперечный срез листовой пластинки и продольный и поперечный срез листового черешка (таблица №1)

Выводы Анализ проведенного эксперимента выявил следующее:

  1. У растений «слушающих» классическую музыку усиливается фотосинтез, за счет увеличения основной ткани листьев. Возможно, в основе звукового действия на растения лежит резонансный механизм, способствующий накоплению энергии и ускорению обмена веществ в растительном организме. У фиалок, находившихся под влиянием рок – музыки, такого изменения не произошло.

12

  1. Растение, прослушавшие рок-музыку потребляли на 55 % больше влаги по сравнению с теми, которые слушали классическую музыку.

  2. Рост листьев фиалок, «слушающих» классику, составил 8 мм в сутки, что на 62,5% больше прироста листьев на фиалках «слушающих» рок (3 мм).

  3. Растения, находившиеся под воздействием рока, отклоняли соцветия от источника звука. Цветки после распускания бутонов, у этих фиалок, вяли через 3 дня. У растений, которые были озвучены органными произведениями. В.А. Моцарта – через 7 дней.

  4. Увеличения интенсивности цветения не наблюдалось у обеих групп, это можно объяснить началом зимнего периода, уменьшением длинны дня.

В продолжение исследования мы планируем изучить влияние музыки на открытие и закрытие устьиц, в покровной ткани, в весенний период изучить интенсивность цветения под влиянием музыки, определить оптимальную частоту для усиления роста и цветения комнатных растений.

В заключении можно сказать, что на основании нашего исследования еще раз можно подтвердить позитивное влияние классической музыки, которая не только стимулирует умственную работу и оказывает благотворное влияние на психоэмоциональное состояние человека, но так же повышает интенсивность роста растений. Увеличение их биомассы благотворного сказывается на качестве воздуха закрытых помещений. Мы рекомендуем регулярно прослушивать произведения В. Моцарта и других шедевров классической музыки, для достижения гармонии с окружающим вас миром растений.



13


Список литературы:

  1. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. «Биология», М.: «Мир», том 1, 1993 г. С. 245, 259, 282.

  2. Кандыба В.М. - "Непознанное и невероятное: Энциклопедия чудесного и непознанного" http://www.universalinternetlibrary.ru/

  3. Рак Я. Музыка для выращивания растений // Бот. журн. 1991 г.Т. 70, № 7 с. 35

  4. Хессайон Д.Г. Все о комнатных растениях, М.: «Кладезь-букс», 2002г. С 201-203.

  5. Энциклопедия для детей «Биология», Москва «Аванта+», том 2, 2000 г. С.357

  6. http://library.euromoby.com/ru/



















Приложение










Таблица № 1

Динамика состояния мезофилла листа и тканей черешка листьев у фиалок,

слушающих классическую музыку.

Дата

Фотографии срезов на второй недели исследования

Дата

Фотографии срезов сделанные спустя две недели

27 октября 2009г.

Мезофилл листьев

14 ноября 2009 г.

Мезофилл листьев

27 октября 2009г.

Продольный срез черешка

14 ноября 2009 г.

Продольный срез черешка

27 октября 2009г.

Поперечный срез черешка

14 ноября 2009г.

Поперечный срез черешка

За три недели воздействия увеличилось количество фотосинтезирующей ткани, на продольном срезе видно, что размер клеток увеличился у вновь образовавшихся тканей. На срезах растений находящихся под воздействием рока видно, что клетки проводящих тканей на поперечном срезе черенка, находятся в состоянии высокого тургорного давления, впечатление такое, что они запасли много влаги и не «спешат» ее расходовать (таблица 2).



Таблица № 2

Динамика состояния мезофилла листа и тканей черешка листьев у фиалок,

слушающих рок – музыку

Дата

Фотографии срезов на второй недели исследования

Дата

Фотографии срезов сделанные спустя две недели

27 октября 2009г.

Поперечный срез черешка

14 ноября 2009 г.

Поперечный срез черешка

27 октября 2009г.

Мезофилл листьев

14 ноября 2009 г.

Мезофилл листьев

Нами было установлено, что растения «слушавшие» рок испытывали своего рода жажду и потребляли воды практически в два раза больше, их полив производился через день, когда почва становилась сухой, фиалки, находившиеся под воздействием музыки Моцарта, поливали через два, три дня их почва никогда не была совершенно сухой. Фиалки контрольной группы потребляли 200 мл. воды, цветы слушавшие классику, потребляли 170 мл в неделю, а цветы, находящиеся под воздействием рока потребляли 370 мл в неделю, что на 55 % (200 мл.) больше, чем фиалки слушающие классическую музыку. (диаграмма № 1).







Диаграмма № 1

Потребление воды фиалками в процессе эксперимента




Наблюдения за состоянием фиалок, проводившиеся в течение всего эксперимента показали, что растения, испытавшие воздействие рок-музыки, быстро теряли листья и отклоняли соцветия от источника звука. Прирост новых листьев составил в среднем 3 мм в сутки, что на 62,5%

(5 мм.) меньше прироста листьев у фиалок слушавших, произведения В.А.Моцарта, их прирост составил около 8 мм (диаграмма № 2).


Диаграмма № 2

Прирост листьев экспериментальных и контрольных растений











Экспериментальные растения находились в стадии цветения. Под влиянием рока распустившиеся цветки вяли через 3 дня, у экспериментальной группы через 6. Более активного цветения у фиалок, озвученных классикой, не наблюдалось, но цветки на этих растениях отцветали через 7 дней (Приложение 2).

В процессе исследования мы наблюдали за развитием растений, за ростом листьев и цветением. Еженедельно сравнивали изменения. В течение 5 недель у растений находящихся под влиянием рок-музыки засохло17 листьев, развилось 9 новых листьев. У цветов слушающих классику засохло 3 листа, появление новых составило более 21, у контрольной группы засохло 10 листьев, новых 18.




Диаграмма № 2

Соотношение отмирания и прироста новых листьев у фиалок разных групп


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!