СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рождение европейской средневековой цивилизации

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рождение европейской средневековой цивилизации

Просмотр содержимого документа
«Рождение европейской средневековой цивилизации»



Конспект урока.



Класс: 10 «А».



Тема: «Рождение европейской средневековой цивилизации».



Тип урока: комбинированный



Цели урока:

  • Образовательные:

показать особенности зарождения средневековой цивилизации под влиянием античной и варварской культур;

  • Развивающие:

формирование навыков самостоятельной работы с текстом, умения работать в парах, осуществлять самоконтроль;

  • Воспитательные:

воспитание активности и самостоятельности при выполнении определенных заданий.

Основные понятия: романизация, междоусобицы, Великое переселение народов, легион.


Оборудование: компьютер, экран, проектор, карты: “Цивилизации Древнего Востока”, “Великое переселение народов и гибель Западной Римской империи”, учебник “Россия и мир” – 10-й класс, авторы О.В.Волобуев, В.А. Клоков и др.; (базовый уровень); презентация.


Методы обучения: беседа, лекция, иллюстрация, работа учащихся с учебником.





Ход урока.



I. Организационный момент.


- Организация дисциплины в классе.


- Проверка присутствующих.



2. Проверка домашнего задания:

фронтальный опрос (устно):

§ 1. «Древний Восток и античный мир» – проверка по вопросам в конце параграфа.

II. Актуализация знаний.

Учитель: Прежде чем приступить к изучению первого пункта нашей темы, вспомним основные периоды в развитии римского государства.

  • Основание Рима – 753 г. до н.э.;

  • царский период – VII–VI вв. до н.э.;

  • республиканский период – III–II вв. до н.э.;

  • императорский период – I в. до н.э. – V в. н.э.;

  • падение Западной Римской империи – 476 г. н.э.

Пик римского могущества в Средиземноморье пришелся на период I в. до н.э. – II в. н.э., который получил в истории название «ранняя империя». Действительно, могущество Рима в этот период распространилось на все побережье Средиземного моря. Риму подчинились народы, говорившие на разных языках, исповедовавшие разные религии, стоящие на различных ступенях цивилизационного развития. Жители покоренных Римом стран, прежде всего горожане, были романизированы. Вспомните, что означает этот термин?

  • Романизация – процесс, в ходе которого завоеванные Римом народы перенимали у своих завоевателей навыки хозяйства и культуру.

Римское влияние на завоеванные народы можно проследить буквально во всем – одежда, язык, религия, способы ведения хозяйства. Но примерно с III в. н.э. хозяйство Римской империи вступило в полосу кризиса. Рим перестал вести завоевательные войны, поток пленников – потенциальных рабов - иссяк, крупные земельные владения начинают испытывать недостаток бесплатной рабочей силы. Попытка использовать усовершенствованные орудия труда для увеличения производительности не могла увенчаться успехом, так как рабу, не заинтересованному в результатах своего труда, нельзя было доверять эти орудия. Следовательно, рабство из основы римской экономики превращается в тормоз, мешающий ее развитию.

3. Изучение нового материала.

План:

1) Поздняя Римская империя.

2) Великое переселение народов и падение Западной Римской империи.

3) Влияние античности и варварских народов на Средневековье.

4) Роль христианской церкви в формировании средневекового общества.


Весь урок сопровождается красочной презентацией.


1) Рабство из основы римской экономики превращается в тормоз, мешающий ее развитию. Какую же причину кризиса Римской империи мы назовем первой?


  • Рабство – тормоз для развития римской экономики.


Работа в тетрадях: запись заголовка “Основные причины кризиса Римской империи” и его первой причины.


Учитель: Разрушительная полоса гражданский войн, поразивших Римскую империю в III в. н.э., усугубила экономический кризис. Результатом военных действий стало разорение хозяйства, свертывание внутренней торговли. Это привело к тому, что налоги перестали поступать в казну государства. Спасаясь от разорения и императорских чиновников, римское городское население бежало в деревни, где пополняло ряды мелких арендаторов – колонов. Города, некогда бывшие центрами ремесла и торговли, приходили в упадок. Как сформулировать вторую причину кризиса Римской империи? (ответы учащихся)


  • Разорение хозяйства страны, свертывание торговли, упадок городов в результате гражданской войны.


Работа в тетрадях: запись второй причины кризиса Римской империи.


Учитель. Междоусобицы, в ходе которых легионы то и дело возводили на трон “солдатских императоров”, ослабляли Римское государство. Этим поспешили воспользоваться варварские племена, усилившие натиск на империю. Императоры испытывали большие затруднения при пополнении легионов, так как наделять земельными участками за военную службу стало сложно из-за упадка земледелия в стране. В этих условиях ускорился процесс набора в армию отрядов из тех варварских племен, которые становились союзниками Рима. Поступившие на римскую службу варвары приобретали римское гражданство и доступ к высшим военным должностям. Это приводило к постепенному отчуждению армии от интересов гражданского римского населения. Из всего вышеизложенного, какие еще причины кризиса Римского государства можно выделить? (ответы учащихся)


  • Натиск варварских племен, ослабление центральной власти в связи с частой сменой императоров, отчуждение римской армии от интересов гражданского римского населения.


Работа в тетрадях: запись остальных причин кризиса Римской империи.


Учитель: Для изучения второго вопроса нашей темы найдите в учебнике карту “Великое переселение народов и гибель Западной Римской империи”. На данном этапе урока наша задача заключается в том, чтобы выявить причины Великого переселения народов в IV в.н.э. и его роль в гибели Западной Римской империи. Среди народов, соседствующих с Римской империей и активно поддерживающих с ней связь, были германские и славянские племена. Римляне называли их варварами. В течение почти трех столетий римляне успешно обороняли от их набегов свои границы. Но ослабление Римской империи из-за пережитых кризисов и гражданских войн не позволило остановить римлянам массовое переселение германских племен вглубь империи. Массовое передвижение, охватившее огромные пространства Европы и Азии, получило название Великое переселение народов.


2) Работа в тетрадях: запись “IV в. н.э. – Великое переселение народов”.


Учитель: Начало Великому переселению народов положили племена гуннов. Начав движение у северных границ Китая, они дошли до Урала, Волги и Черного моря. Спасаясь от степных кочевников германские племена начали массовое переселение в пределы Римской империи. Часть германских племен стали союзниками Рима. Другая часть, расселившись на ее северных границах, стала совершать разорительные набеги на римские поселения. Среди германских племен, сыгравших главную роль в падении Западной Римской империи необходимо отметить племена англов, франков, саксов, остготов, вестготов, вандалов.


Работа в тетрадях: запись названий германских племен. Работа с картой “Великое переселение народов”.


Учитель: В 395 г. н.э. после смерти императора Феодосия Великого, империя разделилась на Восточную и Западную. Столицей Восточной Римской империи стал город Константинополь. Силы Западной Римской империи были подорваны. Рим, некогда процветающий город, подвергался нападению и разорению варварами: 410 г.н.э. – взятие Рима готами; 455 г.н.э. – разрушение Рима вандалами. За 21 год после разгрома вандалами “вечного города”, в Западной Римской империи сменилось 9 императоров – ставленников римской знати и германских военных вождей. В последние годы существования Западной Римской империи ее территория представляла собой “лоскутное одеяло”, где хозяйничали германцы, отнимавшие земли у местных землевладельцев. В 476 г.н.э. вождь наемных германских отрядов Одоакр сместил последнего римского императора Ромула Августула и объявил себя правителем. Этот год вошел в историю как год падения Западной Римской империи.


Работа в тетрадях: запись основных дат и событий.


Учитель: На развалинах Западной Римской империи возникли варварские королевства.


Работа с картой “Варварские королевства в V в. н.э.”.


3) Учитель. Гибель античной цивилизации под натиском варварских племен не означала полной утраты того исторического наследия, которое древние греки и римляне оставили своим преемникам. Современное европейское общество сформировалось и выросло из средневекового общества, которое в свою очередь, является примером синтеза двух культур – античной и культуры варварских народов.


Работа в тетрадях: при помощи текста учебника заполняется таблица “Влияние античности и варварских народов на Средневековье” (дается на дом в незаполненном виде).



4) Учитель. Последняя задача, которую необходимо решить на сегодняшнем уроке, заключается в том, чтобы выяснить роль христианской церкви в политической и экономической жизни средневекового общества.


Работа в тетрадях: с помощью текста учебника найти и записать причины, которые позволили превратиться христианской церкви во влиятельную политическую и экономическую силу Средневековья.


III. Закрепление материала.


  • Почему римлянам не удалось удержать варваров на границах своей империи?

  • В какой сфере жизни средневекового общества наследие античности сказалось в наибольшей степени?

  • Какие народы участвовали в создании средневековой западноевропейской цивилизации?



4. Итог урока.

Слово учителя: Ребята, что вы узнали сегодня нового?

Что вам больше всего запомнилось? Понравилось?

Подводятся итоги по достижению целей урока



Домашнее задание.

§ 2; вопросы к параграфу (устно).



Рекомендации и замечания (учителя-предметника) или руководителя


______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Оценка урока учителем-предметником или руководителем



_____________________________________________________________________________


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!