Министерство цифрового развития государственного управления информационных технологий и связи Республики Татарстан
государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«Международный центр компетенций –
Казанский техникум информационных технологий и связи»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.03 Информационные технологии
ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
09.02.06 Сетевое и системное администрирование
Квалификация – сетевой и системный администратор
Казань, 2021
Рабочая программа рассмотрена и одобрена цикловой комиссией математики и информационных технологий Председатель цикловой комиссии ____________ Р.Ф. Ибрагимова Протокол № 1 от «_28_» августа 2021 г. | | УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по УР ГАПОУ «МЦК – КТИТС» ____________ О.С. Тимофеева от «_28_» августа 2021 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.03 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
для специальности 09.02.06 Сетевое и системное администрирование
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 09.02.06 Сетевое и системное администрирование, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 09 декабря 2016 г. № 1548 и примерной основной образовательной программы, разработанной Федеральным учебно-методическим объединением в системе среднего профессионального образования по укрепленным группам профессий, специальностей 09.00.00 «Информатика и вычислительная техника».
Разработчик:
Мусина Марина Владимировна, преподаватель государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Международный центр компетенций –Казанский техникум информационных технологий и связи».
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ……………4
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………….5
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………10
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ….12
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.03 Информационные технологии
1.1 Область применения рабочей программы
Настоящая рабочая программа учебной дисциплины является частью образовательной программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО 09.02.06 Сетевое и системное администрирование базовой подготовки, входящей в укрупненную группу ТОП-50 специальностей 09.00.00 «Информатика и вычислительная техника».
1.2 Место дисциплины в структуре основной образовательной программы: общепрофессиональный цикл и может быть использована для реализации учебного процесса с применением дистанционных образовательных технологий.
1.3 Цель и планируемые результаты освоения дисциплины
Код ПК, ОК | Умения | Знания |
ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 5, ОК 9, ОК 10, ПК 3.1, ПК 3.5, ПК 3.6 | - обрабатывать текстовую и числовую информацию; - применять мультимедийные технологии обработки и представления информации; - обрабатывать экономическую и статистическую информацию, используя средства пакета прикладных программ. | - назначение и виды информационных технологий, технологии сбора, накопления, обработки, передачи и распространения информации; - состав, структуру, принципы реализации и функционирования информационных технологий; - базовые и прикладные информационные технологии; - инструментальные средства информационных технологий. |
1.4 Обоснование вариативная часть
Вариативная часть предназначена для:
- углубления подготовки, определяемой содержанием основной части образовательной программы;
- углубления профессиональных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда.
В результате освоения вариативной части учебной дисциплины студент должен освоить и уметь использовать базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ.
В результате освоения вариативной части учебной дисциплины студент должен знать базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 92 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 80 |
в том числе: | |
теоретическое обучение | 30 |
практические работы | 50 |
Самостоятельная работа студента | 1 |
Консультация | 1 |
Промежуточная аттестация в форме экзамена | 10 |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.03 Информационные технологии
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающегося | Объем часов обязательной части | Объем часов вариативной части | Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Раздел 1. | ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. Виды программного обеспечения. Технология работы с операционными системами. | 10 | 8 | |
Тема 1.1 Информация и информационные технологии | Содержание учебного материала | 2 | | ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 5, ОК 9, ОК 10, ПК 3.1, ПК 3.5, ПК 3.6 |
1 | Понятие о информации, технологии и информационных технологиях. Информационные системы и виды. Задачи и классификация информационных технологий. Современные smart-устройства. |
Тема 1.2 Виды программного обеспечения. Технология работы с операционными системами. | Содержание учебного материала | 4 | 4 | ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 5, ОК 9, ОК 10, ПК 3.1, ПК 3.5, ПК 3.6 |
1 | Виды программного обеспечения. Системное ПО, функции операционных систем, сервисное ПО, вирусы и антивирусы. |
2 | Технология работы с операционными системами семейства Windows, Linux. Назначение. Виды. Файловая система. |
3 | Поисковые системы. Работа с русскоязычными серверами.Google Forms. |
4 | Облачные приложения. Установка. Облачный сервис с хранением Облако. |
Практические занятия | 4 | 4 | ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 5, ОК 9, ОК 10, ПК 3.1, ПК 3.5, ПК 3.6 |
1 | Практическая работа №1. Настройка и оптимизация среды графической ОС по заданным условиям. |
2 | Практическая работа №2. Работа с русскоязычными серверами. Сетевое анкетирование. |
3 | Практическая работа №3. Основы облачных вычислений. Основы работы с Wuala. |
4 | Практическая работа №4. Облачный сервис хранения Облако@mail.ru. Создание учетных записей, работа с различными документами |
Раздел 2. | ТЕХНОЛОГИИ ОБРАБОТКИ ТЕКСТОВОЙ И ЧИСЛОВОЙ ИНФОРМАЦИИ | 26 | 10 | |
Тема 2.1 Технология обработки текстовой информации | Содержание учебного материала | 4 | | ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 5, ОК 9, ОК 10, ПК 3.1, ПК 3.5, ПК 3.6 |
1 | Текстовый процессор. Создание и форматирование документа. Разметка страницы, шрифты, списки, таблицы, специальные возможности. |
2. | Вставка объектов в Microsoft Word. Внедрение и связывание документов других приложений. |
Практические занятия | 8 | 8 | ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 5, ОК 9, ОК 10, ПК 3.1, ПК 3.5, ПК 3.6 |
1 | Практическая работа №5. Работа с клавиатурным тренажером. |
2 | Практическая работа №6. Создание документа по шаблону. Создание шаблонов и форм. |
3 | Практическая работа №7. Создание текстовых деловых документов. |
4 | Практическая работа №8. Создание таблиц в текстовых документах. |
5 | Практическая работа №9. Вставка, редактирование и форматирование рисунка, таблицы или диаграммы. |
6 | Практическая работа № 10. Создание формул и уравнений в документах. |
7 | Практическая работа № 11. Внедрение и связывание документов других приложений. |
8 | Практическая работа№ 12. Комплексное использование возможностей MS Word для создания документов. |
Тема 2.2 Технология обработки числовой информации | Содержание учебного материала | 6 | | ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 5, ОК 9, ОК 10, ПК 3.1, ПК 3.5, ПК 3.6 |
1. | Табличный процессор. Создание книг, форматирование, специальные возможности. |
2 | Построение диаграмм и графиков. Форматирование готовых диаграмм. |
3 | Поиск и фильтрация данных. Типы критериев. Использование функции слияния. Создание составных документов. |
Практические занятия | 8 | 2 | ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 5, ОК 9, ОК 10, ПК 3.1, ПК 3.5, ПК 3.6 |
1 | Практическая работа №13 Вычислительные функции табличного процессора MS Excel. Графическое изображение статистических данных и прогнозирование в MS Excel. |
2 | Практическая работа №14. Расчеты с использованием абсолютной адресацией ячеек. |
3 | Практическая работа №15. Группировка и расчет промежуточных итогов в MS Excel. Подбор параметров и организация обратного расчета. |
4 | Практическая работа №16. Задачи оптимизации (поиск решения) в MS Excel. |
5 | Практическая работа №17. Связи между файлами и консолидация данных в MS Excel. |
Раздел 3. | МУЛЬТИМЕДИА ТЕХНОЛОГИИ | 6 | 6 | |
Тема 3.1 Мультимедиа технологии | Содержание учебного материала | 4 | | ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 5, ОК 9, ОК 10, ПК 3.1, ПК 3.5, ПК 3.6 |
1 | Мультимедийные программы, позволяющие обрабатывать фото, аудио и видеоинформацию. |
2 | Использование различных программ приложений для создания презентаций (Canva). |
Практические занятия | 2 | 6 | ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 5, ОК 9, ОК 10, ПК 3.1, ПК 3.5, ПК 3.6 |
1 | Практическая работа №18. Создание видеоролика с применение эффектов по индивидуальным темам |
2 | Практическая работа №19. Редактирование готового видеофильма. |
3 | Практическая работа №20. Создание презентаций с применением мультимедийных технологий. |
4 | Практическая работа №21. Демонстрация презентаций. |
Раздел 4. | ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ С ГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ | 4 | 10 | |
Тема 4.1 Технологии создания и преобразования графических информационных объектов | Содержание учебного материала | 2 | 4 | ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 5, ОК 9, ОК 10, ПК 3.1, ПК 3.5, ПК 3.6 |
1 | Компьютерная графика. Основные области применения. Графическое изображение и его обработка. |
2 | Основы работы с графическим редактором Adobe Photoshop. |
3 | Основы работы с графическим редактором Adobe Illustrator. |
Практические занятия | 2 | 6 | ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 5, ОК 9, ОК 10, ПК 3.1, ПК 3.5, ПК 3.6 |
1 | Практическая работа №22. Adobe Photoshop. Создание декоративных объектов. |
2 | Практическая работа №23. Adobe Photoshop. Работа с основными инструментами: магнитное и многоугольное лассо, волшебная палочка. |
3 | Практическая работа №24. Adobe Illustrator. Изучение интерфейса и применение инструментов для создания стандартных объектов, контуров, форм. |
4 | Практическая работа №25. Adobe Illustrator. Графический дизайн и векторная графика. |
| Самостоятельная работа обучающихся | | 1 | ОК 5 |
Работа с конспектом. Комплексная работа с применением прикладных программ MS Office. |
| Консультация | | 1 | ОК 2, ОК 5 |
Консультация к экзамену. Разбор вопросов к экзамену. |
| Промежуточная аттестация | 2 | 8 | |
Всего | 48 | 44 | |
В программе произошли корректировки в связи со слиянием близких по содержанию тем в дисциплине «Информационные технологии»
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Требования к материально-техническому обеспечению
Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения «Информационных ресурсов», «Информационно-коммуникационных систем», «Информационных технологий».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- учебно-наглядные пособия (таблицы, плакаты), тематические папки дидактических материалов, комплект учебно-методической документации, комплект учебников (учебных пособий) по количеству обучающихся.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедиа проектор.
3.2 Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
Оганесян В.О. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.О. Оганесян, А.В. Курилова. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 224 с.
Остроух А.В. Основы информационных технологий: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / А.В. Остроух. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 208 с.
Гохберг, Г. С. Информационные технологии: учебник для СПО / Г. С. Гохберг, А. В. Зафиевский, А. А. Короткин. Изд. 3-е, стереотип. - М.: ИЦ « Академия», 2020.-240с.
Михеева Е.В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности: учеб. пособие для студентов учрежд. СПО / Е.В. Михеева. – М.: Издательский центр «Академия», 2019. – 256 с.
Гвоздева В.А. Информатика, автоматизированные информационные технологии и системы: учебник- - М.: ИД "Форум": ИНФРА-М, 2017 -544с.
Федотова Е. Л. Информационные технологии в профессиональной деятельности [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Е.Л. Федотова. — М.: ИД «ФОРУМ» ИНФРА-М, 2021. — 367 с.
Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=944899
Электронные источники
Информационные технологии [Электронный ресурс]: учебное пособие / Л. Г. Гагарина, Я. О. Теплова, Е. Л. Румянцева, А. М. Баин; Под ред. Л. Г. Гагариной. — М.: ИД «ФОРУМ: ИНФРА-М», 2019. — 320 с. — Режим доступа: https://znanium.com/catalog/product/1018534
Плотникова, Н. Г. Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Н. Г. Плотникова. — М.: РИОР: ИНФРА-М, 2019. — 124 с. - Режим доступа: https://znanium.com/catalog/product/994603
Интернет- ресурсы:
http://window.edu.ru – Единое окно доступа к образовательным ресурсам.
http://znanium.com – Электронно-библиотечная система.
http:// www.edu.ru – Федеральный портал Российского образования.
http:// www.elibrary.ru – научная электронная библиотека.
https://dom.mck-ktits.ru – cайт для студентов ГАПОУ «МЦК – КТИТС» для упрощения проведения занятий с применением элементов дистанционного обучения.
https://welcome.stepik.org/ru - бесплатные онлайн курсы.
https://netology.ru/ - онлайн курсы.
https://intuit.ru/ - бесплатные онлайн курсы.
https://ru.coursera.org/ - онлайн курсы
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения | Критерии оценки | Формы и методы оценки |
Освоенные умения: - обрабатывать текстовую и числовую информацию; - применять мультимедийные технологии обработки и представления информации; - обрабатывать экономическую и статистическую информацию, используя средства пакета прикладных программ. Усвоенные знания: - назначение и виды информационных технологий, технологии сбора, накопления, обработки, передачи и распространения информации; - состав, структуру, принципы реализации и функционирования информационных технологий; - базовые и прикладные информационные технологии; инструментальные средства информационных технологий. Формированные общие и профессиональные компетенции: ОК 1. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам ОК 2. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности ОК 4. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. ОК 5. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста. ОК 9. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках. ПК 3.1. Устанавливать, настраивать, эксплуатировать и обслуживать технические и программно-аппаратные средства компьютерных сетей. ПК 3.5. Организовывать инвентаризацию технических средств сетевой инфраструктуры, осуществлять контроль оборудования после его ремонта. ПК 3.6. Выполнять замену расходных материалов и мелкий ремонт периферийного оборудования, определять устаревшее оборудование и программные средства сетевой инфраструктуры. | Критерии оценки устного ответа. «Отлично» - теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, умения сформированы, все предусмотренные программой учебные задания выполнены, качество их выполнения оценено высоко. «Хорошо» - теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые умения сформированы недостаточно, все предусмотренные программой учебные задания выполнены, некоторые виды заданий выполнены с ошибками. «Удовлетворительно» - теоретическое содержание курса освоено частично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые умения работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий содержат ошибки. «Неудовлетворительно» - теоретическое содержание курса не освоено, необходимые умения не сформированы, выполненные учебные задания содержат грубые ошибки. Критерии оценки тестирования. За правильный ответ на вопрос, задание теста или верное решение задачи выставляется положительная оценка –1 балл. За неправильный ответ на вопрос или неверное решение задачи выставляется отрицательная оценка –0 баллов. Критерии оценки: «5» – 90 – 100%; «4» – 75 – 89%; «3» – 60 – 74%; «2» – 0 – 59%. | Входной контроль, срез знаний, экзамен, индивидуальные контрольные задания, устный индивидуальный опрос, письменный опрос в форме тестирования, экспертное наблюдение и оценивание выполнения практических работ, текущий контроль в форме защиты практических работ. |