Тема урока: «Рождество Христово. Рождественская мастерская»
Тип урока: комбинированный
Цели: 1.обучающие-познакомить с православным праздником Рождества
Христова, с русскими традициями и обычаями православной
культуры.
2.развивающие-развивать умения и навыки в изготовлении
рождественских подарков.
3.воспитывающие-воспитать уважение к многочисленным традициям
религиозных праздников
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, видеоролик «Традиции празднования Рождества Христова», «Лоскутная сказка», презентация «Мастер-класс «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ МАСТЕРСКАЯ», раздаточный материал (тканевые полосы для звезды и квадраты белой ткани, вата и нитки для ангелов)
Инструменты и материалы: полосы и квадраты из ткани, нитки, иголки, ножницы
Методы проведения урока: объяснение с использованием иллюстраций, индивидуальная форма и познавательный метод.
Технологии: личностно-ориентированный подход: учащимся для подготовки к уроку предлагаются задания в соответствии с их способностями и возможностями (например, выполнение рисунков Рождества; подбор материала для выступлений на уроке, подготовка музыки и стихов, обрядов, соответствующих празднику);
элементы проблемной технологии, работа в парах, индивидуальная.
Межпредметные связи: история, православная культура, музыка, русский язык, литература, изобразительное искусство.
План
1.Организационный момент
2. Актуализация темы
3.Рассказ об истории происхождения праздника
4.Знакомство с традициями и обычаями Рождества Христова.
5.Физкультурная минутка
6.Изготовление звезды и ангела
7.Подведение итогов
Ход урока
1.Организационная часть
Здравствуйте! Наш урок пришелся на самые светлые и радостные зимние деньки. Ведь на дворе – Святки, так в народе называются святые дни. А еще и Сочельник - канун праздника Крещения Господня. 2019 лет тому назад Господь Бог о Своем Рождении явил миру знаки. А какие именно, мы узнаем их звучащих колядок
2.Актуализация знаний:
Видеофрагмент (23с) – звучит колядка «Звезда, сияй нам вечно..»
Скажите какой православный праздник мы встретили? (Рождество Христово)
Что вы о нем знаете? (Ответы детей)
Видеофрагмент ( 1 мин 7с )+колядка Рождество Христово. С незапамятных времен это был один из любимых праздников на Руси. Это доброе торжество принято было встречать всей семьей. В ночь перед Рождеством по деревням ходили ряженые – дети, переодетые в пастухов, ангелов и других добрых людей. Они напевали рождественские колядки и славословили Христа, угощали всех сладкой кутьей. А в ответ добрый хозяин должен был одарить коляду щедрыми подарками. Кто-то угощал конфетами и пирогами, а были и такие, кто подавал и копеечку веселой компании.+колядка
-Прозвучало уже две колядки. И обе повествовали о первом символе Рождества. Что же это за символ? (Звезда) На доске появляется табличка
Рождественская звезда
3.Исторический очерк (Сообщение ученицы)
Первые христиане вообще не отмечали отдельно Рождество, а объединяли его вместе с Крещением в единый праздник Богоявление.
Так продержалась до IV века, пока император Константин I не распорядился разделить праздники и отмечать Рождество 25 декабря.
Многие века потом католическое и православное Рождество праздновалось в один день – 25 декабря, пока в конце XVI столетия папа Григорий вместо старого юлианского не ввёл новый календарь, названный его именем.
Видеофрагмент (40 с) + колядка( К празднику Рождества Христова в руссуих избах обязательно прибирались, мылись в бане, стелили чистую скатерть, припасали новую одежду, которую и надевали с начала дня.На Рождество все в доме должно было символизировать чистоту праздника.)
Учитель
-А эта прозвучавшая колядка возвестила нам о том, кто именно принес людям весть о рождении Христа? (Ангелы) На доске появляется еще одна табличка
Ангелы
Ученица.Когда родился Спаситель, была глубокая ночь, все спали и никто не знал, что свершилось. Не спали только пастухи, охранявшие в поле свои стада. Вдруг небо осветилось, и пастухам явился ангел, который сказал им: «Не бойтесь, я пришел сообщить вам великую радость. Сейчас в Вифлееме родился Спаситель мира Иисус Христос. Вы найдете его лежащего в яслях. Пойдите и поклонитесь Ему». Пастухи так и сделали, как велел им ангел.В это время на небе появилось множество ангелов, которые славили Бога и пели: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение!» Эти слова означают: Славьте Бога, теперь на земле мир, среди людей благоволение, т.е. доброе расположение друг к другу.
4.Знакомство с традициями и обычаями Рождества Христова.
Видеофрагмент (36 с) На рождественский ужин приглашали знакомых, существовала традиция собираться на праздник всем селом за одним столом.В Рождество каждый верующий считал за честь накормить одинокого путника или подать щедрую милостыню нищему человеку.
Ученица.
Хозяйки для праздничного стола готовили взвар – компот из сухофруктов и ягод, который был посвящён рождению на свет младенца. Рождественский стол должен быть разнообразным и сытным.
Видеофрагмент (54 с) (Самым любимым и желанным блюдом на Руси были приготовленные в русской печи пироги. Существовало огромное количество видов этого лакомства – закрытые и открытые, ватрушки, калачи, пирожки , колобки,кулебяки, курники, лодочки, саечки, расстегаи, шаньги,а начинок и вкусов у пирогов было не сосчитать)
Ученица.
Главное - за праздничной суетой, за мирским весельем не потерять духовный смысл Рождества.
Видеофрагмент (35 с) Поклонение волхвов - колядка
Ученица.
И мы сегодня, как волхвы, с чистым сердцем встречаем Богомладенца, чтобы возрадоваться. Когда мы дарим на Рождество подарки, мы уподобляемся волхвам - восточным мудрецам, принесшим Богомладенцу свои дары: золото, ладан и смирну.
Потому что самая главная цель праздника Рождества Христова состоит в том, чтобы наши сердца стали теми Вифлеемскими яслями, в которых родился Христос. И смысл нашего празднования -в рождении Христа в нашем сердце. Бог стал Человеком, чтобы человек мог стать богом.
5. Физкультурная минутка
6.Изготовление звезды и ангела
Учитель
- Что подарить на Рождество?
-Какие символы Рождества мы с вами определили? (звезда и ангел)
Задача нашего сегодняшнего урока: мы должны будем научиться делать Рождественскую звезду и Ангела для украшения елки.
Презентация 1-6 слайды
Восьмиконечная Вифлеемская Звезда устанавливается на куполах первых христианских церквей .
Восьмиконечная Вифлеемская Звезда встречается на всех русских иконах Богородицы – покровительницы России.Еёназывают Звездой России или Русской Звездой.
Высшая государственная награда в царской России - орден Андрея Первозванного , имела форму восьмиконечной Вифлеемской Звезды. Согласно церковному преданию , апостол Христа Адрей Первозванный первым принес правозвестие христианской веры на русскую землю Первозванного
Символ Вифлеемской звезды используется как элемент орнамента в декорировании иконостасов, церковной утвари и архитектурных деталей храмовых сооружений
Звезда-навершие — ёлочное украшение, которое ставят на верхушку рождественской ёлки.
6. Практическая работа
Повторение правил техники безопасности
Учитель: перед тем как начать работу по изготовлению изделий, необходимо повторить технику безопасности при работе с ножницами. Какие правила необходимо соблюдать?
Ученики: - Правила техники безопасности при выполнении ручных работ
Правила техники безопасности при выполнении ручных работ
Опасности в работе:
Повреждение пальцев иглой или булавкой,
Травма руки ножницами,
Травма глаз
Что нужно сделать до начала работы:
Посчитать количество иголок и булавок в игольнице,
Положить инструменты и приспособления в отведенное для них место
Что нужно делать во время работы:
Быть внимательным к работе
Вкалывать иглы и булавки только в игольницу
Класть ножницы с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя
Передавать ножницы только с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперед
Что нужно сделать по окончании работы:
Посчитать количество иголок и булавок в игольнице (их должно быть столько же, сколько до начала работы)
Убрать рабочее место
Изготовление рождественской звезды.
Технологическая карта изготовления звезды лежит у вас на партах, работаем внимательно, соблюдая последовательность операций (одновременно демонстрируется последовательность работы на экране).
Технология изготовления Вифлеемской звезды:
Последовательность изготовления | Графическое изображение | Материалы Инструменты |
Нам потребется 4 полоски ткани размером 8 на 30. |  | Ткань, игла , нити, прямоугольный треугольник, ножницы |
Загибаем края по длинным сторонам к средней линии. Отутюживаем. Складываем деталь пополам вдоль длинной центральной оси. Ещё раз отутюживаем. |  | Вырезанный квадрат |
Перегибаем полоски таким образом, чтобы один конец был длиннее приблизительно на 3-4 см. Соединяем все четыре полосы между собой, пропуская их друг через друга. Короткие концы располагаются сверху.Затягиваем. |  | Детали звезды |
Переворачиваем заготовку на другую сторону, длинными концами наверх. Отгибаем длинные концы и накладываем их друг на друга по часовой стрелке. Последнюю полосу заправляем под первую.Затягиваем |  | Детали звезды |
Начинаем формировать лучи звезды, отгибая полоски назад, формируя уголок, затем загибаем вперед и складываем пополам получившийся угол. Свободный конец этого угла протаскиваем под другой горизонтально расположенной полоской.Торчащий кончик позднее отрежем. |  | Детали звезды |
Повторяем эти манипуляции по часовой стрелке с остальными полосами | | Детали звезды |
В результате получается рождественская звезда |  | |
Технология изготовления ангелочков из ткани. У вас на партах лежат все необходимые материалы и инструменты. Мы с вами будем делать ангелочков из ткани, используя белую х/б ткань и белые нитки.
Технологическая карта изготовления ангелочков
Последовательность изготовления | Графическое изображение | Материалы Инструменты |
1. Подготовить ткань: вырезать 3 квадрата из белой х/б ткани размером 10*10 см |  | Ножницы, линейка, карандаш, белая ткань х/б |
2. Взять ваты, для головки ангела, скатать ее в шарик и положить на центр одного из квадратов, собрать ткань вокруг шарика, и плотно замотать ниткой вокруг головы и сделать 2-3 петли, чтобы нитка не распускалась |   | Вата, квадрат из белой х/б ткани, белые нитки |
3. Изготовление ручек: противоположные расправить уголки, подогнуть уголок и замотать ниткой, чтобы получилась ладошка, сделать 2-3 петли. |   | Нитки |
4. Изготовление нижней части ангела: поднять ручки вверх, и закрутить ангелочка во второй квадратик, обмотать вокруг талии ниткой и сделать 2-3 петли | 
 | Квадратик из ткани, нитки |
5. Изготовление крыльев: Взять третий квадрат, сложить его наискосок пополам и присборить руками по центру, затем, замотать центр ниткой и сделать 2-3 петли. |  | Ткань, нитки |
6. Соединение деталей : присоединить крылышки к ангелочку и примотать их ниткой крест накрест вокруг туловища и сделать 2-3 петли вокруг головы. Ангелочек готов. |  | Детали игрушки, нитка |
7. Заключительная часть
• анализ и оценка выполненной работы;
• уборка рабочих мест и кабинета.
Домашнее задание
Рефлексия.
При выходе из кабинета оставьте свои впечатления о нашем уроке.
на уроке было интересно
мне на уроке было трудно
узнала много нового хочу узнать еще больше