Приложение 3
Диагностический тест
Тема: Рост и развитие организмов
Организационная информация |
Тема урока | Рост и развитие организмов |
Предмет | биология |
Класс | 10 |
Автор урока (ФИО, должность) | Жигжитова Татьяна Владимировна, учитель биологии и химии |
Образовательное учреждение | ГОБУ «Республиканский центр образования» |
Республика/край /область | Республика Бурятия |
Город/поселение | г.Улан-Удэ |
Инструкция по выполнению работы
На выполнение работы отводится 40 мин. Работа содержит 20 заданий по теме «Рост и развитие организмов», которые разделены на три части.
Часть А состоит из 15 заданий с выбором ответа. К каждому заданию даётся 4 варианта ответа, только один из которых правильный.
Часть В содержит 2 задания. В этой части используются задания на установление последовательности процессов.
Часть С состоит из 3 заданий с развёрнутым ответом.
Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно большее количество баллов.
Желаю успеха!
А.Выберите один правильный ответ
1. Процесс дробления зиготы отличается тем, что:
а) бластомеры не увеличиваются в размерах;
б) с увеличением количества бластомеров их общий объем не изменяется;
в) дробление происходит путем образования впячиваний – борозд дробления;
г) всем вышеперечисленным.
2. В процессе деления клетки наиболее существенные преобразования претерпевают:
а) рибосомы
б) хромосомы
в) митохондрии
г) лизосомы
3. В ходе полового размножения организмов у потомков наблюдается:
а) полное воспроизведение родительских признаков и свойств
б) перекомбинация признаков и свойств родительских организмов
в) сохранение численности женских особей
г) преобладание численности мужских особей
4. Большое значение полового размножения для эволюции состоит в том, что:
а) при оплодотворении в зиготе могут возникнуть новые комбинации генов;
б) дочерний организм является точной копией родительских организмов;
в) благодаря процессу митоза из зиготы формируется зародыш;
г) развитие нового организма начинается с деления одной клетки;
5. Чем объяснить постоянство числа хромосом у особей одного вида:
а) диплоидностью организмов;
б) процессом деления клеток;
в) гаплоидностью организмов;
г) процессами оплодотворения и мейоза.
6. Партеногенез – это
а) размножение путем развития взрослой особи из неоплодотворенного яйца;
б) размножение гермафродитов, имеющих одновременно и семенники, и яичники;
в) размножение путем почкования;
г) искусственное оплодотворение яйцеклетки (в пробирке).
7. У кошки родятся котята, похожие на родителей, поэтому такой тип индивидуального развития называют:
а) зародышевым
б) послезародышевым
в) прямым
г) непрямым.
8. Ослаблению конкуренции между родителями и потомками способствует развитие организма:
а) зародышевое
б) историческое
в) прямое
г) непрямое.
9. В процессе мейоза, в отличие от митоза, происходит:
а) образование новых клеток
б) спирализация хромосом
в) конъюгация и кроссинговер хромосом
г) расхождение хромосом к полюсам клетки.
10. Процесс образования половых клеток состоит из нескольких стадий:
а) из одной б) из двух
в) из трех г) из четырех.
11. Биваленты образуются на стадии:
а) лептотены б) зиготены
в) пахитены г) диплотены.
12. Хромосомный набор клетки после завершения первого мейотического деления будет:
а) 2n2c б) 2n1c
в) 1n2c г) 1n1c
13. Образование органов происходит на стадии:
а) гаструлы б) бластулы
в) нейрулы
14. Кто сформулировал закон зародышевого сходства:
а) Э. Геккель б) К.Бер
в) Ф.Мюллер г) Г. Шпеман.
15. Пищеварительные железы образуются из:
а) эктодермы б) мезодермы в) энтодермы.
В. Установите последовательность процессов
1. Установите, в какой последовательности происходит процесс редупликации ДНК:
а) раскручивание спирали молекулы
б) воздействие ферментов на молекулу
в) отделение одной цепи от другой на части молекулы ДНК
г) присоединение к каждой цепи ДНК комплементарных нуклеотидов
д) образование двух молекул ДНК из одной.
2. Установите последовательность процессов, характерных для первого деления мейоза:
а) конъюгация гомологичных хромосом
б) разделение хромосом и перемещение их к полюсам
в) образование дочерних клеток
г) расположение гомологичных хромосом в плоскости экватора.
С. Задания со свободным развернутым ответом.
1. Какие процессы происходят в ядре клетки в интерфазе?
2. Раскройте механизмы, обеспечивающие постоянство числа и формы хромосом в клетках организмов из поколения в поколение.
3. Виды регенерации, описать, примеры.
Нормы оценок
В части А за каждый верный ответ ставится 1 балл (максимум 15 баллов).
В части В в заданиях– 2 балла (максимум 4б)
За часть С – 1 задание – 2 балла (максимум 6б)
«5»-25–22 баллов
«4» - 21 -17 баллов
«3» - 16 – 13 балл
«2» - 12 и менее баллов