СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рождество и святочные дни на Дону

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рождество и святочные дни на Дону»


Праздник « Рождество и святочные дни на Дону»

Автор: Козаченко Валентина Ивановна, учитель,

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Куйбышевская средняя общеобразовательная школа

имени Маршала Советского Союза Андрея Антоновича Гречко

2021 год

Сценарий праздника

1.Организационный момент

Классный руководитель: Сегодня особенный день-18 января - последний день святочных дней. Завтра –великий православный праздник Крещение Господне. Начинались святочные дни от Рождества и длились 12 дней.

-А кто знает, что это за праздник Рождество?(День рождения Иисуса Христа)

-А кто это Иисус Христос? (Сын Божий, Спаситель)

-Что вы узнали о рождении и жизни Иисуса Христа?( дети рассказывают о том, что они узнали о рождении и жизни Спасителя на уроках и занятиях внеурочной деятельности «Основы православной культуры», а также самостоятельно)

-А когда мы, православные люди, празднуем праздник Рождества Христова?

Классный руководитель: Все верно, ребята, Рождество — праздник в честь рождения Иисуса Христа. Празднуют его в ночь с 6 на 7 января и называют его Рождественский Сочельник. Этот праздник отмечают миллионы людей во всем мире. Их объединяет одно – вера в господа Иисуса Христа. Рождество стало событием для человечества. Теперь мы ведем летосчисление от рождения Спасителя. На нашем празднике мы расскажем вам историю традиций и празднования Рождества и святочных дней у нас в Донском крае. На Дону живет много разных народов, мы живем дружно, вместе работаем и веселимся. И называют нас добрым словом «казаки», что значит люди вольные. Сегодня мы и познакомимся с традициями и празднованием Рождества и Святочных дней у нас, на родной земле. Мы, граждане России, люди православные, и нам важно чтить и уважать традиции и обычаи нашего народа.

  1. Просмотр презентации (дети смотрят презентацию)

(Содержание презентации)На Дону к Рождественскому Сочельнику, в избах делали большую уборку. До 6 января соблюдали пост, вкушали только кутью с медом и сочиво. Лишь вечером, с появлением первой звездочки заканчивался пост. Люди замешивали пироги, ставили блины, месили тесто для пышек. Готовили праздничный стол. Чтобы младенец Христос заглянул в дом, на окошко ставили всевозможные игрушки.

В доме хорошо натапливали печь. Печь в доме играла главную роль. Появилась даже поговорка “плясать от печки”, то есть начать с главного. Печь использовали для отопления помещения, приготовления пищи. На печи спали, хранили вещи, сушили зерно, лук, чеснок. Зимой около нее держали птицу и молодых животных. По народному поверью, под печью или за нею живет Домовой – душа избы, покровитель домашнего очага, добрый и услужливый, если в доме лад да любовь. В старину его ласково называли “хозяин” или “дедушка”. А представляли его в облике маленького мужичка с седой бородой. Главная обязанность домового – смотреть за хозяйством, помогать в работе по дому.По диагонали от печи в избе находится красный угол. Это было святое место – в нем помещали иконы. Поэтому называлось место “святым”. В красном углу совершались ежедневные моления, с которых начиналось любое важное дело.Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украсить. Название “красный” означает красивый, хороший и светлый.

К Рождественским праздникам, казаки всегда готовились тщательно и заблаговременно. Мыли дом, белили стены, стирали и крахмалили занавески и скатерти. Обязательным украшением в доме была ёлка, чья вечная зелень символизировала обновляющуюся жизнь.

Как вы думаете, а почему именно елочка стала символом Рождественского праздника? (ответы детей) Это вы узнаете из сказочной истории, о которой вам расскажут учащиеся 2 «а» класса.

3.Театрализованное представление

Звучит мелодия «Ночь под Рождество»

Ведущие дети:

1.От Рождества всему начало:

Весны цветенье, песен новь,

И торжество и вдохновенье,

Надежда, Вера и Любовь!

2.Иисус Христос родился

И мир весь осветился!

Люди Бога величайте,

День спасенья воспевайте!

3.Он родился в бедной хате

И сейчас лежит в яслях.

Давайте петь и танцевать,

Христа рожденье прославлять!

ЗВУЧИТ МУЗЫКА

Дети инсценируют сказочную историю «Рождественская елочка»

Каждый герой выходит под музыку

Ведущий: 

Великое чудо в ту ночь свершилось!

Спасителя Бог нам послал.

В забытой пещере,

В заброшенных яслях

Младенец, Сын Божий, лежал.

Три дерева: пальма,  маслина и ёлка-

 У входа в пещеру росли,

 И в первые дни в горделивом восторге

Младенцу поклон принесли.

Прекрасная пальма его осенила

Зелёною кроной своей,

А снежных ветвей серебристой маслины

Закапал душистый елей.

Лишь скромная ёлка печально стояла,

Даров она дать не могла,

Боялась иголками ранить Младенца,

И скромно в сторонке росла.

Звучит нежная, волшебная музыка, выходит «ёлочка»- девочка.

Ёлочка: Тихо в лесу, одна стою

А так хочется поклониться Младенцу Христу.

В зал под музыку «влетает Огонь», за ним «вальсируя, входит Вода»

Огонь: Я-Огонь, весёлый, жаркий,

              Побеждаю темноту,

              Я младенцу поклониться

              В Вифлеем скорей спешу!

Вода: Я - прохладна и свежа,

            Каждый ищет, где же я.

            Я всех пою, прохладу дарю,

            Я важнее тебя, пропусти вперед меня!

Огонь: Я сильнее тебя!

              Я могу тебя вскипятить!

Вода: Ха-ха-ха!

            А я могу тебя потушить!

Ёлочка: Зачем вы спорите, друзья?

               Без вас людям жить нельзя!

               И обед не сварить,

               И огонь не потушить.

               Что же вы?

              Шли на поклон к святому младенцу,

              Да и опять поссорились?

              Идите скорее, а путь вам звезда укажет.

Огонь и Вода: А что же нам ему подарить?

Ёлочка: Ты, Огонь осторожно согрей его,

                А ты, Вода, омой ему ножки.

Огонь и Вода: Спасибо, Ёлочка, за добрый совет!

                            До свиданья.

Убегают из зала, взявшись за руки.

Ёлочка: Тихо в лесу, одна я стою.

                Как я к младенцу святому пойду?

                А вдруг я, нечаянно, его уколю?!

                Лучше отсюда ему колыбельную я пропою.

Поёт «Песенку ёлочки»

Ведущий: Ангел над лесом в тот час пролетал,

                  И песенку ёлочки он услыхал.

Ангел: За то, что скромна, и в печали не ропчешь,

Награду Господь тебе дал

Отныне пусть будут на праздник

Все люди нарядно тебя украшать.

Дети «украшают» Ёлочку гирляндами из бус.

Дети по очереди:

1. Сверкай и звездочками вся гори,

И огоньками, ёлочка, переливайся.

2. За смирение и доброту

Украсим каждую мы веточку твою.

3. От огоньков весёлых ёлка 

Расцветает раз в году

Хоровод мы заведем

Ёлке песенку споём.

Ведущий: 

Вот так, ёлочка пальму и елей-маслину затмила своей красотой.

Младенец от яркого звездного света проснулся,

На ёлку взглянул,

И личико, вдруг, озарилось улыбкой,

 И ручки он к ней протянул.

А мы с той поры каждый год вспоминаем

И набожно чтим Рождество,

Ребёнок ли, взрослый-все празднику рады,

И в каждой семье - торжество!

4. Колядование.

Классный руководитель: (продолжаем смотреть презентацию)после Рождества начинались святочные дни-Святки. У нас на Дону казаки всегда праздновали Святки красочно и весело. Начинались они с празднования Рождества Христова и продолжались почти две надели до Крещения. С древних времен на Святках переплелись языческие обычаи с христианскими обрядами. У казаков существовало поверье, о том, что в Рождественскую неделю нечистая сила выходит из своих убежищ. Оттого наряду с христианским обычаем – ходить под Рождество славить Христа (колядовать) – осталась и языческая традиция рядиться в шкуры животных, маски и костюмы колдунов и ведьм. Мужчины и женщины, стар и млад, дабы своим видом отпугнуть, удалить от себя нечистую силу, сами в эти дни представали в обличье нечисти. Не забывали, и повеселиться от души.

Как это было покажут ребята 4 класса.

В зал входят «колядовщики» , несут «Рождественскую звезду», играют на шумовых инструментах, танцуют и поют под музыкальноесопровождение

1. Добрый вечер добрым людям!

Пусть веселым праздник будет.

С Рождеством вас поздравляем.

Счастья, радости желаем!

2.Коляда, коляда -отворяйте ворота,

Доставайте сундучки, подавайте пятачки.

Хоть рубль, хоть пятак,

Не уйдём из дома так!

Нам конфетку, а можно и монетку

Не жалейте ничего - накануне Рождество!

3.Колядуем, колядуем,

Песни с танцем чередуем!

И вприсядку, и кругом,

Угощайте пирогом!

4.Коляда, коляда,

кто не даст пирога, мы корову за рога,

Кто не даст пышки, мы тому в лоб шишки,

Кто не даст пятачок, тому шею на бочок.

5.С Рождеством святым вас, люди!

Мир да лад у вас пусть будет,

Чтобы горя вы не знали

И в богатстве пребывали!

6. Сеем, веем, повеваем,

С Рождеством вас поздравляем!

5. Игры.

Классный руководитель:

В святочные дни казаки и казачки собирались на праздничные посиделки. Приходя на вечеринку, приносили с собой угощения в виде бубликов, семечек, печеного кабака или конфеток из кабака, а также моченые яблоки и арбузы. Садились за стол, сначала рассказывали станичные новости, байки, шутки, а потом начиналось настоящее веселье- игры, песни и танцы.

-Вот и мы сейчас мы тоже поиграем в игру, которая называется «Домовой». Давайте, вспомним.

-Кем был Домовой для казачьей семьи ? (Домовой – душа избы, покровитель домашнего очага, добрый и услужливый, если в доме лад да любовь.)

Игра «Домовой»:

Дети идут по кругу и поют (в центре Домовой): 

Ой, дед Домовой,

Ты облей нас водой,

Разгадать тебе пора,

Что мы делали вчера.

Дети шепчутся, договариваются, что будут показывать. Домовой отгадывает задание.

- А теперь вы, девочки, поиграйте!

Ведущий.А давайте в «Сокола»поиграем! По считалочке Сокола выбираем.

Игра «Сокол»: дети стоят кругом. В центре круга – Сокол, в руках у Сокола бубен. Бубен пускается по кругу со словами: «Сидит Сокол , ясный Сокол на высоком дубе. С кем ему пуститься в пляс нам подскажет бубен». В круг выходит ребёнок, в чьих руках на этих словах окажется бубен. Вместе с Соколом они танцуют.

Игра «Лешевые жмурки»:

дети стоят по кругу, Леший с завязанными глазами стоит в кругу. Все идут хороводом, а по сигналу колокольчика Гавриловны, Леший неожиданно из-за пазухи достает мешок без дна и ловит детей, пытаясь их засунуть в мешок.

6. Гадания

Ведущий. А теперь давайте нечисть из дому выметать.Я теперь возьму веник и вымету всю нечисть из избы. Ребята, повторяйте за мной: «Мир всем, нечисть вон! Мир всем, нечисть вон!»

Дети повторяют движения и текст.

Классный руководитель. Ну вот, нечисть всю вымели, как вы думаете, ребята, а не погадать ли нам?

2 Ведущий. И то верно! Интересно судьбу свою испытать!

Очерчу круг по солнцу,

Чтобы наше гадание нечисть не путала.

(Белой веревочкой огибает скамейку, на которой стоят 6 блюдец, накрытые материей, чтобы не видно было, что на них лежит. Вызывает детей, которые хотят узнать свою судьбу) 

1 тарелка (полотенце)  Полотенце, полотенце расстилается. Кому станется, кому сбудется.

- Ждет тебя дорога, путешествие!

2 тарелка (булка) Мышь по горнице бежит, каравай в дом тащит.

-  В твоем доме достаток будет, благополучие!

3 тарелка (колечко) Колечко! Сей, мать, лучину, пеки пироги. К тебе гости будут, вернее, женихи.

- Кому колечко достанется – свадьба близко.

4 тарелка(лента) Лента! Через поле идучи, руссу косу плетучи, шелком переплетаючи.

- Лента к богатству, прибыли.

5 тарелка (пуговица) Пуговица! Ох, ходил жучок по заваленке, выносил добро по мочалинке.

- Жить тебе в большой семье счастливой жизнью.

6 тарелка (деревянная щепка)  Деревянная щепка!

Кому эта щепка достанется, тому сбудется, не минуется.

- Тому жить богато, жить хорошо. А щепка деревянная –

   к крепкому здоровью, сытой жизни.

Классный руководитель.

А еще,ребята, в наших краях примета есть такая – если звездочку с неба поймаешь и желание загадаешь, то оно непременно исполнится. Ловите!

Бросает звездочки-снежинки, дети их поднимают и загадывают желания.

Загадали желания? Только берегите звездочку, а то все забудется, и ничего не сбудется. Да еще помните старинную поговорку: «На бога надейся, а сам не плошай!» Вот тогда уж точно ваши желания исполнятся.

-А теперь пора и угощения принимать.

Словами да гаданиями сыт не будешь.

Звучит музыка(детям раздают угощения –«рождественские звездочки» (выпеченные пряники с пожелания))

Классный руководитель. Подходят к концу Святочные дни, пошел к концу наш праздник, но мы с вами не прощаемся (обращаемся к презентации)

Сегодня 18 января- крещенский вечер. В старину на Руси крещенский вечер был очень значимым для народа. Существует многоповерий, примет и обычаев. Считалось, что Крещенский сочельник – последний и главный день святочных гаданий. На Дону существовал обычай – в крещенский вечер рисовать на окнах и дверях кресты, делали это мелком или копотью свечи, защищая тем самым себя от несчастья. В Крещенский сочельник, как и в Рождественский, крестники шли к своим крестным поздравлять с праздником. Приходили всегда с угощениями – пирогами, кутьей, варениками. Крестные, попробовав угощение, одаривали своих крестников подарками, угощениями, а иногда и деньгами.

А еще существовало обыкновение ходить в полночь на Крещение за водой на реку. Говорят, что в эту пору вода в реках колышется. Почерпнув воды, приносили ее домой и сохраняли: считалось, что эта вода может стоять несколько лет в закрытом сосуде, не портясь, только бы никто нечистый к ней не прикасался.

В крещенский вечер совершалось два освящения воды: одно накануне Крещения – внутри храмов, другое – в самый день Крещения – на ближайшей реке или озере. Шествие для освящения воды в водоемах называлось «крестным ходом на Иордань». На Дону во льду прорубали крест, в центре делалось отверстие, куда забивался чоп. Когда священник завершал молебен, чоп вынимали, и под давлением собравшихся людей вода била фонтаном. Ею умывались и наполняли емкости, некоторые даже купались в проруби. Считалось, что тот, кто в трескучие морозы на Крещение искупается в проруби, не только не заболеет, но и будет здоровым целый год. Вот так, самое интересное у нас впереди. Теперь вы продолжите праздновать святочные дни с родителями. И, конечно, при этом не забываем о мерах безопасности. А потом на нашем следующем занятии вы расскажите, как вы провели Крещенский вечер.

А сейчас всех участников приглашаем на сцену.

Все дети выходят на сцену.

Классный руководитель. Подходят к концу Святочные дни, подошел к концу и наш праздник, но мы с вами не прощаемся. Мы желаем всем крепкого здоровья, радостного настроения и исполнения всех желаний!

1.В этот светлый праздник –

Праздник Рождества

Мы друг другу скажем

Теплые слова.

2.Тихо снег ложится:

За окном зима,

Чудо здесь свершится

И зажжет сердца.

3.Пусть улыбки ваши

В этот дивный день

Будут счастьем нашим

И подаркомвсем.
4. В эти дни все души очищая

На новый год мы пожелать хотим:

Прощать людей, как свыше завещают,

И, дай нам Бог, любовь нести другим!

Исполнение песни о рождестве

Дети под музыку уходят из зала.

11