СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ротацизм и параротацизм

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

комзщуцьзщмцузщ зщзщцткпщшутши тлтщшкштшытвлтмшыупшщоыщмьытпывтвмлтлвм 

Просмотр содержимого документа
«Ротацизм и параротацизм»







Ротацизм и параротацизм







































Артикуляция звука Р

Положение губ – в зависимости от последующего гласного (здесь и далее описывается естественная артикуляция, при постановке звука артикуляция более утрированная).

Нижняя челюсть и вся ротовая полость напряжены. Корень языка и средняя часть спинки языка неподвижны и напряжены.

Кончик языка широкий, истончённый, поднят и вибрирует у альвеол, то прилегая к ним, то отходя от них (частота колебаний от трёх и более, в зависимости от фонетического контекста).

Средняя часть спинки языка опущена, задняя часть приподнята, боковые края приподняты, упираются в верхние коренные зубы (язык в форме ложечки). Мягкое нёбо поднято (Р — ротовой звук). Голосовые складки сомкнуты ( Р — звонкий звук).


Артикуляция звука РЬ

Очень схожа с артикуляцией звука Р. Отличия: Средняя часть спинки языка приподнята. Кончик языка чуть прогибается и  продвинут вперёд.






































Неправильное произношение

Виды ротацизма

1. Горловой (картавый) ротацизм (встречается очень часто). Он может быть велярным (вибрирует мягкое нёбо, звук более низкий) и может быть увулярным (вибрирует увуля (маленький язычок), при этом звук выше).

2.  Губно-губной ротацизм (кучерский). Вибрируют губы (встречается редко).  Может быть без вибрации.

3. Одноударный ротацизм (встречается достаточно часто). Вибрации нет, есть только один удар. Если звучит приближённо к норме, коррекции не требует.

4. Боковой ротацизм (может быть односторонним и двусторонним). При одностороннем кончик языка отклоняется в сторону. При двустороннем вибрируют боковые края языка.

5. Носовой ротацизм.  Звук с гнусавым оттенком.

6. Глухое произношение звука Р (без участия голоса).

7. Щёчный ротацизм. Вибрируют щёки.

Предрасполагающие факторы ротацизма. К ним относятся нарушения в строении языка (короткая уздечка языка, длинный, узкий, слишком большой), боковой открытый прикус, нарушения мышечного тонуса при дизартрии.

Параротацизм

Если звуки Р и РЬ заменяются другими звуками, то такое нарушение называется параротацизмом. Чаще всего замены звуков свидетельствует о несовершенстве фонематического восприятия.

Звуки Р и РЬ чаще всего заменяются на Л, ЛЬ, Й, Д, Г, К, Т.











Артикуляционная гимнастика

«Лошадка»

Цель: Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами). Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.

 «Грибок»

Цель: Вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку (уздечку).

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка — его ножку). Следить, чтобы губы были в положении улыбки. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно — ни одна половинка не должна опускаться. При повторении упражнения надо открывать рот, шире.

«Индюк»

Цель: Вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.

Описание: Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы — как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет). Следить, чтобы язык был широким и не сужался. Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону. Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

«Чистим зубки»

Цель: Вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком.

Описание: Широко открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону. Верхние и нижние зубы видны. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

Дыхательная гимнастика

Лети, бабочка!

Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: 2–3 яркие бумажные бабочки.

Ход игры: Перед началом занятия к каждой бабочке привяжите нитку длиной 20–40 см, нитки прикрепите к шнуру на некотором расстоянии друг от друга. Шнур натяните так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка.

Логопед показывает ребенку бабочек и предлагает поиграть с ними.

– Смотри, какие красивые разноцветные бабочки! Посмотрим, умеют ли они летать.

Логопед дует на бабочек.

– Смотри, полетели! Как живые! Теперь ты попробуй подуть. Какая бабочка улетит дальше?

Ребенок встает возле бабочек и дует на них. Необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при выдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед.

Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.


Листопад

Цель: обучение плавному свободному выдоху; активизация губных мышц.

Оборудование: вырезанные из тонкой двухсторонней цветной бумаги желтые, красные, оранжевые листочки; ведерко.

Ход игры: Логопед выкладывает на столе листочки, напоминает детям про осень.

– Представьте, что сейчас осень. Красные, желтые, оранжевые листья падают с деревьев. Подул ветер – разбросал все листья по земле! Давайте сделаем ветер – подуем на листья!

Взрослый вместе с детьми дует на листья, пока все листочки не окажутся на полу. При этом необходимо следить за правильностью осуществления ротового выдоха, а также за тем, чтобы дети не переутомлялись.

– Все листики на земле... Давайте соберем листочки в ведерко.

Логопед и дети собирают листочки. Затем игра повторяется снова.


Одуванчик

Цель: развитие плавного длительного выдоха через рот; активизация губных мышц.

Ход игры: Игру проводят на воздухе – на полянке, где растут одуванчики. Взрослый предлагает детям найти среди желтых одуванчиков уже отцветшие и сорвать их. Затем показывает, как можно подуть на одуванчик, чтобы слетели все пушинки. После этого предлагает детям подуть на свои одуванчики.

– Давайте подуем на одуванчики! Дуйте один раз, но сильно – чтобы все пушинки слетели. Смотрите, летят пушинки, как маленькие парашютики.

Можно устроить соревнование: каждый из детей дует на свой одуванчик один раз. Побеждают те из детей, у которых на головке цветка не останется ни одной пушинки.



Летите, птички!

Цель: развитие длительного направленного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: 2–3 разноцветные птички, сложенные из бумаги (оригами).

Ход игры: Ребенок сидит за столом. На стол напротив ребенка кладут одну птичку. Логопед предлагает ребенку подуть на птичку, чтобы она улетела как можно дальше (дуть можно один раз).

– Какая красивая у тебя птичка! А она умеет летать? Подуй так, чтобы птичка улетела далеко! Дуть можно один раз. Вдохни и набери побольше воздуха. Полетела птичка!

В ходе групповой игры можно устроить соревнование между двумя-тремя детьми: каждый дует на свою птичку. Побеждает тот, чья птица улетела дальше. Взрослый следит за тем, чтобы дети не надували щеки, дули только один раз, сильно не напрягались.


Варианты постановки


  1. Ребенок кладет голову на колени логопеду, присасывает язык к нёбу («Грибок»), в это время логопед большим и указательным пальцами (чистыми) прижимает боковые края языка к нёбу (не кончик!), ребенок с силой дует на язык и …частенько сразу же появляется вибрация!


  1. Ребенка просят поднять широкий язык за верхние зубы и длительно произносить звук похожий на «зж» (слышится что-то среднее между этими звуками: [з] с призвуком [ж] или наоборот) или многократно проговаривать звук [д] (но язык не у зубов, а на альвеолах, поэтому звук [д] не четкий).


  1. Постановка от звука [З]. Обычно Р от звука З не ставят, т.к. считается, что они очень различны по артикуляции и не могут быть друг для друга опорными. Но попробовать можно. Секрет в том, что ребенок произносит [З] очень кратко, лишь дотрагиваясь языком до альвеол и при этом сильно дует на язык.  Будет четко слышен сначала одноударный [Р], который потом сравнительно легко переходит в вибрант. Этот способ очень легкий и быстрый, особенно при горловом [Р]. Желаю успехов в его применении!


  1. При прогении: прижать кончик языка к нижним резцам и протяжно произносить гласный «ААААА», попеременно открывая и закрывая рот. При закрытом положении рта ребенок будет ставить верхние резцы на прижатый к нижним резцам кончик языка, т.е. ребенок будет постукивать по языку верх.   Когда классических приемов постановки [Р] недостаточно.


  1. В особо стойких случаях, когда классических приемов постановки [Р] недостаточно, использую следующие упражнения — слоги, которые надо произносить быстро и ритмично: дыдыдыдыдыды… адыдыадыды… тыдытыдытыды… дыдадыдадыда… адыдадыда… дыдодыдодыдо… адыдоадыдо…


  1. Постановка звука [Р] на вдохе. Условие – правильное и четкое произнесение звука [С]. Ребенок произносит длительно ССССС, а потом делает короткий вдох через рот, резко подняв и прижав язык к альвеолам, всасывает язык «как улитку в раковину». Если ребенок не коснется языком альвеол при вдохе, то звук не получится. Способ очень неожиданный, парадоксальный (ведь все нормальные логопеды ставят звуки «на выдохе»)


  1. Постановка звука [Р] от упражнения «БОЛТУШКА». Ребенок делает упражнение «Болтушка» (или «Индюк»): высунутый широкий язык на звуке [А] выполняет движения вперед-назад, скользя по твердому небу.  В тот момент, когда язык касается альвеол слышен одноударный [Р]. Теперь осталось зафиксировать эту позицию и приступить к автоматизации [Р]. Как правило, очень скоро одноударный звук сам переходит в вибрант (дрожит кончик языка).


  1. Постановка [Р] от звука [Ж]. Ребенок произносит звук [Ж], длительно, на одном выдохе и при этом отодвигает кончик языка глубже в полость рта. Через секунду можно услышать одноударный [Р]. После закрепления изолированного произнесения этого звука сразу переходят к проговариванию слогов со стечением ТР, ДР, НР, ЖР. Это способствует быстрому переводу одноударного [Р] в состояние вибрирующего звука. Способ себя оправдывает.


  1. Выполняется в 3 приема: 1) присосать язык к твердому небу («Грибок») 2) сделать глубокий вдох через нос (язык в том же положении) 3) сделать резкий короткий выдох через рот, направляя воздушную струю на язык и подключая голос. Описывать все это долго, но способ очень простой. Эффект достигается на контрасте (напряжение языка при присасывании и расслабление при резком выдохе). Это способствует вызыванию вибрации кончика.


  1. Постановка [Р] при недостаточной воздушной струе. Способ подходит для тех детей, у кого отсутствует воздушная струя достаточной мощности, необходимая для вибрации кончика языка. В основе лежит традиционный способ постановки с помощью шарикового зонда. А особенность в том, что ребенок находится в полулежащем положении, со слегка запрокинутой назад головой Язык поднят вверх, к альвеолам, ребенок произносит звук [Д] или сочетание ДЫ в быстром темпе. Зондом осуществляются быстрые движения под кончиком языка вправо-влево. Эффект достигается тем, что в положении лежа язык слегка оттягивается назад и ребенок вынужден более интенсивно выдыхать воздушную струю, что и заводит вибрацию в сочетании с манипуляциями зонда. Время на постановку звука уменьшается вдвое.







Автоматизация звуков [р] и [р'].




СЛОВОСОЧЕТАНИЯ

№1. серая ворона

быстрая ракета

озорной воробей

морская рыба

российский сыр

дорогой подарок

царский трон

северный ветер

пёстрая рубашка

старший брат

открытая фрамуга

красивый графин

гром грохочет

крутой поворот

верный друг

румяный юра

трудный урок

другая сторона

мокрая трава

чёрная смородина


№2. сорная трава

быстрая спортсменка

быстроногий страус

грозная стража

гитарная струна

громадная стройка

просторная квартира

быстрый разговор

красивый фарфор

красная крышка

чёрный воротничок

шиферная крыша

барабанная дробь

горные вершины

огромный город

курортный город

крупное зерно

морской ветер

правая рука

чёрная ворона


№3.

открытый кран

трудная работа

кружевной узор

кирпичный гараж

ровная дорога

дровяной сарай

крупная трата

раннее утро

острый топор

красный фанат

упругая пружина

северная граница

чёрный грач

срочный груз

барабанная дробь

старая дружба

русский народ

красивый шар

громадный пароход

горная тропинка


ПРЕДЛОЖЕНИЯ


1.

Петру на завтрак дали ватрушку.

Друзья нашли в траве патрон.

Петр играет на трубе.

Тропка не видна в траве.

Друзья едут в метро.

Дуют ветры.

На стройку мы приехали в трамвае.

У матроса трубка.

Подруги увидели страуса.

Дрозды - дружные птицы.

В нашей стране много кедра.

Дрова лежат на траве.

Ведро стоит около костра.

Один за другим матросы идут по трапу.

Труба трубит, труба поёт, трубач по

улице идёт.


2.

Федор метёт двор.

Егор чистит ковёр.

В корзине арбузы.

На парте книги и тетради.

Егор в форме.

На стене карта.

В комнате яркий абажур.

Зимой в парке горка.

Насыпь сахар в кефир.

На марке наш герб.

У Германа мама доктор.

Федор надевает куртку.

В сумке огурцы и помидор.

Мурка за мышкой, а мышка в норку.

На ферме пожар.

Захарка дёргает за шнур.

Федор натёр паркет.

Мама даёт Егорке шар.

На тёрке трут морковь.

Захар держит топор.

Егор сидит на первой парте.

У Юры оторван карман.

Роме купят гармонь.

Мурка мяукает.

У Артёма первая пятёрка.

На конверте марка.

В кармане дырка.


3.

Ветер раздувает парус.

Захар кормит кур.

Мурка стащила сыр.

Варвара чистит ковёр.

У норки чёрная шкурка.

Офицер носит мундир.

У мартышки в кормушке помидор.

Мы идём на базар за персиками и арбузами.

Повар кладёт сахар в тесто для торта.

На чердаке воет ветер.

На опушке порхают яркие бабочки.

Командир ведёт торпедный катер.

Пошла муха на базар и купила самовар.

Зайчик бегает по парте и по карте на стене.

В Крыму растёт крупный виноград.

На чёрной крыше красная труба.


4.

Юра гонит к воротам корову и барана.

У Раи розовые розы.

Вера ест пирожное.

В огороде растёт кукуруза.

У Мары оранжевый сарафан.

Кира собирает помидоры.

Вот рубашка с короткими рукавами.

Новая рубашка мне впору.

Юра умеет рубить топором.

У рыбака в неводе рыба.

Мы играем в новые игры.

Кира идёт на рынок.

Тигры рычат.

Рая и Рома собирают рыжики.

В сарае корыто и топоры.

У Юры в руках подарок.

Вот Вера и Мара.

У Веры шары и у Мары шары.

Рома идёт на урок.

Ира пасёт корову.

У Тамары красный карандаш.

В ручке старое перо.

Барабанщик громко барабанит.

Народы хотят мира.


5.

В магазине продают продукты.

В пруду много карпов.

У Веры тёмные брови.

В зоопарке есть зебры и выдры.

У Иры красивая брошка.

Бобры роют норы.

Вера моет фрукты.

В овраге камни.

Ира будет врачом.

Ира открывает кран.

Кур кормят крупой.

В кружке крыжовник.

Краб напоминает рака.

Юра красит красками.

Коробка покрыта крышкой.

На рукавах красивые кружева.

Грузчики грузят грузы.

Дядя Рома умеет играть в разные игры.

На краю стола гроздь винограда.

В кружке красная брусника.


ЧИСТОГОВОРКИ


1.

Ра-ра-ра - начинается игра.

Ра-ра-ра - Рае нравится жара.

Ра-ра-ра - Кате спать пора.

Ра-ра-ра - поливать цветы пора.

Ра-ра-ра - у мышки есть нора.

Ра-ра-ра - весь мусор уберём с утра.

Ро-ро-ро - в городе метро.

Ро-ро-ро - у Ромы новое ведро.

Ро-ро-ро - у Розы старое перо.

Ру-ру-ру - заяц ободрал кору.

Ру-ру-ру - коза грызёт кору.

Ру-ру-ру - в роще бродит кенгуру.

Ру-ру-ру - ягод наберу.

Ры-ры-ры - Рома видит рыб.

Ры-ры-ры - застучали топоры.

Ры-ры-ры - Жора прыгает с горы.

Ры-ры-ры - у мальчиков шары.

Ры-ры-ры - не заметили жары.

Гра-гра-гра - хорошая игра.

Тара-тара-тара - грызёт сухарь Тамара.


2.

Ар-ар-ар - повар, сахар, санитар.

Ар-ар-ар - стоит самовар.

Ар-ар-ар - улетел мой шар.

Op-op-op - помидор, топор, забор.

Ор-ор-ор - Вова несёт топор.

Ор-ор-ор - красный помидор.

Ур-ур-ур - шнур, контур, абажур.

Ур-ур-ур - щенок гоняет кур.

Ур-ур-ур - у нас короткий шнур.

Ыр-ыр-ыр - мы едим сыр.

Эр-эр-эр - ветер, вечер, офицер.

Ир-ир-ир - пассажир, зефир, кефир.

Ир-ир-ир - мы пьём кефир.

Ер-ер-ер - дядя Федя - офицер.

Ёр-ёр-ёр - на стене ковёр.

Арки-арки-арки - Рая собирает марки.

Орка-орка-орка - во дворе крутая горка.



3. Придумай предложения по картинкам.


4. Найди на картинке как можно больше предметов со звуком [Р].



ТЕКСТЫ

1. ВОРОБЕЙ НА КРЫШЕ.

На крыше огромного кирпичного дома сидел маленький Воробышек и внимательно

смотрел во двор. Там, внизу, добрая старушка стояла около гаражей и кормила птиц. Из

прозрачного пакета она сыпала на землю крупу, зёрна и хлебные крошки.

Сначала прилетела стая серых воробьев. Но скоро три крупные чёрные вороны

налетели на воробьев и прогнали их от корма.

Наблюдавший за происходящим маленький Воробышек рассердился. Он распушил

перышки и громко прочирикал: «Когда я вырасту, то обязательно стану Вороной!»


2. Пришел Рома первый раз в старшую группу детского сада. Подбежал к игрушкам.

Постройку из кубиков развалил. У грузовичка дверку оторвал. Робота бросил в аквариум с

рыбками.

Потом Рома направился к самой нарядной девочке Рае. Дёрнув её за рукав, Рома

громко сказал: «Давай в войну поиграем!»

Рая посмотрела на Рому, потом на беспорядок, который он устроил в группе, и тихо

ответила: «В войну ты уже поиграл!»


3. СТАРЫЕ ИГРУШКИ

У сестёр Веры и Иры было много разных игрушек. Как-то мама убиралась в детской

комнате. Она решила все старые игрушки выбросить на помойку. Картонную коробку со

старьём мама отнесла к мусорному контейнеру.

Вечером Вера и Ира играли во дворе. Увидев коробку с игрушками, сестры очень

обрадовались. Их игра продолжалась до темноты.

Когда радостные сестры вернулись с прогулки, в руках они держали картонную

коробку со старыми игрушками.


4. РВАНАЯ РУБАХА

Сергей играл во дворе. Он залез на забор и порвал рукав у новой рубахи. Испугался

Сергей, что мама его отругает. Вернулся домой и спрятал рубаху под кровать.

Скоро мама возвратилась с работы и обнаружила порванную рубашку. Расстроилась

мама. Позвала Сергея и говорит: «Я тебя, Серёжа, накажу. Но не за то, что рубашку порвал.

А за то, что правду скрыл!»


5. ОТКРЫТЫЕ ВОРОТА

Утром мама попросила Егорку полить огород. Сама она отправилась на работу. В

огороде росли: морковь, картошка, огурцы, помидоры.

Взял, было, Егорка ведро, да увидел за забором друзей. Забыл Егорка про мамину

просьбу! Выбежал за ворота и не закрыл их.

В огород забрались соседские куры, поросёнок Борька, бородатый козёл и

беспризорный пёс Буран. Через некоторое время они вытоптали огород. Растения были

съедены, урожай испорчен...

Ох, и отругает Егора мама, когда вернётся с работы!









ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ТВЕРДОГО И МЯГКОГО ЗВУКОВ Р - Р':

1. СЛОГИ.

РА-РЯ

РЯ-РА

РА-РЯ-РА

РЯ-РА-РЯ-РА

РО-РЕ

РЕ-РО

РО-РЕ-РО

РЕ-РО-РЕ-РО

РУ-РЮ

РЮ-РУ

РУ-РЮ-РУ

РЮ-РУ-РЮ-РУ

РЫ-РИ

РИ-РЫ

РЫ-РИ-РЫ

РИ-РЫ-РИ-РЫ

2. СЛОВА:

РАД-РЯД

РАДЫ - РЯДОМ

КОРА - КОРЯВЫЙ

ПАРАД-НАРЯД

ПАРАДНЫЙ - НАРЯДНЫЙ

ДЫРА - ДЫРЯВЫЙ

ИГРАТЬ - НЫРЯТЬ

ВОРОНКА - ВЕРЕВКА

КОРОВА - БУРЕНКА

НАРОД-ВПЕРЕД

РУКИ-БРЮКИ

БЕРУ - ВАРЮ

КРУГ - КРЮК

ФРУКТЫ-УРЮК

ПАРЫ-ПАРИТЬ

РЫБКИ-ГРИБКИ

КОРЫТО-РИТА

КОМАРЫ - КОМАРИКИ

УДАР-УДАРЬ

ХОРЬ-ХОРЬ

ГОРКА - ГОРЬКО

ДВЕРНОЙ - ДВЕРЬ

БУКВАРНЫЙ - БУКВАРЬ

3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ:

МАМА БУДЕТ ПРОВЕРЯТЬ ТЕТРАДЬ РОМЫ.

ГОВОРЯТ, МОЙ БРАТ - ГЕРОЙ.

ДЕТИ ИГРАЮТ В ПРЯТКИ В ТРАВЕ.

РИТА НАЛИВАЕТ ВОДУ В КОРЫТО.

АНДРЕЙ - ВРАТАРЬ, ОН В ВОРОТАХ.

В АКВАРИУМЕ РЫБКИ.

ПИНГВИНЫ ИДУТ РЯДКОМ К МОРЮ.

ДОМ НА КРУТОМ БЕРЕГУ.

В ЗООПАРКЕ МНОГО ЗВЕРЕЙ.

У БОРИ ТРУБА.

БОРЯ ИГРАЕТ НА ТРУБЕ.

У РИММЫ РОЗОВЫЙ ШАР.

У ИРЫ РЕПА.


НА БЕРЕЗЕ ГРАЧИ.

ВЕСЕЛО ЧИРИКАЕТ ВОРОБЕЙ.

СЕНТЯБРЬ, ОКТЯБРЬ, НОЯБРЬ - ОСЕННИЕ МЕСЯЦЫ.

ДЕКАБРЬ, ЯНВАРЬ, ФЕВРАЛЬ - ЗИМНИЕ МЕСЯЦЫ.

МАРТ, АПРЕЛЬ, МАЙ - ВЕСЕННИЕ МЕСЯЦЫ.

ГРАМОТА - ВТОРОЙ ЯЗЫК.

ПОРЯДОК ВРЕМЯ БЕРЕЖЕТ.

РЫБА В РЕКЕ - НЕ В РУКЕ.

РОТ НЕ ОГОРОД - НЕ ЗАТВОРИТЬ ВОРОТ.

ИРИНА И МАРИНА СПЯТ НА ПЕРИНЕ.


СТИХИ

1 Ни ссоры не было, ни спора — так дружили!

Друзья не ссорясь и не споря век прожили!


2 Козочке на рожки

Повесили серёжки!

3 Игре в солдатики я рад!

Солдатиков я строю в ряд!

Ряд за рядом, ряд за рядом —

Я командую парадом!


4 Чуть не напоролся я на крюк!

Лопнуть мог спасательный мой круг!


5 В кораблик превратится

Сосновая кора,

Листок дубовый — в парус,

А гайки — в якоря!


6 Раку рак на день рожденья

Подарил стихотворенье,

Приготовил рак сюрприз —

Перламутровый сервиз!


7 Пирамидки и матрёшки,

Погремушки, поварёшки,

И конструктор, и зверюшки…

Зря разбросаны игрушки!


8 У Ромы — кавалерия,

У Гриши — артиллерия!

Патроны — из гороха,

Снаряды — из репья!

Здесь барабанный грохот,

Преграды из тряпья!..

Гремят, гремят снаряды!..

Героев ждут награды!..
































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!