Пояснительная записка.
Программа внеурочной деятельности курса «Я в современном мире» разработана для занятий с учащимися 10 класса во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС, а также в соответствии со следующими нормативными документами:
Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, в редакции приказа Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 г. № 1644, от 31 декабря 2015 г № 1577);
Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» (N 03-296 от 12 мая 2011 г.);
Письмо Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 года № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ;
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от "29" декабря 2010 г. N 189, приложение 6
Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «СОШ № 1», утвержденная приказом от 31.08. 2016 года №
Примерная образовательная программа среднего общего образования, одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. №2/16 – з);
Основная образовательная программа среднего общего образования на 2019-2021 г.г.( принято 29.08.2019 г. №84);
Актуальность:
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению.
В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Целью программы:
Создание условий для формирования и развития социально-адаптированной личности, способной противостоять жизненным трудностям, негативным факторам жизни;
Пропаганда здорового жизненного стиля;
Формирование мышления, направленного на достижение своих жизненных целей за счет оптимального использования своих личных ресурсов по вопросам здоровья.
Задачи:
Предупреждение возникновения у подростков установки негативных явлений;
Формирование «психологии» здоровья, мотивации к коррекции образа жизни;
Овладеть элементарными правилами нравственного поведения;
Понимать место своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре своего края;
Понимание особой роли России в мировой истории и культуре.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Я в современном мире»
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и•т.•п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов — получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия, формирование у школьника социально приемлемых моделей поведения.
Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:
Личностные универсальные учебные действия:
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
Ученик получит возможность для формирования:
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм
на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое
следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся
в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
Познавательные универсальные учебные действия:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Содержание курса внеурочной деятельности «Я в современном мире»
Введение - 1 час
Вводное занятие. Знакомство с программой. Инструктаж по охране труда.
Воспитать человека -11 часов
Дискуссия «Десять заповедей – снова нравственности».
Дискуссия «Я и мой друг». Круглый стол «В чем смысл жизни?» Беседа «История одного обмана – табак». Беседа «История одного обмана – алкоголь».
Диспут «Понять и простить». Диспут «Истоки доброты». Круглый стол «Моральный долг и совесть человека». Дискуссия «Конфликтовать или не конфликтовать». Встреча с учителями – ветеранами «Учитель на все времена». Круглый стол «Дорогу осилит идущий».
Воспитать семьянина – 10 часов
Диспут «Семья в жизни человека». Круглый стол «Любовь – прекрасное чувство». Беседа «Ранние браки». Диспут «Дети без родителей». Диспут «Я и мои родители». Конкурс презентации на тему «Моя родословная». Конкурс «Традиции моей семьи». Конкурс «Бабушкины сказки». Выставка «Летопись семьи». Круглый стол «Что значит быть хорошим сыном или дочерью».
4. Воспитать патриота – 12 часов
Беседа «История семьи в истории страны». Диспут «Я – патриот». Диспут «Достойный гражданин своей страны». Круглый стол «Россия – многонациональное государство». Круглый стол «Добро и зло». Презентация «Я – гражданин своей страны». Музыкально-литературная композиция «Дети войны». Просмотр кинофильмов «Офицеры» «Девятая рота». Обсуждение фильмов. Круглый стол « Подвигу народа жить в веках». Диспут «Что я могу сделать для процветания своей страны». Итоговое занятие. Обобщение.
Форма организации:
Форма организации деятельности – коллективная, используются индивидуальные формы.
Занятия проводятся в форме бесед, диспутов, дискуссии, круглых столов, встречи, просмотры кинофильмов.
Виды деятельности:
Проектная деятельность;
Познавательная деятельность;
Проблемно-ценностное общение;
Творческая деятельность
Календарно- тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности
«Я в современном мире» для 10 класса
№ п/п | Кол- во часов | Тема занятия | Планируемые сроки | Скорректированные сроки | |
| | Введение – 1 час | | | | |
1. | 1. | Вводное занятие. Знакомство с программой. Инструктаж по охране труда. | 02.09-06.09 | | | |
| | Воспитать человека – 11 часов | | | | |
2 | 1 | Десять заповедей – основа нравственности. | | | | |
3 | 2 | Я- мой друг. | | | | |
4 | 3 | В чем смысл жизни? | | | | |
5 | 4 | История одного обмана – табак. | | | | |
6 | 5 | История одного обмана – алкоголь. | | | | |
7 | 6 | Понять и простить. | | | | |
8 | 7 | Истоки доброты. | | | | |
9 | 8 | Моральный долг и совесть человека. | | | | |
10 | 9 | Конфликтность или не конфликтность. | | | | |
11 | 10 | Учитель на все времена. | | | | |
12 | 11 | Дорогу осилит идущий. | | | | |
| | Воспитать семьянина – 10 часов | | | | |
13 | 1 | Семья в жизни человека. | | | | |
14 | 2 | Любовь – прекрасное чувство. | | | | |
15 | 3 | Ранние браки. | | | | |
16 | 4 | Дети без родителей. | | | | |
17 | 5 | Я и мои родители. | | | | |
18 | 6 | Моя родословная. | | | | |
19 | 7 | Традиции моей семьи. | | | | |
20 | 8 | Бабушкины сказки. | | | | |
21 | 9 | Летопись семьи. | | | | | |
22 | 10 | Что значит быть хорошим сыном или дочерью. | | | | | |
| | Воспитать патриота – 12 часов | | | | |
23 | 1 | .История семьи и в истории страны. | | | | |
24 | 2 | Я - патриот. | | | | |
25 | 3 | Достойный гражданин своей страны. | | | | |
26 | 4 | Россия – многонациональное государство. | | | | |
27 | 5 | Добро и зло. | | | | |
28 | 6 | Я – гражданин своей страны. | | | | |
29 | 7 | Дети войны. | | | | |
30 | 8 | Просмотр кинофильмов «Офицеры» , «Девятая рота» | | | | |
31 | 9 | Обсуждение кинофильмов. | | | | |
32 | 10 | Подвигу народа жить в веках. | | | | |
33 | 11 | Что я могу сделать для процветания своей страны. | | | | |
34 | 12 | Итоговое занятие. Обобщение. | | | | |
Итого часов------34 часа | | |