Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Селенгинская средняя общеобразовательная школа №1»
Рассмотрено на заседании МК, Руководитель МК _________________/_____________ ФИО Протокол №_____________от «________» __________2021г. | Согласовано Заместитель директора по УВР ____________/_________/ ФИО «______»____________2021г. | Утверждаю Директор МАОУ «Селенгинская СОШ №1» ______________/_____________ ФИО Приказ №__________от «_____»_________2021г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по информатике
для 9 класса
1 час в неделю (всего 34 часа)
Составитель:
учитель информатики
первой квалификационной категории,
Мордовская Светлана Владимировна
Селенгинск, 2021 г.
срок действия (1 год)
Пояснительная записка
Настоящая программа по физики для 9 класса МАОУ «Селенгинская СОШ №1 написана на основании следующих нормативных документов:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• Приказ Министерства Образования и Науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» с изменениями, внесенными приказом от 29.06.2017 № 613
• Приказ Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021г. №115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
• Санитарные правила СП 2.4.36.48-20- «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утверждены Постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2021 №28.
• СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021г. №2 (зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации 29 января 2021г., регистрационный №62296 (далее соответственно–Санитарно–эпидемиологические требования и правила, Гигиенические нормативы)
• Примерная основная образовательная программа основного общего образования;
• Приказ об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность (пр.Министерства просвещения РФ от 20.05.2020г.№254)
• Примерная основная образовательная программа основного общего образования;
• Устав МАОУ «Селенгинская средняя общеобразовательная школа №1»
• ООП ООО МАОУ «Селенгинская средняя общеобразовательная школа №1»
Программа реализуется на базе УМК
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ - 9. Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2017.
Рассчитана на текущий учебный год, 1 час в неделю, 34 часа в год.
Цели:
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составлять и записывать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных.
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Задачи:
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Планируемые результаты изучения информатики в 9 классе
Личностные результаты:
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни благодаря знанию основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты:
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
владение основными универсальными умениями информационного характера, такими как: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т. д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
ИКТ-компетентность — широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты:
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель — и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составлять и записывать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, ветвящейся и циклической;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Общая характеристика учебного предмета
Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.
Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.
Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процессапри изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов.На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.
Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.
В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.
Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.
Предмет информатика 9 класса входит в компонент образовательного учреждения. Данный курс обеспечивает непрерывность изучения предмета Информатика в среднем звене. На изучение курса в 9 классах отводится: 34 часа. Данный курс проводится в урочное время, стоит в школьном расписании как урок.
Специфика класса. Настоящая рабочая программа учитывает следующие особенности класса, в котором будет осуществляться учебный процесс.
В 9 Б классе 30 учащихся в 9 А 20. В сфере регулятивных УУД обучающиеся смогли овладеть так
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя - 67%.
Учиться высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника-70%.
Работать по предложенному учителем плану-85%.
На основании результатов видно, что трудности возникли при формировании и определении цели деятельности; умении высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника. В связи с выявившимися пробелами целесообразно в 9 классе направить работу на дальнейшее формирование способности обучающихся строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка).
В сфере познавательных УУД обучающиеся смогли овладеть такими типами учебных действий, как:
Понимать информацию в виде текста, рисунков, схем- 90%.
Группировать, классифицировать предметы на основе признаков по заданным критериям- 81%.
Требования к уровню подготовки учащихся
Личностные это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности.
Метапредметные – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях.
Предметные включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
Содержание учебного курса
1. Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования. Язык программирования Паскаль.(16ч)
Алгоритм и его формальное исполнение. Свойства алгоритма и его исполнители. Блок-схемы алгоритмов. Выполнение алгоритмов компьютером. Кодирование основных типов алгоритмических структур на объектно-ориентированных языках и алгоритмическом языке. Линейный алгоритм. Алгоритмическая структура «ветвление».
Алгоритмическая структура «выбор». Алгоритмическая структура «цикл». Переменные: тип, имя, значение. Арифметические, строковые и логические выражения. Функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования. Основы объектно-ориентированного визуального программирования.
Обработка информации. Алгоритм, свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Алгоритмические конструкции. Логические значения, операции, выражения. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм.
Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами.
Переменные на языке программирования: тип, имя, значение. Практическая работа 1.2 | Имя переменной, тип переменной, объявление переменной, оператор присваивания |
Арифметические, строковые и логические выражения и их запись на языке программирования. | Учиться записывать арифметические, строковые и логические выражения на языке программирования. |
Функции в Паскале | Изучение нового материала в режиме интеграции теории и практики решения типовых задач. |
Контрольная работа №1 | Выполнение контрольной работы или теста по изу-ченному материалу. |
Практическая работа 1.3 | Составление программы в среде программирования с использованием изученных функций |
Практическая работа 1.4 | Составление программы в среде программирования с использованием изученных функций. |
Практическая работа 1.5 | Функции даты и времени. Составление программы в среде программирования с использованием изученных функций |
Практическая работа 1.6 | Составление программы в среде программирования с использованием изученных функций. |
Практическая работа 1.7 | Способы применения оператора выбора в программной среде. Создание проекта выставления отметок |
Практическая работа 1.8 | Создание проекта вывода в поле списка числовые коды символов. . |
Практическая работа 1.9 | Создание проекта введенного слова в слово-первертыш |
Практическая работа 1.10 | Составление программы «Графический редактор». |
Практическая работа 1.11 | Разработка проекта «система координат» |
Практическая работа 1.12 | Разработка проекта «анимация» |
Решение задач по теме «Алгоритмизация и программирование» | Базовые алгоритмические структуры: следование, ветвление, цикл. |
Контрольная работа «Алгоритмизация и основы программирования» | Выполнение контрольной работы или теста по изученному материалу. |
2. Моделирование и формализация(9ч).
Окружающий мир как иерархическая система. Моделирование, формализация, визуализация. Моделирование как метод познания. Материальные и информационные модели. Формализация и визуализация моделей. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Построение и исследование физических моделей. Приближенное решение уравнений. Экспертные системы распознавания химических веществ. Информационные модели управления объектами
Представление информации.
Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе компьютерного.
Практические работы:
Практическая работа 2.1. Проект «Бросание мячика в площадку»
Практическая работа 2.2. Проект «Графическое решение уравнения»
Практическая работа 2.3. Проект «Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС»
Практическая работа 2.4. Проект «Распознавание удобрений»
Практическая работа 2.5. Проект «Модели систем управления».
Контрольная работа «Моделирование и формализация».
Логика и логические основы компьютера (3 ч).
Алгебра логики. Логические высказывания и логические переменные. Логические функции. Законы логики. Упрощение логических функций. Таблицы истинности. Логические основы компьютера.
Практическая работа 3.1. Таблицы истинности логических функций
Практическая работа 3.2. Модели электрических схем логических элементов и, или, не
Контрольная работа «Основы логики».
4. Информационное общество и информационная безопасность. (2ч).
Информационное общество. Информационная культура. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий. Правовая охрана программ и данных.
Информационные процессы в обществе. Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Личная информация, информационная безопасность, информационные этика и право.
Повторение 4 ч ОГЭ
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Общее кол-во часов | лекция | Количество |
Практическая работа за компьютером | Самостоятельная работа (Тест, зачёты, диктанты и т.д) | Контрольная работа |
1 | Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования. | 16 | 12 | 3 | 4 | 1 |
1.1 | Инструктаж по ТБ.Понятие алгоритма. Свойства алгоритма. | 1 | 1 | | | |
1.2 | Исполнители алгоритмов. Формальное исполнение алгоритма. | 1 | 1 | | | |
1.3 | Блок схемы алгоритмов. | 1 | 1 | | 1 | |
1.4 | Выполнение алгоритмов компьютером. | 1 | 1 | | 1 | |
1..5 | Основы объектно-ориентированного визуального программирования. | 1 | 1 | | | |
1..6 | Практическая работа 1.1.Знакомство с языком программирования Паскаль | 1 | | 1 | | |
1.7 | Основные алгоритмические структуры. Блок-схема | 1 | 1 | | | |
1.8 | Линейный алгоритм | 1 | 1 | | | |
1.9 | Решение задач по теме «Линейный алгоритм» | 1 | | | 1 | |
1.10 | Алгоритмическая структура «ветвление» | 1 | 1 | | | |
1.11 | Алгоритмическая структура «выбор». | 1 | 1 | | | |
1.12 | Решение задач по теме «Разветвляющаяся алгоритмическая структура» | 1 | | | 1 | |
1.13 | Алгоритмическая структура «цикл» | 1 | 1 | | | |
1.14 | Переменные на языке программирования: тип, имя, значение. Практическая работа 1.2 | 1 | | 1 | | |
1.15 | Арифметические, строковые и логические выражения и их запись на языке программирования. | 1 | 1 | 1 | | |
1.16 | Контрольная работа №1 | 1 | | | | 1 |
2 | Моделирование и формализация. | 9 | 6 | 1 | 3 | 1 |
2.1 | Окружающий мир как иерархическая система. | 1 | 1 | | | |
2.2 | Моделирование как метод познания | 1 | 1 | | 1 | |
2.3 | Материальные и информационные модели. | 1 | 1 | | | |
2.4 | Формализация и визуализация моделей. | 1 | 1 | | | |
2.5 | Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.. | 1 | 1 | | 1 | |
2.6 | Построение и исследование физических моделей. | 1 | 1 | | | |
2.7 | Практическая работа 2.1Разработка проекта «Бросание мячика в площадку». | 1 | | 1 | | |
2.8 | Приближенное решение уравнений в среде табличного процессора Excel | 1 | | | 1 | |
2..9 | Контрольная работа №2 «Моделирование и формализация» | 1 | | | | 1 |
3 | Логика и логические основы компьютера. | 3 | 2 | | 1 | 1 |
3.1 | Алгебра логики. Логические переменные и логические высказывания | 1 | 1 | | | |
3.2 | Логические функции. Законы логики | 1 | 1 | | 1 | |
3.3 | Контрольная работа №3.Логические основы устройства компьютера. | 1 | | | | 1 |
4 | Информационное общество и информационная безопасность. | 2 | 3 | - | 1 | 1 |
4.1 | Информационное общество. | 1 | 1 | | | |
4..2 | Информационная культура. | 1 | 1 | | | |
5 | Повторение. | 4 | 3 | 1 | 2 | 1 |
5.1 | ОГЭ 1-5 | 1 | 1 | | 1 | |
5.2 | ОГЭ 6-11 | 1 | 1 | | 1 | |
5.3 | ОГЭ 12-15 | 1 | 1 | 1 | | |
5.4 | Итоговая контрольная работа | 1 | | | | 1 |
| Итого. | 34 | 20 | 5 | 8 | 3 |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Кол. ча-сов | Тип урока | Виды деятельности. | Планируемые результаты усвоения содержания | Виды контроля | Домашнее задание | Дата проведения | |
Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования(16ч). |
1 | Инструктаж по ТБ.Понятие алгоритма. Свойства алгоритма. | 1 | Изучение нового материала | Изучить понятие алгоритма, свойства алгоритма. | Знать понятие алгоритма, свойства алгоритмов; уметь приводить примеры алгоритмов из собственного жизненного опыта; уметь обосновывать свойства алгоритмов | Эвристическая беседа | п.1.1.1, определения и свойства учить | | |
| Исполнители алгоритмов. Формальное исполнение алгоритма. | 1 | Изучение нового материала | Приводить примеры исполнителей Алгоритмов .Система команд исполнителя, способы записи алгоритмов, формальное исполнение алгоритма. | Знать понятия исполнитель алгоритма, система команд исполнителя, программа, процесс исполнения алгоритма компьютером. Уметь представлять алгоритм в виде блок-схемы. Знать понятия транслятор, компилятор | Текущий контроль. Опрос. Решение задач. | п.1.1.1 К.в, задания для сам-го выполнения. | | |
2 | Блок схемы алгоритмов. | 1 | Изучение нового материала | приводить примеры формальных и неформальных исполнителей; придумывать задачи по управлению учебными исполнителями; | Знать способы записи алгоритмов (словесный, школьный алгоритмический, блок-схемы). Уметь записывать алгоритмы различными способами | Решение задач | п.1.1.1 Лекция. П1.2.5 | | |
3 | Выполнение алгоритмов компьютером. | 2 | Изучение нового материала | Работа с материалом учебника. | Знать структуру алгоритмической конструкции следование. Уметь разрабатывать линейный алгоритм решения математических задач. | Текущий контроль. Опрос | п.1.1.2 Контрольные вопросы. | | |
4 | Основы объектно-ориентированного визуального программирования. | 2 | Комбинированный урок. | Классифицировать языки программирования. Назначение и области применения. Нахождение различий между языками. Примеры языков программирования. | Уметь размещать на форме элементы, изменять их расположение и размер; устанавливать свойства элементов управления при помощи инспектора объектов. | Фронтальный опрос. | П.1.1.3 Контрольные вопросы. | | |
5 | Практическая работа 1.1.Знакомство с языком программирования Питон | 1 | Практическая работа | Компьютерный практикум, решение задач. | Уметь размещать на форме элементы, изменять их расположение и размер; устанавливать свойства элементов управления | Текущий контроль Выполнение практической работы | П.1.1.3 Пр.р.1.1. Контрольные вопросы. | | |
| Основные алгоритмические структуры. Блок-схема | 1 | Изучение нового материала | Выделять основные элементы блок-схем, алгоритмические структуры: следование, ветвление, цикл | Уметь решать задачи с использованием математических моделей и с помощью составления блок-схем | Решение задач | Карточки с задачами, знать основные алгоритмические структуры | | |
6 | Линейный алгоритм | 1 | изучение нового материала | Базовая алгоритмическая структура- следование. Словесный алгоритм, блок–схема, программа | Знать основные свойства алгоритма. Знать основные формы представления алгоритмов. Уметь записывать простые алгоритмы в словесной форме и блок-схемы | Решение задач. Опрос теоретического материала. | карточки с задачами на составлении блок-схем и программ | | |
| Решение задач по теме «Линейный алгоритм» на Питоне. | 1 | Комбинированный урок. | Учиться составлять схемы по теме «линейный алгоритм» | Знать основные свойства алгоритма. Знать основные формы представления алгоритмов. Уметь записывать простые алгоритмы в словесной форме и блок-схемы | Самостоятельная работа. | П.1.2.1 Контрольные вопросы. | | |
7 | Алгоритмическая структура «ветвление» | 1 | Изучение нового материала | Учиться составлять схемы по теме «ветвление». Решение задач. | Знать структуру алгоритмической конструкции ветвление (выбор). Уметь разрабатывать алгоритмы, содержащие оператор ветвления. | Индивидуальный опрос. | П.1.2.2 №1.2 Контрольные вопросы. | | |
| Алгоритмическая структура «выбор». | 1 | Изучение нового материала | Учиться составлять схемы по теме «выбор». Решение задач. | Знать структуру алгоритмической конструкции ветвление (выбор). Уметь разрабатывать алгоритмы, содержащие оператор выбор.. | Индивидуальный опрос. | П.1.2.3 №1.3 Контрольные вопросы. | | |
8 | Решение задач по теме «Разветвляющаяся алгоритмическая структура» | 1 | Закрепление и систематизация знаний. | Базовая алгоритмическая структура - ветвление. Условие, оператор условного перехода. | Уметь изображать конструкцию «ветвление». Уметь приводить примеры алгоритмов с ветвлением. Уметь записывать условный оператор на языке программирования. | Решение задач. Проверочная работа. | карточки с задачами на составлении блок-схем и программ | | |
| Алгоритмическая структура «цикл» | 1 | Изучение нового материала | Учиться составлять схемы по теме «цикл». Решение задач. | Знать структуру алгоритмической конструкции: повторение. Уметь разрабатывать алгоритм, содержащий цикл. | Опрос теоретического материала. | П1.2.4 №1.4 Контрольные вопросы. | | |
9 | Решение задач по теме «Алгоритмическая структура - цикл» | 1 | Закрепление и систематизация знаний | Работа с базовой алгоритмической структурой - цикл. Цикл, тело цикла, цикл со счетчиком | Уметь изображать конструкцию «цикл». Уметь приводить примеры циклических алгоритмов. Уметь записывать оператор цикла на языке программирования | Решение задач | карточки с задачами на составлении блок-схем и программ | | |
| Переменные на языке программирования: тип, имя, значение. Практическая работа 1.2 | 2 | Изучение нового материала | Имя переменной, тип переменной, объявление переменной, оператор присваивания | Называть основные типы переменных .Уметь объявлять переменные и присваивать им значения | Работа с учебником, решение задач | карточки с заданиями на определение типа переменных | | |
10 | Арифметические, строковые и логические выражения и их запись на языке программирования. | 1 | Изучение нового материала, практическая работа | Учиться записывать арифметические, строковые и логические выражения на языке программирования. | Уметь объявлять переменные и присваивать им значения на языке программирования | Практическая работа №19 | П.1.4 Контрольные вопросы | | |
| Функции в Паскале | 1 | Изучение нового материала | Изучение нового материала в режиме интеграции теории и практики решения типовых задач. | Иметь представление о среде объектно-ориентированного программирования. Уметь размещать на форме элементы, изменять их расположение и размер; устанавливать свойства элементов управления при помощи инспектора объектов. | Решение задач. Опрос теоретического материала. | П.1.5 Контрольные вопросы. | | |
| Контрольная работа №1 | 1 | Урок проверки знаний | Выполнение контрольной работы или теста по изу-ченному материалу. | Знать изученный материал. | Письменный контроль. | Повторение глава 1. | | |
11 | Практическая работа 1.3 | 1 | Урок примен. зн. и Умений. | Составление программы в среде программирования с использованием изученных функций | Знать правила построения арифметических выражений, приоритет операций. | Работа на уроке, проверка домашнего задания | Глава 1. Контрольные вопросы. | | |
| Практическая работа 1.4 | 1 | Урок примен. зн. и Умений. | Составление программы в среде программирования с использованием изученных функций. | Понимать назначение встроенных функций. Уметь определять тип аргументов и возвращаемого значения. Уметь вызывать функцию. | Выполнение практической работы. | Глава 1. Контрольные вопросы. | | |
12 | Практическая работа 1.5 | 1 | Урок примен. зн. и Умений. | Функции даты и времени. Составление программы в среде программирования с использованием изученных функций | Понимать назначение встроенных функций. Уметь применять функции даты и времени в программном коде. | Выполнение практической работы | Глава 1. Контрольные вопросы. | | |
| Практическая работа 1.6 | 1 | Урок примен. зн. и Умений. | Составление программы в среде программирования с использованием изученных функций. | Уметь применять оператор ветвления в языке Паскль и алгоритмического программирования | Выполнение практической работы | Глава 1. Контрольные вопросы. | | |
13 | Практическая работа 1.7 | 1 | Урок примен. зн. и Умений. | Способы применения оператора выбора в программной среде. Создание проекта выставления отметок | Уметь применять оператор выбора в Паскале и алгоритмического программирования | Выполнение практической работы | Глава 1. Контрольные вопросы. | | |
| Практическая работа 1.8 | 1 | Урок примен. зн. и Умений. | Создание проекта вывода в поле списка числовые коды символов. . | Уметь применять оператор цикла со счетчиком в Паскале и алгоритмического программирования. | Выполнение практической работы | Глава 1. Контрольные вопросы. | | |
14 | Практическая работа 1.9 | 1 | Урок примен. зн. и Умений. | Создание проекта введенного слова в слово-первертыш | Уметь применять оператор цикла с предусловием в Паскале и алгоритмического программирования | Выполнение практической работы | Глава 1. Контрольные вопросы. | | |
| Практическая работа 1.10 | 1 | Урок примен. зн. и Умений. | Составление программы «Графический редактор». | Уметь выводить графические примитивы в область рисования. Уметь определять аргументы для вычерчивания графических примитивов. Уметь создавать различные системы координат в Паскале и алгоритмического программирования. | Выполнение практической работы | Глава 1. Контрольные вопросы. | | |
15 | Практическая работа 1.11 | 1 | Урок примен. зн. и Умений. | Разработка проекта «система координат» | Уметь создавать различные системы координат в Паскале и алгоритмического программирования. | Выполнение практической работы | Глава 1. Контрольные вопросы. | | |
| Практическая работа 1.12 | 1 | Урок примен. зн. и Умений. | Разработка проекта «анимация» | Уметь создавать анимацию. | Выполнение практической работы | Глава 1. Контрольные вопросы. | | |
16 | Решение задач по теме «Алгоритмизация и программирование» | 1 | Закрепление и систематизация знаний. | Базовые алгоритмические структуры: следование, ветвление, цикл. | Уметь решать задачи на составление блок-схем и уметь записывать их на языке программирования | Решение задач | карточки с задачами на составлении блок-схем и программ | | |
| Контрольная работа №2«Алгоритмизация и основы программирования» | 1 | Урок проверки знаний | Выполнение контрольной работы или теста по изу-ченному материалу. | Уметь решать задачи на составление блок-схем и уметь записывать их на языке программирования | Письменный контроль. | Повторить изученную тему. | | |
Моделирование и формализация(9ч). |
17 | Окружающий мир как иерархическая система. | 2 | Изучение нового материала | | Иметь представление об окружающем мире как иерархической системе | Теоретический опрос. | П.2.1 Контрольные вопросы. | | |
| Моделирование как метод познания | 1 | Изучение нового материала | Моделирование как метод познания. | Знать понятия: моделирование, формализация, визуализация. Приводить примеры моделирования в различных областях деятельности. Знать основные этапы моделирования. Иметь научные представления о моделях и технологии моделирования. | Решение задач | п.2.2.1 №2.1 Контрольные вопросы. | | |
18 | Материальные и информационные модели. | 1 | Изучение нового материала | Модели материальные и модели информационные. Их свойства. | Знать виды, материальных и информационных моделей. Уметь строить фрагменты информационных моделей различных типов. | Построение фрагментов информационных моделей. | П. 2.2.2 № 2.2 Контрольные вопросы. | | |
| Формализация и визуализация моделей. | 1 | Изучение нового материала, решение задач | Уметь приводить примеры различных моделей в жизни и учебной деятельности. | Уметь решать задачи на формальное исполнение алгоритма | Решение задач | п.2.2.3, №2.3 Контрольные вопросы. | | |
19 | Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.. | 1 | Изучение нового материала | Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере | Создавать простейшие модели объектов и процессов в виде электронных таблиц и проводить компьютерные эксперименты с использованием готовых моделей | Работа с литератур ой, разработка моделей | п. 2.3 | | |
| Построение и исследование физических моделей. | 1 | Изучение нового материала | Составление плана проведения поэтапного моделирования. Проведение компьютерного эксперимента. | Иметь навыки самостоятельного моделирования простейших процессов и проведения компьютерных экспериментов | Компьютерный экспери- мент | п.2.4 составить план моделирован (индивидуально) | | |
20 | Практическая работа 2.1Разработка проекта «Бросание мячика в площадку». | 1 | Комбинированный урок | Составление плана проведения поэтапного моделирования. Проведение компьютерного эксперимента. | Иметь навыки самостоятельного моделирования простейших процессов и проведения компьютерных экспериментов. | Компьютерный экспери- мент | П.2.4 Контрольные вопросы. | | |
| Приближенное решение уравнений в среде табличного процессора Excel | 1 | Изучение нового материала | Составление плана проведения поэтапного моделирования. Проведение компьютерного эксперимента. Анализ результатов. Построение и исследование компьютерных моделей | Иметь навыки самостоятельного моделирования решения уравнений графическим методом и проведения компьютерных экспериментов | Компьютерный экспери- мент | П. 2.5 Контрольные вопросы. | | |
21 | Практическая работа 2.2 Разработка проекта «Графическое решение уравнений» | 1 | Практическая работа | Составление плана проведения поэтапного моделирования решения уравнений. Проведение компьютерного эксперимента. Анализ результатов. Построение и исследование компьютерной модели | Иметь навыки самостоятельного моделирования приближенного решения уравнений высших степеней графическим методом и проведения компьютерного эксперимента | Практическая работа №23 | индивидуальные задания | | |
22 | Компьютерное конструирование с использованием системы компьютерного черчения. | 1 | Изучение нового материала | Составление плана проведения поэтапного моделирования построения геометрической модели. Проведение компьютерного эксперимента. Анализ результатов. Построение и исследование компьютерной модели | Иметь навыки самостоятельного моделирования простейших геометрических моделей и проведения компьютерных экспериментов | Компьютерный экспери-мент | П.2.6 Контрольные вопросы. | | |
23 | Практическая работа 2.3 «Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения | 3 | Практическая работа | Составление плана проведения поэтапного моделирования построения геометрической модели. Проведение компьютерного эксперимента. Анализ результатов. Построение и исследование компьютерной модели | Иметь навыки самостоятельного моделирования простейших геометрических моделей и проведения компьютерных экспериментов | Практическая работа №24 | индивидуальные задания | | |
24 | Экспертные системы распознавания химических веществ. Практическая работа 2.4 | 1 | Комбинированный урок. | Изучение нового материала. Выполнение практической работы. | Уметь создавать компьютерную модель экспертных систем | Текущий контроль. | П.2.7 Контрольные вопросы. | | |
| Информационные модели управления объектами. Практическая работа 2.5 | 1 | Комбинированный урок. | Изучение нового материала. Выполнение практической работы. | Уметь создавать компьютерную модель систем управления.. | Текущий контроль. | П.2.8 Контрольные вопросы. | | |
25 | Контрольная работа №3 «Моделирование и формализация» | 1 | Урок проверки знаний | Выполнение контрольной работы или теста по изу-ченному материалу. | . Знать основные этапы моделирования. Создавать простейшие модели объектов. Иметь навыки самостоятельного моделирования простейших процессов. | Письменный контроль. | Повторить тему «Моделирование и формализация» | | |
Логика и логические основы компьютера(3ч). | |
26 | Алгебра логики. Логические переменные и логические высказывания | 1 | Изучение нового материала | Изучение нового теоретиче- ского материала | Знать законы алгебры логики и уметь выполнять логические операции. | Опрос теоретического материала. | П.3.1 Контрольные вопросы. | | |
| Логические функции. Законы логики | 1 | Изучение нового материала | Изучение нового материала в режиме интеграции теории и практики решения типовых задач | Уметь пользоваться таблицами логических функций. | Опрос теоретического материала. | П.3.1 Контрольные вопросы. | | |
27 | Логические основы устройства компьютера. Базовые логические элементы..Практическая работа 3.1 | 1 | Комбинированный урок. | Изучение нового теоре- тического материала. Практическая работа № 3.1 | Знать, что представляет собой логические основы устройства компьютера. Базовые логические элементы. | Опрос теоретического материала. | П.3.2.1 Контрольные вопросы. | | |
| Логические основы устройства компьютера. Сумматор двоичных чисел. Практическая работа 3.2 | 1 | Комбинированный урок. | Изучение нового материала и практическая работа № 3.2 | Знать, что представляет собой логические основы устройства компьютера.. Сумматор двоичных чисел. | Опрос теоретического материала. | П3.2.2 Контрольные вопросы. | | |
28 | Контрольная работа №4 | 1 | Урок проверки знаний | Выполнение контрольной работы или теста по изу-ченному материалу. | Знать изученный материал. | Письменный контроль. | Повторение глава3. | | |
| Информационное общество и информационная безопасность.(2ч) |
29 | Информационное общество. | 1 | Изучение нового материала | Работа с литературой | Иметь представление об информационном обществе. Знать юридические и этические нормы в сфере информационных и коммуникационных технологий. | Опрос теоретического материала. | П.4.1 Подготовить реферат. | | |
| Информационная культура. | 1 | Изучение нового материала | Работа с литературой | Иметь представление об информационной культуре. Знать юридические и этические нормы в сфере информационных и коммуникационных технологий. | Опрос теоретического материала. | П.4.2 Подготовить реферат. | | |
30 | Правовая охрана данных.Защита информации. | 2 | Изучение нового материала | Эвристическая беседа | Выявлять и анализировать возможные вредные результаты применения ИКТ в собственной деятельности. Уметь организовывать личное информационное пространство. | Опрос теоретического материала. | П.4.3 Подготовить реферат. | | |
| Итоговое занятие. Итоговая контрольная работа за курс 9 класса. | 1 | Урок проверки знаний | Выполнение контрольной работы или теста по изученному материалу. | Знать материал курса информатики за 9 класса. | Письменный контроль. | Повторение Главы 4. | | |
31-34 | Повторение. | 4 | Систематизация знаний. | Работа с тестами. | Уметь применять полученные знания. | Опрос теоретического материала. | Глава1,глава2,глава3,глава 4. | | |
Аннотация к рабочей программе по информатике 9 класс
Рабочая программа по информатике для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего основного общего образования, примерной программы основного общего образования.
Программа реализуется на базе УМК
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ - 9. Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2017.
При данной программе на изучение курса информатики в объёме обязательного минимума содержания среднего основного общего образования требуется в 9 классе 34 часа в год из расчёта 1 час в неделю.
Цели и задачи курса информатика
систематизировать подходы к изучению предмета;
сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс среднего образования.
Данная программа призвана обеспечить базовые знания учащихся, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями. Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовым и графическим редактором, электронными таблицами. СУБД, мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций. Программой предполагается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов.
Срок реализации программы 1 год.
Программа составлена учителем информатики Мордовской С.В.