СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рождественские рассказы на уроках литературы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рождественские рассказы на уроках литературы»

Учитель русского языка и литературы

СОШ №2 г.Белоярский

Касьянова Александра Алексеевна


«Рождественские традиции на уроках литературы»

(на примере произведений классиков)

В современном мире происходит утрата молодым поколением одной из главных ценностей нашей жизни: семьи. Поэтому перед школой стоит важная задача: подготовить учеников к семейной жизни; помочь понять, в чём заключаются семейные ценности; осознать, что семья – основа общества.

Современная демографическая ситуация и девальвация семейных ценностей свидетельствуют о том, что школа должна как можно больше внимания уделять развитию в детях семейных ценностей и традиций. В этом плане главенствующую роль имеют уроки литературы. Многие произведения художественной литературы воспитывают главные общечеловеческие ценности: гражданственность, патриотизм, толерантное отношение друг к другу, труд, социальную солидарность и, конечно же, семейные ценности.

Тема дома, семьи – одна из главных в классических произведениях русских и зарубежных авторов. Их изучение в школе требует особо внимания к проблемам, затронутых в произведениях, а также требует особую форму подачи материала.

Тема Рождества в литературных произведениях является одной их важнейших в приобщении детей к семейным традициям и ценностям. Ведь именно Рождество ассоциируется с семейным праздником, ожиданием чудесного и светлого. Праздник Рождества Христова – великий христианский праздник. Это праздник, в который мы вспоминаем чудесное событие – рождение в городе Вифлиеме Иисуса Христа. Рождественскую ночь порой называют ночью младенцев, а Рождество – праздником детей. Ведь только дети способны так доверчиво ожидать чуда и так искренно, непосредственно радоваться подаркам.

В связи с этим, на уроках литературы необходимо изучать рождественские (или по-другому святочные) рассказы.

Рождественский рассказ ‒ литературный жанр, относящийся к категории календарной литературы и характеризующийся определенной спецификой в сравнении с традиционным рассказом. Изучение таких произведений на уроке обогащает представление школьников о Рождестве, истории этого праздника, рождественских обычаев.

Традиционный рождественский рассказ имеет светлый и радостный финал, в котором добро неизменно торжествует. Герои произведения оказываются в трудном материальном положении, которое доводит их до состояния духовного кризиса. Но происходит какое-либо чудесное событие и всё налаживается в жизни героев. Чудо реализуется здесь не только как вмешательство высших сил, но и счастливая случайность, удачное совпадение, которые тоже в парадигме значений календарной прозы видятся как знак свыше. Часто в структуру рассказа входит фантастические элементы, но в более поздней традиции, ориентированной на реалистическую литературу, важное место занимает социальная тематика, где чудом является не сверхъестественное событие, а помощь обычных людей, которые не остались равнодушными к проблемам ближних.

Задача авторов таких рассказов состояла в том, чтобы поселить в домах читателей праздничную атмосферу, оторвав от житейских забот, напомнить о сложностях и трудностях жизни, о необходимости милости и любви.

В школе изучать рождественские рассказы можно как в классное, так и во внеурочное время (на классных часах, факультативах, литературных кружках). Произведений рождественской тематики достаточно много, как правило, они небольшие по объёму, и это даёт возможность изучить сразу несколько произведений за отведённое на это время.

Если говорить о русских писателях, то сразу вспоминается рассказ А. И. Куприна «Чудесный доктор».

Почему данное произведение необходимо рассмотреть в школе? В рассказе заложена глубокая мысль о человеческом сострадании и милосердии, добра и света. «Чудесный доктор» написан в жанре рождественского (или святочного) рассказа. В соответствии со своим жанром, в произведении главные герои оказываются в сложной жизненной ситуации, и помочь им может только чудо. И чудом этим оказывается встреча с доктором, который остался неравнодушным к нуждам героев.

Прежде всего на уроке следует уделить внимание истории создания произведения. Ведь оно основано на реальных событиях, которые автор описал в своей истории. Данная история может показаться рождественской сказкой, однако ее правдивость не подлежит никаким сомнениям. Поскольку все события происходили на самом деле, данное произведение принадлежит направлению реализм. Чудо, которое произошло в рассказе, ничто иное как доброта, милосердие человека к нуждающимся. И это чудо может произойти со всеми в реальной жизни.

Доктор Пирогов выступает в рассказе настоящим спасителем, единственным человеком, протянувшим руку помощи Мерцаловым. Помощь, которую оказал доктор, неоценима, так как в результате он спас сразу нескольких людей: дочку Мерцалова от болезненной смерти, самого Мерцалова от самоубийства, остальных членов семьи от голода и нищеты. При этом доктор даже не назвал своего имени. Для него было важно лишь помочь людям, сделать добро.

В «Чудесном докторе» анализ произведения включает в себя и разбор композиционной структуры. Особенность композиции данного рассказа заключается в контрастах. В преддверии рождественских праздников люди украшают свои дома, покупают подарки близким, владельцы магазинов и лавок стараются придать своим витринам как можно более нарядный и праздничный вид. Но в это же время перед читателем открываются ужасные условия жизни семейства Мерцаловых, вынужденного ютиться в тесной грязной коморке, дети смотрят на всё голодными глазами, младшая дочка умирает от болезни, излечить которую смогут только лекарства, на которые нет денег. Каждый элемент композиции противопоставлен следующему, чтобы ярче показать безысходность положения семьи Мерцаловых: экспозиция построена на демонстрации предпраздничного великолепия, в завязке описываются бесконечные тяготы и несчастья семьи Мерцаловых, кульминация – тяжелая болезнь сестренки и спасение ее таинственным доктором, его помощь семье, развязка – чудесные изменения в жизни всего семейства.

На уроке дети вместе с учителем должны прийти к основной мысли произведения, которая заключается в том, что чудо может совершить каждый человек, если не останется в стороне и не закроет глаза на горе своего ближнего. Открыть свое сердце, быть милосердным и отзывчивым – вот чему учит рассказ Куприна.

Кроме произведений русских авторов, учитель также может выбрать зарубежные книги. Одно из самых ярких произведений с рождественской тематикой «Дары Волхвов» О. Генри. Это классический пример новеллы с неожиданной развязкой, на которых специализировался автор. События рассказа происходят под Рождество. Под Новый год и Рождество люди верят в чудо, в счастливые перемены в их жизни, дарят друг другу подарки. Главные герои рассказа – молодые супруги Делла и Джим, у которых совсем нет денег, но они так хотят подарить друг другу что-то на Рождество и для этого жертвуют своим самым дорогим «даром».

Прежде чем начинать анализировать произведение со школьниками, следует обратить внимание на его название. Название рассказа довольно символично. Волхвы были известны тем, что увидев на небе восточную звезду, отправились с подарками к только что родившемуся Иисусу Христу. С тех пор в канун Рождества люди дарят друг другу подарки. Дети узнают, откуда пошла традиция дарить подарки на Рождество, обогащают свои познании в истории священного праздника.

На первый взгляд, «Дары волхвов» — это история о подарках, которые сделали друг другу супруги на праздник, но если посмотреть глубже эта история о куда более значимых, можно сказать, бесценных вещах. Прежде всего новелла посвящена чистой любви, которой не чуждо истинное самопожертвование.

Вся новелла построена на антитезе. Противопоставляется материальная сторона жизни духовности наших героев. На занятии можно проанализировать интерьер жилища героев, так как он выступает своеобразной характеристикой Деллы и Джима. При описании интерьера автор использует изобразительно-выразительные яркие эпитеты, чтобы показать насколько бедно живут супруги («вопиющая нищета», «красноречиво молчащая бедность»). Интерьер в рассказе О. Генри «Дары волхвов» является средством характеристики главных героев. Знакомясь с героями поближе, читатель понимает, что они живут бедно, но это не мешает им быть счастливыми, ведь они любят друг друга. Именно чувство любви согревает этих людей в маленькой восьмидолларовой квартирке. Такая жизнь не озлобила героев, они продолжают в своей душе нести такие чувства, как любовь, человечность и доброта.

Особенность композиции новеллы О. Генри «Дары волхвов» – это введение эпизода о подарках волхвов. Именно этот эпизод важен для понимания основной мысли рассказа и ему на занятии с учащимися следует уделить особое внимание.  О. Генри делает мудрый вывод: волхвы принесли дары, но среди них не было главного. Он не называет, что именно главное, но нам понятно, что это то, что было у наших героев, любовь и верность. И их не купить ни за какие деньги.

Ещё одно известное произведение данного жанра – это повесть Ч. Диккенса «Рождественская история». По своему наполнению она больше всего подходит описанию жанра рождественского рассказа.

Повесть была написана в 1843 году, чуть позже она стала одним из самых популярных рассказов о Рождестве, которые когда-либо написал Чарльз Диккенс.

При изучении данного произведения на уроке, следует детально проанализировать образ Скруджа, главного героя повести. Скрудж ‒ брюзга; преклонение перед деньгами, жажда наживы определяют характер его жизни. Постоянные заботы о деньгах, погоня за ними убили в нем все человеческое. Он не понимает радости других людей перед Рождеством, ему чужды такие понятия как доброта, взаимопомощь, любовь. Семьи у Скруджа нет, за исключением племянника, с которым герой даже не общается. Во второй и третьей частях рассказа писатель вводит сказочный элемент в повествование. Под влиянием духов, которые являются ему во сне и показывают его прошлое, настоящее и будущее, Скрудж меняется. В каждом из снов Скрудж открывает для себя новые истины: когда-то в детстве он был счастливым ребёнком и очень любил праздновать Рождество в кругу семьи; далее он видит своё настоящее и осознаёт насколько он одинок в своей жизни. Но самым страшным видением становится третье, когда Скрудж видит собственную смерть в одиночестве и пустоте. Всё это заставляет героя изменить своё видение мира. Из эгоиста и скряги он превращается в доброго старика, готового помочь людям. И после того, как он начинает менять свою жизнь (помогает бедным, налаживает отношения с семьёй), Скрудж впервые чувствует себя счастливым.

В «Рождественской истории» Диккенс развивает мысль о возможности нравственного перерождения человека. Писатель не случайно использует для этого форму рождественского рассказа. В данном случае самый характер жанра, допускающего фантастику, помогает писателю разрешить неразрешимое.

Литературно-социальная программа Диккенса может показаться наивной, но она продолжает традицию утверждения ответственности человека не только за себя, но и за окружающий его мир. Несовершенства этого мира доступны исправлению, но начинать его надо с воспитания в себе достойного человека, живущего не только ради себя, но ради всех, кому он может помочь.

Изучение вышеназванных произведений на уроке литературы способствует формированию у детей образа семьи, семейных ценностей и традиций. Правильный образ семьи в сознании ребёнка очень важен для его полноценного развития, формирования его внутренней картины мира, умения взаимодействовать с окружающими людьми.


Библиографический список:

  1. Коровина В. Я. Дидактические материалы по литературе. 7 класс. ‒ 2008.

  2. Безбородкина Е. С. Опыт изучения святочных рассказов русских и зарубежных писателей //Литература в школе. - 2007. - № 7.

  3. Меретукова М. М. Жанровые инварианты и поэтика «Рождественской прозы» автореферат\ URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01008709748 .



2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!