Просмотр содержимого документа
«РП 11 Класс Русский Язык (Электив)»
____________ /Паршина Л.А. / | ____________ /Лавина Т.А./ | ____________ /Головлева И.В. / |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективного курса по русскому языку «Трудности русского языка» для 11-го класса
Направление общекультурное
ДЛЯ 11 «А» КЛАССА
НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
Количество часов:
всего 34 часов
в неделю 1 час
срок освоения 1 год
Составитель программы_______________________________________________________
Программа составлена на основе авторских программ Гольцовой, Розенталя. «Просвещение» 2012
(указать программу/программы, авторов, издательство, год издания (если есть))
Москва, 2016 г.
Требования к уровню подготовки.
(Планируемые результаты)
Личностные результаты:
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
владение всеми видами речевой деятельности:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
способность извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости;
умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форм
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, Недочеты, исправлять их; умение совершенствовать и редактировать собственные тексты;
Предметные результаты:
представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
распознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа элективного курса по русскому языку в 11 классе составлена в соответствии с действующими программами для общеобразовательных школ и требованиями к обязательному минимуму содержания образования, предназначена для подготовки учащихся 11 классов к сдаче экзамена по русскому языку в форме ЕГЭ. Она содержит систематизацию и обобщение знаний учащихся за курс основной (полной) школы, углубляет знания, полученные в 10 классе.
Одно из главных мест занимает работа над культурой речи. Этот материал имеет ярко выраженную практическую направленность. Именно подготовка к экзамену по русскому языку в тестовой форме дает шанс приобрести необходимую языковую и риторическую эрудицию, ориентирует на интерпретацию текстов разных стилей и написание рецензии.
Данная программа по русскому языку формирует следующие компетенции:
Лингвистическую, определяющую знание основных сведений о языке и умение применять их на практике;
Языковую, основанную на практическом владении русским языком, знании языковых норм, орфоэпии, грамматики, орфографии, пунктуации;
Коммуникативную, предполагающую понимание и передачу чужой речи, создание собственных текстов (написание сочинения в части «С»).
В ходе изучения программы решаются следующие задачи:
- ликвидировать у учащихся имеющиеся пробелы;
- формировать умения и навыки устной и письменной речи;
- обогащать словарный запас и грамматический строй речи: способствовать развитию творческих способностей учащихся.
Содержание учебного материала (основные блоки) № П/П | ТЕМА | КОЛ-ВО ЧАСОВ | ФОРМА КОНТРОЛЯ |
1 | Повторение пройденного в 10 классе | 1 | Тест |
2 | Пунктуация | 25 | Тест, к/д, с/р |
3 | Культура речи | 7 | Анализ текста, создание собственного текста, анализ языковых ошибок |
4 | Повторение и систематизация | 1 | Тест |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Тема 1. Повторение пройденного в 10 классе.
Единицы языка. Разделы и принципы русской орфографии. Орфограмма. Орфографическая ошибка. Виды орфограмм. Условия выбора орфограмм. Орфографическое правило. (1 час)
Тема 2. Пунктуация.
Назначение пунктуации. Единица русской пунктуации. Знаки препинания и их функции.
Условия выбора знаков препинания. Знаки завершения, разделения, выделения. (24 часа)
Тема 3. Культура речи.
Выбор языковых средств. Литературный язык и его нормы. Языковая норма и языковая ошибка. Произносительные нормы. Лексические нормы. Морфологические нормы. Синтаксические нормы. Виды языковых ошибок. Словари правильности русской речи. ( 7 часов)
Тема 4. Повторение и систематизация пройденного. (1 час)
КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ (ПОУРОЧНОЕ) ПЛАНИРОВАНИЕ №№ | Тема | Форма контроля | Дата |
1 | Повторение пройденного в 10 классе | Тест | 07.09 |
2 | Входящий контроль | Диагностическая работа. | 14.09 |
3 | Смысловой отрезок как носитель информации и как единица пунктуации. Виды смысловых отрезков: слово, словосочетание, предложение. | | 21.09 |
4 | Синтаксическое оформление смысловых отрезков. Пунктуационная норма и пунктуационная ошибка. | Практическая работа | 28.09 |
5 | Знаки препинания и их функции: завершение, выделение, разделение. | | 12.10 |
6 | Принципы русской пунктуации. | | 19.10 |
7 | Грамматические и смысловые приметы (признаки) смысловых отрезков, требующие выделения знаками препинания. | | 26.10 |
8 | Условия выбора знаков препинания в предложении и тексте. | Контрольная работа | 02.11 |
9 | Знаки завершения в изолированном предложении и тексте | | 09.11 |
10 | Условия выбора знаков завершения | | 23.11 |
11 | Опознавательные признаки смыслового отрезка, требующие применения знаков завершения | | 30.11 |
12 | Виды пунктуационных правил, регулирующих выбор знаков завершения. | | 07.12 |
13-14 | Трудные случаи в применении пунктуационных правил, регулирующих выбор знаков препинания Зачетный практикум | | 14.12 |
15 | Виды дополнительной информации в простом предложении | | 21.12 |
16 | Смысловые отрезки простого предложения, несущие дополнительную информацию | | 28.12 |
17 | Знаки препинания, используемые для выделения смысловых отрезков, несущих дополнительную информацию | | 11.01 |
18 | Опознавательные признаки смысловых отрезков, требующих применения знаков выделения. Условия выбора знаков выделения. | | 18.01 |
19 | Названия (виды) пунктуационных правил, регулирующих выбор знаков выделения | | 25.01 |
20 | Трудные случаи в применении пунктуационных правил, регулирующих выбор знаков препинания. тест | | 01.02 |
21 | Смысловые отрезки предложения и текста, требующие разделения знаками препинания; их синтаксическое оформление. | | 08.02 |
22 | Грамматико-смысловые значения, возникающие между смысловыми отрезками, разделяемыми знаками препинания. | | 15.02 |
23 | Знаки препинания, используемые для разделения смысловых отрезков в предложении и тексте. | | 01.03 |
24 | Опознавательные признаки смысловых отрезков, разделяемых знаками препинания. Условия выборы знаков препинания.1 | | 22.03 |
25 | Виды пунктуационных правил, регулирующих выбор знаков разделения. | | 29.03 |
26 | Трудные случаи в применении пунктуационных правил, регулирующих выбор знаков | | 05.04 |
27 | Культура речи: правильность и уместность выбора языковых средств | Контрольный тест | 12.04 |
28 | Литературный язык и его нормы | | 19.04 |
29 | Виды языковых ошибок. Анализ ошибок | Комплексное собеседование | 26.04 |
30 | Ученые- лингвисты, внесшие значительный вклад в разработку проблем культуры речи | Индивид. сообщения | 03.05 |
31 | Речевое мастерство. Выбор языковых средств речи (в соответствии с темой, замыслом, стилем, адресатом (получателем)). | Создание собственного текста | 10.05 |
32 | Роль выдающихся писателей, поэтов, ученых, общественных деятелей в становлении русского литературного мастерства. | Доклады, выступления | 17.05 |
33 | Повторение и систематизация пройденного | Контрольный тест | 24.05 |
34 | Итоги года |